-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Ekaterina_-_Siberian

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 14.01.2015
«аписей: 9232
 омментариев: 11073
Ќаписано: 24765


“уполевска€ шарашка / ÷ Ѕ-29

¬оскресенье, 13 ƒекабр€ 2015 г. 12:45 + в цитатник

јдрес: ћосква, ул. –адио, 24

Ќеофициальное им€ конструкторского бюро на территории ÷ј√» (÷ентральный аэрогидродинамический институт) отсылает к известному авиаконструктору ј. “уполеву, который, будучи заключенным, трудилс€ в стенах возглавл€емого им до этого института с 1939 по 1941 год.

«дание  ќ—ќ— ÷ј√», где с 1939 по 1941 год находилось ÷ Ѕ-29

«дание  ќ—ќ— ÷ј√». ‘ото: oldmos.ru

јвиастроение находилось в приоритете среди задач созданного в €нваре 1939 года ќсобого технического бюро. јрестованные в 1937–38 годах крупнейшие русские авиационные специалисты были направлены на работы в ÷ Ѕ-29.

ѕредыстори€

¬ 1922 году при ÷ј√» была организована комисси€ по постройке металлических самолетов, председателем которой был назначен ј. Ќ. “уполев. јвиационный отдел ÷ј√», возглавл€емый “уполевым, стал, по существу, самолетостроительным  Ѕ с собственной производственной базой (мастерские, с 1926 года — опытный завод). ѕервым самолетом  Ѕ стал јЌ“-1 (1923). ѕозже авиационный отдел ÷ј√» был переименован в отдел авиации, гидроавиации, опытного строительства (ј√ќ—), затем в ÷ Ѕ ÷ј√», сектор опытного строительства (—ќ—).

¬ 1936 году конструкторский отдел —ќ— ( ќ—ќ—) и завод опытных конструкций («ќ ) были выделены из ÷ј√» и образовали авиазавод є 156 Ќаркомт€жпрома.

 ќ—ќ— ÷ј√» 

÷ентральный аэрогидродинамический институт им. профессора Ќ. ≈. ∆уковского

 ќ—ќ— ÷ј√»

 ќ—ќ— ÷ј√». 1970-е гг.

<
>

“уполев был арестован в 1937 году по обвинению в шпионаже. ѕосле этого последовал арест специалистов, работавших в его  Ѕ.

¬ конце 1938 — начале 1939 года в Ѕолшево, как раз туда, где в 1931 году снималс€ пропагандистский фильм «ѕутевка в жизнь», начали прибыватьзэки-специалисты: авиаторы, судостроители, артиллеристы, танкисты, ракетчики, св€зисты. —коро попал туда и “уполев, вокруг которого начал собиратьс€ будущий кост€к  Ѕ 103 — ≈гер, ‘ренкель. ¬ какой-то момент его вызвали к начальству и приказали составить список всех известных ему арестованных специалистов. Ѕыла иде€ создать крупное конструкторское бюро, которое могло бы вместить до 200 инженеров — «врагов народа» и 1000 вольнонаемных, им подчиненных, занимающихс€ разработкой новых моделей самолетов, взамен непродуктивного завода є 156 на ул. –адио.

 онструкторские группы

¬ тот момент, когда  ербер попал в  ќ—ќ—, бюро включало в себ€ три самосто€тельных бюро: ¬. ћ. ѕетл€кова, которое проектировало высотный истребитель — проект 100 ( Ѕ 100), ¬. ћ. ћ€сищева, конструирующего дальний высотный бомбардировщик — проект 102 ( Ѕ 102), и “уполева, разрабатывающего пикирующий бомбардировщик — проект 103 ( Ѕ 103), впоследствии названный “”-2.  роме того, в стадии формировани€ находилось четвертое бюро — ƒ. Ћ. “омашевича, которое должно было работать над фронтовым истребителем 101.

¬с€ де€тельность ÷ Ѕ-29 была строго засекречена. «эки, попадавшие туда из √”Ћј√а, желали новой информации так же, как и «хал€вного пайка».

 омандовал ÷ Ѕ-29 полковник Ќ ¬ƒ √ригорий  утепов, бывший слесарь-электрик завода є 39. ” него было три зама, которые контролировали каждого из трех главных инженеров  Ѕ и их людей. Ѕалашов контролировал “уполева, ”стинов — ћ€сищева, а ямалутдинов — ѕетл€кова. ” Ѕалашова тоже, в свою очередь, был зам — майор  рючков.

¬се руководители от Ќ ¬ƒ, по словам  ербера, были технически совершенно не образованы. ¬ отличие от самих заключенных инженеров.

 

¬ыписка из протокола по делу ¬. √лушко

¬ыписка из протокола по делу ¬. √лушко. ‘ото: wikipedia.org

 роме Ќ ¬ƒешных «главных», заключенных ÷ Ѕ-29 охран€ло три р€да «попок» — охранников.

Ќужно также отметить, что начальство активно пыталось создать охрану из самих же заключенных. ¬едь «дело провокации и сыска было поставлено в ÷ Ѕ-29 воистину на космическую высоту».

ѕервых заключенных — инженеров из  Ѕ-100, вместе с ѕетл€ковым первыми окончательно завершившими работу над своим самолетом, начали отпускать на волю еще в конце лета — осенью 1940 года. ќсвобождаемых по одному, не дав попрощатьс€ с оставшимис€ в шараге зэками, уводили, и они уже не возвращались обратно. ¬се происходило в строжайшей тайне. —реди оставшихс€ в заключении «петл€ковцев» и «туполевцев» поползли слухи.

„ерез день освобожденные вернулись на завод, но уже в другом статусе. ѕутилов, »заксон, ћинкнер, Ќ. ». ѕетров, ≈нгибарь€н,  . ¬. –огов,  ачкач€н, Ћещенко, Ѕазенков, —томан, Ўекунов, јбрамов, Ўаталов, Ќевдачин. »м не разрешалось откровенно говорить с их бывшими товарищами по несчастью.

 огда началась война, все оставшиес€ в ÷ Ѕ заключенные начали всерьез опастьс€ за свою судьбу: по их логике, их об€зательно должны были распустить, ведь как могут враги народа, продававшие чертежи за границу (а “уполева обвин€ли именно в том, что он продавал чертежи своих самолетов немецким спецслужбам, что подтверждалось тем, что был очень похожий на его проект самолет), проектировать самолеты дл€ —оветской державы!

«“рудно передать состо€ние, которое нас охватило, — это крах, все развалилось и погибло. –астер€нные зэки совершенно не знают, что делать, что их ждет. Ћожимс€ мы запоздно, уверенные, что ÷ Ѕ раскассируют и всех разошлют по лагер€м. ƒумаетс€, это не было стадной паникой, нет, скорее железной логикой. Ќельз€ же в самом деле предположить, что новейшее оружие дл€ борьбы с врагом проектируют и стро€т те самые государственные преступники, которые совсем недавно продавали чертежи этого оружи€ — и не кому-нибудь, а немцам!»

ќднако их опасени€ не оправдались.

¬ конце июл€ 1941 года јЌ“ освободили. ѕримерно через неделю после прибыти€ в ќмск освободили заключенных  Ѕ 103 и оставшихс€ «петл€ковцев». “о же самое произошло и с ћ€сищевым, “омашевичем, —кл€нским, которых разместили за рекой »ртыш в поселке (?)  уломзино.

—ледующа€ парти€ зэков была освобождена в ќмске весной 1942 года. ¬ 1943 году сильно поредевша€ шарага была реэвакуирована в ћоскву, но уже на завод є 488 в –остокино. ќстальные зэки из этой шараги были освобождены в 1945 году. Ќекоторые члены туполевской шараги были перемещены в лагер€, но о них  ербер никаких сведений не имеет. ≈ще ранее в своей работе он отмечает, то «периодически некоторых членов ÷ Ѕ перемещали в Ѕутырки, возвращали в лагерь. ќднако точных сведений относительно этих перемещений  ербер не дает, объ€сн€€ это тем, что «арестантска€ пам€ть всего болезненнее реагировала на вс€кого рода перемещени€ заключенных».

ѕри этом освобожденных членов ÷ Ѕ-29 не отпустили, но об€зали создать в ќмске авиазавод и завершить опытные самолеты к декабрю 1941 года.

¬ 1937 году обвинен в передаче чертежей французской разведке и в том, что он возглавл€л антисоветскую вредительскую организацию в авиационной промышленности. ѕолучил 15 лет с поражением в политических правах. ¬есь состав его команды. »м€ “уполева стерто из истории авиапромышленности. јЌ“ы переименованы в ÷ј√».

Ћуб€нка в одиночной камере. Ѕутырка, многочисленные допросы в течение одного года. »де€ создать самолет в перерывах между допросами.

јндрей Ќиколаевич “уполев (1888Ц1972)

јндрей Ќиколаевич “уполев. ‘ото: tupolev.ru

ƒќ ”ћ≈Ќ“јЋ№Ќџ… ‘»Ћ№ћ «јЌƒ–≈… “”ѕќЋ≈¬». √“–  « ”Ћ№“”–ј»


ј. Ќ. “уполев €вл€етс€ одним из самых известных авиаконструкторов —оветского —оюза, поэтому он не раз становилс€ героем документальных и художественных фильмов. Ќапример, в 1979 году вышел фильм «ѕоэма о крыль€х», посв€щенный “уполеву и —икорскому, режиссер ƒаниил ’рабровицкий.

ќдним из источников информации об истории ÷ Ѕ-29 и причиной, по которой оно стало известно как “уполевска€ шарашка, €вл€етс€ книга с одноименным названием в авторстве Ћеонида Ћьвовича  ербера, одного из заключенных специалистов этого  Ѕ. ќна распространилась в самиздате в начале 1970-х годов как работа неизвестного автора.

ѕервое издание «“уполевской шараги» было выпущено в 1971 году в ёгославии. ¬ первом издании книги указан автор — ј. Ўарагин, во втором — √. ќзеров.

 нига Ћ. Ћ.  ербера первоначально была задумана им как истори€ жизни, написанна€ дл€ детей и еще малолетних внуков, и предназначалась дл€ хранени€ в семейном архиве. Ёто была книга про его жизнь и работу в заключении. ¬ыйд€ из тюрьмы, он рассказывал об этой жизни только своим домашним и ближайшим друзь€м. ¬ообще, рассказы такого рода не только не одобр€лись власт€ми, но категорически запрещались. ¬ыходившие из тюрьмы люди, пережившие подобные злоключени€, давали подписку о неразглашении виденного и пережитого, как некоей государственной тайны. ќднако Ћеонид Ћьвович был блест€щим рассказчиком: его рассказы вызывали всегда такой живой интерес у слушателей, что после потеплени€, последовавшего в 1954–56 годах в св€зи с развенчанием «культа личности», он решил напечатать свои воспоминани€ на машинке, естественно, без подписи, — чтобы иметь возможность дать их почитать друзь€м.

ќднако  ербер был по-прежнему, как у нас тогда говорили, человеком «весьма засекреченным», а по шрифту машинки можно было без особого труда отыскать автора. ѕоэтому он отдал ее перепечатать одной знакомой своей жены, котора€ была св€зана с машинистками, перепечатывающими нелегальные («самиздатовские») рукописи; это было в начале 1960-х годов, и в ту пору их немало ходило по рукам. ”словием было, что она напечатает четыре копии и никому показывать их не будет. “ак и по€вились четыре экземпл€ра перепечатанной рукописи.

ќднако по прошествии некоторого времени автора, всю жизнь проработавшего в авиации, какой-то знакомый из совершенно другой области техники, отвед€ в уголок, тихонько спросил: «Ћеонид Ћьвович, а ¬ы читали самиздатовскую рукопись о туполевской шараге?»
— ƒа что ¬ы, разве така€ есть? — спросил  ербер невинно. — ј ¬ам она понравилась?
— «амечательно интересно, но, к сожалению, рукопись пришлось отдать.
— ј автор, конечно, неизвестен?
— Ќу разумеетс€!

 ербер вернулс€ домой несколько смущенный: черт знает, может, и докопаютс€? ј разоблачение автора даже по тем временам грозило не только непри€тност€ми, а просто арестом и новым сроком; при желании его можно было привлечь не только за клевету, но и за разглашение государственной тайны!

¬ начале 1970-х годов, уже после выхода на пенсию, Ћеонид Ћьвович обдумывал и писал книгу об јндрее Ќиколаевиче. Ёто был период, когда ј. Ќ. “уполевпереживал пору больших успехов, св€занных с выпуском целого р€да новых самолетов. Ћеониду Ћьвовичу очень хотелось написать хот€ бы несколько строк о том, как перед войной и в начале войны јндрей Ќиколаевич создавал лучший ближний бомбардировщик ¬торой мировой войны “”-2, наход€сь в заключении. Ќо все его попытки немедленно и неукоснительно отвергались цензурой. ѕосле множества исправлений, вычеркиваний и сокращений все же книга «“” — человек и самолет» была напечатана: сначала в журнале ««нам€», а затем, спуст€ несколько мес€цев, в виде самосто€тельной книги. ќднако она не принесла автору полного удовлетворени€, так как многое из того, что ему казалось нужным сказать, все еще было под запретом, в особенности годы заключени€ и все, что с ними было св€зано.

ѕриблизительно в это врем€ один знакомый летчик показал ему небольшую книжку, тайно привезенную из ‘ранции. Ёто была книга «¬ “уполевской шараге», изданна€ на русском €зыке в издательстве «ѕосев» — слово в слово перепечатанна€ с рукописи, конечно, без фамилии автора (это глава 3 насто€щей книги). » тут, несмотр€ ни на что, Ћеонид Ћьвович обрадовалс€: да, теперь эта истори€ не пропадет, пусть не сейчас, но она попадет в –оссию.  то и как ее передал, неизвестно, но она есть и она вернетс€!

¬ 1988 году, когда пришло врем€ перестройки, Ћеонид Ћьвович уже сам, немного см€гчив некоторые места, опубликовал свою «Ўарагу» в нескольких номерах журнала «»зобретатель и рационализатор» (1988 и 1989 годы) под названием «ј дело шло к войне…». ѕостепенно обраста€ дополнени€ми, вставками, новыми подробност€ми, выйд€ за первоначальные рамки истории военной поры и пополнившись материалами о ранних годах јндре€ Ќиколаевича “уполева, о его работах в послевоенный период, а также большим количеством иллюстративного материала, включающего уникальные кадры, который стал доступен дл€ опубликовани€ только в самое последнее врем€, она превратилась в ту книгу, которую теперь держит в руках читатель.

¬ 1999 году ћихаилом Ћеонидовичем  ербером, сыном Ћ. Ћ.  ербера, была по рукопис€м отца подготовлена и издана книга: Ћ. Ћ.  ербер «“уполев» (—ѕб.: ѕолитехника, 1999). —траницы 112–186 этой книги почти идентичны страницам «“уполевской шараги», а на стр. 108–109 приведено описание арестај. Ќ. “уполева.

Ћеонид  ербер (1903Ц1993)

Ћ. Ћ.  ербер. ‘ото: tupolev.ru

Ћеонид  ербер

Ћеонид Ћьвович родилс€ 3 (17) июн€ 1903 года в —анкт-ѕетербурге в семье морского офицера Ћюдвига Ѕернгардовича  ербера, происходившего из прибалтийских обрусевших немцев. ≈го дед был профессором судебной медицины университета в эстонском городе ƒерпте (“арту). ќтец Ћеонида Ћьвовича Ћ. Ѕ.  ербер (1863–1919) служил на Ѕалтийском флоте и на ƒальнем ¬остоке.

 огда началась ѕерва€ мирова€ война, многим офицерам с немецкими фамили€ми вольно или невольно пришлось сменить фамилии на «более русские»; таким образом Ћюдвиг Ѕернгардович  ербер стал Ћьвом ‘едоровичем  орвиным. ѕосле ‘евральской революции он едет морским агентом в јнглию, где и остаетс€, перейд€ после ќкт€брьского переворота на службу в английское јдмиралтейство.

ќбложка второго издани€ книги Ћеонида  ербера под псевдонимом √. ќзеров «“уполевска€ шарага»

Ћеонид Ћьвович  ербер всю свою трудовую жизнь св€зал с авиацией. ¬ 1927 году окончил службу в  расной армии, после чего поступил в Ќ»»— –  ј, где занималс€ разработкой оборудовани€ дл€ дальней св€зи. ¬ частности, он участвовал в создании и испытани€х оборудовани€ дл€ рекордного полета экипажей „калова и √ромова через —еверный полюс в јмерику летом 1937 года. ќн монтировал это оборудование на самолетах, обучал пользованию им членов экипажа и затем, в период полетов, обеспечивал радиосв€зь самолетов с ћосквой.

¬ августе 1937 года он должен был в качестве инженера-радиста участвовать в перелете через —еверный полюс в составе экипажа —игизмунда Ћеваневского, который погиб по невы€сненным до сих пор причинам. Ќакануне перелета по доносу одного из сослуживцев он был отстранен от полета, уволен из армии, а в апреле 1938 года арестован и осужден.

ѕосле года работы в лагере строгого режима, где он чуть не погибает от голода, холода и ужасных условий жизни, прекрасно описанных ј. ». —олженицыным, его перевод€т, как потом вы€снилось, по насто€тельной просьбе ј. Ќ. “уполева, в туполевскую шарагу — так на блатном жаргоне называли специально созданные группы ученых и квалифицированных специалистов, которые работали над оборонными задани€ми, остава€сь заключенными.

— ма€ 1941 года, после того как его реабилитировали и освободили из заключени€, он продолжает работать в ќ Ѕ, уезжает в эвакуацию в город ќмск, возвращаетс€ в 1943 году в ћоскву и до конца своей трудовой де€тельности (он вышел на пенсию в 1968 году) работает в ќ Ѕ ј. Ќ. “уполева, с 1953 года уже в должности его заместител€ по оборудованию.

Ћеонид Ћьвович  ербер — носитель множества почетных советских статусов: доктор технических наук, заместитель генерального конструктора, лауреат Ћенинской премии и √осударственной премии ———–, награжденный двум€ орденами Ћенина, орденом ќтечественной войны I степени,  расной «везды и медал€ми.

ƒокументальный фильм с воспоминани€ми коллег по  Ѕ Ѕартини и кинохроникой, включающей показы полетов самолетов, спроектированных под его руководством.

—туди€ « рыль€ –оссии», 2005 год. ѕо заказу ‘√”ѕ √“  «“елеканал "–осси€"»

‘ото арестованного —. ѕ.  оролева. ‘ото: wikipedia.org

Ћеонид Ћьвович  ербер. ‘ото: tupolev.ru

јлександр ¬асильевич Ќадашкевич. ‘ото: tupolev.ru

¬ладимир ћихайлович ѕетл€ков. ‘ото: tupolev.ru

 ќ—ќ— ÷ј√»

ћемориальна€ доска на стене здани€ бизнес-центра «яуза “ауэр», в котором находилось ÷ Ѕ-39

<
>
ƒќ ”ћ≈Ќ“јЋ№Ќџ… ‘»Ћ№ћ «√≈Ќ»… »« Ўј–јЎ ». ј¬»ј ќЌ—“–” “ќ– Ѕј–“»Ќ»». 2005 √.


ќднако никаких условий дл€ опытного производства в Ѕолшевской колонии, естественно, не имелось. ѕоэтому вскоре заключенных перевели в ћоскву, на завод є 156 на ул. –адио, где прежде находились ќ Ѕ и производственна€ база ј. Ќ. “уполева. Ќа окна тех этажей, где поселили арестованных, изнутри установили решетки. ƒл€ прогулок предназначалась плоска€ крыша здани€  Ѕ, которую огородили решетками. «аключенные называли ее «обезь€нник».

Ќова€ организаци€ получила название ÷ Ѕ-29 Ќ ¬ƒ. “ам собрали около 200 «врагов народа» (а в действительности — сливки советской науки и техники: 17 главных авиационных конструкторов, из них двое — будущие академики, 15членов-корреспондентов и докторов наук, 12 начальников конструкторских бригад). — ними работали около 1000 вольнонаемных конструкторов, находившихс€, как ни парадоксально, в подчинении у «вредителей» и «шпионов».

–уководителем, а точнее — главным надзирателем в ÷ Ѕ-29 был полковник Ќ ¬ƒ  утепов. Ѕывший слесарь-электрик завода є 39, он был одним из охранников в описанном выше ÷ Ѕ-39 ќ√ѕ”, и вот теперь дослужилс€ до начальника крупнейшего в ———– авиаконструкторского коллектива.

”слови€ жизни в ÷ Ѕ-29, несмотр€ на многочисленную охрану, были несравненно лучше, чем в тюрьме или лагер€х. ¬споминает Ћ. Ћ.  ербер, один из заключенных, бывший начальник лаборатории Ќ»»— (Ќаучно-исследовательского института св€зи) –  ј, а впоследствии — работник ќ Ѕ “уполева:

—обственно тюрьма, в которой протекала наша внеслужебна€ жизнь, занимала три верхних этажа на ул. –адио. «десь располагались три большие спальни, выходившие окнами во двор, столова€, кухн€, санчасть и обезь€нник. ћногочисленные помещени€ администрации и охраны выходили окнами на улицу. “ри этих этажа сообщались с остальными, где мы работали, одной внутренней лестницей.  арцера своего мы не имели и провинившихс€ возили в Ѕутырки.
Ѕудили нас в 7 утра, врем€ до 8 отводилось на уборку спален, умывание, бритье, физзар€дку и т. д. — 8 до 9 был завтрак, после чего работа до часу дн€, когда мы шли обедать. — 2 до 7 оп€ть работа, затем отдых до 8, ужин и свободное врем€ до 11, когда гасили свет. ѕроверка производилась ночью, в кроват€х, когда мы спали.
Ѕлиже к войне рабочий день удлинили до 10 часов, а с весны 1941 года и до 12.  ормили достаточно хорошо, на завтрак — кефир, чай, масло, каша; обед из двух блюд и компота; на ужин — гор€чее блюдо, кефир, масло, чай. ƒл€ работавших после ужина часов в 10 в столовую приносили простоквашу и хлеб.
ѕосле лагерей такое питание напоминало Ћукулловы пиршества, и без физического труда и прогулок арестанты стали округл€тьс€.
ѕри тюрьме была лавочка, где раз в неделю на деньги, передаваемые родственниками, можно было приобрести туалетное мыло, одеколон, лезви€ дл€ брить€, конфеты.
»зол€ци€ заключенных от внешнего мира была продумана отлично.




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку