-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Elena_-_ljwanderer

 -Подписка по e-mail

 

1."Молодые христиане" в России. Внедрение

Пятница, 20 Апреля 2012 г. 15:01 + в цитатник


Учредители общества "Маяк". 1914 г. Петербург. Фото: Карл Булла В центре -основатель общества Дж.Стокс, слева от него - преподаватель гимнастики Э.Л.Моралер.

 

YMCA (Young Men’s Christian Association — Христианская Ассоциация Молодых Людей) — одна из крупнейших молодёжных религиозных организаций в мире.

В середине 1844 году в Лондоне была основана организация молодых христиан, решивших бороться за возрождение духовных ценностей.
В первую организацию вошли 12 молодых работников мануфактур и магазинов, принадлежавшие к так называемому среднему классу общества, их лидером был Джордж Вильямс. Выходцы из деревни, попав в город, полный соблазнов, где свободное время проводилось в борделях и тавернах, молодые и набожные люди решили объединиться и найти себе занятия, которые могли способствовать христианскому самосовершенствованию .
Вначале эти организации предоставляли молодым людям, приехавши в город из деревни, безопасное и дешевое жилье, где можно было не только отдохнуть после работы, но и почитать книги, вести религиозные беседы, молиться, отмечать праздники. Количество их росло год от года, идея проникала в другие страны, и в 1854 году молодые христиане, собравшись в Канаде, объединились в конфедерацию и учредили центральный орган, который впредь должен был координировать работу по “распространению идей Христа среди молодежи мира”.

Деятельность организации расширялась, она занялась не только молодежью, но стала организовывать детский досуг и воспитание, расширился круг интересов, молодые люди вместе осваивали различные виды спорта, ходили в походы, учились профессиям, музыке, пропагандировали скаутское движение.

Так как настоящий христианин должен заниматься самосовершенствованием, молодые христиане взяли на вооружение идею Руссо, который утверждал невозможность развития духа без развития тела. Христианин, с их точки зрения, должен был иметь достаточно физических сил, чтобы отстаивать и защищать христианские принципы, с этой целью необходимо было развивать себя физически. Для этих целей организация стала уделять специальное внимание занятиям спортом. 
Для развития интеллекта проводилась мысль о необходимости получения разнообразных знаний, которые можно применить в жизнь. С этой целью организовывались курсы обучения, школы, в которых молодые люди могли освоить новые профессии, восполнить пробелы в начальном образовании.

В 1865 году на четвертой, уже всемирной, конференции, проходившей в Германии, делегаты провозгласили необходимость и важность трех неотъемлемых составляющих развития человека: тела, духа и интеллекта. Для своего времени это были весьма революционные идеи. Миссия организации отразилась в эмблеме — равностороннем треугольнике, символизирующем гармоничное развитие интеллектуальной, физической и духовной сторон человека.
А в 1880 году Норвежская организация YMCA первая провозгласила принцип равенства полов в представительстве комитетов этой организации.

В 1866 году собравшиеся в штате Массачусетс студенты,члены YMCA, провозгласили цель организации – “евангелизировать мир в течение жизни одного поколения”, на это призыв откликнулись около сотни студентов, готовых отправиться в качестве миссионеров.

С этого момента началась активная миссионерская работа организации, был сформирован всемирный комитет, координирующий работу миссий, созданы школы подготовки миссионеров. Которые должны были быть создателями филиалов YMCA и организаторами работы на местах.

В начале 1910-х гг. обществ YMCA насчитывалось уже около 7 тысяч, число их участников доходило до 900 тысяч человек, а капитал их составлял 70 миллионов рублей. Особым успехом они пользовались в больших городах - Париже, Лондоне, Берлине, Нью-Йорке, Чикаго, Токио и т. д.. Одним из активистов движения, учредивших христианские ассоциации во Франции и в Италии, был нью-йоркский промышленник Джемс Стокс, жертвовавший на деятельность организации, продвигающей идеи Христа, огромные суммы.

 
.

Фотоколлаж из альбома. посвященного деятельности "Маяка". В центре - фотография Дж.Стокса, слева - здание миссии, справа - торжественное собрание
 

 

В конце 1898 году племянник барона Владимира Фредерикс, находившийся на гимнастической выставке в Париже, организованной YMCA, познакомился со Стоксом и выразил желание иметь такую же организацию в России. Стокс решил воплотить данную идею в жизнь.

Секретарь русского отделения YMCA Гейлорд писал о том времени, что в российской империи основать демократическую по духу протестантскую организацию было равноценно завоеванию Гибралтара на рыбацких лодках, имея на вооружении луки и стрелы.

Для проникновения нужно было искать “проводника” .

Прибыв в Петербург, Стокс немедленно встретился с Фредериксом, а также с местным пастором Англиканской церкви, которые и помогли ему получить аудиенцию у императрицы Александры Федоровны. Императрица глубоко прониклась идеей христианского наставления молодых людей, а также благотворительностью Стокса.
Стокс передал на нужды русской благотворительности 5 тысяч рублей и получил приглашение прислать представителя организации для изучения русской благотворительной системы. В качестве представителя была прислана мисс Рейнольдс, которая составила подробный отчет о России и, вернувшись, представила его Стоксу.

Следующим проводником стал известный благотворитель принц Александр Петрович Ольденбургский, на него навел Фредерикс. Принц увлекался идеями здорового образа жизни, потому идея организации спортивного общества нашла в нем горячего сторонника.

Однако, это было не все, принц рекомендовал получить благословление Синода. Но Победоносцев, обер-прокурор Святейшего синода, был против появления каких-либо протестантских организаций, не без основания подозревая основателей в прозелитизме.

Тем не менее, Ольденбургский смог обойти установленные препоны, он обратился в Департамент полиции, и после организованной встречи Стокса с начальником Департамента было получено временное разрешение на работу на срок три года под надзором полиции.

Общество для оказания молодым людям содействия в достижении нравственного, умственного и физического развития под названием “Маяк” открылось 22 сентября 1900 г.

Утвержденный Устав общества специально оговаривал запрет на митинги в стенах “Маяка”, произношение политических речей, ношение всякого рода партийных значков и символов. Таким образом, попытка введения спортивной формы с символом YMCA –красным треугольником, потерпела неудачу, эмблему пришлось убрать.

Помимо этого запрещались танцевальные вечера и театральные представления, а также распространение книг, брошюр и чтение литературы. Запрет на распространение литературы поставило миссию в трудное положение - невозможность преподавания христианских истин. Однако христианин отличается от других терпением , миссия решила закрепиться путем развития спорта, миссионерам было дано указание сосредоточиться на нравственных беседах.

В первые годы существования основные поступления исходили от Стокса ( 6 тысяч рублей), принца Ольденбургского(1 тыс.руб.), Вестинхауз корпорейшн (1 тыс.руб.), Нобеля (500 руб), Смита (500 руб.) купца Брусницына (500 руб). В дальнейшем расширение и популярность общества привлекли множество новых благотворителей.

Переоформление деятельности по окончания действия временного разрешения уже не составило проблемы. Общество надежно пустило корни в России.



 “Маяк” стал местом сбора молодых людей, которые занимались здесь не только спортом, но и посещали учебные курсы и лекции по истории и литературе, cтенографии и машинописи, обучались игре на музыкальных инструментах, а по воскресеньям ходили на познавательные экскурсии или участвовали в велосипедных походах. Число посетителей “Маяка” составляло до двух тысяч в год. В основном это были юноши от 17 до 25 лет, как православного, как и лютеранского вероисповедания, служившие в различных правительственных, акционерных и частных учреждениях.

Служащим тех фирм, владельцы которых жертвовали на “Маяк” была открыта сюда прямая дорога. Не случайно в советское время “Маяк” обвиняли в “буржуазности”: его посетителями были в основном служащие различных правительственных, акционерных и частных торгово-промышленных учреждений. “Маяк” про возглашал свою общедоступность и всесословность, что было заложено самим Джемсом Стоксом, который заявлял: “Филантропия не знает разницы в религии, национальности и вероисповедании”.

Страстным поклонником “Маяка” стал известный юрист Анатолий Федорович Кони, cчитавший, что в ее основе лежит идея народного университета. Недаром сам Кони читал лекции в “Маяке”, как и многие другие видные ученые и общественные деятели того времени, к примеру историк Сергей Федорович Платонов и литератор Александр Николаевич Овсянико-Куликовский.. Первым председателем общества являлся тайный советник ученый-востоковед И.Н. Турчанинов, а когда из-за болезни он оставил должность,его заменил сенатор Н.С. Таганцев, а потом сенатор И.В. Мещанинов.
Главным же деятелем ( руководителем и координатором миссии)“Маяка” со дня его основания в Петербурге состоял американский гражданин Гейлорд.


<…>

В первые годы существования общество арендовало гимнастические залы Анненского, Тенишевского и Петровского училищ, а в 1906 г. для “Маяка” начали строить специальное здание на Надеждинской улице (ныне - ул. Маяковского,35).


<…>.
С марта 1908 г. “Маяк” располагал собственным спортивным залом в своем здании на Надеждинской улице, отвечавшим всем требованиям, как тогда говорили, “техники и гигиены”. Открытие этого “образцово-показательного” гимнастического зала заметил весь спортивный мир столицы. Зал оборудовали по последнему слову техники.

Как говорилось в журнале “Спорт”, в зале устроена образцовая вентиляция: наружный свежий воздух подавался в “подогревательную камеру” и уже оттуда поступал в зал. “Испорченный” же воздух выкачивался двумя электрическими вентиляторами по 1/2 лошадиной силы каждый, "благодаря чему в зале "Маяка" не чувствуется отвратительного запаха пота даже после трех часов занятий большой группы людей...”

Постройкой зала руководил известный петербургский архитектор П.Ю. Сюзор. . <…>. Средства на постройку и оборудование зала гимнастическими снарядами почти целиком пожертвовал <…> Джемс Стокс<…>.


Удивителен способ занятий, которые применяет молодой руководитель, -сообщал журнал “СПОРТ”-, -быстрая смена упражнений, беспрестанно раздающиеся команды и советы. Поразительно также обращение руководителя с гимнастами: в нем нет и тени того начальнического тона, который мы нередко слышали у тренеров, особенно у немцев. При все том авторитет его, как руководителя, огромен”.

Все участники гимнастических упражнений имели одинаковые удобные и красивые костюмы. Для переодевания приспособили две специальные комнаты, при которых действовало шесть душевых кабин с горячей и холодной водой .для непременного тщательного омовения по окончании гимнастических упражнений.
Зал имел специальную галерею для бега с виражами и “выписанные” из Швеции гимнастические снаряды.


Деятельность “Маяка” была знаковым явлением в России: общество спонсировалось американцами и, стало быть, воспринималось иными радетелями за “святую Русь” как попытка “тлетворного влияния Запада”.

Тем не менее, “Маяк” оказался уникальным творением российского филантропствующего предпринимательства.. Общество вышло за пределы Петербурга и стало всероссийским: отделения “Маяка” появились почти на всей территории Российской империи.
Перед Первой мировой войной их насчитывалось уже около ста. Историки считают общество “Маяк” центральным явлением российского спортивного движения начала ХХ в.

С.Глезеров

Здание спортивного общества "Маяк" в Петербурге, ул. Маяковского, 35
 


Группа велосипедистов общества "Маяк" у храма Воскресения Христова (Спас-на крови) на Екатерининском канале. Петербург.1906 г. Фото: ателье Буллы
 
Разразилась Первая мировая война и Гейлор написал в отчете “ …политическая ситуация в стране и личные предрассудки принца О. Продолжают создавать препятствия в нашей работе, создание Совета в Москве затягивается”.В 1914 году организация получила лично от царя 5 тысяч рублей, помимо трех тысяч, поступивших из бюджета и двух тысяч - от Министерства финансов. Помимо этого, были получены ежегодные поступления от Нобеля – 5 тысяч рублей и дополнительно 3 тысячи –на новый пол здания миссии. От Петроградского муниципального Совета было получено 3 тысячи рублей.

Отчет общества свидетельствовал, что за период 1914-1915 года в общество было вовлечено 2,354 человека, из них 34% - люди от 17 до 20 лет, 31% - в возрасте 21-25 лет, 87% из них православные, только 2 % из них были рабочими, 86% имели лишь начальное школьное образование, только 1%(25 человек) - имели высшее.

Доходы за год составили 77 тысяч рублей (37 тыс. – частные пожертвования, 13 тыс. – членские взносы, 19 тыс. – плата за обучение)

Полицейский отчет от августа 1916 года содержал подробную информацию о деятельности общества, его связи с YMCA и выражал обеспокоенность теснейшими связями с Американским Обществом Баптистов (АОБ), которое Департамент по Духовным Связям назвал “ наиболее опасной из зарубежных религиозных сект” из-за его усиленных финансовых вливаний в Россию ( в 1912 году в Петербург быдло перечислено 60 тыс.рублей, а бывший секретарь АОБ стал ключевой фигурой в YMCA в России.

Помимо этого, общество подозревалось и в связях с масонами, так как один их рисланных в страну секретарей общества, действительно, был масоном.


Конец монархии поставил под сомнение будущее Маяка, так как его прежнее благополучие полностью зависело от высоких покровителей.

В сентябре 1918 года вышел декрет о национализации собственности общества “Маяк”, американские граждане покинули Россию, русские секретари были арестованы, но позже выпущены за отсутствием состава преступления.

На этот момент общество "Маяк" насчитывало 3800 членов, 15% из них были солдатами, это была самая большая организация YMCA в мире после Северной Америки. Несмотря на уход миссии из России, в ней остались люди, связанные с миссией ее историей, способные решать задачи, которые могли бы быть поставлены в будущем, что и показала дальнейшая история. Во время Первой мировой войны огранизация молодых христиан смогла  решать тяжелейшие задачи.

Но об этом рассказ впереди.

Источник:
American philanthropy among Russians: The work of the YMCA, 1900--1940

 

Серия сообщений "YMCA - Ассоциация молодых христиан в России":
Часть 1 - 1."Молодые христиане" в России. Внедрение
Часть 2 - 2. Молодые христиане -YMCA и пленные
Часть 3 - 3. YMCA. Дипломатия и менеджмент
Часть 4 - 4. YMCA. Особенности работы
Часть 5 - 5. YMCA и русские пленные. Эпилог

Метки:  
Понравилось: 1 пользователю



 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку