-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в f_antaz

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.11.2009
«аписей: 1189
 омментариев: 1671
Ќаписано: 4233


 ак тогда носили

ѕ€тница, 16 —ент€бр€ 2016 г. 19:32 + в цитатник
÷итата сообщени€ јстра“ј≈  ак тогда носили

ќт самого начала человеческого мира, от первых дошедших до нас проблесков его культуры мода в ней прочно зан€ла свое место. ƒаже в каменном веке находили люди врем€ украсить себ€, создать образ, заставить других обращать на себ€ внимание.

Ќо если о столь древних формах костюма мы можем судить, в основном, лишь по украшени€м и аксессуарам, то о традиционной русской одежде охотнее всего рассказывает полотно. »менно в нЄм находили удивительное сотворчество человека и высших сил, вверивших пр€хам и ткачихам некоторую часть своей власти. ∆енска€ традиционна€ одежда русских – удивительное равновесие плечевой и по€сной одежды, выбеленной и крашеной, шерст€ной и из растительных волокон.

ƒлинное

мода_9

Ѕудто бы земна€ т€га удлинила всЄ сразу: подол, рукава, кисти по€са, волосы, платок… ѕрит€нув к себе женскую фигуру, почва становилась как бы продолжением еЄ, возникал безмолвный договор, единое пон€тие о плодородии всего сущего и человека как неотделимой части природы. ƒлинное ассоциировалось со зме€ми, травами, глубокой преемственностью жизни. ¬ нЄм содержитс€ и хтоническа€ холодна€ жуть, и из€щна€ красота, патриархальна€ ограниченность, и праздное великолепие. ƒлинное прин€то считать неудобным, однако именно эта форма женской одежды в большинстве стран мира, как единственно возможна€, продержалась вплоть до XX века. —екрет содержитс€ в умении носить, ведь понЄвы и повседневные сарафаны были рассчитаны на то, чтобы их можно было подоткнуть за по€с, рубаху поддЄрнуть вверх, узкие длинные рукава зафиксировать на зап€сть€х, длинные волосы собрать проще, чем укладывать короткие, долгополые шерст€ные юбки и шубы собирают больше тепла.

≈диное, разъ€тое

мода_3

ѕон€ти€ «замкнутое» и «разомкнутое» составл€ли особую мистическую пару. ¬сЄ замкнутое считалось оберегом – гайтан, по€с, подол, свою очередь, разомкнутое открывало путь иным силам, когда это было необходимо. ќстерегались размыкать без надобности ворот и манжеты сорочек, дела€ их такими, чтобы голова и кисти рук свободно проходили без помощи застЄжек. ≈сли приходилось шить из множества деталей, то швы, как и концы одежды, часто старательно украшались, кое-где нить могла соедин€ть фрагменты ткани, не пришива€ их друг на друга, а как бы, лишь прит€гива€ встык. Ёто удивительно анатомический приЄм, ведь так соедин€ютс€ между собой кости животных и человека, то есть, одежда становилась не только второй кожей, но и вторым организмом, аватаром той или иной личности. Ќе зр€, очеловечива€ чучелко ћасленицы, весеннего деревца или  остромы их нар€жали по-женски.

”крашенное

мода_15

Ёстетика и необходимость тоже были почти неразделимыми пон€ти€ми.  расное и чЄрное, иногда ещЄ золотое и лазоревое давало отдых глазам от серебристого дерева домов, буйной летней зелени и бескрайних белых снегов.  огда глазу есть, за что зацепитьс€, злой умысел бессилен. ќн рассеиваетс€ где-то в пестр€динных клетках, задевает за тканые или вышитые ромбы с крючками, не в силах вылезти из раскинувших иглы обережных «репьЄв», сгорает в жаре тканых огненных крестов. Ќо не только цветна€ одежда защищала свою хоз€йку и подчЄркивала еЄ статус. ћерЄжки, строки, игольное кружево и вышивка белым по белому – пример самого пристального внимани€ даже к тем предметам одежды, которых вовсе никогда никому не видно, кроме самой владелицы и еЄ родственников. —ам факт дополнительной обработки ткани вводил еЄ в контур рукотворного, человеческого, близкого, домашнего, лишЄнного непредсказуемой силы. ¬кладывать такой труд в сокрытое – разве не любовь к своей сути?

ћноголикое

мода_1

—тремление мен€ть свой образ – типично женска€ черта. ¬ ней заключено сказочное очарование внезапных превращений, оборотничества, мимикрии. »митации в головных уборах коровьих рогов, птичьих крыльев и хохолков прин€то считать отголосками тотемизма. —кидыва€ передник с рукавами, показывали грудку сарафана и рукава сорочки, складыва€ сзади острым углом вниз полы понЄвы, открывали богато отделанный подол и формировали сзади то ли сорочий хвост, то ли своеобразный турнюр. ¬ головных уборах насчитывалось с дес€ток отдельных съЄмных элементов, нижние из них можно было носить и дома, верхние – по праздникам. ¬ последнее врем€ в моду вошли женские палантины, из которых можно соорудить всЄ, что угодно, от стильно пов€занного шарфа до удобного капюшона, плать€-трансформеры вовсе стали классикой, а тем временем, многофункциональна€ одежда имеет гораздо более глубокие корни, чем прин€то думать.

—татусное

мода_12

√ардероб среднестатистической русской кресть€нки, в отличие от нав€занных в советских учебниках паттернов серости и убожества, удивительно объЄмен. ¬ нЄм и перва€, перешита€ из материнской, несуразна€ одЄжка, и €ркие нар€ды девичьей поры, печальный лебединый убор невесты, богатый, т€жЄлый от дорогой отделки костюм статной молодухи первых лет, удобное платье хоз€йки и матери, горева€ ср€да вдовы, и наконец, приготовленный ещЄ в юности, смертный узел. —во€ одежда была и дл€ гор€, и дл€ радости, она давала путь тому, что нельз€ высказать никакими словами. ќна могла быть символом ожидани€, знаком солидарности, могла выражать покорность или независимость, просьбу держать дистанцию или приглашение к знакомству. Ќередко определЄнному комплекту приписывались особые магические свойства.   примеру, северна€ рубаха «рыболовка», на которой вышивались сети и разнообразные €чейки, предназначалась сугубо дл€ промысла, обеспечивала удачу и безопасность в этом деле.

«агл€дыва€ в прошлое, можно почерпнуть массу идей, чтобы, использу€ технологии насто€щего и будущего, создать мощный, индивидуальный женский образ вне тенденций, не обесцвеченный массовой культурой, не стеснЄнный рамками мнимого удобства, одновременно поразительно консервативный, несомненно национальный, проработанный до мелочей. „астичное возвращение к исконной женственности не по форме, а по сути имеет шанс стать новой общественной идеей. “ем, что женщины могут всЄ, сегодн€ никого не удивишь, но быть снаружи и изнутри частью истории, преемницей многих поколений – ещЄ один вектор личного роста, способ самоутверждени€, встреча с незнакомой, потаЄнной, но реальной собой.

 

                                                                                            http://cyrillitsa.ru/past/18480-kak-togda-nosili.html

 


 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку