-ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в f_antaz

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 18.11.2009
«аписей: 1189
 омментариев: 1670
Ќаписано: 4232


Ѕќ–»— «”Ѕ ќ¬ Ќѕ »ёЌ№'13 Ќами управл€ют паразиты

„етверг, 24 ƒекабр€ 2015 г. 17:29 + в цитатник

ј¬“ќ–џ: Ѕќ–»— «”Ѕ ќ¬ Ќѕ »ёЌ№'13 Ќами управл€ют паразиты. » это не фигура речи, не попытка изобразить красивую метафору. ¬се буквально. ѕаразиты создали наше общество в том виде, в котором мы его знаем. Ќаши отношени€ друг с другом – любовь, ненависть, дружба, вражда, ксенофоби€ – все это способы защиты. ѕаразиты дали нам религию, государство, определили социальный пор€док. ќт них зависит в нашей жизни многое. ‘ј “ »сследовани€ (Mortensen et al., 2010) обнаружили, что, когда люд€м показывают фотографии, изображающие признаки болезни, у них моментально мен€ютс€ две характеристики: снижаетс€ желание общатьс€ и уменьшаетс€ открытость новому опыту. ”ченые даже замечали, что люди при просмотре таких фотографий производ€т характерные жесты отталкивани€ руками. Ќаш мир богат самыми разнообразными культурами – одни и те же люди, но как отличаютс€ €зыки и диалекты, социально-экономическое и политическое устройство, традиции семьи и воспитани€ детей, одежда, религиозные убеждени€, обычаи и кухн€. ¬ недавней статье, получившей широкий резонанс (Fincher & Thornhill, 2012), биологи из ”ниверситета Ќью-ћексико в —Ўј выдвинули гипотезу о том, что многое из этого разнообрази€ определ€ют паразиты! ј именно инфекционные заболевани€, вызываемые паразитами, такими как лейшманиоз, лихорадка денге и многие другие. „≈Ћќ¬≈  – –≈«”Ћ№“ј“ —≈Ћ≈ ÷»» Ќачнем знакомство с этим необычным взгл€дом с паразитарной гипотезы социализации. ќна говорит, что паразиты, инфекционные и патогенные заболевани€ €вл€лись главной причиной болезней и смертности, игра€ ключевую роль в селекции человека на всем прот€жении эволюции. „еловек адаптировалс€ к этим источникам заболеваний, защища€ себ€ внутренней иммунной системой.  роме нее, у нас есть поведенческа€ иммунна€ система – передовой рубеж, помогающий избежать заражени€ еще на рассто€нии. “ак, если мы видим неоднократно, что кто-то чихает, с большой веро€тностью наша иммунна€ система активируетс€. ѕоведенческа€ иммунна€ система про€вл€етс€ в чувствах, отношени€х и поведении по отношению к другим люд€м, которые плохо выгл€д€т, поход€т на больных или зараженных. ќдним из про€влений поведенческой иммунной системы €вл€етс€ избирательна€ социализаци€. ¬се мы склонны общатьс€ с похожими на нас людьми. ј про€вл€тьс€ избирательна€ социализаци€ может по-разному (Fincher & Thornhill, 2008). Ёто может быть и этноцентризм – фаворитизм к членам своей же группы, и ксенофоби€ – нелюбовь к членам других сообществ и групп. »ли столь распространенна€ филопатри€ – стремление возвратитьс€ в место рождени€, проживать вместе с близкими людьми, не выход€ за границы привычного. „еловечество приобрело несколько сотен различных паразитов, с которыми совместно эволюционировало последние несколько миллионов лет (Cox, 2002). »ногда это даже приводило к симбиозу – так, митохондри€, производитель энергии в клетках человека, в прошлом – паразитарна€ бактери€, до сих пор имеет свой независимый код ƒЌ  (Searcy, 2003). јдаптиру€сь к этим бактери€м, мы придумывали различные методы борьбы с ними, а они вырабатывали все новые ухищрени€. Ёто поистине бесконечна€ гонка вооружений, котора€ закончитс€ еще не скоро.  ј∆ƒќћ” ѕЋ≈ћ≈Ќ» – ѕќ ћ”“јЌ“” јдаптаци€ привела к тому, что мы оказались весьма устойчивыми к некоторым паразитам и инфекци€м, живущим по соседству. ¬ то же самое врем€ мы можем быть беззащитны перед незнакомыми, принесенными из другой местности бактери€ми. Ёто было подтверждено не раз. “ак, Leishmania braziliensis – кожна€ форма лейшманиоза, котора€ передаетс€ через укусы комаров, была обнаружена в 124 разновидност€х на территории ѕеру и Ѕоливии. ¬ 124 племенах было выработано именно 124 мутанта-паразита. ѕаразиты развивались вместе с человеком, и это формировало причудливую мозаику расселени€ различных племен (Rougeron et al., 2009). “ака€ же картина наблюдаетс€ в деревн€х —удана – у каждой деревни есть свой уникальный штамм (Miller et al., 2007). ¬о многих индийских кастах – свои уникальные разновидности паразитов. ≈сть гипотеза, что сами касты образовались из-за различной адаптации к паразитам (McNeill, 1998). ѕричем чем больше опасных бактерий в среде, тем меньше размер социума. “ак, в регионах с высоким паразитарным напр€жением больше этнических групп (Cashdans, 2001). » в этом свете не удивительно, что чем ближе к южным кра€м, тем больше народностей проживает на одинаковой по площади территории. »сследователь ƒжаред ƒаймонд в статье в Nature в 1997 году писал (Diamond, 1997), что во всей ≈вропе всего лишь 63 €зыка, в то врем€ как в Ќовой √винее около 1 000 €зыков. ј¬“ќ –ј“»ё   Ќјћ «јЌ≈—Ћ» «„”∆»≈» ≈ще один любопытный факт – оказываетс€, идеи коллективизма и индивидуализма так же говор€т о степени инфекционной зараженности (Fincher et al., 2008). „ем больше веро€тности подхватить паразитарную инфекцию, тем попул€рнее в этом обществе идеи коллективизма.  оллективизм подчеркивает границы между своей группой и другими, контакты между ними ограничены. ј вот индивидуалистический подход более открыт к границам групп. „еловек в идеологии индивидуализма волен развивать свою группу, мен€ть ее и социально мобилен. ¬ то же врем€ коллективизм всегда сопровождаетс€ в той или иной степени автократией, поддержкой традиционной роли женщины (подчиненной мужчине), ограничением про€влени€ женской сексуальности. »ндивидуализм – либерален и дает женщине все, что она хочет. »нтересно, что женщины более свободны в северных странах, где паразиты выживают с трудом. ѕри этом в тех местах, где опасность заражени€ минимальна, избирательна€ социализаци€ ослабл€етс€ и люди охотнее и чаще вступают в контакт с представител€ми других культур. Ёто ведет к новым возможност€м в экономике и культуре, обмену товарами, технологи€ми и иде€ми. Ќапример, подавл€ющее большинство инноваций в  итае исходит из северных регионов, где паразитарный стресс (1) ниже, чем на юге (McNeill, 1998).  ј  ѕј–ј«»“џ –≈√”Ћ»–”ё“ —≈ћ№ё ” всех есть родители, однако люди отличаютс€ в том, насколько они близки и зависимы от своей семьи и как глубоко семейные св€зи простираютс€. ¬ ходе эволюции и в услови€х сильного паразитарного стресса люди р€дом с вами – единственна€ страховка от заболеваний. ƒержатьс€ ближе друг к другу, ограничивать контакты с внешним миром – и адаптаци€ к уже существующим паразитам позвол€ет выжить. “аким образом, жизненно важно и выгодно вкладыватьс€ в семью, и очень опасно стать изгоем. ≈сли ты индивидуалист, не чтишь семью и ведешь себ€, не огл€дыва€сь на других, кто подаст тебе воды и разожжет костер, чтобы согреть, когда ты заболеешь? „то характерно, семейные узы крепче всего именно в коллективистском обществе (Fincher & Thornhill, 2012). Ќо возникает и немного пугающа€ и печальна€ мысль: за последние п€тьдес€т лет, когда санитарные и гигиенические нормы и медицинское обслуживание нанесли ощутимый урон паразитарным инфекци€м, количество разводов достигло 50%. Ќо если паразитарна€ гипотеза верна, то получаетс€, что за крепость наших семей отвечали они?! –≈Ћ»√»я – «јў»“ј ќ“ ¬“ќ–∆≈Ќ»я ≈сли бы не паразиты, то мы, возможно, не были бы знакомы с таким €влением, как религи€. ѕринадлежность группе имеет множество элементов, которые служат границей между «своими» и «чужими»: €зык и диалект, одежда, песни, музыка, кухн€ и религи€. Ёто границы разноуровневые – внешние, как одежда, и более глубинные, как веровани€. ћы можем распознать члена своей группы или чужака издалека – по одежде и прическе, а заговорив – по €зыку и тому, во что он верит. ¬ этом смысле религиозность как элемент границы ничем не отличаетс€ о национальной кухни. (1) ѕаразитарный стресс – разный уровень возможности заражени€ инфекционными заболевани€ми, передающимис€ паразитами. ”частие в религиозной де€тельности – зан€тие, требующее инвестиций: надо выучить основы, ходить на церемонии, платить и жертвовать деньги и прочее.   тому же это приносит определенные социальные выгоды – человек повышает статус в группе. „ем дороже вход и поддержание статуса в церкви и чем строже ее пор€дки, тем выше приверженность ее последователей и более предан своей группе человек. ѕричем чем выше веро€тность заражени€ паразитарными инфекционными заболевани€ми, тем больше будет про€влений религиозности. ћета-анализ (Saroglou et al., 2004) исследований в 15 странах обнаружил, что религиозные люди благосклонны к ценност€м социального пор€дка в его неизменном виде и не приветствуют открытость изменени€м и независимость личности. Ќоррис и »нглхарт (Norris & Inglehart, 2004) заметили, что религиозность ассоциируетс€ с валовым национальным продуктом – чем хуже живут люди, тем больше они вовлечены в религию. ¬ —Ўј по уровню религиозности в различных районах можно предсказать уровень неравенства в образовании, доходах семьей и расовых предрассудков (Delamontagne, 2010). ¬думайтесь, религи€ «приходит» к тем, кто беден и необразован. — точки зрени€ эволюции, она – один из адаптивных способов выживани€ в ужасных и опасных дл€ здоровь€ услови€х. ћџ » ѕј–ј«»“џ – ¬ћ≈—“≈ »Ћ» ѕќ–ќ«Ќ№? »так, теори€ объ€сн€ет и доказывает многочисленными данными, что распространенность паразитов и их эволюци€ вместе с человеком привели к разнообразию культур в нашем обществе, определ€€ в какой-то мере его дух, религиозность, семейные ценности, традиции и многое другое.  ак и всегда в науке, у теории есть и сторонники, и противники. ¬ целом ученые не отрицают вли€ни€ паразитарного стресса, но отмечают, что необходимо больше исследований. Ќекоторые, например (Currie & Mace, 2012), отмечают, что паразитарный стресс, как и многие факторы экологического свойства, коррелируют с географической широтой. ≈сть и климато-экономическа€ теори€ (Van de Vliert, 2009), объ€сн€юща€ многообразие культур климатическими услови€ми. „ем хуже услови€ жизни, тем больше люди защищаютс€ от угроз социальными механизмами религии, семьи и общественного стро€. ‘акты накапливаютс€, и с каждым годом их все больше. √руппа исследователей (Moore et al., 2013), недавно обнаружила св€зь между паразитарным стрессом и предпочтени€ми женщин: чем выше опасность заражени€, тем больше женщины предпочитают мужественные лица партнеров. ѕсихологи из ”ниверситета ёжной ‘лориды в “ампе (Vandello & Hettinger, 2012) дополнили теорию исследовани€ми о том, что происходит в так называемых «культурах чести». ќбычно так называют общества, где удел€етс€ большое внимание девственности.  ак утверждает теори€ паразитарного стресса, группа стараетс€ не контактировать дл€ создани€ семьи с чужеземцем из-за риска получить неведомое заболевание. — другой стороны, группа не может эффективно воспроизводить себ€ собственными ресурсами, практику€ инцест, из-за генетических мутаций. ¬ этих услови€х женщина становитс€ ценным объектом, измер€емым ее «чистотой». —емь€ будущей невесты заинтересована в том, чтобы сохранить до брака ее непорочность во всех смыслах, потому что ее брак может служить трамплином к более высокому социальному статусу семьи, если она выйдет замуж за мужчину, сто€щего высоко в иерархии общества. ”ченые обнаружили коррел€цию между паразитарным стрессом и «культурой чести». Ќикто не хочет испортить «ценный товар» курением, алкоголем или распущенностью. »сследовани€ ученых будут продолжатьс€, но даже того, что нам сегодн€ известно, достаточно дл€ революционных изменений. ¬едь, усилив санитарные и гигиенические нормы, мы не только снизим заболеваемость и смертность, но и распространим либеральную идеологию, уменьшим веро€тность гражданских войн, социальное, экономическое и половое неравенство. ћожет быть, настало врем€ сказать паразитам, нашим попутчикам по эволюционному пути, последнее «прощай»? ——џЋ » ƒЋя — ≈ѕ“» ќ¬ Cashdan, E. (2001). Ethnic diversity and its environmental determinants: Effects of climate, pathogens, and habitat diversity. American Anthropologist, 103 (4), 968–991. Cox, F. E. G. (2002). History of human parasitology. Clinical Microbiology Reviews, 15, 595–612. Currie, T. E., & Mace, R. (2012). Analyses do not support the parasite-stress theory of human sociality. Behavioral and Brain Sciences, 35 (02), 83–85. Diamond, J. (1997). The Language Steamrollers. Nature, 389, 544–546. Denic, S., & Nicholls, M. G. (2007). Genetic benefit of consanguinity through selection of genotypes protective against malaria. Human Biology, 79, 145–158. Fincher, C. L. & Thornhill, R. (2008). Assortative sociality, limited dispersal: Infectious disease and the genesis of the global patterns of religious diversity. Proceedings of the Royal Society of London, B: Biological Sciences, 275, 2587–2594. Fincher, C. L., & Thornhill, R. (2012). Parasite-stress promotes in-group assortative sociality: The cases of strong family ties and heightened religiosity. Behavioral and Brain Sciences, 35 (2), 61–79. Fincher, C. L., Thornhill, R., Murray, D. R., & Schaller, M. (2008). Pathogen prevalence predicts human cross-cultural variability in individualism/collectivism. Proceedings of the Royal Society, B: Biological Sciences, 275 (1640), 1279–1285. Iannaccone, L. R. (1994). Why strict churches are strong. American Journal of Sociology, 99, 1180–1211. McCleary, R. M. & Barro, R. J. (2006). Religion and political economy in an international panel. Journal for the Scientific Study of Religion, 45, 149–175. McNeill, W. H. (1998). Plagues and peoples. Anchor. Miller, E. N., Fadl, M., Mohamed, H. S., Elzein, A., Jamieson, S. E., Cordell, H. J., Peacock, C. S., Fakiola, M., Raju, M., Khalil, E. A., Elhassan, A., Musa, A. M., Ibrahim, M. E., & Blackwell, J. M. (2007). Y chromosome lineage- and village-specific genes on chromosomes 1p22 and 6q27 control visceral leishmaniasis in Sudan. PLoS Genet, 3 (5), e71. Moore, F. R., Coetzee, V., Contreras-Garduсo, J., Debruine, L. M., Kleisner, K., Krams, I., Marcinkowska, U., Nord, A., Perrett, D. I., Rantala, M. J., Schaum, N., & Suzuki, T. N. (2013). Cross-cultural variation in women’s preferences for cues to sex- and stress-hormones in the male face. Biology Letters, 9 (3). Mortensen, C. R., Becker, D. V., Ackerman, J. M., Neuberg, S. L. & Kenrick, D. T. (2010). Infection breeds reticence: the effects of disease salience on selfperceptions of personality and behavioral avoidance tendencies. Psychological Science, 21, 440–447. Norris, P. & Inglehart, R. (2004). Sacred and secular. New York: Cambridge University Press. Rougeron, V., De Meeыs, T., Hide, M., Waleckx, E., Bermudez, H., Arevalo, J., Llanos-Cuentas, A., Dujardin, J.-C., De Doncker, S., Le Ray, D., Ayala, F. J., & Baсuls, A.-L. (2009). Extreme inbreeding in Leishmania braziliensis. Proceedings of the National Academy of Sciences, 106 (25), 10224–10229. Saroglou, V., Delpierre, V., & Dernelle, R. (2004). Values and religiosity: a meta-analysis of studies using Schwartz’s model. Personality and Individual Differences, 37 (4), 721–734. Searcy, D. G. (2003). Metabolic integration during the evolutionary origin of mitochondria. Cell Research, 13, 229–238. Sosis, R., & Bressler, E. R. (2003). Cooperation and commune longevity: A test of the costly signaling theory of religion. Cross-Cultural Research, 37, 211–239. Van de Vliert, E. (2009). Climate, affluence, and culture. Cambridge University Press. Vandello, J. A., & Hettinger, V. E. (2012). Parasite-stress, cultures of honor, and the emergence of gender bias in purity norms. Behavioral and Brain Sciences, 35 (02), 95–96.

»сточник: http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/1818/
© Ќаша ѕсихологи€

ћетки:  



concept2017   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 ƒекабр€ 2015 г. 02:26 (ссылка)
ƒа, типично западный подход к проблеме.
ѕаразитизм в своей первооснове имеет идеологическую, а не биологическую подоплЄку.
»де€ существовани€ за счЄт других (т.е. паразитизм) возникла вследствие нарушени€ гармонии базовых энергий человека. ”тратив гармонию базовых энергий (которые прин€то у нас различать через эмоциональное состо€ние человека, его чувства, внутренний отклик на ту или иную ситуацию и его реакцию на "хал€ву") человек был поставлен в услови€: прин€ть или отвергнуть поддержание своего существовани€ за счЄт посторонних энергий. ѕредпочт€ смерти существование за счЄт других человек (индивид) выбрал, как € выражаюсь, идеологию (или идею) паразитического существовани€. » не смог более отказатьс€ от неЄ, потер€в, так сказать, путеводную нить: поиск гармонии своих энергий и старание привести себ€ в гармонию с миром.
» изследовани€ "причин паразитизма" следовало бы вести в области гармонизации базовых энергий человека, то есть постаратьс€ хот€ бы создать теоретическую модель „еловека как ќбраза и ѕодоби€ Ѕожи€ на земле и затем смотреть - как этого можно добитьс€ в реальности.

 стати, автор даже не даЄт определение пон€тию "паразит", которое он стараетс€ здесь рассматривать.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
ѕерейти к дневнику

ѕ€тница, 25 ƒекабр€ 2015 г. 07:49ссылка
¬се это хорошо и замечательно. Ќо € лучше сначала вылечу простуду пон€тным способом (тем что можно потрогать, выпить, растереть) . ј уж потом буду разбиратьс€, что там с имунной системой с морально-этической стороны вопроса. ј в нас природой заложен закон экономии энергии, это во-первых - закон сохранени€ собственного тела, а уж во-вторых семь€, в третьих социум, и уж в последнюю очередь вс€кие посторонние. Ёто нужно во-первых признать, а уж потом, возможно, преодолеть
concept2017   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 25 ƒекабр€ 2015 г. 13:42 (ссылка)
Ёт точно! я просто "зациклилс€" в последнее врем€ на "верхних горизонтах". —ам болел в но€бре, кроме того была депресси€, из которой-таки выкарабкалс€. —ильный насморк вылечил тем, что закапывал урину. ќчень эффективное лекарство. ѕью воду, которую на ночь выставл€ю на балкон под небо. ѕравда, на врем€ зимы добавил в рацион м€со птицы, молоко с содой, творог, овощей и фруктов наелс€ за лето-осень. √оловные боли оставили мен€, но вот депресси€ подкралась незаметно, очень искусно: вдруг возомнил, что мен€ никто не ценит.
 оллега по работе, когда пожаловалс€ ему, сказал мне: "грех тебе жаловатьс€, у теб€ в жизни всЄ тип-топ и ты не знаешь, что ещЄ тебе улучшить, вот и депрессируешь. Ѕрось. ∆иви, делай добрые дела и не ожидай ни от кого похвалы. ѕридЄт врем€, теб€ похвал€т и оцен€т". я ему на следующий день за это спасибо сказал.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку