Что, приятель, ты тоже любишь большие Факи? Сегодня мы "подумаем по-другому" о массовом стереотипе, усердно вбиваемом в наши головы маркетологами корпорации "фАКДОНАЛЬДС-Бутаритария", закусочной быстрого обслуживания номер 342312 в мире. Что уж тут говорить, Бутаритария - вообще страна маленькая. Итак, внимание - сегодня в нашем анатомическом театре: что же скрывается за столь приветливой и уже многим хорошо знакомой вывеской? Мы изложим тебе то, что удалось узнать от работника бутаритарского ресторана Михуила Пупырзнева, который ездил на заработки в сию далекую страну, и, конечно же, присоединим свои комментарии.
Люди
Работники ресторана - обычные люди, заполнившие анкету по трудоустройству. Если человек подходит по анкетным данным (чем больше сможет работать, чем ближе живет к ресторану и чем больше сможет работать сверхурочно - тем лучше), то ему предлагают пройти собеседование. После успешного его прохождения (наличие словарного запаса, умение открыто улыбаться - повышают шансы; иностранный язык - большой плюс) чел отправляется собирать справки. После чего ему делают медицинскую книжку. Имей в виду, что сама по себе эта книжка стоит порядка 700 рублей, а новым работникам Фака возвращают эти деньги с первой зарплатой - через месяц работы. Так что если кому-то нужна медкнижка и он готов еще месяц поработать за зарплату - вперед, про халяву №1 мы уже рассказали. После получения медицинской книжки подписывается трудовой договор и начинается инструктаж - причем зарплату уже начисляют. Человека проводят по всем рабочим местам - а это кухня, торговый зал и кассы. Инструктаж длится неделю, и после начинается собственно работа. Каждый новичок последовательно работает во всех трех местах - в зале, на кухне и на кассе.
В зале, в кассе, в кухне
С залом все понятно - надо ходить, убирать мусор. Следить за посетителями - чтоб пиво не пили, ноги на стол не клали (да, и такое бывает - Холод, например, был замечен за этим безобразием не раз и не два). Зал - самая грязная работа в ресторане.
С кассой тоже все просто, главное здесь - постоянно улыбаться. Ну и не обсчитывать никого, даже случайно. На обслуживание одного клиента дается одна минута - в этот норматив желательно укладываться всегда, даже если заказали 10 фигмаков, 20 стаканов солы и тому подобное.
Больше всего же нас интересовала кухня - не так давно ходил слух, что в одном из ресторанов Бутаритарии (не будем называть, в каком именно) в мясе обнаружили коровье бешенство. Изучив предмет, мы решили - нагло врут. В этом "мясе" никогда не может быть коровьего или еще какого бешенства. Откровенно говоря, у меня - да и у тебя, наверное, тоже - неоднократно возникали сомнения в "натуральности" этого продукта. Как-то не тянет это на хорошо прожаренный бифштекс. Сомнения наши окрепли, когда мы узнали, что на кухню привозят уже почти готовый полуфабрикат - стопки этих самых котлет в больших пакетах. Удалось выяснить только, что источник продукции - один из самых охраняемых секретов фирмы: собственно, сотрудница, поведавшая нам об этом, проработала в Факе уже три года, дослужилась до манагера - и до сих пор не знает, откуда в ресторан мясо поступает. Так вот, эти котлеты, в сыром особенно виде, ну... ну очень слабо напоминают мясной полуфабрикат. Ни цветом, ни запахом. Но это ее субъективное мнение - конечно же, мы же не можем не верить официальным пресс-релизам компании. И если в них утверждается, что "все блюда готовятся только из высококачественных натуральных продуктов" - то, значит, так оно и есть. На то, что во многих странах вегетарианцы без всяких угрызений совести кушают в Факдональдсе, мы с негодованием ответим: "Раз они не верят - их дело". Правда?
Обед
Еще к вопросу о еде. Компания очень заботится о своих сотрудниках. Очень-очень. В том числе и о том, чтобы они не умерли с голоду. Поэтому каждому полагается бесплатный обед (который, правда, нельзя унести с собой, а обязательно съесть в ресторане) - сэндвич на выбор, картошка, молочный коктейль, горячий шоколад, десерт. Еще в течение дня можно неограниченно потреблять кофе, чай и солу с фактой. Остается только выразить восхищение компанией, которая позволяет себе раздавать высококачественные натуральные продукты в таком количестве. Правда, выяснилось, что большинство сотрудников внутрь факту предпочитает не употреблять - зато ее сиропом (т.е. еще до разведения) ночная смена с удовольствием чистит плиты, грили и прочую кухонную утварь. Говорят, что фэйри и прочие Виллабиджи отдыхают... Но мы-то, конечно, в эти глупости не верим - привирает, привирает наш Михуил Пупырзнев! Липкий же концентрат, сладкий! Ну, а если не привирает - можно только еще раз восхититься и качеством, и таким разнообразным возможным применением продуктов от Большого Фака!
Карьерный рост
Что еще интересного происходит внутри? Реально у каждого сотрудника есть возможность расти по служебной лестнице - вроде как для этого даже не обязательно заниматься интригами, доносами и тому подобными злокозненными делами. Михуил через полгода работы честно дослужился до менеджера... Для всего этого достаточно не опаздывать на работу, быстро и четко исполнять свои обязанности... ну и так далее. Соблюдать, в общем, правила корпорации, среди которых и такие: "Если в зале много посетителей и работники не справляются - на помощь должны придти все, вплоть до директора". Понятно, что про положенные перекуры тоже не всегда удается вспомнить. Дисциплина - отдельная песня (об этом Пупырзнев говорит с болью в голосе). К началу рабочего дня - например, к 8-00 - работник должен не только придти, но уже переодеться и не позже этого пробить свою карту (зафиксировав время) и приступить к работе. Есть там и свои хацкеры - сначала приходят, потихоньку - пока никто не видит - пробивают карту. Потом переодеваются и бредут на рабочее место. Таких (если увидят, конечно) выгоняют сразу. За простое же опоздание (без обманов) полагается сначала устное предупреждение, затем (уже с занесением в личное дело) друг за другом следуют замечание, выговор, строгий выговор. Каждое из них влечет за собой денежный штраф. Кроме того, каждые три месяца проходит переаттестация, где могут значительно понизить (как, впрочем, и повысить) в должности.
Известно, что первая методика любой секты - обеспечить командный дух. Чтобы все чувствовали себя в одной, единой семье, где каждый друг другу друг, товарищ и брат - или сестра, соответственно. Для этого часто создается и иллюзия единения с руководством - понимаешь, о чем я? Остальные методы - тяжелая физическая работа с ранним началом и отсутствием перерывов. Нет, нет, нет, это я все вовсе не о Факе - там на восьмичасовой рабочий день положено аж 3 перекура - один полчаса и два по пятнадцать минут, причем получасовой даже оплачивают!
Игры, в которые играют Факи
А еще многие секты любят "совместные игры" - называются они молитвами, медитациями, совместными мастурбациями или еще как. Опять же в Факе ничего этого нет. Есть только невинные сборища сотрудников, где кто-то из руководства тонко и незаметно выполняет роль ведущего, подстраивая всю тусовку... Нет, совсем не под себя, он совсем никогда (не может быть, не верим!) не использует приемы воздействия ака зомбирования, как ты мог такое подумать о такой чистой и светлой компании! Просто руководство старается, чтобы каждый сотрудник мог нормально отдохнуть в комфортной атмосфере...
А еще мы узнали от Михуила, что происходит у подопытного в те дни, когда все девушки (или - юноши) у касс начинают настойчиво предлагать всем посетителям "горячие пирожки" или "холодное мороженое". Оказывается, каждая продукция имеет свой срок хранения. И иногда бывает так, что пирожков закупили намного больше чем надо и, например, завтра половину партии надо выбросить. Но ох как не хочется... И тогда среди сотрудников объявляется соревнование - кто продаст больше пирожков. Заранее объявляют и приз - самым почетным считается фирменный... значок Факдональдса или его же фирменная футболка. А одна девушка раз за три года умудрилась выиграть фотоаппарат!! Ага, конечно, цифровик с дальнобойным фотообъективом и губозакатывающую машинку третьей модели в придачу! Это была мыльница noname, красная цена которой 9 с половиной долларов в ближайшем переходе. Я ни на что не намекаю, но скажи мне: будут нормальные, не прозомбированные девчонки и ребята от 16 до 25 лет от роду целый день верещать про пирожки за значок? Нет, нет, Факдональдс очень честная со своими сотрудниками компания! Никаких манипуляций, никаких скрытых инструкций!!! Правда, изучение свода правил компании для работников в части общения с покупателями показало, что навыками НЛП и гипноза там владеют на очень высоком уровне, например, там записано, что нельзя говорить покупателю "Не желаете ли пирожок?" - потому что частица "не" способна отпугнуть покупателя, поменяв смысл предложения на обратный (подробнее о таких инструкциях смотри в предыдущем спеце). Еще раз повторюсь: мы абсолютно уверены, что никакие такие инструкции со своими работниками компания "не" использует!!
Скажи мне теперь, много ли ты знаешь людей, готовых по два-три-четыре часа подряд хвалить свою работу? Хвалить самозабвенно, с блеском в глазах и почти что с пеной у рта? Рассказывать, как приятно там работать? Я - очень мало. Я вообще только одного Пупырзнева такого знаю. Потому что в любой работе есть и хорошие, и неприятные моменты, и, идя на работу, мы идем на компромисс. Но всегда об этом помним. Здесь же... Поверь, четыре часа - это не шутка. Это горькая правда. Именно столько (по минимуму) надо было слушать сотрудника сети ресторана Факдональдс, чтобы пробиться через череду славословия и добраться до...
Впечатления
Самое сильное воспоминание первого дня работы Михуила Пупырзнева: "Кончается восьмой час моей работы у кассы... Люди, люди. Сплошным потоком. Хочется одного - куда-нибудь упасть и уснуть или хотя бы никого не видеть. Сзади стоит менеджер и пинает меня коленкой - "Улыбайся! Улыбайся!!".
Впечатления от дня города: "В три раза больше людей, чем обычно. Толкотня, давка - не только в зале и у касс, но и на кухне - везде. А вся толпа, методично заказывающая факбургеры и фигмаки, нацепила на себя пластмассовые уши, рожки и носики. Хочется сорвать их со всех - а сзади стоит менеджер, пинает меня коленкой...".
Утром в ресторан приходит покушать один пэвэц - давай условно назовем его Филлимонтием Пугачевым (всякое совпадение с реальными персонажами случайно!). Заказ прост и стандартен: гамбургер и стандартная кола безо льда. Молодая неопытная девчонка, увидев такого (такого!) человека, теряется - и подает ему колу со льдом. Он очень вежливо и культурно просит заменить и дать-таки колу безо льда. Выполняется... После чего все менеджеры и прочие работники (даже с кухни) сходятся вокруг нее и злобно шипят: "Ты ЧТО!!! ЕМУ ЖЕ НЕЛЬЗЯ СО ЛЬДОМ!!!". Девочку едва не увольняют.
А в один из ресторанов повадился ходить псих. Псих, так сказать, обыкновенный. Нет, не буйный - таких выволакивают сразу. Он просто сидел на скамеечке напротив касс, смотрел на работниц и... смеялся. Нельзя даже сказать, что очень злобно, - но вот добротой не пахло совсем. Тебе смешно? А представь, что на тебя, работающего пять часов подряд, пялится какой-то придурок (которого никто не может вывести - он ведь не агрессивный) и смеется... Меня бы, наверное, хватило минут на двадцать. А и ему ведь тоже надо улыбаться...
Хочешь сладких апельсинов?
Так что смотри, хочешь ли ты поработать летом на похожую корпорацию? Если да, то запиши мой телефон - чтоб долго по специалистам не бегать... Мозги-то на место поставить захочется (охх, как я на это надеюсь), а с зомбированием высокого уровня не каждый справится.
Нет-нет-нет, в Факдональдсе ничего такого не происходит. Очень милая, приятная компания!!! Присоединяйтесь =).
][АКЕР