Однажды я начал писать музыку... Всё началось с того, что как то раз, занимаясь музыкой на фортепиано, в одном произведении ( неприпомню точно в каком, помню разве только то, что это был Лист ) я работал над очень сложным местом. Место это было достаточно большое, поэтому я решил вначале проработать его по частям ( мотивам ) отдельными руками, затем обеими руками. После этой работы, соединив обе части вместе и проиграв их, я неожиданно для себя обнаружил некое созвучие аккордов, которое звучало невероятно красиво и необычно! Тут же я схватил нотную тетрадь и записал его. Мне захотелось продолжить. Я начал перебирать какие попало аккорды и, наверно, минуты через три, нашёл достойное продолжение. В итоге получилось неописуемо красивая гармоническая последовательность...
Переигрывая её снова и снова она потихоньку начинала мне поднадоедать. Иными словами я привык к ней и уже не находил в ней что-то необыкновенное, что-то неповторимое. И тут мне в голову пришла идея: а что если попробывать наложить на эту гармоническую последовательность какую-нибудь мелодию, тоже необычную и неповторимую, что получится тогда?
Незнаю как, но мелодию я сочинил очень быстро, притом она звучало действительно необыкновенно, она не была простой.
А уже потом, из этого небольшого отрывка получилось небольшое произведение... И хотя было оно написано не по правилам ( гармоническим, мелодическим, не было определённой структуры - формы ) оно мне очень нравилось! До поры до времени) С тех пор я и начал писать музыку, классическую музыку.
Первым делом я попытался найти в интернете учебники по композиции, и таковые, к счастью, нашлись. Из всех, наиболее удачными на мой взгляд оказались два:
Е. Месснер - Основы композиции
И.В.Способин - Музыкальная форма .
Они, конечно, уже немного устарели, но там достаточно ясно и понятно всё объясняется, приводится много примеров из различных музыкальных проиведений, что облегчает процесс усваивания материала. После тщательного и подробного изучения этих учебников сочинять стало действительно легче.
Позже мне захотелось создать свой первый сборник сочинений, в котором я бы хотел разместить все свои произведения.
На тот момент мне даже не приходило в голову то, что есть таки программы с помощью которых можно было бы вводить нотный текст. Я почему то считал, что этим занимаются какие-то особые фирмы, со специальным оборудыванием ) Позднее я случайно узнал о некой Finale которая как раз таки для этого и создана! Радости моей не было придела... Всю информацию отыскал на одном замечательном сайте - Musik-story !
Sibelius тоже неплохая программа для написания музыки, но лично мне больше по душе именно Finale. Я пользуюсь версией 2010 года ( 2010.r4 ) и пока что каких то особых недостатков не обнаружил. Программа работает стабильно, без сбоев и самое главное то, что она очень удобна и легка в освоении. Музыку на ней можно писать не только для фортепиано, но ещё и для хора, струнного квинтета, группы ударных и даже для целого симфонического оркестра! Можно также создать и свой собственный состав.
Примечательно также и то, что для этой программы можно скачать различные плагины ( к примеру Garritan Instruments for Finale ). Эти плагины полезны тем, что при проигрывании в программе вашего произведения ( которое вы туда ввели, естественно ) оно звучит не просто как какието отдельные звуки (проигранные Windows синтезатором ) а как настоящее проезведение, вживую исполненное! Этих плагинов огромное количество, но самые лучшие и реалистичные из них найти достаточно сложно.
Нотный текст вводить необычайно легко. Если у вас есть midi-клавиатура, синтезатор или цифровое пианино, можно подключить их к компьютеру, затем указать их в программе и тогда нотный текст можно будет вводить очень быстро, практически налету ( тем не менее всё равно прийдётся останавливаться и указывать некоторые нюансы, будь то знак штрих, динамика, изменение темпа - всё это прийдётся указывать самому ).
Конечно, как и многим, мне не раз приходилось задавать себе вопрос: "А стоит ли вообще заниматься композиторством?" На этот вопрос можете ответить только вы и никто другой. По прежнему люди покупают диски с классической музыкой, по прежнему существуют какието концерты/конкурсы/мероприятия среди современных композиторов, и, наконец, по прежнему классическая музыка используется в кино/компьюторных играх/рекламе и это далеко не весь список задействования классической музыки в современном мире.
Свою статью мне хотелось бы закончить словами знаменитого композитора - Майкла Наймана: " Сочинение музыки - основное дело моей жизни, которым я поглощен. Поскольку написание классической музыки требует строгой дисциплины и высокой точности, скрупулезности и не терпит спешки и стресса, то для меня это весьма умиротворяющий, можно сказать, медитативный процесс, и это помогает мне в жизни. Написание музыки приносит мне огромное наслаждение..."
http://www.musik-story.ru/