Святобор – хранитель лесов, защитник их обитателей |
Святобор - один из богов древних славян-язычников, который заведовал лесами и лесными угодьями. Сыновьями Святобора и верными помощниками в лесных делах являются Туросик, Стукач, Свида и Пахма. Все эти существа считаются очень опасными и коварными, с которыми лучше не встречаться в лесу. Туросик - это тур или олень с золотыми рогами (или представлявшийся им дух), который, повстречавшись в бору человеку, покорял его своим видом. Человек, влекомый диковинным животным, шёл вслед за Туросиком и оказывался в непроходимом болоте, из которого назад пути нет. Стукач - изображает стук топора в лесу. Люди (в основном заблудившиеся), услышав этот стук, шли на него, надеясь найти помощь, и также оказывались в непроходимых болотах и трясинах.
Само имя Святобор или Святибор говорит нам о том, что местом управления данного божества является бор или лес.
Святобор — сын Аргаста и Эльвины. Имеет брата Мосю. Женат Святобор на богине охоты Деване (Зеване) - дочери Перуна, которую отец выдал за него в попытке исправить крутой норов дочери и ее гордыню.
Девана - славянская богиня охоты, которую люди представляли себе в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Она опекала лесных зверей, учила их избегать опасности, переносить суровые зимы. Охотники старались умилостивить ее и испросить удачу в промысле.
ВНЕШНИЙ ВИД: Внешне он выглядит как состарившийся богатырь, представляя собой старика крепкого телосложения, имеющего густую бороду и одетого в звериные шкуры или зеленый плащ из хвои да зеленую шапку. Ростом он выше самой высокой сосны, статью могучее самого кряжистого дуба, волосы его длиннее березовых кос, борода гуще мха, Однако в древности его обычно изображали в виде медведя с секирой.
В лесу он хозяин и полновластный правитель. Тот, кто входит в лес с нечистыми помыслами, неуважительно относится к деревьям, траве и плодам лесным, наносит большой или невосполнимый урон в силу своей жадности, может узнать на себе гнев этого бога. В его задачи, так сказать, на вверенном ему участке леса, входит поддержание жизни, обеспечение гармонии и согласия между всеми его обитателями.
Святобор следит за спокойствием в лесу и требует определённого поведения от людей. Охотник не вправе посягать на жизнь зверя с детёнышем, или животное, которое ждёт приплод. То же относится и к рыбе, которая идёт на нерест. Запрещалось делать вырубку и калечить деревья в священных местах, куда славяне ходили просить богов о помощи, где славили пращуров, где ставили кумиры или возводили капища, или в тех местах, которые считались местами силы, где жили духи и божества.
В древности были целые рощи и леса, которые посвящались именно Святобору. Там под страхом смертной казни запрещено было даже ветки с деревьев ломать, не то что заготавливать лес.
Капища в честь Святобора не устраивались, их роль выполняли рощи, боры и леса, которые признавали священными и в которых не велась ни вырубка леса, ни охота.
Святобор в понимании древних славян - само олицетворение природы. Природа всегда жива и является главной кормилицей человека. Издревле люди на славянской земле называли: траву, кустарники и деревья - волосами Матери - Сырой Земли, горы и камни - костями Земли, воду - кровью Земли, росу - потом, корни растений - жилами и сухожилиями и т.д. Следуя этим понятиям, всё вокруг - единое тело Матери Земли, за которой и призван ухаживать Святобор, защищать её от посягательств и нерадивого использования.
Реза Бога Святобора
Источник: http://web-kapiche.ru/84-svyatobor.html
https://www.liveinternet.ru/users/orhideya6868/post166466542
Рубрики: | СЛАВЯНСКИЕ БОГИ |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |