Капелла Бранкаччи |
Попадаем в капеллу Бранкаччи.
Так радостно там все выглядит!
Бранкаччи - одна из богатых флорентийских семей, которая соперничала за власть в городе с Медичи. Пока Козимо Медичи "отдыхал" в ссылке, куда его отправил Феличе Бранкаччи, последний возводил себе во славу часовню (Капеллу). Денег не жалел, для росписей пригласил известного художника Мазолино (прозвище происходит от глагола "мазать", т.е. он был тем, кто мажет), а у последнего был помощник - Мазаччо. Они и взялись за дело. Стены часовни полностью покрыты фресками - краски не выцвели и кажутся такими же свежими, как и во время работы. Художники, однако, работу закончить не успели, т.к. Козимо Медичи вернулся из ссылки, и туда теперь отправился Феличе Бранкаччи, а мастеров уволили. Позже работу продолжил Филиппо Липпи, выдержав предыдущий стиль. Молодой Мазаччо был призван папой в Рим, где через некоторое время пропал без вести. Ему было всего 28 лет.
Основная тема фресок: житие святого Петра. Вот как он выглядит:
Суровое лицо. Острый взгляд. Он может быть кем угодно: святым, врачом, скульптором, крестьянином, наконец. Это - Возрождение!
Рассказ о жизни святого Петра начинается издалека, а именно с изгнания Адама и Евы из Рая. Наверное, это самая сильная сцена из всех фресок Мазаччо.
С Капеллой Бранкаччи связан также известный эпизод из жизни Микеланджело, описанный Ирвингом Стоуном в романе "Муки и радости". Он рассказывает, что именно здесь, в этой часовне, у Микеланджело завязался спор с одним из художников-коллег по поводу мастерства Мазаччо, и необходимости подражать великим мастерам и их копировать. Ссора переросла в драку. в которой Микеланджело защищал Мазаччо, в результате чего ему сломали нос.
Однако достаточно отступлений, пора вернуться к фрескам из жизни апостола Петра, они расположены на левой и правой стене часовни.
Левая стена:
Очень важна верхняя фреска, приглядимся к ней поближе:
Не удивляйтесь такой разнице в цветовом разрешении фресок: издержки инетовских репродукций. Ближе к оригиналу - верхняя.
Сюжет называется "Чудо со статиром". Статир - это такая денежная единица, которую нужно было заплатить как подать на Иерусалимский храм. В центре - Иисус Христос, слева от него седовласый Петр. Иисус подсказывает своему ученику, что монету он добудет во рту у пойманной им рыбы (этот эпизод изображен на фреске слева), а справа - Святой Петр уже передает подать сборщику налогов. Очень интересная композиция, объединяющая три разных эпизода. Это пока еще Раннее Возрождение, позже такое уже не будет возможно.
На нижней фреске изображено исцеление одного из больных апостолом Петром. Исцеляющими свойствами обладала даже его тень. Поэтому люди выводили и выносили больных на улице, когда мимо их жилищ проходил святой Петр:
Исцеление тенью
А это святой Павел навещает Петра в темнице, куда его запроторил Ирод Агриппа І, а освободил ангел:
А вот как выглядит правая сторона капеллы:
Здесь представлены сюжеты, связанные с исцелением больных и проповедями святого Петра.
Вот Святой Петр проповедует трем тысячам слушателей. Художнику, конечно, всех не удалось изобразить, но часть присутствует:
А здесь святой Петр совершает обряд крещения.
Вообще эти фрески производят колоссальное впечатление и мощностью живописи, даже некоторой брутальностью и, конечно, своим необыкновенно свежим колоритом, чистотой красок. Кажется, что время их совсем не коснулось.
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |