-Метки

Музыкальное актуальное антропология архитектура астрономия белый веды ведьминское великая богиня веселое весеннее видео вов вода волшебное генетика геноцид головной убор грибы день победы деревья дизайн драконы древний мир египет женские образы женщина живая природа живопись животные зарисовки здоровье зима змеи имена индейцы индийское индия искусство искусство и ремесла история история археология история костюма история нашей цивилизации история руси италия йога календарь праздников клиника кошачье красота кулинария летнее ликбез лингвистика личное мифология мода и стиль мои любимые стихи мои работы мои фото мужские образы мужчина и женщина музыка мультики народное новогоднее о любви образы мироздания общество осеннее осторожно христианство! письменность планета земля поздравления поэзия праздники психология птицы размышлизмы расширяя границы сознания религия родные боги русский стиль самоделки свечи символы сказки славянская культура славянское сознание стихи танец тесты традиции философское фото фотография цветочное настроение церковь этимология ягинское языческое язычество

 -Всегда под рукой

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в DONNA_FLORA

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 22.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 15569


Образы Великой Богини в Трипольской культуре.

Четверг, 23 Сентября 2010 г. 17:54 + в цитатник
Цитата сообщения Dancing_Witch Образы Великой Богини в Трипольской культуре.


Трипольская культура одна из археологических загадок, волнующих умы уже не первое десятилетие. Причем волнуются не только ученые, но и люди, не связанные с археологией ничем, кроме школьной программы пятого класса, политики, меценаты, культура и интеллигенция. Материалов из раскопок накоплено более,чем достаточно, написано уйму книг - достоверных и аполитичных, а так же абсолютно заангажированных, высосанных из пальца в угоду изменчивой политической ситуации - но куда и как исчезла довольно мощная цивилизация, сравнимая с теми, что существовали в аналогичное время на Ближнем Востоке, до сих пор толком не обьяснили...

Под Винницей сохранились земляные насыпи - валы - которые окружали одно из таких поселений древней истории:"в урочищі Городище, яке знаходиться неподалік Немирова, виявлено залишки поселення трипільської культури. В цьому ж урочищі знаходиться одне з найбільших (150 га) скіфських городищ VIІ – VI ст. до н.е. Воно оточене могутніми валами – 32 метри завширшки, 9 метрів заввишки та 5,5 км завдовжки. В Х – ХІ ст. на цьому місці існувало древньо-руське поселення."





Меня Триполье заинтересовало по чисто ведьмовским мотивам - я ищу истоки того, что мы сейчас называем языческой магией, народными обрядами и колдовством, а так же корни Старой религии. И хотя об этом уже писали такие "столпы" оккультизма, как Фрэзер и Элиаде, все знают о неолитических культах Богини-Матери - меня интересуют связи, которые возможно существуют между магическими традициями Старой Европы и тем колдовским наследием, что сохраняется сейчас в Украине. Как писал Рэйвен Гримасси в своей книге "Викка.Древние корни колдовских учений" - "я был посвящен в тайны многих волшебных промыслов, происходящих из Северной, Западной и Южной Европы..." Чувствуете, чего здесь не хватает? Правильно - Европы, но Восточной, то есть именно тех областей, которые во время написания книги находились еще за жесточайшим советским железным занавесом. А между тем, без того, что сегодня сохранилось у нас - картина волшебных верований Старой Европы совсем не так полна, как кажется. А то, что Украина как раз и находится в пределах, обозначенных как "Старая Европа" еще Марией Гимбутас - на сегодня не вызывает никаких сомнений.

The Old European Civilisation near 5000 BC (after M.Gimbutas, 1973) and Trypillya culture proto – cities (Цивилизация Старой Европы около 5000 до н.е. и трипольские протогорода)
Вот цитата из Марии Гимбутас, которая пишет:
"Термин "Старая Европа" применим к доиндоевропейской культуре Европы, культуре матрифокальной и, вероятно, матрилинейной, земледельческой и оседлой, эгалитарной и мирной. Она резко противоречила последующей протоиндоевропейской культуре - патриархальной, расслоенной, пастушеской, мобильной и ориентированной на войну. Она наложилась на всю Европу, кроме ее южных и западных окраин, в ходе трех волн инфильтрации из русских степей между 4500 и 2500 гг. до н. э. Во время этого периода и после него женские божества, а точнее, Богиня-Созидательница во множестве ее аспектов, были в значительной мере заменены преимущественно мужскими божествами индоевропейцев. После же 2500 года до н. э. возникла некая смесь этих двух систем мифов - староевропейской и индоевропейской. /Marija Gimbutas. The Goddesses and Gods of Old Europe (Berkeley: University of California Press. 1982)/
Вобщем, я хотела найти, что из европейских викканских колдовских традиций могло бы попасть на Украину и вписаться в наши местные верования, а что, возможно, могло прийти в европейские практики с тех неолитических территорий, что мы сегодня называем украинскими. А Трипольская культура как раз и есть тот бездонный источник, откуда пришли к нам и узоры на пысанках, и росписи на стенах хат, и надвратные знаки у гуцулов, и круглые окна-розетки в христианских храмах, и вера в очищающую силу огня, свастики, "инь-ян" и целый сонм женских божеств - вернее, ипостасей одного-единого женского божества.



Реконструкция трипольского поселения - протогород.
Что бы не создавать очередную безумную гипотезу, ничем не подтвержденную, я взялась за книгу тех, кто является безусловными специалистами по Триполью - украинских археологов Н.Б.Бурдо и М.Ю.Видейко, посвятивших полевым исследованиям более 30 лет жизни и участвовавших в создании "Энциклопедии трипольской цивилизации".

Их новая работа называется "Трипольская культура. Воспоминания о Золотом веке" и начисто лишена каких-бы то ни было инсинуаций -политических, эзотерических, славянофильских, религиозных и т.д. и т.п. Только факты, сухие данные из раскопок и музейных фондов - были там и тут, нашли то и это - без излишнего полета фантазии, создающего почву для различных общественных течений, вроде веры в то, что Иисус Христос был на самом деле хохлом...:)
Вобщем, на основе всех имеющихся фактов, специалисты признают наличие связей между Трипольем и Центральной Европой в эпоху неолита, когда зарождались и магические практики, ставшие сегодня тем, что мы называем ведьмовством. Считается, что "расширение элементов центральноевропейских культур на восток в медном веке между 4300-2700гг. до нашей эры...связано с моделью хозяйства, близкой к трипольской". Кроме того, "поиск сырья (кремний, камень, металл, медь)...тоже стал не менее важным основанием для "общих интересов".Возможно, именно кремневые и металлургические транзакции открыли путь и создали основание для этого процесса - ведь в Центральной Европе в V тис. до нашей еры уже наверняка могли знать, какая сказочно богатая страна с бескрайними плодородными землями лежит на восток от Карпат".
Но меня интересовали не железо и камень, а волшебные верования, я чувствовала, что должна быть связь - слишком многое в украинских народных традициях перекликается с западно-европейскими.
И действительно, там же читаю :"определенные культурные компоненты можно обьяснить распространением культовой практики, то есть влияниями в сфере идеологии...трипольский мир был открыт для контактов с соседями на западе, и они были постоянными, динамично развивались".
Обнаружились связи и аналогии в верованиях даже с микенской культурой :"...аналогии женскому образу, воплощенному в керамике, встречаются среди трипольской пластики (то есть статуеток, фигурок из глины - D.W.).Наиболее яркий пример - женская статуетка из поселения Яблона, обвитая змеями.Фаянсовые фигурки богини, обвитой змеями, или с жезлами в виде змей в обоих руках, найдены в Кносском дворце и датируются 1600-1500г. до н.е.

Возможно, образ микенской богини со змеями осовывается на сакральном прототипе, схематично воплощенном в трипольских артефактах. В связи с обнаруженным в трипольских материалах сакральным образом Великой Богини, увитой змеями, напомним доеллинский миф творения в изложении Р.Грейвза, согласно которому эвринома, богиня всего сущего, зачала ребенка, когда ее тело обвил змей Орион.

Но архетип образа Богини, связанной с Луной и змеей, значительно старше трипольской культуры.
Традиция изготовления антропоморфных посудин в Триполье могла быть унаследована от неолитических культур Балкано-Карпатского региона, с которыми трипольская культура связана генетически. Отсюда цепочка аналогий символического смысла лунной Богини тянется через неолит юга Балкан до неолита Анатолии и Северной Месопотамии".

Итак, связь магических традиций имеется, теперь я просто выборочно процитирую некоторые части главы из книги "Трипольская культура. Золотой век", а именно то, что касается сакрального и магического мира Триполья. По-моему, все это прекрасно восполняет пробел в информации о волшебных традициях Восточной Европы.
"ТА, ЧТО ИМЕЕТ ТЫСЯЧУ ИМЕН :
Известный ученый Роберт Грейвз, опираясь на данные археологии, религиеведения, сравнительной мифологии, воссоздал путем реконструкции из еллинских мифов образ Великой Богини, появление которого относил к архаичному периоду, эпохе, когда "в древней Европе еще не было богов.Великая Богиня считалась бессмертной, неизменной и вечной" и представлялась соответственно трем фазам луны, ведь она, в определенной степени, и была Луной...
Мария Гимбутас - автор концепции про существование в Европе 7000-3500г до н.э. "цивилизации Богинь" - собрала бесчисленные материалы, которые свидетельствуют про разные атрибуты и функции Великой Богини, которая аккумулировала сакральные образы населения Старой Европы. Среди них - Богиня-Змея, Богиня-Корова, Богиня-Птица. Мистерии древнего европейского населения были сосредоточены вокруг отождествления богини и Луны. Три фазы Луны - растущая, полная, убывающая - отвечали трем функциям Богини, которые проявлялись в трех ипостасях, соответствующим фазам Луны. Богиня даровала жизнь, давала смерть и обеспечивала превращение и возрождение, подобно тому, как рождался, умирал и обновлялся Месяц.

Даже после гибели мира, что отображен в мистической "цивилизации Богинь" Старой Европы, многочисленные образы богини еще долго продолжали существовать в субстрате, на котором базировалось дальнейшее развитие европейской культуры. они обогатили европейский дух, а образы, представленные в изделиях эпох неолита и энеолита, воплощены в христианстве. Так, Богиня в образе беременной находит свое продолжение в средневековой иконографии в изображении Марии, что понесла во чреве своем. Богиня-Дева почитается, как непорочная Дева Мария, а предтечей образа Мадонны с божественным младенцем были схематичные женские фигурки, которые прижимали к груди ребенка.

Под разными именами Великую Богиню почитали бесчисленные народы с наидревнейших времен. Бесграничны могущество и величие Богини. Но прежде всего ее почитали как Великую Мать богов и всего сущего. Этот образ - один из наивыжнейших среди архетипов - универсальных символов и прообразов сакрального. В священных традициях большинства народов Великая богиня в ипостаси Богини Матери играла важную роль в мифологии и обрядах. Титул Великой Матери получали на протяжении всех эпох в разных цивилизациях уважаемые богини. В античном мире это Деметра, Кибела, Артемида, Гея; в Месопотамии - Инанна, Иштар; у древних семитов - Аспират;у египтян - Хатор, Исида, Таурт; в текстах "Ригведы" - Притхиви, Пришни.Вот почему в эпоху еллинизма Великую Богиню, поклонение которой расширилось по всему Средиземноморью, так и называли: "Та, у которой тысяча имен".

Навряд ли мы когда-нибудь узнаем, какими именами называли ее те, кто почитал Богиню на протяжении V-III тис. до н.э. между Карпатами и Днепром. Но многочисленные археологические находки подтверждают, что цивилизация Старой Европы, в которую входили и земпли Карпато-Поднепровья, на протяжении тисячелетий находилась под неизменным заступничеством бессмертной, неизменной Великой Богини, которая имела множество имен и проявляла свое всемогущество во многих ипостасях.Разнообразные проявления Великой Богини воплощены в керамических изделиях трипольской культуры, потому ее образи оказались практически неподвластными времени и даже почти вечными, подобно богам.

...Трипольская пластика выполнена преимущественно в схематично-натуралистичном стиле, наполнена символизмом. исследователи скульптуры древних хлеборобских культур считают, что разнообразные иконографические типы женских терракот воплощают немало скральных образов, которые отображают разные функции и проявления Великой Богини, а так же свидетельствуют про разные способы использования статуеток в обрядах...женские статуетки распределяются на две большие группы по позе.Чаще встречаются фигурки, которые стоят, выпрямленные или наклоненные вперед, иногда с руками, сложенными в определенном жесте.Статуетки, которые сидят, тоже изображают женскую фигуру, чуть отклоненную назад, иногда с моделированными в определенном жесте руками или наклоненную кпереди...Можно предположить, какие именно ипостаси Великой Богини, известные нам из письменных мифологических традиций, воплощаются в иконографических типах трипольтских женских фигурок.
Наиболее распространенный персонаж трипольской пластики - ДЕВА.Статуетки изображают стоячую выпрямленную фигурку с грудью в виде маленьких округлых налеплений, с тонкой талией и широкими бедрами на раннем этапе и более стройной в позднейшее время.

Этот трипольский женский образ находит соответствие в эллинской мифологии, где почитали девушку - Кору, дочку Деметры.
...ГОСПОЖА - ипостась >jubyb? что воплощается в образе женщины-матери, от которой ведется родословная, может быть связана с трипольскими сидячими фигурками с прямым или отклоненным назад торсом.Они имели меньшую распространенность, чем стоячие.

Но все варианты сидячих статуеток встречаются на протяжении всего периода существования трипольской культуры...Часто у сидячих фигурок грудь передана налеплениями-валиками, а не округлыми выступами, что, по мнению исследователей, отображает провислую грудь немолодой женщины.
ОРАНТА - та, что молится.Ее образ воплощен в стоящих прямо или с откинутым назад корпусом женских фигурах.


(культ Оранты - оберегающей, до сих пор очень популярен у православных, она даже стала эмблемой компании по страхованию жизни - D.W.)
Их лица подняты кверху, они обращаются к высшим силам.Руки обычно переданы небольшими коническими выступами.Изредка встречаются фигурки с поднятыми кверху и раскинутыми руками, которые напоминают про воплощение Богини в виде птицы. Этот жест символически отвечает рогам коровы, которые символизируют серп растущей Луны. Итак, Богиня-оранта, которая обращается к высшим силам, имеет черты коровы, птицы и символически связана с молодым Месяцем.
ОБРАЗЫ ПРАРОДИТЕЛЬНИЦЫ - воплощают, вероятно, статуетки с реалистичными чертами в моделировании головы...

Есть так же статуетки с закрытыми глазами или совсем без глаз, их можно трактовать, как образы человека, который пребывает в состоянии екстатического транса, или умершего предка.Во всяком случае, в обоих вариантах они воссоздают нахождение того, кто изображен, в потустороннем мире.
ЛУННАЯ БОГИНЯ - уникальный иконографический образ трипольской антропоморфной пластики, отображенный в женских фигурках со своеобразной прической из длинных волос, стянутых на спине в узел...Находки терракот со схематическим крашенным изображением прически в виде черного круга, котрый являлся знаком полной Луны, свидетельствуют о том, что узел волос был знаком полной Луны.Богиню, которую изображали с прической в виде тяжелого узла волос на спине, почитали лишь некоторые племена трипольской культуры. Такой атрибут Богини неизвестен в других сакральных традициях Старой Европы.
ТРИПОЛЬСКАЯ МАДОННА - изображают схематические фигурки женщин, что держат ребенка на руках - практически всегда слева у груди.

Вероятно, такой иконографичный тип и сакральный образ трипольской пластики может рассматриваться как архаичный прототип Богоматери с Христом.И к тому же, египетская богиня Исида изображалась в том числе в виде сидячей рогатой женской фигуры с ребенком слева у груди.
БОГИНЯ, ЧТО ДАРУЕТ ЖИЗНЬ - передают статуетки беременной женщины.Воссоздается, как правило, изображением выпуклого живота.

Иногда, у сломанных статуеток видны полости в области живота или вложенные в него шарики - один илди два.
Образ БОГИНИ ВОЗРОЖДЕНИЯ воплощают статуетки, которые изображают сидячую с подогнутыми и подтянутыми к груди ногами, наклоненную вперенд фигуру, которая так же соответствует эмбриональной скорченной позе скелетов в захоронениях усатовского типа (одного из племен Триполья - D.W.)...подобные статуетки, украшенные знаковым орнаментом, являются частью погребального инвентаря и находятся чаще всего в детских могилах.
БОГИНИ-БЛИЗНЕЦЫ - образ двух богинь передают стулья-троны.

Культ двух богинь, из которых одна девственница,а другая - женщина-мать, жена Бога, - известенв мифологических традициях разных цивилизаций. Например, у эллинов вместе почитались мать и дочь Деметра и Кора-Персефона. Образы этих двух богинь соединяли Элевсинские мистерии.По представлениям эллинов, образ богинь матери и дочери простирается в глубь веков.Он связан с возрождением и плодородием и указывает на неразрывность мира живых и мертвых. Двойка богинь почиталась в Месопотамии.Присутствие двух женских персонажей одновременно документально зафиксировано во дворце Нузи (Ирак,II тис. до н.э.) Один из них - "Женщина-властительница" (МИ.ЛУГАЛЬ), другая - Дева, "Жена Бога" (ЭНТУ=НИН.ДИНГИР).Каждая из них занимала разные покои дворца. (Если дева - это жена бога или царя, то властительница - это очевидно его теща!Здорово, если уж даже древним богам приходилось держать своих тещ и жен подальше друг от друга - то современным мужчинам тем более следует придерживаться такого разумного порядка : по разным комнатам всех, а еще лучше - по разным квартирам или домам, тогда и мир в семье обеспечен - :) D.W.
Мифологические традиции разных древних цивилизаций свидетельствуют, что образ Великой Богини передается не только через изображения женщины, но и воплощается в разнообразных мистических персонажах, которые обьединяют в себе черты разных существ. Эта традиция сберегается тысячелетиями, ее истоки находятся в представлениях о сакральном еще у людей палеолита, она так же широко представлена в материалах трипольской и других культур. Синкретизм сакральных образов обьясняется законами магии.
Ведь магия, как известно, допускает смешивание образов, без чего невозможно представить обряд: маг, обряд и цель - это конгломерат образов. Именно поэтому духи и боги - персонифицированные магические силы - могут изображаться с помощью нескольких священных символов, потому что воплощают разнообразные стихии. Трипольские материалы полностью поджтверждают такой вывод, ведь большинство трипольских сакральных образов синкретичны. Символика обьединяет женщину и птицу, женщину и корову, женщину и змею, женщину и Месяц, что бы показать разные аспекты Великой Богини в ее многочисленных ипостасях."


Н.М. Бурдо, М.Ю. Видейко
"Трипольская культура. Золотой век"
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

Аноним   обратиться по имени Вторник, 28 Июня 2011 г. 19:29 (ссылка)
Уважаемая Флора! Это хорошо ,что вы интересуетесь такими глубокими вопросами. Однако, вам нужно быть поосторожнее в словах. Почему вы позволяете себе, восторгаясь трипольской культурой, нелестно называть живущих ныне там людей хохлами? Меня, как жителя Украины, это, например, немного оскорбляет. А Иисус Христос был галилеянином. А это племя было пришлым с территории нынешней Галичины. Это так, для справки.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
DONNA_FLORA   обратиться по имени Вторник, 28 Июня 2011 г. 20:00 (ссылка)

Ответ на комментарий

Уважаемый аноним! Я ничего такого себе не позволяю. Если Вы не успели заметить, то это Цитата сообщения Dancing_Witch. Вы со своим Исусом всех задолбали уже - это так, для справки...
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 25 Февраля 2012 г. 22:55 (ссылка)
Великая Матерь скорбит,детки, о вашей глупости и ненависти друг к другу...
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
DONNA_FLORA   обратиться по имени Воскресенье, 26 Февраля 2012 г. 10:16 (ссылка)

Ответ на комментарий

Дорогие умные ананимусы!
Великая Матерь (Материя) очень даже радуется, что наконец-то славянские дети начали просыпаться от двухтысячелетнего сна! Скоро и все остальные последуют их примеру.
Ответить С цитатой В цитатник
Аноним   обратиться по имени Суббота, 05 Мая 2012 г. 14:10 (ссылка)
Привет, спасибо за статью. Особо прокомментировать не могу, недостаточно владею вопросом, но могу сказать, что я уважаю тех людей, которые пытаются донести до других свои знания, особенно о истории своих великих предков.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку