Посмотрела вчера по ТВ новый фильм Михалкова "Солнечный удар". Ну, что сказать, еще раз убедилась, что все свои шедевры он создал в советское время: "Механическое пианино", "Родня", "Пять вечеров", что уж еще- навскидку не вспомню. Из постперестроечных понравились "12" (хотя это римейк американского фильма, но игра актеров просто великолепна) и "Утомленные солнцем" (первая часть, вторую даже смотреть не стала, потому что не могу вспомнить ни одного нормального сиквела). От "Сибирского цирюльника", как ни странно, не в восторге.
"Солнечный удар" показался откровенно скучным. Примерно 2/3 фильма я вообще не могла понять, к чему все это. И только где-то на последних 50 минутах стало прорисовываться, что же Михалков все-таки хотел сказать.Если примитивно сформулировать, то: затопленная баржа - это тонущая империя ("Такую страну угробили!"). А произошло все это потому, что мальчик Егорий (впоследствии чекист Георгий) уверовал в теорию дарвинизма, в то, что человек произошел от обезьяны, Бога нет, а значит нет ничего святого, а потому можно все. И главный герой не опроверг это его убеждение, а следовательно сопричастен к произошедшему. В общем, утверждения довольно спорные.
И еще другая крайность: если в ранних своих работах Михалков не жалел черной краски для белогвардейцев, то теперь наоборот: большевики топят баржу с беззащитными пленными, обманом заманив их туда, а белые сплошь все благородны (ну, кроме одного доносчика, полковника), говорят по-французски и воюют в белых перчатках. Хотя, я так понимаю, что была война, и белых и пушистых там не было: и красные топили баржи, и белые заживо сжигали людей в паровозных топках.
Теперь любовная линия. Я вообще не поняла, иде она там, в смысле любовь? Дорожная скука, адюльтер замужней дамы, которой при старом муже захотелось поиметь молодого мальчика. Я только не поняла, зачем надо было выскакивать с парохода и мчаться в первую попавшуюся провинциальную гостиницу, когда у обоих были отдельные каюты? Ну не осталось впечатления наваждения и именно "солнечного удара". И актриса, Михалков, говорят, где-то ее нашел и чуть ли не специально на нее снимал фильм. Я не поняла, что в ней? За весь фильм она двух слов не сказала, и особой игры какой-то я не увидела. А обнаженкой сейчас никого не удивишь))
Единственно, что я вынесла из этого фильма, что, пожалуй, надо прочитать рассказ Бунина "Солнечный удар", который всего-то страницы две, говорят(фильм на 3 с лишним часа). Ну, и Михалков, как всегда, непревзойденный мастер каких-то бытовых мелочей и подробностей, передающих дух эпохи.
Сопереживать меня заставил один момент: с самого начала было ясно, что все белые погибнут, хотя "Окаянные дни" я не читала, но там был один офицер с собакой, к которой он был трогательно привязан. Так вот, я думала, что будут долго и со смаком показывать, как гибнет эта собака. Но, слава Богу, этого не было.