-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в fous

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.04.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 410





6

Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 13:59 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 6-я



География стиля модерн в Москве:  эстетика в урбанистическом контексте

 

Все гиперссылки ведут на отдельные посты в блоге "Прекрасная эпоха Модерна"

 

В то время, как повсюду в центральных районах города вырастали новые торговые и деловые здания, культурные учреждения (в особенности театры и музеи) и доходные дома, территория за Садовым кольцом была отмечена вокзалами, обслуживающими Московский железнодорожный узел. Большинство вокзальных зданий существовавших в конце XIX века, были оформлены хотя и в эклектическом, но вполне рациональном стиле. В начале XX века, по мере расширения и консолидации железнодорожной сети, наиболее важные из вокзалов подверглись реконструкции.

Может быть, самым ярким примером использования стиля модерн применительно к крупному функциональному общественному сооружению являет собой реконструкция Шехтелем Ярославского вокзала, начального пункта Северной железной дороги, ведущей из Москвы через Ярославль в Архангельск.

 

Ф.О. Шехтель. Проект нового фасада Ярославского вокзала.  1902-4 г.

 

Работа над этим проектом реконструкции велась одновременно с работой Виктора Васнецова над проектом Третьяковской галереи (см. Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 3-я), и, подобно своему наставнику Васнецову, Шехтель сумел перевести традиционную русскую орнаментику на современный ему язык неорусского стиля. Впервые этот стиль был использован архитектором в разработке серии деревянных павильонов для русского отдела Международной выставки в Глазго (1901), где традиционные декоративные элементы были переосмыслены им с акцентом на многокрасочность и пластичность форм.

 

Ф.О. Шехтель. Главный павильон Русского отдела на Международной выставке в Глазго.  1901 г.
Проект. Бумага, тушь 68,5х50



Читать далее...

5

Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 13:59 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 5-я



География стиля модерн в Москве:  эстетика в урбанистическом контексте

 

Все гиперссылки ведут на отдельные посты в блоге "Прекрасная эпоха Модерна"

 

Если новые доходные дома преобразили обширные территории в центре Москвы, то и архитектура особняков также ярко демонстрировала гибкость и подвижность стиля модерн. Никогда еще со времени неоклассики конца XVIII века не осуществлялось такое глубокое переосмысление архитектуры жилища с целью достижения большего комфорта, лучшей эстетики и удобства планировки. Москва представляла особенно благоприятную среду для создания памятников купеческому вкусу, воплощенному в особняках конца XIX века в стиле эклектики или в «русском» стиле. В самом конце века строительство домов для московской предпринимательской элиты стало часто вестись по современным проектам, в которых использовались изогнутые металлические детали, характерные для аrt nouveau, и конструкции в виде блоков из стекла и кирпича. Новые особняки можно было встретить в большинстве районов в центре, однако, наибольшая их концентрация приходится на тихие улочки и переулки в западной части, между Остоженкой и Поварской улицами, соединяющими Бульварное и Садовое кольца.

Самым плодовитым создателем домов среди московских модернистов был Лев Кекушев. Он был законченным эклектиком с неистощимым стилистическим репертуаром, включавшим в себя и ранние работы в манере Beaux Arts. В конце века он совершил прорыв, построив дом Листа в Глазовском переулке (1898-1999). В нем видны элементы Art nouveau, как в контрапункте кирпича и камня, так и в создании асимметричной конструкции из прямоугольных компонентов.

 

Особняк Листа (Москва, Глазовский пер., 8) /источник фото/



В постройках, осуществленных в 1900-e годы и, особенно, в проекте собственного дома на Остоженке, Кекушев полностью отдался игре с пластикой материала и конструктивных решений. Как и во многих московских домах этого периода, Кекушев использовал фактуру кирпичного фасада для контраста с массивными каменными и бетонными деталями конструкции - от гранитного руста основания к скульптурно оформленным вертикалям, определяющим устремленность вверх главной плоскости фасада и угловой башни.

Читать далее...

4

Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 13:58 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 4-я



География стиля модерн в Москве:  эстетика в урбанистическом контексте

 

Все гиперссылки ведут на отдельные посты в блоге "Прекрасная эпоха Модерна"

 

Решающее влияние стиля модерн на московскую архитектуру произошло в строительстве жилых зданий, как особняков, так и доходных домов, в проектах которых делался акцент на применении декоративных приемов наряду с более рациональным использованием внутреннего пространства. Можно даже сказать, что широкое жилищное строительство в Москве явилось по сути дела продуктом нового стиля, чьи стандарты благоустройства, комфорта и технического прогресса отвечали запросам численно растущего и все более процветающего среднего класса и слоя свободных профессионалов, населявших центральную часть Москвы, границы которой расширялись вместе с развитием сети трамвайных линий. Несмотря на отчаянную нехватку жилья для низших классов, значительные участки городской территории оставались не застроенными; поэтому строительство крупных многоквартирных комплексов предназначалось для привлечения достаточно состоятельных клиентов.

Очевидным успешным примером реализации этой тенденции могут служить два крупных блока доходных домов на Сретенском бульваре - северо-восточном сегменте Бульварного кольца, - построенные в 1899 - 1902 годах для страхового общества «Россия» по проекту архитектора Ивана Проскурина. Подобно многим доходным домам, возведенным в 1890-е годы, здесь были употреблены детали, заимствованные у итальянского Ренессанса, в сочетании с готическими шпилями на доминантной угловой башне, имитирующей Спасскую башню Кремля. Этот жилищный комплекс превосходил своим масштабом и качеством все, что было построено в Москве, а может быть и в Петербурге, в 1890-е годы.

 

Дом страхового общества "Россия" (Москва, Сретенский бульвар, 6/1)

 

Похоже, что этим проектом впечатлился Ле Корбюзье (его собственное здание - дом Центросоюза, построенный в советское время, находится в двух кварталах от бульвара). На практике это было самодостаточное «место обитания» с привлекательным открытым двором в середине. Неразвитость коммунальных служб в тогдашней Москве требовала, чтобы подобный крупный проект включал в себя собственные источники воды, тепла и электричества. Значительные вложения, необходимые для такого масштаба строительства и коммунальных служб, обычно могли делаться только страховыми компаниями (как и в случае гостиницы «Метрополь»), и общество «Россия» уже предприняло за год до этого (1898) строительство другого доходного дома на Лубянской площади. Хотя эти два проекта и не содержат слишком много стилистически черт модерна, их создание было продиктовано тем самым экономическим климатом, который подталкивал развитие нового стиля.

Читать далее...

3

Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 13:58 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 3-я



География стиля модерн в Москве:  эстетика в урбанистическом контексте

 

Все гиперссылки ведут на отдельные посты в блоге "Прекрасная эпоха Модерна"

 

Разнообразные сооружения в стиле модерн, отражавшие те многочисленные экономические и культурные перемены, которые протекали в Москве на рубеже веков, возникали вдоль радиальных магистралей, идущих от московского финансового ядра. Между Петровкой и Тверской, которые ведут из центра на северо-запад, Шехтель создал в Московском Художественном театре один из самых блестящих своих интерьеров. Поскольку ограниченные средства театра были почти полностью истрачены на интерьер - не на роскошную отделку, а на современное освещение и устройство сцены, - Шехтель не смог реализовать полностью свой замысел фасада в стиле модерн. Поэтому здание сохраняет эклектический характер, присущий многим строениям в центре Москвы.

 

Московский Художественный театр (Москва, Камергерский переулок, 3)

 

На Петровке также находился пассаж, построенный в той версии нового стиля, в которой подразумевалось использование классики, и ряд доходных домов стиля модерн, включая один по проекту Адольфа Эрихсона.

Самым примечательным, однако, сооружением, воздвигнутым по чертежам Эриксона, был дом - штаб-квартира издательского магната И.Д.Сытина на близлежащей Тверской (1905 – 1907).

 

Дом И.Д.Сытина (Москва, Тверская улица, 18Б)

 

Издатель газеты «Русское слово», Сытин печатал также массовые издания русской и зарубежной литературы, которые пользовались колоссальной популярностью; поэтому ему нужно было обзавестись многоцелевым помещением с жилым, производственным и торговым отсеками. В своем проекте Эрихсон употребил железобетон для создания открытого, ничем не загроможденного рабочего пространства, освещенного большими окнами. В самом начале века этот подход уже использовался Шехтелем, но Эрихсон пошел дальше в раскрытии его декоративных возможностей через разнообразный выбор окон, включая круглые и модифицированные венецианские с декоративными изогнутыми оконными рамами, характерными для раннего модерна. Плоскость главного фасада отделана слегка глазурованным кирпичом и кое-где под карнизом и по углам здания разбросаны декоративные элементы штукатурки (в том числе женские маски). Если декоративные детали напоминают современную им венскую стилистику, то общее сетчатое членение фасада типично для московской архитектуры конторских зданий нового стиля.

Читать далее...

2

Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 13:56 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 2-я



География стиля модерн в Москве:  эстетика в урбанистическом контексте

 

Все гиперссылки ведут на отдельные посты в блоге "Прекрасная эпоха Модерна"

 

Переход к новому стилю и размах перемен, которые он влек за собой, впервые в широком плане проявились в московской гостинице «Метрополь», идея строительства которой возникла в конце XIX века. Заказчиком выступило Петербургское страховое общество, задавшееся целью создать в Москве гостиницу, отвечающую мировым стандартам архитектуры, внутреннего комфорта и роскоши, однако «Метрополь» ожидала запутанная архитектурная судьба. Даже принятый к осуществлению проект Вильяма Валькота подвергся существенным, порой до неузнаваемости, переработкам еще до того, как в 1899 начались строительные работы. За пять лет строительства в проект были вовлечены другие архитекторы, и среди них Лев Кекушев, который надзирал за строительством и внес в проект немало своих добавлений.

 


Гостиница "Метрополь" (Москва, Театральный проезд, 1/4)

 

В «Метрополе» есть много черт, позволяющих считать его вехой в становлении стиля модерн. Хотя в нем и есть элементы горизонтального и вертикального членения, и в середине главного фасада присутствует крупная арочная панель, в самом фасаде, по сути, нет отсылок к ордерной системе. Новый стиль разработал такую тектонику, при которой структурная масса формировалась без отсылок к иллюзорным несущим элементам конструкции. Ведущую экспрессивную роль стали играть композиция и материал, и в «Метрополе» мы видим пример такого подхода в переходе от облицованной камнем аркады первого этажа к верхним этажам, выполненным в оштукатуренном кирпиче с глубоко посажеными окнами без всякого декоративного обрамления. Два средних этажа заключены между горизонтальными полосами, образуемыми ажурными металлическими балконами; вертикальное членение - и утилитарное, и декоративное - выполняется стеклянными фонарями в центре и по бокам главного фасада. Контраст композиционного решения и материала получает завершение в узорчатой кирпичной кладке верхнего этажа, в комбинировании декоративного искусства и конструктивной формы.

Читать далее...

1

Воскресенье, 07 Июня 2009 г. 13:55 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Уильям К. Брумфилд. География стиля модерн в Москве. Часть 1-я



География стиля модерн в Москве:  эстетика в урбанистическом контексте

 

Все гиперссылки ведут на отдельные посты в блоге "Прекрасная эпоха Модерна"

 

При всем том внимании, которое уделяется архитектуре крупных российских городов на рубеже прошлого и позапрошлого столетий, точно установить время начала происходившего в этот период перелома в архитектуре установить не удается. В речах, звучавших на третьем съезде русских зодчих в 1900 году в Петербурге, почти ничего не говорилось о новых веяниях в архитектуре, хотя дебаты относительно изучения актуальности русской средневековой архитектуры в поисках своего национального стиля уже прекратились. В то же время существовали свидетельства того, что за стенами зала съезда действовали новаторские силы - на архитектурной выставке демонстрировались проектные разработки Федора Шехтеля, наиболее талантливого из молодых архитекторов, работавших в Москве, и число выступлений на съезде, посвященных технике, далеко превосходило количество тех, что посвящались «художественным» проблемам.

 

Шехтель Фёдор (Франц) Осипович

 

И это было знаком того, что новые материалы и технические возможности уводят представителей архитектурной профессии от обсуждения исторических и идеологических вопросов к новому рационализму. Даже традиционалист Александр Бернардацци, чье здание новой биржи в Одессе (1899) было полно заимствований от Дворца дожей, выступил на съезде с одобрительными замечаниями относительно новых возможностей, открываемых перед архитекторами использованием стекла, металла и новых технологий.

 

Новая товарная биржа на Полицейской, 15 в Одессе

 

Дворец дожей в Венеции

 

Большее внимание, уделявшееся на рубеже веков строительным технологиям, вовсе не означает, что эстетическими проблемами стали пренебрегать во имя прагматизма. Частые упоминания в архитектурных журналах Джона Рескина, Уильяма Морриса, художественно-ремесленных мастерских [Arts and Craft Movement] в Англии, а также творчества художников Абрамцевского кружка (по названию имения Саввы Мамонтова, центра прикладных искусств и художественных ремесел с 1870-х годов), говорят о том, что в эпоху торгово-промышленной экспансии эстетический подход и к дизайну, и к архитектуре переживал беспрецедентный подъем. И все же проникновение «нового стиля» - модерна - в русскую архитектуру происходило без деклараций и без определенного направления. Стиль модерн, в применении которого в Москве и Петербурге наблюдались значительные различия, приобрел и сохранял изменчивые черты, отражающие многообразие источников вдохновения - от Вены до Глазго. Даже в творчестве Шехтеля, у которого больше, чем у кого-либо другого из архитекторов, этот стиль получил законченность и выразительность, присутствовал чрезвычайно широкий диапазон стилей, заимствованных и комбинируемых в духе русского эклектизма.

Читать далее...

yeah

Суббота, 30 Мая 2009 г. 23:19 + в цитатник
Это цитата сообщения Вибрация [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

у нас тут по ходу клуб долбанутых собрался ;)

мдрн

Вторник, 26 Мая 2009 г. 23:40 + в цитатник
Это цитата сообщения La_belle_epoque [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Модерн на Каменном острове (Санкт-Петербург). Особняк М. Э. Клейнмихель



Цитата поста iako

 

Особняк Клейнмихель, один из любимых мною памятников эпохи романтизма, находится в северо-западной части Каменного острова, на берегу речки Крестовки. в 1893 году землю и дом (возведён для Э.Женьеса, руководителя французской театральной труппы в 1836 г. архитектором А. Штакеншнейдером) "сроком на 90 лет" приобрела 47-летняя графиня Мария Эдуардовна Клейнмихель. долгое время мы знали его в одном облике (раньше стены его были зелёного цвета), но к 2007 году дом был восстановлен в первозданном виде. на сегодняшний день Каменный остров готовят под резиденцию президента России, в которую входит и особняк М.Э.Клейнмихель.




Читать далее...

мдрн

Воскресенье, 03 Мая 2009 г. 22:26 + в цитатник
Это цитата сообщения [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Расцвет Прекрасной эпохи (1900-е гг.). Основные вехи



Год 1901 

 

Философия и психология. Опубликованы: Ф. Ницше - "Воля к власти", Э. Гуссерль - "Логические исследования". В Лондоне последователи этического учения Л. Толстого начали издавать газету "Свободное слово"; в тот же год Святейший Синод постановил, что граф Толстой своими "безбожными писаниями" поставил себя вне Русской православной церкви. В Лондоне основана Британская академия, ее назначение - содействовать развитию историко-философских и филологических исследований.
Медицина. Иммунолог И.И. Мечников в работе "Невосприимчивость в инфекционных болезнях" изложил фагоцитарную теорию иммунитета. Немецкий хирург А. Бир разработал метод спинномозговой анестезии. Польские ученые Л. Мархлевский и М. Ненцкий обнаружили химическое сходство гемоглобина и хлорофилла.
Литература. И.А. Бунин - сборник стихов "Листопад", Т. Манн - "Будденброки", Р. Киплинг - "Ким", Л.-А. Буссенар - "Капитан Сорви-голова", Анатоль Франс - завершение серии романов "Современная история", Януш Корчак (Генрик Гольдшмидт) - "Дети улицы". В Москве начал выходить альманах "Северные цветы" под редакцией В. Я. Брюсова. Максим Горький возглавил издательство товарищества "Знание".
Театр, музыка. С.А. Найденов - "Дети Ванюшина", А. Стриндберг - "Кристина" и "Сон", Э. Григ - завершение "Лирических пьес", А. Дворжак - "Русалка", А.Шенберг - "Песни Гурре". В Москве торжественно открыли Большой зал консерватории. Московский Большой театр поставил оперы "Псковитянка" и "Моцарт и Сальери", в последней в роли завистника-отравителя выступил Шаляпин. Московский Художественный театр (будущий МХАТ) весной утратил в своем названии эпитет "Общедоступный", так как из-за отсутствия субсидий пришлось повысить цены на билеты. Здесь в январе Станиславский и Немирович-Данченко поставили драму "Три сестры"; роль Маши исполнила О.Л. Книппер, с которой Чехов в тот же год обвенчался в московской церкви на Плющихе.
Изобразительное искусство. А.П. Рябушкин - "Свадебный поезд в Москве", В.А. Серов - "Портрет Мики Морозова". Русский живописец Василий Кандинский, один из основоположников абстрактного искусства, основал в Мюнхене художественную группировку "Фаланга". Испано-французский художник Пабло Пикассо начал участвовать в публичных выставках, на смену модерна в его творчестве пришел "голубой период" - с подчеркнутым сочувствием к обездоленным и отверженным; в этот год он написал картину "Любительница абсента". Общество поощрения художеств стало выпускать ежемесячный иллюстрированный сборник под редакцией А.Н. Бенуа и А. В. Прахова "Художественные сокровища России".
Архитектура. В Москве: Ф.О. Шехтель - особняк А.И. Дерожинской в Штатном пер. и Торговый дом Кузнецова, С.К. Розанов - особняк Тарасова в Скатертном пер.
Случилось... Шведская Королевская академия приняла решение о присуждении Нобелевских премий. Среди лауреатов этого года оказались инициатор создания международной организации "Красный крест" А. Дюнан и В. Рентген, открывший всепроникающие лучи. В России упразднены "инородные управы", которые с 1822 года регламентировали жизнь коренных народов Сибири и Казахстана. Впервые был передан и принят трансатлантический радиосигнал; опыт провел Г. Маркони, который в аппаратуре усовершенствовал схему А. Попова. Многим мужчинам этот год сделал два подарка: в Англии узаконен бокс как вид спорта; К. Жиллет запатентовал безопасную бритву-станок.

.

Читать далее...


Поиск сообщений в fous
Страницы: [1] Календарь