Нужна ли абоненту связь в метро? Говорить в вагоне практически невозможно. А у англичан, например, и обычные разговоры в поезде "подземки" считаются дурным вкусом. Но набирать SMS и читать почту в поездке удобно. Кроме того, какой бы оператор ни обеспечивал покрытие на данной конкретной станции, абонент любой сети GSM при необходимости может позвонить в службу спасения.
Сети мобильной связи в метро - дело сложное и дорогостоящее. Тоннели, разноуровневые станции, длинные эскалаторы и извилистые переходы заставляют использовать специальное оборудование и сотни километров соединительных кабелей. При проектировании участков метросети "Би Лайн" использует многоканальные станции, обслуживающие несколько станций метро, сигналы к которым доставляются с помощью радиочастотных и волоконно-оптических кабелей и распределенной антенной системы. МТС уже начала использовать излучающий кабель для обеспечения связи в туннелях - это решение в будущем поможет организовать покрытие длинных и непрямых перегонов. "Би Лайн" применяет вынесенные внутрь тоннелей двунаправленные антенны с высоким коэффициентом усиления.
Затраты на организацию связи под землей многократно превышают доходы от подземного трафика, так как в метро стоимость оборудования и объем монтажных работ в пересчете на минуту трафика несоизмеримы с аналогичными показателями для "поверхности". Эксклюзивные права на строительство сооружений связи в метро имеет ЗАО "Метротелеком" - специализированная строительная организация, с которой заключают контракты операторы связи. По данным Standard&Poor's, больше 90% акций "Метротелеком" владеет компания "Инвест-Связь-Холдинг", принадлежащая основным акционерам МТС.
Что касается третьего GSM-оператора Москвы, "Мегафона", то при освоении столичного метрополитена применяются самые передовые технологии мобильной связи.
Работы по освоению московского метрополитена начаты в 2004 году. На начальном этапе связью обеспечено семь станций в центре, в дальнейшем сеть появится на ключевых станциях пересадок, а после этого – и на других станциях метро.
Комментарии операторов мобильной связи
Директор по внешним связям ОАО "МТС" Андрей Брагинский:*
МТС является безусловным лидером по обеспечению сотовой связи в московском метро - по числу оборудованных станций, по качеству связи и по объему передаваемого трафика. МТС была первым оператором сотовой связи, начавшим работать в метро, и остается технологическим лидером в этой области. Например, только МТС использует излучающий кабель для обеспечения связи в туннелях (вопрос о целесообразности повсеместной прокладки такого кабеля сейчас изучается руководством компании). На сегодня связью МТС покрыто 64 станции. Строительство сети МТС в метро продолжается, в ближайшее время мы ожидаем подключения к сети новых станций. Емкости нашей подземной сети расширяются, т.к. среди наших абонентов наблюдается рост популярности сотовой связи в метро.
Директор по развитию сети "Би Лайн" Валерий Ульянов: *
На сегодня ведутся подготовительные работы к вводу в коммерческую эксплуатацию на 30 станциях метро услуг связи. Наши дальнейшие планы зависят от многих факторов. В частности, от ФГУП "Главный радиочастотный центр", которое регулирует выдачу разрешений на использование радиочастот. Пропускная способность сети "Би Лайн" в метро пока достаточна, но модернизация проводится. В настоящее время нагрузка на сеть в метро составляет доли процента общего трафика, однако наблюдается тенденция к быстрому увеличению трафика. Создание участка сети сотовой связи в метро - слабо окупаемый проект, если его рассматривать как самостоятельный объект. Но мало кто может оценить последствия отсутствия связи в метро по отношению к росту числа абонентов, их лояльности, доле рынка. Поэтому это те расходы, без которых обойтись нельзя.