оригинал -
ЗДЕСЬ
Др.-инд. Agni, букв. "огонь".
В ведийской и индуистской мифологии бог огня, домашнего очага, жертвенного костра.
По числу упоминаний в "Ригведе" занимает второе место после Индры (ок. 200 гимнов).
Главный из земных богов, персонификация священного огня, стоит в цетре основного древнеиндийского ритуала.
Основная функция - посредничество между людьми и богами (божественный жрец): жертвенный огонь возносит жертву языками пламени на небо.
При слабой антропоморфизации (часто не ясно, идет ли речь о божественном персонаже или о самом огне) характерно обилие упоминаний о частях его тела, часто противоречивые:
- у него три головы, РВ I 146, 1,
- ни одной головы, IV 1, 11; VI 59,6).
Обычно телесные элементы уподобляются огню по форме, цвету (золотой, сияющий и т. п.) и т. д.
- волосы, лицо, глаза, рот, зубы, язык, борода, тело, спина, руки, пальцы, ноги
- но он же и безногий, IV 1, 11
- и даже одежды.
Нередок мотив поглощения пищи и возрастания в величине.
Множество ипостасей:
огонь на небе (солнце, молния),
огонь в водах,
огонь жертвенного костра;
он и старый и молодой (I 144, 4; II 4, 5; X 4, 5).
Характерны длинные ряды отождествлений типа "Ты, Агни, - Индра..., ты, Агни, - царь Варуна..., ты Анша..., ты, Агни, - Тваштар.-, ты, Агни, - Рудра..." (II 1; V 3 и др.).
По этой же причине постоянно сравнивается с разными богами, существами, отдельными предметами.
Многочисленны версии происхождения:
он рожден в водах,
возник на небе,
родился от самого себя,
произошел от трения двух кусков древесины, понимаемого как акт зачатия,
его родители - небо и земля (III 1 и др.).
Сын Дакши, Дакшины, Илы (Иды), Пришни, жреца, жертвователя, утренних лучей, растений и т. п.
Он един (бог) и множествен (жертвенные костры); говорится о тройственной природе Агни:
он родился в трех местах: на небе, среди людей и в водах;
у него три жилища,
у него троякий свет,
три жизни,
три головы,
три силы,
три языка (X 45).
Многоформенность и абстрактность способствовали философским спекуляциям о неём как о:
всеобъемлющем начале, пронизывающем мироздание (X 88 и др., особенно - упанишады и некоторые поздние концепции),
свете, присутствующем среди людей и внутри человека (VI 9).
В поздних гимнах "Ригведы" обсуждается соотношение небесного огня с бесчисленными земными огнями. Но для большинства гимнов характерно, что Агни
горит, сияет, освещает,
обладает всеми силами,
заполняет воздушное пространство,
открывает двери тьмы,
укрепляет небо и землю, охраняет их,
восходит на небо,
рождает оба мира,
живет в воде;
знает все пути, все мудрости, все миры, все людские тайны;
наблюдает за всем на свете, правит законом;
приводит богов на жертвоприношение.
Дружествен к людям, к долгу,
соединяет супругов,
приносит богатство,
поощряет певцов,
поражает врагов, тьму.
Многочисленны имена Агни, хотя высшее из них хранится в тайне (X 45, 2):
асура, пожиратель жертвы,
первый Ангирас,
Митра,
Рудра,
Матаришван,
Бхарата и т. п.;
из эпитетов особенно известны:
Джатаведас - "знаток всех существ" ["знающий о (предшествующих) рождениях"],
Танунапат - "сын самого себя".
Вайшванара - "принадлежащий всем людям",
Нарашанса - "хвала людям".
Многообразны связи с богами - выступает совместно с адитьями, Индрой, марутами, Ямой, Сомой и др., но эти связи, как правило, не образуют сюжета. То же и в отдельных мотивах, в которых он действует вместе с человеческими персонажами
освобождает Атри, Х 80, 3;
должен доставить Аулану на небо, Х 98, 11;
Агни и Пуруравас,
Агни и Ушидж,
Агни и Ману,
Агни и Аю,
Агни и Дадхьянч
В эпический период сохраняет свои функции.
Как космическая сила вводится в рамки учения о четырех мировых периодах (см. Юга),
Как стихия преобразуется в концепции пяти элементов, из которых состоит мир.
Как особое божество отходит на второй план, становясь одним из четырех или восьми хранителей мира (Локапалы); ему отдается во власть юго-запад, иногда и восток.
Из отдельных сюжетов и мотивов с его участием можно отметить:
скрывается в водах, расчленяется и распределяется ("Брахаддевата"), ср. ведийский мотив исчезновения А. и его укрывания в водах;
прячется в водах и проклинает рыбу, лягушек (Тайтт.-самх., Мбх.);
соблазняет жен мудрецов и рождает бога войны Сканду (Мбх., ср. Мат.-пур.);
превращается в голубя, а Индра в сокола (в сказании о царе Ушинаре, Мбх. III);
повинуясь Брихаспати, оборачивается женщиной и отправляется на поиски испуганного Индры (сказание о Нахуше, Мбх. V);
мудрец Бхригу проклинает А. за то, что он выдал демону Пуломану имя его жены Пуломы (I);
исцеляет Индру (V);
посылается Индрой к царю Марутте (XIV);
как предводитель васу (напр., в войне с Раваной, "Рамаяна");
при создании богини Кали дает ей глаза, копье ("Маркандейя-пурана");
сын Ангираса (пураны), но Ангирас - приемный сын Агни (Мбх. Ill);
муж Свахи, персонифицированного ритуального возглашения, и др.
Эти сюжеты и мотивы недостаточно четки - обычно выступает как зависимый персонаж (посланец, посредник, сопровождающее лицо).
Культ обожествленного огня, как он засвидетельствован в ведах, восходит к периоду индо-иранского единства (ср. "Авесту").
Имя обнаруживает надежные индоевропейские параллели,
слав. огнь,
литов. ugnis,
лат. ignis
Следы Агни возможно, сохранились в имени божества Akni во 2-м тыс. до н. э. в Малой Азии.
Библиография
Ригведа, М., 1972, с. 93-110, 270-83;
Невелева С. Л., Мифология древнеиндийского эпоса, М., 1975, с. 84-87;
Holtzmann A., Agni nach den Vorstellungen des Mahabharata, StrasBburg, 1878;
Hertel J., Die ariache Feuer-lehre, Bd 1, Lpz., 1925;
Hauschild R., Das Selbstlob (Atmastuti) des somaberauschten Got-tes Agni, в сб.: Aslatlca. Festschrift F. Weller, Lpz., 1954, S. 247-88;
Harle J. C., Two Images of Agni and Yajnapurusa in South India, "Journal of the Royal Asiatic Society", 1962, № 1, p. 1-17.
Когда боги решили установить обряд жертвоприношений и сделать Агни жрецом, он, испугавшись, что со сгоранием жертвы иссякнет и закончится его жизнь, спрятался в глубоких водах. На земле воцарился мрак, и стали безгранично господствовать демоны. Найти Агни помогла рыба, которая устрашилась жара Агни. Агни проклял рыбу, и она с тех пор добыча человека. Боги уговорили Агни вернуться и сделали бессмертным жрецом.