Юрий Сандалов: в этом году на внутреннем допинг-контроле мы поймали примерно 15 штангистов
Состоялось заседание исполкома Федерации тяжелой атлетики России (ФТАР), на котором был определен срок проведения внеочередной отчетно-выборной конференции, а также подведены итоги завершившегося сезона. Напомним, что на чемпионате мира сборная России показала худший результат с 2003 года. И.о. президента ФТАР, вице-президент Европейской федерации тяжелой атлетики Юрий Сандалов рассказал Агентству спортивной информации «Весь спорт» о выводах, которые будут сделаны из этого результата.
- На заседании исполкома ФТАР рассматривались итоги сезона?
- Как таковые, итоги года мы не подводили. Во-первых, потому что решили отложить этот вопрос до конференции. А во-вторых, потому что и так все ясно – команда выступила неудачно. Особенно это касается мужчин.
- Но хотя бы обсуждали – почему?
- Конечно. И пришли к мнению, что вину необходимо разделить между федерацией и тренерским советом. Есть объективные факторы. Многие сильнейшие наши штангисты отдыхали или по разным причинам не смогли принять участие в чемпионате мира. Кто-то был травмирован, кто-то – отдыхал после олимпийского сезона. Есть и субъективные нюансы. Тренерский штаб, возможно, не слишком серьезно отнесся к этому старту.
- Что вы имеет в виду?
- Очень просто. До этого года олимпийский рейтинг формировался по итогам всех трех чемпионатов мира, проведенных за четырехлетие. Однако сейчас, за месяц до старта, Международная федерация тяжелой атлетики объявила, что чемпионат мира-2009 в зачет олимпийского рейтинга не войдет. Из-за этого некоторые в нашей команде отнеслись к выступлению спустя рукава.
- Хорошо, спрошу прямо: у исполкома ФТАР есть претензии к тренерскому штабу команды?
- Конечно, претензии есть. К женской сборной, повторю, в меньшей степени. Девочки выиграли три серебряные медали, и в двух весах были очень близки к победе. Есть открытия – например, супертяжеловес Татьяна Каширина, наша молодая надежда на Олимпиаду-2012. По сути, единственный вопрос к тренерам: зачем надо было брать сразу двух девочек в весе до 53 кг? Они заведомо не могли бороться за высокие места. В остальном, все нормально – особенно учитывая несколько травм участников команды перед стартом.
- А в мужской сборной?
- Тут сложнее. Чемпионат мира вскрыл многие наши беды. Так, для главного тренера мужской сборной Давида Адамовича Ригерта, по его словам, явилось большой неожиданностью, что наши главные конкуренты из Армении, Казахстана, Белоруссии, Кореи вышли на этом турнире на большие веса. Хотя это читалось по результатам сезона. Мы оказались неготовыми к такому уровню борьбы и провалились. Одна серебряная медаль – это очень и очень мало.
- Тренерский штаб команды будет укреплен?
- У всех действует контракт с Центром спортивной подготовки Минспорта РФ до 31 декабря. Мы дали свои предложения по продлению. Пока – с теми же фамилиями. Аттестационная комиссия ЦСП Минспорта должна их рассмотреть и вынести свое заключение.
- Но другие фамилии тренеров могут возникнуть?
- Этот вопрос мы отложили до конференции 27 февраля. С момента завершения чемпионата мира прошел всего месяц. Не стоит рубить сплеча.
- Подготовка команды в следующем сезоне будет отличаться?
- Как раз над этим мы сейчас и ломаем головы. Уже сейчас можно сказать, что система подготовки будет скорректирована. Надо подтягивать молодежь, особенно в отстающих весах. Да, у нас сильная категория до 105 кг – на три состава хватит. Но даже в этом случае гарантировать победу никто не может. Еще есть отдельные сильные ребята в весе до 85 кг, до 94 кг, свыше 105 кг. На этом – конец. Остальных категорий для сборной России как бы не существует – ни легких, ни даже средних.
- Реально их подтянуть за ближайшее время?
- Отвечу так: молодые ребята есть. Их просто нужно целенаправленно готовить. Сейчас эти категории остаются как бы на периферии внимания. Будем смещать акценты. Возможно, молодежная команда до 23 лет будет готовится вместе со взрослой – чтобы весь резерв был на виду у главных тренеров.
- ФТАР подписала письмо Минспорта, разосланное в начале декабря по всем федерациям, об ужесточении ответственности для тренерского состава и руководства – в случае обнаружения запрещенных препаратов?
- Мы были готовы к появлению такого письма. Мы, тяжелоатлеты, последние пару лет находимся под огромным увеличительным стеклом. Представители RusADA теперь приезжают к нам по два раза на один сбор. И RusADA сейчас для нас сейчас страшнее, чем WADA (смеется). Эта структура берет до 15-и тысяч проб в год, и очень большой процент отводится нашему виду спорта.
- Результаты есть?
- Да, после известных печальных событий мы начали активную борьбу с допингом в нашем виде спорта. Точную цифру не скажу, но навскидку в этом сезоне мы дисквалифицировали примерно 15 человек. По итогам как соревновательного, так и внесоревновательного контроля. Особо подчеркну, что наказаны и тренеры спортсменов, уличенных в применении допинга. Особенно жестко мы относимся к случаям у молодых ребят. Молодежь должны приходить в большой спорт полностью свободной от этой заразы. Другого выбора в современных условиях уже нет.