Пейзажи и натюрморты Моиса Кислинга |
Моис Кислинг. Пейзаж, 1918.
Моис Кислинг. Пейзаж в Провансе, 1921.
В историю искусства Моис Кислинг вошел прежде всего как мастер выразительных лирических портретов, которые принесли ему заслуженную известность и славу. И хоть он не часто обращался к пейзажу, ему удалось создать интересные полотна. Моис был жизнерадостным и энергичным человеком, он умел дружить и всегда приходил на помощь тем, кто в этом нуждался, умел любить и быть верным супругом. Он любил жизнь и умел восторгаться красотой. Все его пейзажи и натюрморты пронизаны этой радостью жизни. На его полотнах яркое синее небо, местность всегда освещена солнышком, картины наполнены воздухом и светом, растительность и цветы яркие и выразительные. Его натюрморты декоративны, в них тщательно продумана композиция и цветовая гамма. Все вместе создает гармоничное ощущение радости и праздника жизни.
Моис Кислинг. Прованс, 1918.
Моис Кислинг. Пейзаж
Когда Кислинг в 1910 году приехал в Париж из Кракова, здесь было два основных места,в которых кипела художественная жизнь. В эти годы во французскую столицу съезжались молодые и амбициозные художники со всей Европы, а поскольку в средствах они чаще всего были стеснены, то селились в общежитиях — «Плавучей прачечной» (Бато-Лавуар) и «Улье» (La Ruche). Условия проживания в обоих оставляли желать лучшего, но комнаты-студии стоили сущие копейки, а у ворот кабаре «Проворный кролик» на Монмартре нищие живописцы могли разжиться бесплатным супом. Несмотря на холод, скрипучие полы, сквозняки и отсутствие удобств, художники были счастливы в этих общежитиях, потому что здесь царила настоящая творческая свобода, здесь была сама жизнь.
В разное время в Бато-Лавуар жили Поль Гоген, Пабло Пикассо, Макс Жакоб, Андре Сальмон(он, к слову, и окрестил общежитие «плавучей прачечной» из-за сходства со старыми баржами,на которых стирали белье). «Улей» заселяли по большей части выходцы из Восточной Европы — Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Цадкин — но кроме этого здесь обитали, например, Фернан Леже и Амедео Модильяни.
Моисей Кислинг успел пожить в обоих общежитиях и сполна насладился духом свободы. Как и многие художники еврейского происхождения, он бежал в Париж в том числе и из-за иудаистского запрета на изображение людей и животных. Наверняка Кислинг уже тогда понимал, что именно портреты и обнаженная натура займут центральное место в его творчестве.
Моис Кислинг. Пейзаж на Канарских островах, 1947.
Моис Кислинг. Санари-сюр-Мер, 1949.
Бесстрашный дуэлянт
Кислингу посчастливилось уехать из Кракова (который на тот момент был частью Австро-Венгрии) задолго до того, как в Германии к власти пришли нацисты. Но по большей части его отъезд был заслугой не самого художника, а его учителя — Юзефа Панкевича. Он был профессором в Академии изящных искусств в Кракове, и первым разглядел талант в подающем надежды Моисее Кислинге. Именно Панкевич, который за свою творческую жизнь экспериментировал в самых разных художественных направлениях (от импрессионизма до кубизма), посоветовал юному Моисею отправиться в столицу Франции.
В Париже Кислинг сначала обосновался на Монмартре и не пропускал ни одного мало-мальски значимого события в богемной среде. Более того, часто он сам становился инициатором этих событий. К примеру, однажды фотографии окровавленного лица молодого художника попали во многие парижские газеты и журналы. Произошло это после дуэли (и это в 1914 году!) с коллегой Леопольдом Готтлибом, секундантом которого был знаменитый мексиканец Диего Ривера. Ни один из дуэлянтов, к счастью, не получил серьезных ранений,но эта история, вышедшая за привычные рамки даже на экстравагантном Монмартре, получила широкую огласку.
Моис Кислинг. Фестиваль цветов в Сен-Тропе, 1917.
Моис Кислинг. Пейзаж
В 1912 году Кислинг решил перебраться на Монпарнас, где прожил следующие 27 лет. И снова сработало безошибочное чутье художника. Он стал одним из первых живописцев, которые покинули Монмартр. После Первой Мировой войны именно Монпарнас стал средоточием творческой жизни Парижа. И здесь же в августе 1917 года с размахом прошла свадьба Кислинга с Рене Грос. Праздник длился три дня, счастливые молодожены и их гости перемещались из одного злачного места Монпарнаса в другое, пока не падали от усталости.
За несколько первых лет, проведенных в Париже, Моисей Кислинг настолько сроднился с французами, что с началом Первой Мировой войны без колебаний отправился на фронт. Он присоединился к Французскому Иностранному легиону, но прослужил недолго. Уже в 1915 году художник получил серьезное ранение в битве на Сомме и вернулся в Париж. Новая родина наградила Кислинга за мужество французским гражданством, но, к сожалению, никак не могла изменить его еврейское происхождение. Поэтому уже во время Второй Мировой,когда немецкие войска оккупировали Францию, художнику пришлось на время переехать в Штаты. В этой войне он, к слову, тоже успел поучаствовать, хотя на тот момент ему уже исполнилось 49 лет.
Моис Кислинг. Марсель, 1940.
Моис Кислинг. Марсель, 1948.
Вдохновение по расписанию
Несмотря на любовь к богемному образу жизни, во всем, что касалось работы, Моисей Кислинг был педантом и аккуратистом. Он начал рисовать еще в детстве и посвящал много времени оттачиванию своего мастерства. Художник приступал к работе ровно в 9 утра,обязательно прерываясь на обед, а затем снова писал до вечера. Однако строгий график не мешал ему поддерживать отношения с друзьями и коллегами. Частыми гостями студии Кислинга на Монпарнасе были его приятели Пабло Пикассо и Амедео Модильяни, студия которого находилась по соседству.
Моис Кислинг. Сент-Тропе
Моис Кислинг. Дорога в Провансе, 1919.
Моис Кислинг. Пейзаж. Прованс
Моис Кислинг. Прованский пейзаж, 1918.
Натюрморты
* * *
Моис Кислинг. Букет мимозы
Во время Первой мировой войны художники, оставшиеся в Париже, не прекращали работать. Кислинг с друзьями устраивали совместные выставки в кафе и маленьких галереях. А уже в 1919 году состоялась первая персональная выставка Моисея Кислинга в галерее Дрюэ. Со временем картины художника стали хорошо продаваться, он прославился благодаря своим изображениям обнаженной натуры. Нельзя сказать, что Кислинг в полной мере погрузился в модернизм, его картинам присуще скорее некое лирическое видение. Художник упрощал и округлял формы, в то же время делая своих обнаженных героинь очень «земными». Его немногочисленные пейзажи часто сравнивают с работами Марка Шагала, но особого внимания заслуживают знаменитые неповторимые портреты Кислинга, герои которых смотрят с холстов огромными полуприкрытыми глазами, придающими им не лишенный очарования немного кукольный вид.
Моис Кислинг
Моис Кислинг
Помимо работы одной из главных ценностей Кислинга была семья. Рене, с которой он познакомился в 1916 году, была рядом с ним на протяжении всей жизни. Она не была красавицей по общепринятым меркам, но компенсировала этот «недостаток» личными качествами, живым умом и потрясающим художественным вкусом. Когда в 1940 году Париж оказался во власти нацистов, Кислинг, принимая решение о переезде в Америку, думал прежде всего о безопасности жены и сыновей. В Штатах художник обосновался в Калифорнии и стал довольно известным портретистом, его работы выставлялись в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Моис Кислинг
Моис Кислинг
Моис Кислинг. Сюжет 17
Моис Кислинг. Букет цветов
Моис Кислинг. Лилии и мимоза
Моис Кислинг. Букет
Моис Кислинг. Мимоза
Моис Кислинг
Моис Кислинг. Натюрморт с рыбой, 1929.
Вскоре после окончания Второй Мировой Кислинг вернулся во Францию, несмотря на свою популярность в Америке. Видимо, любовь ко второй родине оказалась сильнее честолюбия. После возвращения Кислинг окончательно обосновался с женой и детьми в собственном доме в городке Санари-сюр-Мер. Здесь художник прожил до самой своей смерти в 1953 году, а улица, на которой он жил, с тех пор носит его имя.
Автор: Евгения Сидельникова
Моис Кислинг создал великолепную серию натюрмортов с первыми весенними цветами - мимозой. Посмотреть их можно здесь.
Рубрики: | Искусство/Пейзаж Искусство/Натюрморт Искусство/ХХ век |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |