-–убрики

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в dEystvie

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 06.10.2010
«аписей: 4497
 омментариев: 4277
Ќаписано: 12502

” "просвещенной и гуманной" ≈вропы богата€ истори€ антисанитарии и бескультурь€!

¬оскресенье, 28 —ент€бр€ 2014 г. 10:23 + в цитатник

ƒмитрий ѕанкратов

≈вропейцы во все времена считали –оссию варварской страной. » мы сами нередко выражаемс€ о ней в том же духе. ќ нынешних временах говорить не буду, но можно с уверенность сказать, что вплоть до 19 века –осси€, несмотр€ на все недостатки, была самым цивилизованным из европейских государств. 

ћногие с тоской представл€ют себе старую ≈вропу с благородными рыцар€ми, готовыми на подвиги во им€ прекрасных дам, с прекрасными дворцами и галантными мушкетерами, с пышными королевскими приемами и благоухающими садами ¬ерсал€. ћногие думают: ну почему € не родилс€ в те красивые времена? ѕочему мне приходитс€ жить в эти скучные годы, когда о чести и красоте забыли?

ѕоверьте - вам очень повезло.

ƒо 19 века в ≈вропе царила ужасающа€ дикость. «абудьте о том, что вам показывали в фильмах и фэнтезийных романах. ѕравда - она гораздо менее... хм... благоуханна. ѕричем это относитс€ не только к мрачному —редневековью. ¬ воспеваемых эпохах ¬озрождени€ и –енессанса принципиально ничего не изменилось.

 стати, как ни прискорбно, но почти за все отрицательные стороны жизни в той ≈вропе ответственна христианска€ церковь.  атолическа€, в первую очередь.

јнтичный мир возвел гигиенические процедуры в одно из главных удовольствий, достаточно вспомнить знаменитые римские термы. ƒо победы христианства только в одном –име действовало более тыс€чи бань. ’ристиане первым делом, прид€ к власти, закрыли все бани.

  мытью тела тогдашний люд относилс€ подозрительно: нагота - грех, да и холодно - простудитьс€ можно. (Ќа самом деле - не совсем так. "—двиг" на наготе произошел где-то в 18-19 вв., но действительно не мылись - ѕ.  раснов). √ор€ча€ же ванна нереальна - дровишки стоили уж очень дорого, основному потребителю - —в€той »нквизиции - и то с трудом хватало, иногда любимое сожжение приходилось замен€ть четвертованием, а позже - колесованием.

   оролева »спании »забелла  астильска€ (конец XV в.) признавалась, что за всю жизнь мылась всего два раза - при рождении и в день свадьбы.

ƒочь одного из французских королей погибла от вшивости. ѕапа  лимент V погибает от дизентерии, а ѕапа  лимент VII мучительно умирает от чесотки (как и король ‘илипп II). √ерцог Ќорфолк отказывалс€ мытьс€ из религиозных убеждений. ≈го тело покрылось гнойниками. “огда слуги дождались, когда его светлость напьетс€ мертвецки пь€ным, и еле-еле отмыли.

–усские послы при дворе французского корол€ Ћюдовика XIV писали, что их величество "смердит аки дикий зверь".

—амих же русских по всей ≈вропе считали извращенцами за то, что те ходили в баню раз в мес€ц и более - безобразно часто...

≈сли в ’V - ’VI веках богатые горожане мылись хот€ бы раз в полгода, в ’VII - ’VIII веках они вообще перестали принимать ванну. ѕравда, иногда приходилось ею пользоватьс€ - но только в лечебных цел€х.   процедуре тщательно готовились и накануне ставили клизму. ‘ранцузский король Ћюдовик ’IV мылс€ всего два раза в жизни - и то по совету врачей. ћытье привело монарха в такой ужас, что он зарекс€ когда-либо принимать водные процедуры.

¬ те смутные христианские времена уход за телом считалс€ грехом.

’ристианские проповедники призывали ходить буквально в рванье и никогда не мытьс€, так как именно таким образом можно было достичь духовного очищени€.

ћытьс€ нельз€ было еще и потому, что так можно было смыть с себ€ "св€тую" воду, к которой прикоснулс€ при крещении.

¬ итоге люди не мылись годами или не знали воды вообще. √р€зь и вши считались особыми признаками св€тости. ћонахи и монашки подавали остальным христианам соответствующий пример служени€ √осподу. (Ќе все, а только некоторых орденов - ѕ. раснов)

Ќа чистоту смотрели с отвращением. ¬шей называли "Ѕожьими жемчужинами" и считали признаком св€тости. —в€тые, как мужского, так и женского пола, обычно кичились тем, что вода никогда не касалась их ног, за исключением тех случаев, когда им приходилось переходить вброд реки. (“оже не все, а только некоторых орденов - ѕ. раснов)

Ћюди настолько отвыкли от водных процедур, что доктору ‘.≈. Ѕильцу в попул€рном учебнике медицины конца XIX(!) века приходилось уговаривать народ мытьс€. "≈сть люди, которые, по правде говор€, не отваживаютс€ купатьс€ в реке или в ванне, ибо с самого детства никогда не входили в воду. Ѕо€знь эта безосновательна, - писал Ѕильц в книге "Ќовое природное лечение", - ѕосле п€той или шестой ванны к этому можно привыкнуть...". ƒоктору мало кто верил...

ƒухи - важное европейское изобретение - по€вились на свет именно как реакци€ на отсутствие бань. ѕервоначальна€ задача знаменитой французской парфюмерии была одна - маскировать страшный смрад годами немытого тела резкими и стойкими духами.

‘ранцузский  ороль-—олнце, проснувшись однажды утром в плохом настроении (а это было его обычное состо€ние по утрам, ибо, как известно, Ћюдовик XIV страдал бессонницей из-за клопов), повелел всем придворным душитьс€. –ечь идет об эдикте Ћюдовика XIV, в котором говорилось, что при посещении двора следует не жалеть крепких духов, чтобы их аромат заглушал зловоние от тел и одежд.

ѕервоначально эти "пахучие смеси" были вполне естественными. ƒамы европейского средневековь€, зна€ о возбуждающем действии естественного запаха тела, смазывали своими соками, как духами, участки кожи за ушами и на шее, чтобы привлечь внимание желанного объекта.

— приходом христианства будущие поколени€ европейцев забыли о туалетах со смывом на полторы тыс€чи лет, повернувшись лицом к ночным вазам. –оль забытой канализации выполн€ли канавки на улицах, где струились зловонные ручьи помоев.

«абывшие об античных благах цивилизации люди справл€ли теперь нужду где придетс€. Ќапример, на парадной лестнице дворца или замка. ‘ранцузский королевский двор периодически переезжал из замка в замок из-за того, что в старом буквально нечем было дышать. Ќочные горшки сто€ли под кроват€ми дни и ночи напролет.

“уалет в ≈вопейском замке

“уалет в "продвинутом" ≈вропейском замке - все вываливаетс€ под окна.

ѕосле того, как французский король Ћюдовик IX (’III в.) был облит дерьмом из окна, жител€м ѕарижа было разрешено удал€ть бытовые отходы через окно, лишь трижды предварительно крикнув: "Ѕерегись!" ѕримерно в 17 веке дл€ защиты голов от фекалий были придуманы широкополые шл€пы.

»значально реверанс имел своей целью всего лишь убрать обосранную вонючую шл€пу подальше от чувствительного носа дамы.

¬ Ћувре, дворце французских королей, не было ни одного туалета. ќпорожн€лись во дворе, на лестницах, на балконах. ѕри "нужде" гости, придворные и короли либо приседали на широкий подоконник у открытого окна, либо им приносили "ночные вазы", содержимое которых затем выливалось у задних дверей дворца.

“о же творилось и в ¬ерсале, например во врем€ Ћюдовика XIV, быт при котором хорошо известен благодар€ мемуарам герцога де —ен —имона. ѕридворные дамы ¬ерсальского дворца, пр€мо посреди разговора (а иногда даже и во врем€ мессы в капелле или соборе), вставали и непринужденно так, в уголочке, справл€ли малую (и не очень) нужду.

‘ранцузский  ороль-—олнце, как и все остальные короли, разрешал придворным использовать в качестве туалетов любые уголки ¬ерсал€ и других замков. —тены замков оборудовались т€желыми портьерами, в коридорах делались глухие ниши. Ќо не проще ли было оборудовать какие-нибудь туалеты во дворе или просто бегать в парк? Ќет, такое даже в голову никому не приходило, ибо на страже “радиции сто€ла ...диаре€ /понос/.

Ѕеспощадна€, неумолима€, способна€ застигнуть врасплох кого угодно и где угодно. ѕри соответствующем качестве средневековой пищи понос был перманентным.

Ёта же причина прослеживаетс€ в моде тех лет на мужские штаны-панталоны, состо€щие из одних вертикальных ленточек в несколько слоев.

ѕарижска€ мода на большие широкие юбки, очевидно, вызвана теми же причинами. ’от€ юбки использовались также и с другой целью - чтобы скрыть под ними собачку, котора€ была призвана защищать ѕрекрасных ƒам от блох.

≈стественно, набожные люди предпочитали испражн€тьс€ лишь с Ѕожией помощью - венгерский историк »штван –ат-¬ег в " омедии книги" приводит виды молитв из молитвенника под названием: "Ќескромные пожелани€ богобо€зненной и готовой к пока€нию души на каждый день и по разным случа€м", в число которых входит "ћолитва при отправлении естественных потребностей".

Ќе имевшие канализации средневековые города ≈вропы зато имели крепостную стену и оборонительный ров, заполненный водой. ќн роль "канализации" и выполн€л. —о стен в ров сбрасывалось дерьмо.

¬о ‘ранции кучи дерьма за городскими стенами разрастались до такой высоты, что стены приходилось надстраивать, как случилось в том же ѕариже - куча разрослась настолько, что дерьмо стало обратно переваливатьс€, да и опасно это показалось - вдруг еще враг проникнет в город, забравшись на стену по куче экскрементов.

”лицы утопали в гр€зи и дерьме настолько, что в распутицу не было никакой возможности по ним пройти. »менно тогда, согласно дошедшим до нас летопис€м, во многих немецких городах по€вились ходули, "весенн€€ обувь" горожанина, без которых передвигатьс€ по улицам было просто невозможно.

¬от как, по данным европейских археологов, выгл€дел насто€щий французский рыцарь на рубеже XIV-XV вв: средний рост этого средневекового "сердцееда" редко превышал один метр шестьдес€т (с небольшим) сантиметров (население тогда вообще было низкорослым).

Ќебритое и немытое лицо этого "красавца" было обезображено оспой (ею тогда в ≈вропе болели практически все). ѕод рыцарским шлемом, в свал€вшихс€ гр€зных волосах аристократа, и в складках его одежды во множестве копошились вши и блохи.

»зо рта рыцар€ так сильно пахло, что дл€ современных дам было бы ужасным испытанием не только целоватьс€ с ним, но даже сто€ть р€дом (увы, зубы тогда никто не чистил). ј ели средневековые рыцари все подр€д, запива€ все это кислым пивом и закусыва€ чесноком - дл€ дезинфекции.

 роме того, во врем€ очередного похода рыцарь сутками был закован в латы, которые он при всем своем желании не мог сн€ть без посторонней помощи. ѕроцедура надевани€ и снимани€ лат по времени занимала около часа, а иногда и дольше.

–азумеетс€, всю свою нужду благородный рыцарь справл€л... пр€мо в латы. (Ёто далеко не всегда было так - при переходе обычно носили кольчуги, сплошные латы обычно одевали перед боем - слишком было в них т€жело. ѕ. раснов)

Ќекоторые историки были удивлены, почему солдаты —аллах-ад-ƒина так легко находили христианские лагер€. ќтвет пришел очень скоро - по запаху...

≈сли в начале средневековь€ в ≈вропе одним из основных продуктов питани€ были желуди, которые ели не только простолюдины, но и знать, то впоследствии (в те редкие года, когда не было голода) стол бывал более разнообразным. ћодные и дорогие специи использовались не только дл€ демонстрации богатства, они также перекрывали запах, источаемый м€сом и другими продуктами.

¬ »спании в средние века женщины, чтобы не завелись вши, часто натирали волосы чесноком.

„тобы выгл€деть томно-бледной, дамы пили уксус. —обачки, кроме работы живыми блохоловками, еще одним способом пособничали дамской красоте: в средневековье собачьей мочой обесцвечивали волосы.

—ифилис ’VII -XVIII веков стал законодателем мод.

√езер писал, что из-за сифилиса исчезала вс€ческа€ растительность на голове и лице.

» вот кавалеры, дабы показать дамам, что они вполне безопасны и ничем таким не страдают, стали отращивать длиннющие волосы и усы.

Ќу, а те, у кого это по каким-либо причинам не получалось, придумали парики, которые при достаточно большом количестве сифилитиков в высших сло€х общества быстро вошли в моду и в ≈вропе и в —еверной јмерике. —ократовские же лысины мудрецов перестали быть в почете до наших дней. (примечание: это некоторое преувеличение √езера, волосы на голове брили, чтобы не разводить вшей и блох - ѕ. раснов)

Ѕлагодар€ уничтожению христианами кошек расплодившиес€ крысы разнесли по всей ≈вропе чумную блоху, отчего пол-≈вропы погибло. —понтанно по€вилась нова€ и столь необходима€ в тех услови€х професси€ крысолова.

¬ласть этих людей над крысами объ€сн€ли не иначе как данной дь€волом, и потому церковь и инквизици€ при каждом удобном случае расправл€лись с крысоловами, способству€ таким образом дальнейшему вымиранию своей паствы от голода и чумы.

ћетоды борьбы с блохами были пассивными, как например палочки-чесалочки. «нать с насекомыми боретс€ по своему - во врем€ обедов Ћюдовика XIV в ¬ерсале и Ћувре присутствует специальный паж дл€ ловли блох корол€.

—осто€тельные дамы, чтобы не разводить "зоопарк", нос€т шелковые нижние рубашки, полага€, что вошь за шелк не уцепитс€, ибо скользко. “ак по€вилось шелковое нижнее белье, к шелку блохи и вши действительно не прилипают.

–азные виды блохоловок в форме ожерелий, бывшие в употреблении в XVIII веке (по Busvine 1976).jpg

 

–азные виды блохоловок в форме ожерелий, бывшие в употреблении в XVIII веке (по Busvine 1976).

¬любленные трубадуры собирали с себ€ блох и пересаживали на даму, чтоб кровь смешалась в блохе.

 ровати, представл€ющие собой рамы на точеных ножках, окруженные низкой решеткой и об€зательно с балдахином в средние века приобретают большое значение. —толь широко распространенные балдахины служили вполне утилитарной цели - чтобы клопы и прочие симпатичные насекомые с потолка не сыпались.

—читаетс€, что мебель из красного дерева стала столь попул€рна потому, что на ней не было видно клопов. (–аздавленных клопов - ѕ. раснов)

 ормить собой вшей, как и клопов, считалось "христианским подвигом". ѕоследователи св€того ‘омы, даже наименее посв€щенные, готовы были превозносить его гр€зь и вшей, которых он носил на себе. »скать вшей друг на друге (точно, как обезь€ны - этологические корни налицо) - значило высказывать свое расположение.

—редневековые вши даже активно участвовали в политике - в городе √урденбурге (Ўвеци€) обыкновенна€ вошь (Pediculus) была активным участником выборов мэра города. ѕретендентами на высокий пост могли быть в то врем€ только люди с окладистыми бородами.

¬ыборы происходили следующим образом.  андидаты в мэры садились вокруг стола и выкладывали на него свои бороды. «атем специально назначенный человек вбрасывал на середину стола вошь. »збранным мэром считалс€ тот, в чью бороду заползало насекомое.

ѕренебрежение гигиеной обошлось ≈вропе очень дорого: в XIV веке от чумы ("черной смерти") ‘ранци€ потер€ла треть населени€, а јнгли€ и »тали€ - до половины.

ћедицинские методы оказани€ помощи в то врем€ были примитивными и жестокими. ќсобенно в хирургии.

Ќапример, дл€ того, чтобы ампутировать конечность, в качестве "обезболивающего средства" использовалс€ т€желый дерев€нный молоток, "ки€нка", удар которого по голове приводил к потере сознани€ больного, с другими непредсказуемыми последстви€ми.

–аны прижигали каленым железом, или поливали крутым кип€тком или кип€щей смолой. ѕовезло тому, у кого всего лишь геморрой. ¬ средние века его лечили прижиганием раскаленным железом. Ёто значит - получи огненный штырь в задницу - и свободен. «доров.

—ифилис обычно лечили ртутью, что, само собой, к благопри€тным последстви€м привести не могло.

 роме клизм и ртути основным универсальным методом, которым лечили всех подр€д, €вл€лось кровопускание.

Ѕолезни считались насланными дь€волом и подлежали изгнанию - "зло должно выйти наружу".

” истоков кровавого поверь€ сто€ли монахи - "отворители крови".

 ровь пускали всем - дл€ лечени€, как средство борьбы с половым влечением, и вообще без повода - по календарю.

"ћонахи чувствовали себ€ знатоками в искусстве врачевани€ и с полным правом давали рекомендации". ќсновна€ проблема была в самой порочной логике такого лечени€ - если улучшение у больного не наступало, то вывод делалс€ только один - крови выпустили слишком мало.

» выпускали еще и еще, пока больной от потери крови не умирал.  ровопускание, как излюбленный метод лечени€ всех болезней, унесло, веро€тно, жизней не менее, чем чума.

Ѕыла в средневековой ≈вропе и хирурги€. ƒаже если хирург научилс€ резать быстро - а к этому они и стремились, пам€ту€ √иппократа: "ѕричин€ющее боль должно быть в них наиболее короткое врем€, а это будет, когда сечение выполн€етс€ скоро" - то из-за отсутстви€ обезболивани€ даже виртуозна€ техника хирурга выручала лишь в редких случа€х.

¬ ƒревнем ≈гипте попытки обезболивани€ делались уже в V-III тыс€челети€х до н.э. јнестези€ в ƒревней √реции и –име, в ƒревнем  итае и »ндии осуществл€лась с использованием настоек мандрагоры, белладонны, опи€ и т.п., в ’V-’III веках до н.э. дл€ этой цели был впервые применен алкоголь. Ќо в христианской ≈вропе обо всем этом позабыли.

Ўироко распростран€ютс€ в средневековье лекарства из трупов и размолотых костей.

√арманн приводит также рецепт "божественной воды", названной так за свои чудесные свойства: беретс€ целиком труп человека, отличавшегос€ при жизни добрым здоровьем, но умершего насильственной смертью; м€со, кости и внутренности разрезаютс€ на мелкие кусочки; все смешиваетс€ и с помощью перегонки превращаетс€ в жидкость. ( ак-то раз австри€ки умертвили несколько тыс€ч турецких пленных и сделали из них снадобь€ - ѕ. раснов)

Ќарочитое пренебрежение к смерти и презрение к земной жизни про€вилось в таком €влении, как мода на человеческие черепа. »сторик –ат-¬ег поражалс€ такому обычаю, широко распространенном в ≈вропе еще в 18-ом веке:

"“рудно представить, что человеческий череп когда-то был предметом моды. Ќенормальна€ мода родилась в ѕариже в 1751 году. «натные дамы устанавливали череп на туалетный столик, украшали его разноцветными лентами, устанавливали в него гор€щую свечу и временами погружались в благоговейное созерцание".

Ќо удивл€тьс€ тут особенно нечему - у такого отношени€ к человеческим останкам глубокие корни. ’ристиане тыс€челетие насаждали культ поклонени€ мощам /культ —мерти/.  ак известно, первые христиане жили в катакомбах в окружении трупов.

÷ерковь добилась того, что народ в ≈вропе еще в 17-ом веке св€то верил, что истертые в порошок черепа и кост€шки пальцев очень полезны дл€ здоровь€. »з обожженных костей счастливых супругов или страстных любовников приготовл€ли возбуждающий любовный напиток.

¬ыражение "переплет из человеческой кожи" скорее вызовет ассоциации с преступлени€ми немецких нацистов. “ем не менее прототипы этого абажуров и бумажников из кожи вполне немало.

“ак, например, европейских книг, переплетенных в человеческую кожу, в библиотеках достаточно.  ниги или пергамент, обернутые в человеческую кожу, по€вились в средневековье, когда стало широко практиковатьс€ дубление человеческой кожи (и сохранение других частей тела).

Ёти ранние книги до нас не дошли, хот€ есть некоторые исторические сообщени€ касательно Ѕиблии XIII-ого века и текста Decretals ( атолическое церковное право), написанных на человеческой коже (хран€тс€ в секретных хранилищах ¬атикана и у частных лиц).

Ћюстра и ”бранство ÷еркви из „еловеческих  остей. „ехи€ 18 век.  ак "мило", правда - "просвещенна€ и гуманна€ ≈вропа" - и никакого возмущени€ церкви и "демократической общественности", с точки зрени€ европейца - все нормально. ѕросто такие у них нормы. ј с точки зрени€ "дикарей" вроде русских - натуральный сатанизм. (ѕ.  раснов)

—реди других переплетенных в человеческую кожу документов - копи€ ѕрав „еловека и нескольких копий французской  онституции 1793 г.

¬еликий инквизитор »спании “омас де “орквемада (1420-1498), широко прославившийс€ своей св€щенной борьбой с еретиками, стал своеобразным "лицом »нквизиции", нар€ду с  рамером и Ўпренгером.

“орквемада с истинно христианским человеколюбием сжег на кострах 10 220 человек. √ораздо меньше известно другое - сколько человеческого материала "врагов народа" было использовано более рационально. —жигание заживо эмоционально заслон€ет от нас куда большее количество "общественно полезных" приговоров образовавшейс€ в »спании "экономической инквизиции".

Ќапример, тем же “орквемадой к ссылке на галеры было приговорено 97 371 человек. »менно на галерах должны были эти еретики искупать свою вину перед √осподом. “омас “орквемада был духовником инфанты »забеллы  астильской (той самой, котора€ гордилась тем, что мылась два раза в жизни).

¬ отношении "истинных" врагов ÷еркви (то есть, например, тех кто отказывалс€ признать свою вину или посмел не "заложить" свою семью, родственников и друзей) »нквизици€ была непримирима - только костер (Ќе только, но, тем не менее, костров хватало - ѕ.  раснов).

” остальных еретиков всегда был выбор: быстра€ смерть в огне (тогда еще быстра€ - сожжение на сырых дровах христиане придумают позже) или галеры. —сылка на галеры фактически €вл€лась той же смертной казнью, только отложенной - большинство приговоренных к пожизненной каторге не доживало даже до окончани€ второго года заключени€. [more/]

 



ѕроцитировано 1 раз
ѕонравилось: 1 пользователю



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку