новым Таможенным кодексом РФ.
В 2004 г. вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской
Федерации (далее - ТК РФ), принятый Госдумой 28 мая 2003 г. Являющийся
базовым законом в таможенной сфере, ТК РФ определил в качестве
основного направления развития российской таможенной системы
унификацию таможенного законодательства в соответствии с международными
нормами и правилами. Новый кодекс отличается от Таможенного кодекса
1993 г. тем, что является документом прямого действия и в основном
не нуждается в подзаконных актах. Документы Федеральной таможенной
службы России (ФТС) должны исключать различную интерпретацию
конкретной нормы и количество нормативных актов не должно превышать
100 - 150 ед.
Новый ТК РФ основан на принципе нейтральности таможенных процедур;
при таможенном оформлении не должно быть ограничений процесса
внешнеторговой деятельности или дискриминации конкретных участников
ВЭД. Значительно сокращены полномочия таможенных органов и расширены
права экспортеров и импортеров, в том числе в части обжалования
решений таможенников; сроки таможенного оформления сократились
в основном за счет перенесения части функций на предшествующий
(до прибытия товаров) этап оформления и контроль (после выпуска
товаров). Например, в сфере контроля за определением таможенной
стоимости налаживается более тесное взаимодействие таможни с
фирмами - производителями ввозимых товаров. Так, в январе 2004
г. ГТК России заключил с японской компанией "Sony Overseas SA"
соглашение о предоставлении информации о ценах на выпускаемую
продукцию. Такого рода соглашения будут заключаться и в дальнейшем.
Сведения о ценах позволят правильно применять ценовые позиции
в отношении ввозимых товаров. Другое направление контроля таможенной
стоимости (применительно к потребительским товарам) - сбор сведений
и анализ розничных цен на импортные продукты и выработка соответствующих
рекомендаций по таможенной стоимости.
Срок таможенного оформления сократился с 10 до 3 дней, в связи
с чем в 2003 г. высказывались опасения, что таможенные органы
не справятся с возросшей нагрузкой. Однако в январе - феврале
2004 г. около 80% ГТД выпускается в течение суток и еще 17% -
за два-три дня. Если необходима более тщательная проверка товаров,
ТК РФ предоставляет возможность осуществить выпуск товаров в
установленные сроки и затем проводить мероприятия последующего
контроля.
Существенно изменилось положение в околотаможенной сфере,
т. е. при оказании услуг в процессе перемещения и таможенного
оформления товаров таможенными перевозчиками, владельцами складов
временного хранения, таможенных складов и таможенных брокеров
(представителей). Ранее эта деятельность лицензировалась; с 2004
г. введена система реестров, порядок включения в которые регулируется
законом, а не ведомственными нормативными актами.
В процессе таможенного оформления стало широко использоваться
понятие "конклюдентные действия", которые однозначно свидетельствуют
о намерениях физического лица или работника таможенных органов.
Например, таможенное оформление товаров начинается, как правило,
в момент представления декларантом таможенному органу предварительной
таможенной декларации либо представления перевозчиком необходимых
документов (в зависимости от того, какое действие совершается
ранее). Однако в некоторых случаях достаточно устного заявления
либо совершения других действий, свидетельствующих о намерении
лица осуществить таможенное оформление. Таким действием может
быть пересечение физическим лицом границы зоны таможенного контроля
в международном аэропорту (включая "зеленый коридор"). Соответственно,
когда на проведение таможенных операций требуется разрешение
работников таможни, но письменная форма разрешения специально
не оговорена, то разрешение может быть получено как в устной
форме, так и в форме конклюдентных действий, т. е. отсутствия
отказа в выдаче данного разрешения.
Более "прозрачными" стали требования к документам, предназначенным
для таможенных целей. Нормативные акты, устанавливающие перечни
документов и сведений, необходимых для таможенного оформления,
с 2004 г. вступают в силу после истечения 90 дней со дня их официального
опубликования. Более четко определены случаи, когда таможенные
органы вправе отказать в принятии документов, необходимых для
таможенного оформления, из-за содержащихся в них неточностей:
если неточности влияют на определение размера подлежащих уплате
таможенных платежей либо на использование установленных запретов
и ограничений.
Для таможенного оформления могут использоваться оригиналы
и копии документов, которые должны быть заверены одним из четырех
возможных вариантов: нотариусом, уполномоченным органом, выдавшим
документ, декларантом, лицом, представившим документ. В последних
двух случаях таможенные органы имеют право проверить соответствие
копий документов их оригиналам (с последующим возвратом оригиналов).
Еще одно свидетельство открытости нового ТК РФ - формирование
перечня случаев, когда таможенные органы вправе отказать в принятии
таможенной декларации (по общему правилу, она должна быть принята
в день ее получения): таможенная декларация подана в таможенный
орган, неправомочный принимать таможенные декларации; таможенная
декларация подается ненадлежащим лицом; в таможенной декларации
не указаны необходимые сведения; таможенная декларация не подписана
либо не заверена надлежащим образом или составлена не по установленной
форме; при подаче таможенной декларации не представлены документы,
необходимые для таможенного оформления (за исключением документов,
которые могут быть представлены после принятия таможенной декларации
в соответствии с п. 5 ст. 131 ТК РФ); в отношении декларируемых
товаров не совершены действия, которые должны совершаться до
подачи или одновременно с подачей таможенной декларации (но специально
оговорено, что факт неуплаты таможенных платежей на момент подачи
таможенной декларации не является основанием для отказа в принятии
таможенной декларации).
Важным фактором, способствующим снижению объемов и сокращению
сроков таможенного оформления, является возможность проведения
специальных упрощенных таможенных процедур для отдельных лиц
(в Таможенном кодексе 1993 г. такая возможность отсутствовала).
Под отдельными лицами понимаются участники ВЭД, не имеющие таможенных
правонарушений, занимающиеся ВЭД не менее трех лет и ведущие
систему учета коммерческой документации способом, позволяющим
сопоставлять данные учета со сведениями, представляемыми в процессе
таможенного оформления. Проведение упрощенных процедур может
предусматривать: подачу периодической таможенной декларации в
случае, если через таможенную границу одним и тем же участником
ВЭД регулярно перемещаются одни и те же товары (периодичность
подачи декларации может достигать одного раза в год); выпуск
товаров без подачи ГТД, причем декларант должен представить письменное
обязательство о подаче им таможенной декларации в срок, устанавливаемый
таможенным органом, но не более 45 дней со дня выпуска товаров;
проведение таможенного оформления по месту нахождения участников
ВЭД (или по месту назначения ввозимых товаров); хранение товаров
на складах, принадлежащих участникам ВЭД.
Данный перечень не является закрытым. В ряде случаев при проведении
упрощенных процедур соответствующие лица освобождаются от представления
некоторых таможенных документов.
С принятием нового кодекса возросло значение института обеспечения
уплаты таможенных платежей, что связано с либерализацией и упрощением
таможенных процедур. Если при таможенном оформлении не удается
окончательно определить таможенную стоимость товара, страну его
происхождения и др., то вместо пребывания товара на складе временного
хранения имеется возможность предоставить обеспечение уплаты
платежей и затем распоряжаться товаром по назначению. Что касается
способов обеспечения, то новый кодекс почти не внес изменений
в их перечень: залог товаров и другого имущества; банковская
гарантия; внесение денежных средств на счет таможенного органа
в федеральном казначействе; поручительство (в качестве поручителя
могут выступать таможенные брокеры, владельцы складов временного
хранения, владельцы таможенных складов, магазинов беспошлинной
торговли, а также другие лица).
Новым способом обеспечения уплаты таможенных платежей является
заключение договора страхования. Однако этот способ может применяться
с ограничениями и только в тех случаях, когда это установлено
ФТС России. Договор страхования должен быть заключен только со
страховой организацией, включенной в Реестр страховых организаций.
В соответствии с гражданским законодательством России по договору
страхования предпринимательского риска или риска ответственности
за нарушение договора может быть застрахован риск только самого
страхователя и только в его пользу.
Понятие внутреннего таможенного транзита, используемое в новом
кодексе, тождественно применяемой ранее формулировке "доставка
под таможенным контролем". Принципиальная разница между ними
заключается в том, что внутренний таможенный транзит, как правило,
применяется, если на соответствующие товары не предоставлено
обеспечение уплаты таможенных платежей (однако существуют исключения
из этого правила). Доставка под таможенным контролем осуществлялась
при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.
Внутренний таможенный транзит применяется при перевозке товаров:
из места их прибытия до места нахождения таможенного органа назначения;
из места нахождения товаров при их декларировании до места вывоза
с таможенной территории Российской Федерации; между складами
временного хранения; между таможенными складами; в иных случаях
перевозки иностранных товаров по таможенной территории Российской
Федерации, если на эти товары не предоставлено обеспечение уплаты
таможенных платежей.
В новом ТК РФ сохранился институт таможенного сопровождения,
хотя список оснований для его применения изменился. В частности,
таможенные органы вправе принять решение о таможенном сопровождении
в случае: непредставления обеспечения уплаты таможенных платежей;
перевозки отдельных видов товаров, относящихся к "группе риска",
которые недостоверно декларируются и часто не доставляются к
месту назначения (перечень данных товаров определяет ФТС России
на основе разработанной в 2003 г. системы анализа рисков и управления
ими); недоставки перевозчиком хотя бы раз в течение года до дня
обращения за разрешением на внутренний таможенный транзит товаров
в место их доставки, что подтверждается соответствующими документами
(чаще всего - постановлением о назначении административного наказания
за правонарушение в области таможенного дела); обратного вывоза
ошибочно поставленных товаров, если эти товары находятся не в
пункте пересечения таможенной границы, т. е. возвращаемый товар
должен какое-то время перемещаться по территории России; перевозки
товаров в место доставки, не являющееся местонахождением таможенного
органа (например, на склад фирмы-импортера); перевозки товаров,
в отношении которых применяются законодательно установленные
запреты и ограничения (лицензии, разрешения и др.).
Следует подробно остановиться на важнейшем положении, определяющем
процесс таможенного оформления, - принятии предварительных решений.
В новом Таможенном кодексе принятию предварительных решений посвящен
параграф 3 главы 6, причем в первых двух параграфах этой главы
рассматриваются вопросы страны происхождения товаров и ТН ВЭД.
Ранее эти вопросы рассматривались изолированно: вопросы классификации
товаров и ведения ТН ВЭД анализировались в главе 33 Таможенного
кодекса РФ, принятого в 1993 г. В нем принятию предварительных
решений была посвящена глава 53, а проблематика определения страны
происхождения товара содержалась в законе "О таможенном тарифе".
Сущность принятия предварительного решения для участника ВЭД
заключается в том, что данная процедура позволяет экономить время
и облегчает процесс основного таможенного оформления, поскольку
она осуществляется до момента представления товара таможенному
органу для соответствующего оформления. В дальнейшем оригинал
и копия предварительного решения представляются в таможенный
орган одновременно с ГТД для таможенного оформления, причем оригинал
подлежит возврату участнику ВЭД.
Схема принятия предварительного решения не изменилась и включает
следующие основные этапы: подача запроса, рассмотрение запроса,
принятие предварительного решения, внесение изменений в предварительное
решение (при необходимости).
Все российские юридические лица, участвующие в осуществлении
внешнеторговой сделки, включая владельца или собственника товара,
его покупателя и декларанта, имеют право подать запрос по поводу
выдачи предварительного решения о классификации товара и о стране
его происхождения. Из иностранных лиц данное право имеют только
нерезиденты-декларанты. Иностранные лица могут быть декларантами
только в случаях перемещения товаров через таможенную границу:
иностранными лицами, пользующимися таможенными льготами в соответствии
с главой 25 ТК РФ; иностранными организациями, имеющими представительства,
зарегистрированные (аккредитованные) на территории Российской
Федерации в установленном порядке, при заявлении таможенных режимов
временного ввоза, реэкспорта, транзита, а также таможенного режима
выпуска для внутреннего потребления товаров, ввозимых для собственных
нужд таких представительств; иностранными перевозчиками при заявлении
таможенного режима транзита; физическими лицами для личных, семейных
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности; иных случаев, когда иностранное лицо имеет право
распоряжаться товарами на таможенной территории Российской Федерации
не в рамках внешнеэкономической сделки, одной из сторон которой
выступает российское лицо.
Предварительное решение принимается ФТС России, которая вправе
передать полномочия принятия предварительных решений по конкретным
товарам подчиненным таможенным органам.
Запрос должен содержать основные данные о заявителе (название,
адрес, ИНН и др.) и все сведения о товаре, необходимые для принятия
предварительного решения, включая его описание, пробы и образцы
товаров, документы лабораторий и экспертных организаций (с результатами
исследований).
На практике бывают случаи, когда представленных заявителем
сведений недостаточно для принятия предварительного решения.
Тогда предусматривается выделение двух 30-дневных сроков: 30
дней (с даты регистрации запроса заявителя) - для таможенного
органа, чтобы сообщить заявителю о предоставлении дополнительных
документов, и еще не более 30 дней (с даты регистрации сообщения
таможенного органа) - для заявителя, чтобы предоставить указанные
документы. Если заявитель не уложится в установленный срок, то
его запрос считается отклоненным.
Срок принятия предварительного решения составляет не более
90 дней с даты поступления запроса в таможенный орган, а в случае
представления дополнительных документов - со дня их получения
таможенным органом. Как правило, предварительное решение выдается
в двух экземплярах: один - для заявителя, второй - для ФТС России.
Если в дальнейшем принятие предварительного решения по отдельным
товарам будет передано нижестоящим таможенным органам, то они
должны выдавать предварительные решения в трех экземплярах (третий
экземпляр остается в таможенном органе).
Предварительное решение независимо от того, кто его принял,
является обязательным для всех таможенных органов России. Срок
его действия - 5 лет со дня принятия, по истечении которых предварительное
решение автоматически утрачивает силу.
Существует три варианта, когда предварительное решение досрочно
утрачивает силу: при прекращении его действия, изменении, отзыве.
Данные варианты различаются по основаниям для принятия такого
решения и его последствиям.
Основанием для прекращения действия предварительного решения
является представление заявителем подложных документов; в этом
случае предварительное решение считается утратившим силу со дня
его принятия.
Отзыв предварительного решения осуществляется по причинам,
связанным с принятием решений международного или государственного
уровня. Например, если Всемирная таможенная организация приняла
обязательные решения по классификации товаров, требующие изменения
ТН ВЭД; если приняты новые условия страны происхождения товаров,
закрепленные в международных договорах или законодательных актах
России. Решение об отзыве должно быть принято не позднее трех
дней после опубликования данных актов и вступает в силу одновременно
с ними.
Изменение предварительного решения о классификации товара
по основаниям ведомственного характера (принятия ФТС России обязательного
для исполнения таможенными органами решения о классификации отдельных
товаров), либо при выявлении ошибок, допущенных при принятии
предварительного решения, вступает в силу не ранее чем через
три месяца со дня принятия соответствующего решения.
В новом кодексе в схему принятия предварительных решений о
классификации товара в соответствии с ТН ВЭД и о стране происхождения
товара внесены изменения, имеющие только технический характер.
Наиболее важные из них заключаются в том, что, в отличие от ранее
действовавшего порядка, установлены четкие временные рамки действий
таможенных органов и заявителя в случае предоставления дополнительной
информации. Так, отменено ранее действовавшее правило, что отклонение
запроса обжалованию не подлежит; напротив, отклонение запроса
не препятствует повторному обращению заявителя с запросом при
условии устранения причин, послуживших основанием для предшествующего
отклонения. Существенно увеличен (до 5 лет) срок действия предварительного
решения: ранее он составлял год. Новый порядок не предполагает
взимания платы за принятие предварительного решения.
Важным изменением в ТК РФ для участников ВЭД является отказ
от платности большинства таможенных услуг. Принятие предварительных
решений, предоставление консультаций, выдача лицензий и разрешений
должны осуществляться безвозмездно. Что касается услуг складов
временного хранения и таможенных складов, принадлежащих таможенным
органам, то их стоимость будет определяться фактическими расходами
на хранение товаров. Платными являются лишь услуги по таможенному
сопровождению.
Новый ТК РФ не предусматривает сборов за таможенное оформление.
Однако закон о федеральном бюджете 2004 г. приостановил действие
ст. 438 кодекса в части отмены указанных сборов. Поэтому прежний
порядок взимания сборов за таможенное оформление сохранен в 2004
г.
В процессе работы по новому ТК РФ в I квартале 2004 г. были
выявлены следующие проблемы. Так, возврат денежных средств предусмотрен
исключительно в рублях. Однако необходимость возврата денег в
таможенном деле связана чаще всего не с исправлением каких-либо
ошибок, а с внесением авансовых платежей участниками ВЭД и последующим
их использованием для уплаты таможенных пошлин и налогов. Данная
форма расчетов удобна для таможенных органов и декларантов или
других лиц, ответственных за финансовое урегулирование. Так как
более 1/3 таможенных платежей уплачивается в иностранной валюте,
возврат в рублях может вызвать потери участника ВЭД на курсовой
разнице. Это усложняет работу бухгалтеров по учету денежных средств.
По-прежнему критическое отношение существует к ст. 128 ТК
РФ, позволяющей декларировать партию товаров разных наименований
по одному коду. Данное правило позволяет существенно упростить
таможенные процедуры для импортеров, которые ввозят в Россию
товары разных наименований в небольших количествах (торговые
предприятия типа "Рамстор", специализирующиеся на розничной продаже
и др.). Однако это правило позволяет недобросовестным фирмам
занижать суммы таможенных платежей. В связи с этим возрастает
значение последующего контроля (проведения проверок финансово-хозяйственной
деятельности фирмы).
Автор: Ф. Р. Тосоев, аспирант ВНИКИ.
<$>
//Источник информации: Бюллетень ИКИ //Дата источника: 10.04.2004
Ламинат для кухни 33 класс. Финские двери, паркет и герметикЛаминат kronostar. Возможность приобрести ламинат и подложку по выгодной ценеHaro ламинат. Приобрести двери, ковролин и аксессуары для установки