Жанр натюрморта получил большое распространение в Голландии в XVII веке.
Харлемский живописец Виллем Клас Хеда (1594-1680/82) писал главным образом так называемые "завтраки" — собранное на краю стола небольшое количество обыденных вещей, изображение которых имеет скрытый аллегорический смысл: погасшая свеча, символ окончившейся жизни, дает ключ к его прочтению.
Серебряная посуда означает земное богатство, ветчина — чувственные радости, лимон — внешнюю красоту, внутри которой скрывается горечь. В картине заключено размышление о бренности существования человека на Земле, призыв позаботиться не о теле, а о душе.
Виллем Клас Хеда ВЕТЧИНА И СЕРЕБРЯНАЯ ПОСУДА. 1649
Дерево, масло. 97х80,5 см
В небольших по размерам полотна Питера Класа (около 1597-1661) перед нами предстают предметы повседневного обихода, часто скромные и непритязательные. Мастерски передано ощущение внутренней жизни этих вещей, их тесная связь с атмосферой реального быта.
Излюбленный мотив Класа -"завтрак", стол, на котором расположены лимон, хлебец, серебряная посуда, стеклянный бокал. Каждый предмет наделен своим характером, в каждом подчеркнута его структура, его материальная природа. Смятая белая салфетка, румяная корочка хлебца, блеск стекла и серебра — в передаче всех этих мотивов художник достигает большой убедительности.
Питер Клас ЗАВТРАК. 1646
Дерево, масло. 60х84 см
Фламандский натюрморт обладает ярко выраженным своеобразием. Его главная отличительная черта — декоративная выразительность. В отличие от голландцев, фламандские мастера писали натюрморты не для уютных интерьеров, а для украшения парадных залов во дворцах и замках или трапезных монастырей.
Главным мастером фламандского натюрморта был Франс Снейдерс (1579-1657), работавший в мастерской Рубенса и нередко исполнявший натюрморты в его картинах. В свою очередь Рубенсу доводилось писать фигуры в полотнах своего помощника. Сын владельца таверны в Антверпене, Снейдерс создавал свои картины главным образом по заказу банкиров и купцов этого богатого города.
Содержание натюрмортов Снейдерса — прославление могучих сил жизни, изобилия и красоты природы — явилось одним из самых ярких проявлений центральной темы всей фламандской живописи этого времени. Любимые сюжеты Снейдерса — изображения так называемых "лавок" — мясной, фруктовой, рыбной. Они предоставляли ему возможность "выкладывать" на столы и прилавки огромные груды всевозможных даров природы: дичь, мясо, рыбу, устрицы, фрукты и овощи. Эти монументальные полотна ошеломляют своей щедростью и жизненной энергией.
Франс Снейдерс НАТЮРМОРТ С ЛЕБЕДЕМ. Между 1613 и 1620
Холст, масло. 162,5х235 см
Из собрания Государственного Музея Изобразительных Искусств им. А.С. Пушкина
http://www.museum.ru/
Edoran