Это традиция, первый вечер праздника сидеть в шалаше на вилле у рава Хаима Бахара. Он приятель моего друга. Но мы знакомы давно, лет пятнадцать. Бывший десантник и битломан. Отец восьмерых детей.
Ему удается собрать возле себя чудесных людей и для каждого найти какое-то дорогое для гостя слово.
Мы сидим за огромным столом, все такие разные, говорим на разных языках. Некоторым нужен преводчик, даже два.
Дети Хаима (шестеро сыновей и дочь, еще одна дочь совсем малышка) официанты, повара, артисты. Старший сын работает и учится на ферме, привез с собой собаку и щенят, они расползлись по вилле.
Большой сад, каменная стена с пещерой. Это в пригороде Иерусалима, в небольшом поселке Гиват Зэев.
Сказал сегодня один еврей: прошел Новый год (Рош аШана) - мы пытались разобраться в том, что было, потом наступили дни раскаяния - мы готовились к Суду. Затем наступил Судный день. Все эти дни мы находились в страхе и раздумье.
Но вот пришли дни празника. Дни, которые не позволяют нам останавливаться на анализе дурных поступков, а дают возможность верить в лучшее, заставляют двигаться дальше...
Рав Хаим: У нас в Писгат Зэеве закон: прежде, чем начать разговор, нужно сказать "Ле хаим" (тост "За жизнь").
В этот раз он рассказал притчу о сыне царя. Царь нанял мудреца, который разбирался в лошадях, драгоценностях и душах
Мудрец остановил царского сына в выборе лошади, тот наградил его, дал десять золотых. Распознал фальшивые бриллианты, царский сын наградил его, дал десять золотых.
Мудрец пришел к царю и сказал: сын твой - не царский сын.
Был бы он царским сыном - платил бы по царски.
Мораль...