


Вера Кузьминична Васильева
30.09.1925г - 09.08.2023г
Советская и российская актриса театра и кино.
Народная артистка СССР (1986).
Дважды лауреат Сталинской премии (1948, 1951).
Вера Кузьминична родилась в Москве, в районе Чистых прудов.
По другим источникам - в деревне Сухой Ручей, (ныне Калининского района, Тверская область).
В детстве она много времени проводила на родине своего отца, в деревне Сухой Ручей Тверской (тогда - Калининской) области.
О своем детстве актриса рассказывала: "Наша семья жила, как все нас окружающие люди, бедно, в коммуналке в районе Чистых прудов.
Четверо детей: три дочери - мои старшие сестры Валентина и Антонина, я - и брат Василий, родившийся 14 лет спустя после меня.
Топилась квартира печками, на кухне - одна на всех жильцов ржавая раковина.
Внизу - подпол, где стояли мешки с картошкой и кадки с шинкованной капустой - нашей основной едой.
Мама с утра до ночи трудилась дома, бесконечно перешивала вещи от старших младшим.
В семье никогда не отмечали праздники, дни рождения, именины и подарки не дарили, как-то не было заведено.
Ну, разве что Новый год праздновали.
Наверное, поэтому я не люблю всякие застолья".
Вера в детстве.

Отец, по ее словам, был человеком очень добрым, честным, религиозным и скромным.
Работал шофером на заводе.
Ее мать окончила гимназию.
Замуж за деревенского парня вышла не по любви, ее просто выдали.
"То ли чтобы от голода спастись в деревне, то ли еще по каким-то причинам, подробностей не знаю.
Знаю, что на всю жизнь мама возненавидела крестьянское житье-бытье, в которое ей невольно пришлось окунуться, домостроевские традиции, по законам которых жили родители мужа.

И до конца дней таила обиду на папу за то, что при всей своей любви к жене в силу мягкого характера так и не смог за нее заступиться", - говорила Вера Кузьминична.
В школе училась хорошо.
В свободное от учебы время много читала, занималась в кружках: драматическом и хоровом.
Даже в Большом театре с хором выступала.

"В театр влюбилась лет с семи, после того как соседка сводила меня на оперу «Царская невеста».
Завороженная тем сказочным, волшебным миром, стала грезить театром", - вспоминала актриса.
Интересно, что в юности она считала себя некрасивой и даже хотела совершить самоубийство: "Я выпила керосина и порезала вены бритвой.
Я глотнула, а много не могла.
Решила, что нужна бритва.
Полоснула, стало больно.

Я отложила все в сторону, сказала себе: «Да, ладно, потом».
Все это какое-то детство...
Никто и не заметил, слава тебе, Господи.
Так что я завязала и все", - признавалась она.
С началом войны отец устроил ее на свой завод, чтобы она могла получить рабочую карточку.
Работала во фрезеровочном цехе, обрабатывала детали, разгружала торф на торфоразработках, а вечерами училась в школе рабочей молодежи.
"А в 1943 году был объявлен набор в Московское городское театральное училище.
Куда я немедленно отнесла документы и как-то без всяких проблем оказалась в списке зачисленных", - рассказывала она.

В Московское городское театральное училище поступила на курс В. В. Готовцева.
Еще студенткой, в 1945 году, Вера Васильева дебютировала в кино.
Тогда ей досталась эпизодическая роль в картине «Близнецы».

Первую большую роль предложили в 1947 году.
Актриса сыграла Настю Гусенкову в фильме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева.

За образ Насти Гусенковой актрису наградили Сталинской премией.
После этого фильма и ее роли Веру Васильеву заметили зрители.
Среди других фильмов с ее участием можно особо отметить:
«Свадьба с приданым» (1953),

"Чук и Гек" (1953),

«Похождения зубного врача» (1965),

«Звезда экрана» (1974),

«Несовершеннолетние» (1976),

«Карнавал» (1981),

«Выйти замуж за капитана» (1985),

и другие.
В 2000-е сыграла во многих фильмах и сериалах:
"Салон красоты" (2000),

"Зимородок" (2004),

"Орнифль" (2004),

"Верю" (2012),

"Пока цветет папортник" (2012),

"Деревенщина" (2014),

"Праздник непослушания" (2015),

"Роковое влечение" (2016)

и другие.
В фильмографии актрисы более 100 работ.
С 1948 года актриса Московского академического театра сатиры.
Сыграла свыше 60 ролей.
В Театре сатиры одной из лучших сыгранных ею ролей была графиня Альмавива в спектакле В. Плучека «Безумный день, или Женитьба Фигаро» Бомарше (1968).
В то же время она говорила: "По-моему, лучшие свои роли я сыграла не в Театре сатиры.
"Пиковая дама" (2014).

Для меня этот театр очень дорогой, я его люблю, и мне в нем хорошо, но роли, соответствующие моему амплуа, я получала здесь редко...
«Вишневый сад» я играла в Твери...

А в первый раз стены Театра сатиры я покинула в 1958 году, сыграв в Брянске «Дженни Герхардт» Драйзера (спектакль прошел всего несколько раз).

С того времени я пыталась себя реализовать в тех театрах, где, мне кажется, я могла бы быть полезна".
В 1999 году вместе с другими известными артистами приняла участие в проекте Виктора Мережко и композитора Евгения Бедненко «Поют звезды театра и кино», где с успехом выступила как исполнительница романсов.

Итогом проекта стали концерты и музыкальный диск, выпущенный в США и продублированный «Радио МПС».
Актриса автор мемуаров «Продолжение души (монолог актрисы)» (СТД, 1989), «Золушка с Чистых прудов» и «Жизнь, похожая на сказку» (2019, с ней она выступила 21 февраля 2020 года на презентации в Московском Доме Книги на Новом Арбате).

На протяжении 20 лет Вера Васильева была секретарем Союза театральных деятелей, председателем социально-бытовой комиссии СТД, занималась оказанием помощи коллегам, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России.

Выступала в защиту бездомных животных.
В 2013 году подписала открытое письмо с критикой закона об «иностранных агентах», усложняющего работу некоммерческих организаций.
Личная жизнь актрисы:

7 лет была гражданской женой известного советского режиссера Бориса Ивановича Равенских (1914-1980).

"Около семи лет длился наш роман, который для меня был чем-то гораздо большим, нежели просто отношения мужчины и женщины.
Ради своего любимого я готова была на все - исполнить любое его желание, уехать за ним куда угодно, да что там - жизнь отдать, если бы потребовалось!
Высшая награда - быть рядом с ним и знать, что я тоже любима. Любовь закрутила меня сумасшедшим вихрем.
Наши отношения были идеальными.
На мой взгляд.
Может, другая женщина посчитала бы иначе.

Все-таки я не являлась законной женой, не знала, стану ли ей, но это не имело значения. Главное - я любима!
Но... Как только я поняла, что перестала занимать главенствующее место в жизни столь дорогого мне человека, сама прекратила наши отношения", - рассказывала актриса.

В их отношениях бывало всякое.
Равенских мог нагрубить ей на репетиции в театре, уйти, хлопнув дверью.
Но стоило ему появиться и улыбнуться, как Вера снова забывала обо всем.
В эти моменты она верила - ничто не помешает им быть вместе, и, конечно, как всякая девушка мечтала о свадьбе...
Но шли годы - а Равенских все не звал ее в ЗАГС.
А рядом с Верой был еще другой мужчина.
Ее партнер по фильму,
Владимир Ушаков.

С первых репетиций он не сводил с нее глаз.
Все вокруг знали - в том числе и Васильева - что он был влюблен в нее.
Ушаков смиренно ждал... И дождался.
Вера поняла, что не может зависеть от капризов Равенских и выбрала любящего, надежного Ушакова.
Зимой 1980 года на гастролях Васильева узнала, что Борис Равенских умер.

Не помня себя, она вылетела в Москву, муж Владимир Ушаков не стал ей мешать.
Завернувшись в темный платок, чтобы никто не узнал, она стояла на панихиде в Малом театре.
Но на могиле Бориса Равенских Вера Кузьминична не была ни разу.
С мужем Владимиром Петровичом Ушаковым (1920-2011), они прожили 55 лет. Детей у них не было.

В конце 1980-х Вера Васильева удочерила девушку по имени Дарья Милославская.
Так Вера Кузьминична уже в зрелом возрасте обрела дочь, а потом и внучку.
Когда крестница родила Светлану, она стала приносить девочку в дом актрисы.

Актриса рассказывала: "Однажды она увидела меня в театре и написала очень трогательное письмо с благодарностью за мою работу на сцене.
Эта девушка меня очень заинтересовала, постепенно я узнавала, какая она умница и как хорошо ко мне относится.
Даша сильно помогала мне, когда мой муж болел.

Если я уезжала куда-то на гастроли, то всегда была спокойна.
Так как знала, что она позаботится, вызовет врачей, отвезет Володю в больницу, если надо.

Сиделку мы тоже, конечно, оставляли, но Даша могла лучше всех понять, что необходимо мужу.
Даша относится ко мне как к родной матери, хотя мамой меня не называет.
У нее были родители, которые жили в Москве, они были учеными, ее мама умерла.

Дашенька живет отдельно, она работает юристом, после смерти мужа в 2011 году, она не дает мне впасть в отчаяние".
Народная артистка СССР Вера Васильева написала завещание, согласно которому огромная квартира в центре Москве и дача отойдёт не кому-то из её родственников, а верной поклоннице.

Васильева настолько сблизилась со своей главной фанаткой Дарьей Милославской, что стала представлять её названой дочерью.
"После смерти Владимира Петровича я несколько месяцев ни с кем не общалась - не могла.
Чтобы справиться с горем, мне нужен был покой.
В уединении я разговаривала со своим Ушечкой, рассказывала ему обо всем, что у меня на душе, и чувствовала: он слышит меня.

Мне кажется, наша с ним связь и сейчас не прервалась, я ощущаю его присутствие", - говорила Вера Кузьминична.

В преклонном возрасте Вера Кузьминична вовсе не собиралась уходить на покой, отдав театру 75 лет службы, она только попросила режиссера Александра Ширвиндта давать ей поменьше нагрузок.


Ещё три дня назад она выходила из подмосковной дачи, где жила, гуляла по участку, а после каталась на качелях.
Однако изнуряющая жара дала о себе знать: ночью 9 августа 2023 года актрисе стало плохо.
Сердце её остановилось, на 98-м году жизни.
Она была невероятно талантлива, всегда элегантна и красива.

Такой Вера Васильева и останется в памяти благодарных зрителей.

Прощание с актрисой прошло на основной сцене театра сатиры, отпевание было в храме Христа Спасителя.


Народная артистка СССР Вера Васильева похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.



Текст от: https://stuki-druki.com