Еще в субботу рекордной победы Льюиса Хэмильтона в Монте-Карло не предвещало, в общем-то, ничто. Очередной мастерский поул Фелипе Массы, который позволил Ferrari узурпировать главенство на старте Монако впервые с 2000 года, и дополнивший бразильца на первой линии Кими Райкконен подвели не то чтобы итог, а жирную черту под квалификацией в княжестве. Кстати говоря, в том, что касается обладания первым рядом монакского стартового поля, Скудерия пошла еще дальше - последний раз оба болида итальянской конюшни возглавляли пелетон аж в 1979(!), когда тотальное превосходство "Феррари" в квалификации сформулировали Джоди Шектер и Жиль Вильнев.
McLaren же в нынешнюю субботу так и не поехал быстро. Блиставший накануне в пятницу на сухой трассе Льюис Хэмильтон не смог аккумулировать свои лучшие качества в условиях резко упавшего в температуре полотна, а Хейкки Ковалайнен, хоть и смотревшийся на фоне Хэмильтона весьма достойно, в чистой скорости был медленнее британца весь уик-энд напролет.
Впрочем, после квалификации "Макларен" был вполне доволен собой, а рулевой команды Рон Деннис и вовсе излучал редкостный оптимизм по поводу третьей и четвертой стартовых позиций своих пилотов, обещая отыграться непосредственно в гонке.
Прекрасное настроение босса "серебряных стрел" не испарилось и в тот тревожный момент, когда перед уходом гонщиков на прогревочный круг заглох Хейкки Ковалайнен. И хотя инженерам и электронщикам McLaren все же удалось привести MP4-23 в движение, финн ушел в бой последним.
На старте Фелипе Масса сразу же снял все вопросы относительно лидерства, красиво и элегантно продефилировав в Saint-Devote по влажной трассе и увлекая за собой остальных. Что до Кими Райкконена, то он своего второго места столь же стремительно лишился, ибо как только светофор принял вид зловеще погасших пяти красных огней, Льюис Хэмильтон двинулся вперед с решимостью танка, и несколько мгновений спустя действующий чемпион мира оказался повержен. Позади пилотов Ferrari и McLaren резкости и динамики старту добавил Алонсо, который с легкостью необыкновенной оставил не у дел Нико Росберга.
Лидирующий квинтет в составе Массы, Хэмильтона, Райкконена, а также вплотную преследовавших финна Кубицы и Алонсо сохранял удивительную чистоту симметрии вплоть до 6-го круга, когда пришло время ошибаться Льюису. 23-летний британец зацепил отбойник в том самом месте, где в 1995 году состоялась памятная авария с участием Мартина Брандла и Жана Алези, после чего был вынужден направиться в боксы.
Надо сказать, что Хэмильтону повезло дважды. Во-первых, неприятное касание о рельс безопасности произошло на довольно умеренной скорости, что самым прямым образом сказалось на сохранности подвески. Выйди из строя она, а не правое заднее колесо, Льюису почти наверняка пришлось бы сойти. Во-вторых, и это выяснилось позднее, в тот момент, когда британец, чертыхаясь, летел в защитный барьер, над трассой усилился дождь, и необузданная активность небес привела к новому всплеску аварий.
Сначала в Massnet с аналогичными последствиями разбился Фернандо Алонсо, который к тому времени переместился едва ли не в зону подиума. А затем, в том же самом месте, что и двукратный чемпион мира, пострадали и Култхард с Бурдэ. Пострадали с той лишь разницей, что если испанец, как и Хэмильтон, смог продолжить движение по трассе, то шотландец и француз остались за ее бортом насовсем.
После трех кругов лидирования машины безопасности пелетон продолжил свою нелегкую работу в таком сочетании: Масса - Райкконен - Кубица - Хэмильтон - Хайдфельд, уже зная, что очень скоро его ждут серьезные изменения впереди. Еще незадолго до прогревочного круга наиболее опытные из наблюдателей обратили внимание, насколько неспешно персонал Кими Райкконена готовился к гонке, стремясь улучить лишние секунды для прогрева шин. К слову будет сказано, "Скудерия" подходила к предстартовым процедурам с предельной солидностью и раньше, а Михаэля Шумахера в Бразилии-2002 в этом смысле вообще выручило чудо. Тогда механики будущего семикратного чемпиона мира покинули пространство возле болида за секунду до истечения оговоренного срока, а Михаэль в блистательном стиле выиграл Гран-при. Кими повезло меньше. На него наложили штраф в виде проезда по пит-лейн, и к началу второго десятка кругов наказание должно было вступить в силу.
Очень может быть, что именно это обстоятельство и заставило прорывавшегося наверх Фернандо Алонсо проявить столь несвойственную ему излишнюю агрессию. Обнаружив себя на седьмом месте после рестарта, двукратный чемпион мира очень быстро отыграл одну позицию в Loews за счет гораздо менее подвижного Уэббера и принялся за Хайдфельда. Стремясь обойти Ника как можно быстрее (Райкконен должен был вот-вот отправиться отбывать наказание) и не желая терять время, Фернандо дважды пробовал обогнуть неуступчивого немца в шпильке с символическим названием Casino. Первую из этих атак Хайдфельд отразил с помощью резкого смещения влево, и на следующем круге Алонсо пошел ва-банк. Увидев, что Ник и не думает сдаваться, Фернандо в определенный момент решил отказаться от торможения вовсе, рассчитывая просочиться в узенькую щель, которую Хайдфельд ему все же оставил. Он уже почти поравнялся с BMW, когда преспокойно возвращавшийся на траекторию немец захлопнул дверь, и зрители увидели римейк знаменитого столкновения Жана Алези и Михаэля Шумахера в 92 году. Передний спойлер "Рено" тут же раскололся натрое, и до боксов Алонсо добрался только через минуту. Нику подфартило чуть больше, если учесть, что его BMW какое-то время сохраняла заданную скорость, после чего усталость металла все же дала о себе знать - и в Гран-при Хайдфельд финишировал последним.
На 16-м круге в гонке столь же причудливым образом сменился лидер. Оставшийся после штрафа Райкконена в гордом одиночестве Фелипе Масса засеменил на входе в Saint-Devote и, потеряв контроль над F2008, не нашел ничего лучшего, как нырнуть в огромную лужу. Выбраться из нее бразильцу удалось далеко не сразу, так что лидерство отошло к Кубице.
На 26-м круге Роберт навестил пит-лейн, попутно выдав затрещину Райкконену. БМВ и "Феррари" были на разных стратегиях, и в этих условиях Кими на легкой, недозаправленной F2008 наверняка попробовал отыграться на чистой трассе - если бы Кубица, конечно, выпустил его вперед. Поляк же предпочел этого не делать. Возвращаясь на трассу по извилистому пути из боксов и увидев возле себя несущегося во весь опор Райкконена, Роберт залихватски вывернул руль влево, и через пару секунд режиссер уже демонстрировал вылет чемпиона мира в Saint-Devote.
После остановки Кубицы первая позиция в Гран-при снова перешла к Массе. Трек к тому моменту уже практически высох, и поставивший несколько быстрейших времен подряд бразилец мог ехать на пит-лейн абсолютно спокойно - шансов повторить свою антирайкконеновскую акцию у Кубицы не появилось даже ввиду сверхдолгой дозаправки Массы (11,7).
А вот Хэмильтона Фелипе все же пропустил – и, в конечном счете, именно этот факт оказался решающим в распределении итоговых мест на пьедестале почета. В момент визита бразильца в боксы между Массой и Льюисом было в районе 18 секунд, но после пит-стопа заметно потяжелевшая F2008 столь же осязаемо потеряла темп.
Хэмильтон же шел все быстрее. 1.29,428 - 1.28,665 - 1.27,385 - 1.26,546, на полупустом, стремительно опустошавшемся баке McLaren выигрывал у ставшей громоздкой Ferrari по полторы секунды. Остальное виртуозно пилотировавший Льюис добавлял от себя.
К 53-му кругу, который совпал с его второй, и финальной, остановкой в боксах, Хэмильтон довел отрыв до 38 секунд - и этого оказалось вполне достаточно, чтобы защитить лидерство по отношению к Массе. По отношению к Массе - и к кому бы то ни было еще.
Победных планов Льюиса не нарушил даже второй по счету выезд машины безопасности, который случился на 62-м круге после того, как Нико Росберг разбил свой Williams на выходе из бассейна.
Шесть кругов спустя сейфти-кар ушел в боксы, и Хэмильтон полетел к финишу на крыльях уверенности. Создав запас в несколько десятых над Кубицей (долгое время шедший в кильватере британца Масса был вынужден повторно наведаться на пит-лейн, чтобы механики "Феррари" поменяли ему промежуточную резину на псевдоcлик) перед Antoine Noghes, он без особенных приключений добрался и до Saint-Devote, а дальше легче было уже объективно. Дальше в дело вступила скоростная разница между McLaren и BMW, которая и позволила Льюису на финальном круге поприветствовать зрителей еще в Mirabo.
Впервые финишировавший в Монако на подиуме Роберт Кубица также провел примечательный Гран-при, единственным из лидирующей группы так и не ошибившись в необычайно напряженной и насыщенной коллизиями гонке.
Третье место, как и в прошлом сезоне, отошло к Массе, а блестяще квалифицировавшаяся в субботу Скудерия так и не смогла прервать затянувшуюся серию неудач в монакское воскресенье.
Позади трех призеров очередные большие очки для Red Bull заработал Марк Уэббер, доведя тем самым разницу в чемпионате между собой и Дэвидом Култхардом до несколько двусмысленных цифр 15:0.
Кроме того, первые зачетные баллы в сезоне набрали Себастьян Феттель и Рубенс Баррикелло, причем если успех великолепно гоняющегося по дождю молодого немца стал сюрпризом только вследствие своей громкости, то все начало чемпионата страдавший от старческих болезней бразилец вкусил радость очков впервые с позапрошлогоднего Интерлагоса.
Вообще, из команд так называемой "второй зоны" и зоны аутсайдеров только "Форс Индия" покинула Монте-Карло абсолютно безутешной. Отмечавший в конюшне Виджея Мальи юбилейный, 200-й Гран-при, Джанкарло Физикелла провел весь уик-энд исключительно на минорной ноте, а горе только что завершившего лучшую гонку в жизни Адриана Сутиля и вовсе не знало границ. 25-летний немец легко и непринужденно держался четвертым вплоть до второго рестарта, но после оного стал жертвой удивительной ошибки Райкконена. На сухой трассе «Феррари» была естественным образом много быстрее «Форс», и финн немедленно приступил к атакам. Несколько раз обозначив себя в зеркалах заднего вида Сутиля при выходе из туннеля, Кими во время очередного маневра поскользнулся на торможении и совершенно утратил контроль над F2008. Шестисоткилограммовая металлическая махина на огромной скорости понеслась вперед, и спустя мгновение маленький защитный бастион в виде субтильной «Форс Индии» рухнул.
После Гран-при очень похожий на недоумевающего людоеда Райкконен неоднократно извинялся перед Сутилем, замечая, впрочем, что гонки – они и есть гонки, а разъяренный босс индийской конюшни Виджей Малья подал протест и не успокоился даже после того, как благоразумные комиссары его отклонили.
И, наконец, последний штрих. Он, собственно говоря, и лег в основу заголовка данного текста. Выиграв Монако в 23 года и пять месяцев, Льюис Хэмильтон установил новый рекорд – до него в более раннем возрасте в престижнейшем в мире Гран-при не побеждал еще никто. Характерно, что предыдущее достижение принадлежало человеку по фамилии Макларен. Брюс Макларен, незабвенный пилот 60-х и основатель одноименной конюшни, праздновал триумф в Монте-Карло в 62 в возрасте 24 лет и 10 полных месяцев.
Впоследствии этот рекорд едва не побил Айртон Сенна, которому в 1984 году до верхней ступеньки княжеского подиума не хватило считанных поворотов. Михаэль Шумахер в 1993 также был близок к тому, чтобы заставить Макларена потесниться, но отказавшаяся гидравлика на Benetton остановила его движение к победе в тот момент, когда шедший вторым Сенна находился в 28 секундах позади немца.
В конечном счете, Сенна выиграл свой первый Монако в 27, Шумахеру его дебютный победный кубок достался в 25 – и это были феноменальные достижения, ведь Гран-при в княжестве всегда считался гонкой мужчин, в первую голову, зрелых.