Едва ли не каждый герой этой книги говорит в интервью: "Я был первым". Это правда. Каждого из них двигало вперед одиночество и уверенность в том, что только он знает, видит и чувствует современный танец.
Дело в том, что в России современный танец с момента своего появления представлял не столько новую технику движения, сколько инако-, интересно мыслящую личность. Иногда эта личность - хореограф, иногда танцовщик, иногда - композитор. По-моему, даже в те времена, когда современного танца в его сегодняшнем понимании в стране не было (едва наметившаяся линия модерна пресеклась в России в 1924 году специальным декретом о запрете пластических и ритмопластических студий), он жил в инакомыслящих инженерах, агрономах, врачах, музыкантах, архитекторах - тех, кого питала энергия самостояния и увлеченности делом. Они стремились танцевать свою жизнь красиво и свободно, и неожиданные повороты судьбы воспринимали как незапланированные па партнера. Таким человеком может быть любой ваш неординарный знакомый, которым вы восхищаетесь.
Каждое интервью - история вхождения человека в современный танец, уникальная, неповторимая, обязательно с элементами чуда. Всем персонажам сборника посчастливилось оказаться в ситуации, которая помогла осознать занятие неклассическим движением как смысл жизни, выкристаллизовать хореографический дар, способствовать формированию коллектива единомышленников. Для Натальи Агульник таким условием оказалась удаленность Камчатки от Большой земли с ее канонами и традициями. Для Натальи Фиксель - либеральная и интеллигентная среда новосибирского Академгородка. Феномен Татьяны Багановой, наверное, неслучайно проявился в Свердловске, где творческая среда формировалась между архитектурной школой и кипящим котлом рок-клуба. Иногда импульсом, переворачивающим жизнь, становилась видеокассета или номер фестивальной программы.
Так появилось первое свободное поколение российского движенческого театра. Это самые толерантные люди на свете - в танцевальных проектах участвуют люди всех национальностей и цветов кожи. Им радостно вместе. У каждого из них за плечами или впереди - опыт выживания в одиночку. Они живут именно сейчас. Легко и с удовольствием осваивают новые технологии и последние достижения смежных искусств. Умеют искать деньги и умеют жить без них.
Еще они абсолютно независимы от государства - что все-таки неправильно, потому что танец расцветает в тех странах, где имеет государственную поддержку. Из-за ее отсутствия в России до сих пор нет ни одного настоящего, высокопрофессионального, комфортабельного Центра современной хореографии. В этом - причина многих серьезных проблем российского современного танца. Но есть много частных школ, в которых современным танцем занимаются даже маленькие дети. Они не понаслышке знают, что такое техника contemporary, контактная импровизация, джаз-танец, модернистский экзерсис. И желающих овладеть современными танцевальными техниками из года в год становится больше на порядок. По-моему, это означает, что современный танец в России будет жить и развиваться, несмотря ни на что.
Екатерина Васенина