Почему энергосервисные контракты не приживаются в России, какие «энергосберегающие» псевдо-ноу-хау придумывают чиновники и кому невыгодно экономить на электричестве – в материале РИА «Энергетика и ЖКХ»
Закон об энергосбережении и повышении энергоэффективности (ФЗ-261) действует в России почти три года, но до сих пор практически единственным способом сокращения потребления энергоресурсов обыватели считают установку приборов учета. Впрочем, и с этой задачей предприятия ЖКХ и собственники жилья справляются, можно сказать, с трудом. Так, по информации гендиректора Фонда содействия реформированию ЖКХ Константина Цицина, сейчас в России без приборов учета тепла и воды остаются более 70% многоквартирных домов, без счетчиков электроснабжения – 60%.
При этом закон предусматривает в качестве одного их механизмов энергосбережения и повышения энергетической эффективности заключение энергосервисных контрактов. Такие договоры предусматривают внедрение комплекса энергосберегающих технологий на объектах заказчика за счет энергосервисной компании. Все расходы по модернизации берет на себя компания, оплата происходит от достигнутого эффекта экономии энергоресурсов.
Однако этот механизм в области жилищно-коммунального хозяйства и в муниципальной сфере пока особого распространения не получил. Эксперты РИА «Энергетика и ЖКХ» называют сразу несколько причин, «тормозящих» внедрение энергосервисных контрактов в «коммуналке».
Конфликт интересов: выгодно собственнику, не выгодно УК
По мнению генерального директора компании «АтомСвет» Вадима Дадыки, энергосервис – инструмент новый и пока не получивший широкого применения, а потому в России существует своего рода информационный вакуум — немногие руководители предприятий понимают принципы и преимущества энергосервиса и его отличия от кредита.
«Кроме того, образуется настоящий конфликт интересов: светодиодное освещение в ЖКХ снижает коммунальные платежи и высвобождает дополнительные энергетические мощности, что выгодно для собственников квартир и энергетиков. Но управляющая компания при этом недополучает прибыль, которая формировалась из количества оказанных услуг, проданной электроэнергии и т.д.», — отмечает Вадим Дадыка.
По его словам, есть определенные сложности и в финансовой стороне вопроса. «Для энергосервисных компаний существуют определенные риски по возврату инвестиций, и одним из требований при заключении такого контракта является предоставление банковской гарантии выполнения обязательств со стороны заказчика. Российские банки считают энергосервисный бизнес крайне рискованным, а потому отказывают мелким и средним компаниям в кредитовании энергосервисных контрактов без 100% покрытия рисков», — пояснил он.
Непроработанность нормативной базы отпугивает потенциальных инвесторов
Важным аспектом, препятствующим развитию рынка энергосервисных контрактов, является непроработанность имеющейся нормативной базы. Это часто отпугивает потенциальных инвесторов, считает старший аналитик Института энергетики и финансов Сергей Кондратьев. В частности, речь идет о положениях ФЗ-261 и постановления правительства №636 от 18.08.2010 «О требованиях к условиям контракта на энергосервис и особенностях определения начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) на энергосервис».
В первом случае в качестве обязательных требований приводятся только объем экономии и срок действия контрактов. А согласно постановлению единственным источником финансирования энергосервисного контракта могут быть сэкономленные в результате его реализации средства. «Кроме того, из-за отсутствия типовых форм контрактов инвесторам приходится разрабатывать свои варианты, что также приводит к дополнительным издержкам», — поясняет эксперт.
Другой серьезной проблемой продолжает оставаться принятие тарифных решений, добавляет Сергей Кондратьев. «К сожалению, как показал опыт 2011-2012 гг., тарифные решения, включая долгосрочные, достаточно просто пересматриваются органами регулирования. Это, в свою очередь, напрямую влияет на сроки возврата средств по энергосервисным контрактам. Кроме того, в бюджетной сфере, предприятия которой являются одним из главных возможных заказчиков, существуют дополнительные проблемы, связанные с негибкостью бюджетного законодательства, жестким порядком распределения бюджетных средств и т.д. Из-за этих причин энергосервисные контракты, скорее всего, еще достаточно долго продолжат оставаться достаточно привлекательным, но крайне рискованным инструментом привлечения инвестиций в энергоэффективность», — считает аналитик.
«Умом понимаем, что экономия есть, а в цифрах ее не видим»
Генеральный директор «Энергосервисной компании Урала» Михаил Береснев в беседе с корреспондентом РИА «Энергетика и ЖКХ» выделил два основных препятствия к развитию энергосервисных контрактов в ЖКХ – отсутствие заинтересованности и отсутствие статистики для расчета.
По его мнению, в ЖКХ можно назвать только две категории потенциальных заказчиков – управляющие компании и ТСЖ. УК это направление не интересно, считает собеседник агентства, поскольку все деньги, которые будут сэкономлены, управляющая компания обязана отдать жильцам: «Даже если компания убедит жильцов заключить контракт, она все равно сверху ничего не получит».
При этом убедить жильцов – задача еще более сложная. «Людям очень сложно это объяснить, практически нереально. Они уже настолько привыкли ко всяким «МММ» и прочим, что сразу думают – ой, нас, похоже, кто-то опять хочет обмануть! И они в чем-то правы, действительно что-то подобно происходит вокруг», — отмечает Михаил Береснев.
Нет заинтересованности и у товариществ собственников жилья, считает он: «Жителям «заморозили» коммунальную плату, дали отсрочку по оплате повышенных тарифов. Да, это правильно и нужно, но им не объяснили, что сделали поблажку, чтобы не было социального взрыва. И раз у человека в квитанции суммы остались прежние, он считает, что и так все хорошо. А заинтересованности у людей, которые первые стоят в очереди за экономией, нет совсем».
Вторая проблема – отсутствие статистики. Суть энергосервисного контракта — не просто экономия, а то, что эту экономию можно пощупать руками, увидеть в цифрах, в показаниях приборов учета и т.д., говорит Береснев. «Мы умом-то понимаем, что экономия есть от таких мероприятий, а в цифрах ее не видим! Потому что у людей нет приборов учета», — поясняет он.
«Я всегда говорю – ребят, ну не хотите заниматься энергосервисными контрактами, не надо, вы только оприборьтесь. Поставьте счетчики везде – в местах общего пользования, отдельно на лифты, освещение, отопление своего дома, воду. Даже если вы когда-то придете к энергосервисному контракту, у вас уже будет статистика, сколько у вас потреблялось в том или ином периоде, будет, с чем сравнить. А сейчас сравнивать-то не с чем», — говорит Береснев.
«Вместо того чтобы заниматься энергосбережением, они просто выключали свет»
По его словам, не меньше проблем и с муниципальными контрактами. К примеру, в одном из муниципалитетов Свердловской области после установки светодиодных светильников и их запуска на положенное число часов потребление оказалось выше, чем до замены ламп. Выяснилось, что летом городские власти просто выключали светильники, в результате потребление было меньше и счета от энергосбытовой компании, соответственно, оказывались на порядок ниже, чем должны были быть.
«Они формально выполняли требование Министерства энергетики, то есть им сказали, что надо 3% в год сэкономить, что они сделали – взяли и стали выключать свет раньше. Через год – еще раньше. Но ведь можно дойти до абсурда, вообще можно свет не включать!», — поясняет собеседник РИА «Энергетика и ЖКХ».
В целом, говорит он, власти заинтересованы в том, чтобы сокращать потребление ресурсов, менять освещение. «Но у них нет статистики, нет базового года, у них же лимиты. В бюджете заложено потребление в рублях такое-то, и когда мы зажигаем светильники, пусть даже эффективные, и они горят столько, сколько положено, потребление выходит за рамки лимитов. А местные думы увеличить эти лимиты не могут, потому что в бюджете уже заложены другие цифры. Вместо того чтобы заниматься энергосбережением, они просто выключали свет. В итоге, чем меньше горело, тем меньше денег и дали. Лимит на следующий год сделали из факта потраченных денег», — добавил он.
Но в случае с муниципальными контрактами должна быть и добрая воля администрации, считает генеральный директор КЭС-Энергосбыта Сергей Емельченков. «Если этой доброй воли нет – забудьте, ничего не будет, хоть 90% экономии покажете», — отмечает он.
Стоит отметить, что власти Свердловской области планируют наращивать количество энергосервисных контрактов в бюджетной и муниципальной сфере. По данным Министерства энергетики и ЖКХ, на сегодняшний день в регионе заключено 26 договоров на общую сумму 18 млн. 395 тысяч рублей. В следующем году объем финансирования должен увеличиться.
Анна Жилова
www.ejnews.ru