Истоки.
Впервые основы анархической идеи возникли вскоре после Английской революции XVII века. Их выдвинул Дж.Уинстэнли. В памфлете «Истина, торжествующая над злословием» (1649; русский перевод 1950) он писал, что власть развращает людей, собственность и свобода несовместимы, и только в обществе без собственности и политической власти человек может быть вполне счастлив, действуя по велениям совести, а не внешнего закона. Но он не называл это «анархизм». Утверждая, что усилиями народы может быть свергнута власть и установлено социальное равенство, он в 1649 году возглавил группу своих последователей, и вместе они создали коммуну на южных пустошах Англии. Но к сожалению, движение потерпело неудачу, в результате противодействия соседних землевладельцев. Однако, его идеи не умерли, они были усвоены некоторыми течениями протестантства и позднее нашли более яркое выражение в книге У. Годвина «Исследование о политической справедливости» (1793; рус. пер. 1958), заложившей основы современной традиции анархизма. Кроме идеи о том, что власть противоестественна человечеству, он также представил модель децентрализованного общества, основной ячейкой которого являются небольшие автономные общины (приходы). Годвин также отрицал собственность как источник власти. Согласно ему, промышленное развитие и технический прогресс приведут к сокращению продолжительности рабочего времени до получаса в день, что облегчит переход к обществу без власти. Значительное влияние на формирование доктрины анархизма оказали идеи немецкого философа М. Штирнера. В своей книге «Единственный и его достояние» (1845; русский перевод 1906) он разработал индивидуалистический вариант анархизма. Штирнер считал все социальные институты (государство, право, собственность и т. п.) результатом отчуждения индивидуального сознания и утверждал, что в реальности не существует никаких необходимых связей индивидов в обществе, а потому индивидуум не должен признавать никакие социальные установления обязательными для себя. Идеальное же состояние человека — это состояние свободы, не ограниченной никакими социальными рамками.
XIX век.
"Отцом анархизма" нередко называют выдающегося французского мыслителя Пьера Жозефа Прудона (1809-1865). Именно он сформировал философию идущую из народа, в философию под названием «анархизм». С именем Прудона связаны самоидентификация анархизма, разработка его основных социальных идей, распространение анархизма в массах, превращение его в одну из самых влиятельных идейных сил XIX столетия. Он написал множество статей и книг, наиболее известные из них это "Что такое собственность?" (1840), "Система экономических противоречий, или Философия нищеты" (1846), "Исповедь революционера" (1849) и "О политической способности рабочих классов" (1865). Если у Штирнера и Годвина, мало известных широкой публике, анархический идеал носил по преимуществу абстрактно-философский характер, а критика государства явно преобладала над конструктивными идеями, то Прудон развил и популяризировал, применительно к жизненной конкретике, анархическое мировоззрение, во многом воспитав европейское общественное движение и подготовив появление поколения парижских коммунаров. В центре всего учения Прудона стоит принцип "равновесия" и "идея справедливости" - таков своеобразный мировоззренческий стержень, несущий на себе всю конструкцию его пестрых, разнообразных и часто меняющихся взглядов. Именно вера в Справедливость, будучи основным мотивом прудоновского учения, придает яркий этический характер всем социальным построениям Прудона. Принцип свободы отдельной личности, священный для Прудона, как и для всех анархистов, неразрывно связан для него с солидарностью людей, на которой основываются выдвинутые и развитые им принципы взаимности, федерализма и свободного договора. До Прудона революционное движение во Франции было пронизано духом централизма, подобно тому, как социалистическое движение было пронизано духом государственничества, а после Прудона возникло новое - анархически-федералистское революционное и социалистическое движение: на смену революционному деспотизму Робеспьера и Бабефа пришел революционный анархизм парижских коммунаров. И если во времена Великой Французской Революции якобинские комиссары огнем и мечом навязывали провинциям "благодетельные" декреты Конвента, то в 1871 году Парижская Коммуна, воодушевленная идеями Прудона (трудовая индивидуальная и коллективная собственность, ликвидация постоянной армии и чиновничества, коммунальное самоуправление и федерализм), а не государственническим "революционным" централизмом якобинцев, бланкистов и луиблановцев, провозгласила децентрализацию страны и автономию коммун: революционный Париж добровольно отказывался от своих былых "столичных" централистских притязаний.
«Отец» русского анархизма – Михаил Александрович Бакунин(1814-1876). М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге “Государственность и Анархия” - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза. Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею “хождение в народ” с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через “хождение в народ” прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием. При работе Первого Интернационала анархисты разошлись с коммунистами, которые отрицали взгляды Прудона. После теории анархистов были подвергнуты серьезной критике со стороны Маркса и Энгельса, поскольку по их мнению отказ анархистов от завоевания политической власти пролетариатом служит подчинению рабочего класса буржуазии. Именно марксисты отодвинули анархизм на второй план в Интернационале, идеи централизации были не так туманны, как анархические. В Западной Европе на смену Прудону и Бакунину пришла целая плеяда талантливых анархических писателей - теоретиков и пропагандистов. Среди них швейцарец Джеймс Гильом, бельгиец Цезарь де Пап, французы Элизе Реклю, Жан Грав и Луиза Мишель, итальянец Эррико Малатеста, немцы Макс Неттлау и Иоганн Мост и многие другие. Не ограничиваясь пропагандой, участием в рабочем движении и организацией кооперативов, профсоюзов и коммун, хотя и отрицая парламентскую борьбу, анархисты Европы и Америки зачастую инициировали антимилитаристские, феминистские, просветительские инициативы - которые способствовали освобождению личности и самоорганизации общества.
Дальнейшее развитее анархизма связано с именем Петра Алексеевича Кропоткина(1842-1921). Осенью 1873 г. по поручению “чайковцев” ( членов кружка Н.В. Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест - “Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?“ В этом документе идеалом будущего строя объявлялась “ анархия “ - т.е. “союз вольных коммун”, без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Кропоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих: “Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех”. В 70 - 90-е годы XIX века П.А. Кропоткин осуществил разработку концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством анархистов. Система Кропоткина привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гармонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал “ мировоззрение основанное на механическом понимание явлений “, Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского анархизма значиельное место уделил вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о создание анархической партии для “ тихой подготовительной идейной работы ”. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, “ резким скачком вверх “, который должен привести к полному уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе революции. Кто же совершит эту великую революцию? “ Ее могут сделать только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из интеллигенции”, - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость революционного правительства, не признавал ни какой революционной диктатуры, так как при ней, по его мнению, “ революция неизбежно вырождается в произвол и в деспотизм”.
Волна анархо-террора конца XIX-го - начала XX-го веков получила название "равашолевщины" - в честь знаменитого французского террориста Равашоля. Жертвами анархистов стали итальянский король и австрийская императрица, президент США и многие другие коронованные и некоронованные особы. В некоторых случаях теракты носили характер возмездия за совершенные монархами злодеяния и проводились по инициативе анархических групп, но чаще они были слабо мотивированными актами отчаяния со стороны одиночек, не только не имевших отношения к анархо-организациям, но и слабо представлявших себе смысл идей анархизма.
В таком состоянии идейной и организационной пестроты и разброда вступили анархисты в XX-ый век. Впрочем, централизация, монолитность рядов и единомыслие никогда не были целью анархистов, всегда отстаивавших права меньшинства и ценивших в людях независимость и своеобразие. Тем не менее, в преддверии прекращения полосы общеевропейской реакции 1870-90-ых годов и наступления нового этапа грандиозных революционных конфликтов, явственно ощущалась потребность в развитии, углублении и систематизации анархических идей, которые осуществлял Кропоткин. Вот так вошел анархизм в XX век.
XX век.
В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов “Группа русских анархистов за границей“, издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-коммунистов “Хлеб и Воля”, принесшую известность Российскому анархизму. “Хлебовольцам” при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в том же году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - газеты “Хлеб и Воля”.
В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны.
География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. “Столицами” движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса. В годы революции 1905—1907 гг. анархисты сотрудничали с другими партиями, принимали участие в вооруженных восстаниях. Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаний. Накануне Октября 1917 г. анархисты были все еще в значительной степени разрозненны.
В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах.
Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке “буржуазных революционеров”, в организации “пьяных погромов” до попыток формирования ими собственных отрядов.
17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию собственных вооруженных сил. “Вольные анархические дружины” нужны были анархистам ”для организованного удара... по власти, для смертельной за социальную революцию”. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:” Если вы встанете на нашем пути к анархии, к коммуне, мы растопчем и вас”. Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры “боевиков” предназначались для борьбы “за идеалы анархизма”, с “контрреволюцией” в России, а также для подавления выступлений “германских белогвардейцев”. Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия.
Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом № 6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой для анархистов?
Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов.
В ночь с 11 на 12 апреля в гор¬де силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, сдавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары. Верхушка движения не имевшая после смерти П. А. Кропоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей. Многие анархисты заявили о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало.
В годы Гражданской войны на территории Украины кроме «белых» и «красных» действовала реальная третья сила – это анархисты под предводительством Нестора Ивановича Махно(1889-1934). Освобожденный после Февральской революции 1917 года, возвратился Махнов Гуляйполе, где в апреле 1918 года организовал анархический отряд, который первое время Гражданской войны вел партизанскую войну против австро-германцев и гетмана Скоропадского. В конце 1918 Махно вместе с Красной армией освобождал Екатеринослав, в феврале 1919 года махновцы вошли в состав Красной армии, как 3-я бригада 1-ой Заднепровской дивизии. В мае 1919 махновцы в момент наступления Деникина не подчинились советскому командованию, и ушли с фронта, начав борьбу против советской власти, действую в районе Одессы. Потом, усилив отряды за счет остатков григорьевцев (Григорьева убил махновец по одобрению Махно), вернулся в Гуляйполе. В конце 1919 помог Деникину в наступление на Москву, но в результате разногласий, ушел в тыл Деникина, где вел партизанскую борьбу. Отряды Махно заняли Перекоп, Александровск, Мелитополь, Бердянск, Мариуполь, Каховку. 27 октября 1919 года по инициативу Махно состоялся съезд Советов крестьянских, рабочих и повстанческих депутатов. Съезд принял резолюцию об организации «вольного советского строя», т.е. практической анархии. 1,5 месяцев существовала анархия, вольный советский строй. Это был отказ от налогов, на содержания государства, самоорганизация, отсутствие военного коммунизма. Но из-за экономической блокады, большие предприятия не смогли существовать. К тому же «белые» заставили отступить махновцев на правый берег Днепра. Из-за военного положения «вольный советский строй» не состоялся. На протяжении 1919-1920 годов Махно трижды подписывал соглашение с большевиками и трижды из-за их несоблюдения сов.властью разрывал их. После занятия Врангелем Таври махновцы подписали договор об оперативном подчинение Южному фронту своих отрядов. После поражения Врангеля махновцы отказались переформировываться в составе Красной армии, и после ноябрьского приказа Фрунзе об их разоружении махновцы прорвались в Гуляйполе. В декабре Гуляйполе было окружено «красными», но Махно с отборной конницей ушел из кольца, Весной 1921, в связи с введение НЭПа, социальная база Махно уменьшилась. В конце 1921 олсновные силы мазноыцев были разгромлены в районе Ромны-Недригайлов.
28 августа 1921 года Махно с 50 конниками перебрался через Днепр в Румынию. Махновщина закончилась. После этого можно сказать о кончине развития анархизма, в городах анархисты терпели поражения, настал кризис анархизма в России.
Европа.
На международном анархистском конгрессе 1907 года в Амстердаме снова был создан Анархический Интернационал, но война 1914 года помешала становлению этой организации. Несмотря на все усилия провалились попытки международного объединения в 1949 и 1958 гг. К тому же период после 1945 года был характерен закатом либертарного движения, что связано с военно-полицейскими репрессиями во многих странах "третьего мира" и в сталинистских странах "народной демократии". Немалое значение в деле подрыва влияния анархизма оказал фашизм, а после окончания Второй мировой войны - распространение среди профсоюзов идей "социального партнерства". Вследствие этих факторов, до 1968 года анархизм как политическое течение находился в довольно плачевном состоянии, во многих странах движение было задавлено репрессиями или же просто варилось в собственном соку.
1968 год все изменил. Анархизм получил новый импульс. Движение снова, как в период 1900-1940 гг., оказалось в гуще общественной жизни и начало оказывать влияние на процессы, происходившие в мире. Именно тогда появилась необходимость в создании собственного Интернационала. В августе 1968 года на международном конгрессе в Карраре (Италия) был создан Интернационал Федераций Анархистов. Таким образом, анархистам впервые (если не считать анархо-синдикалистской МАТ) удалось образовать прочное объединение, которое взяло на себя задачу осуществления и поддержания связей между не только синдикалистскими группами.
Цитирую Кирилла Лиматова(
http://yarsa.marsho.net/): «На 1-ом конгрессе присутствовало около 300 делегатов из 16 стран мира. Ядром ИФА стали Французская Федерация Анархистов, Итальянская Анархическая Федерация, Федерация Анархистов Иберии, Федерация Либертариев Аргентины и Союз Анархистов Болгарии в эмиграции. На открытие конгресса съехалось около 80 журналистов. В первый день работы была организована передача по телевидению из зала заседания. Правда, появление Кон-Бендита и его товарищей на 1-ом конгрессе угрожало поставить под вопрос это начинание. Их оппортунистическая интерпретация анархистских принципов спровоцировала значительные теоретические и практические колебания и отпугнула многих участников назад - в ряды социал-демократов и марксистов.
2-ой конгресс состоялся в августе 1971 года в Париже, где, как и в "мраморном городе" Каррара, состоялись горячие дискуссии. Неудивительно, что в Париже угадывалось влияние анархо-синдикалистского течения, так что эта встреча, как и предыдущая, закончилась бесплодно.
Только на 3-ем конгрессе в 1978 г. ИФА смог справиться со своими задачами. Этот съезд был гармоничнее и плодотворнее, чем оба предыдущих, пожалуй, благодаря хорошей подготовке итальянских представителей. Начиная с этого момента наблюдалось довольно значительное развитие анархического движения, правда, как ИФА самокритично констатирует, это прошло почти незаметно. Поэтому задачей 4-го конгресса 1986 года в Париже, в первую очередь, была необходимость определить положение ИФА в либертарном движении и укрепить организационные связи Интернационала. Что касается связей, то в ИФА сложилась дилемма: Интернационал имеет много контактов во всем мире, но мало секций. Так, например, на 4-ом Конгрессе делегатов оказалось меньше, чем наблюдателей. Этот конгресс, правда, не дал новых теоретических и практических импульсов.
Приятно констатировать, что на 5-ом конгрессе 1990 г. в Валенсии была принята резолюция ИФА по рабочему движению. По 5-го конгресса ИФА придерживался точки зрения, что "либертарные идеалы МАТ очень близки нашим", но не имеют какой-либо взаимозависимости, потому что анархисты и анархо-синдикалисты преследуют разные теоретические и практические интересы и многие активисты считают, что МАТ не представляет единый международный анархо-синдикализм. Эта позиция до 5-го конгресса была характерна для французской и итальянской секций, которые не хотели связывать себя обязательствами, в отличие от испанцев и болгар требовавших помогать секциям МАТ. Резолюция "Позиция анархистов ИФА по рабочему движению" сделала еще один шаг в деле сплочения либертарных сип, чего не наблюдалось в прошлом.
Кроме всего прочего, ИФА видит свою первостепенную задачу, наряду с "усилением присутствия в мире", международной солидарностью и обменом опытом, в необходимости создания анархических федераций в каждой отдельной стране.»
Вновь в Россию.
Возрождение анархизма в России началось в начале-середине 80-х. Начала подпольно появляться литература, и значительное влияние оказала рок-музыка в стиле панк, несущая идеи анархии. Особое распространение в неформальной среде получили музыкальные записи Егора Летова и группы «Гражданская Оборона». Эта группа вела агитацию против советской власти, высмеивая ее, до 1989-1990 года, когда Летов перестал верить в Анархию. Более того, позже он вступил в НБП. Сейчас он аполитичен и играет музыку, которую можно охарактеризовать как пост-панк, психоделия. Далее по развалу СССР начали появляться индивидуумы и группы анархистов, ведущие пропаганду анархизма. В 1990 году, после раскола первой общеанархической организации СССР - конфедерации Анархо-Синдикалистов (КАС), была создана АДА – Ассоциация Движений Анархистов. «После того, как на 2-м съезде КАС было решено, что в составе Конфедерации могут находиться только синдикалисты, ряд анархических групп (Саратова, Казани, Питера, Запорожья, Нижнего Новгорода, Черкасс, Днепропетровска), не согласившихся с этим решением, выступил с инициативой создания более широкого объединения, в котором могли бы действовать анархисты разных направлений, а совместные решения принимались бы без голосования, консенсусом. Подготовительная конференция этого объединения состоялась в мае 1990 года в Питере, а 16-17 июня того же года в антиядерном лагере протеста против Балаковской АЭС прошёл I Съезд Ассоциации. С момента своего образования по настоящее время Ассоциация провела 16 Съездов, её состав неоднократно изменялся. Группы и участники АДА в разные периоды работали более чем в 40 городах России, Украины, Белоруссии, Казахстана, Литвы, Польши, Германии, Финляндии. Около 30 различных анархических изданий выходило при участии анархистов, состоящих в Ассоциации. На август 2004 года в состав АДА входят анархисты Брянки, Варшавы, Железногорска, Казани, Калининграда, Леплея, Минска, Москвы, Нижнего Новгорода, Петербурга, Риги, Солнечногорска, Твери, Ярославля, Новосибирска, Сургута, Гая, Нягани, Ростова-на-Дону, Уфы, Кондопоги, Пскова. Коллективными участниками Ассоциации являются: Альянс Казанских Анархистов, Анархистская Ячейка Твери, Железногорский Союз Анархистов, Питерская Лига Анархистов, Союз Калининградских Анархистов, Совет Рев. Групп Анархистов (Ярославль), Фронт Анархистов Нижегородского Края, "Resist" (Новосибирск) и Гайская Лига Анархистов. Сама Ассоциация с 2004 года входит в Интернационал Федераций Анархистов (IAF-IFA).»(Информация взята с
http://vintovka.ruserv.com).
XXI век.
В 2005 подтверждено участие в АДА анархических групп восьми городов - Казани, Гая, Железногорска, Новосибирска, Питера, Кёнигсберга, Нижнего Новгорода и Ярославля – и индивидуальное участие анархистов семнадцати городов - Александрова, Брянки, Варшавы, Минска, Москвы, Нижнего Новгорода, Петрозаводска, Питера, Пскова, Ростова, Ростова-на-Дону, Солнечногорска, Ставрополя, Твери, Уфы, Юрги и Ярославля. Из состава коллективных участников выбыла Анархическая Ячейка Твери, а из состава индивидуальных - некоторые участники из Нягани, Питера, Риги, Сарапула и Сургута.
С января 2002 года существует АД(Автономное Действие). До этого развивалось как проект. На сегодняшний день АД – это сеть активно действующих региональных групп в городах России и стран СНГ. За сравнительно небольшой период существования и становления активистами АД и сочувствующими проведен ряд экологических, антивоенных, антифашистских, социальных и иных акций. Активисты "Автономного Действия" занимаются культурной (организация и проведение концертов, создание музыкальных, прозаических и поэтических произведений) и издательской деятельностью. Нашими основными печатными проектами являются журнал радикальной альтернативы и сопротивления «АВТОНОМ» и социально-революционная газета «СИТУАЦИЯ». АД характеризует себя как либертарно-социалистическая партия, и по сути является анархо-коммунистичекой. В организацию, однако, входит ряд троцкистом и марксистов. На данный этап рассматривается возможность о создании коалиции тремя между «левыми» партиями, одна из которых – АД. Это может говорить о потери АД как анархической организации и появлении именно «партии», в полном смысле этого слова.
Кроме того, существует множество одиночек и анархических групп действующих вне двух этих организациях. Многие анархисты уверенны в необходимости Большой Информационной Войны, чтобы разрушить ярлыки и мифы об анархистах, как о хулиганах, бандитах, наркоманах и террористах. Так же в Интернете существует множество проектов об анархии, существует и ЕФА(Единый Форум анархистов) где происходит обмен информацией среди анархистов, взаимной помощи и проч.
Идет полномасштабное возрождение анархизма. Все больше и больше свободных людей. «Семена анархии дают буйный рост». Анархия уже начинается в умах людей.