вот
тут версия по-проще... начать, наверное, стоит с нее. а мы копнем глубже).
Для нашей кисточки, помимо цвета, которым мы рисуем, важны так же ее форма и размер. Для выбора и определения кисти можно воспользоваться окном быстрого выбора кистей, которое мы можем настроить по своему вкусу (рис. 1) что бы его вызвать, надо активировать любой пиксельный инструмент и нажать на стрелочку 1.
что мы видим? во-первых - выбор диаметра кисти (2). можно задать цифрами или воспользоваться ползунком. Жсткость (3) служит для определения диаметра "плотной" части кисти, что позволяет смягчать или усиливать ее края.
Окно выбора самой кисти (4). Кнопку создания правил для ВЫБРАНОЙ кисти (о правилах, или установках, чуть ниже)(5) и кнопку (6), вызывающую меню (рис. 2)

рис. 1
меню выглядит так:
1 - создание НОВОЙ кисти с НОВЫМИ установками
2 - переименование кисти
3 - удаление кисти из палитры
4 - команды, определяющие вид (способ отображения) наших кистей в окне рис. 1
Text only - только текстовое название кистей, без отображения ее внешнего вида
Small Thumbnail - маленькие миниатюры кистей
Large Thumbnail - большие миниатюры кистей
Small List - список кистей с маленьким шрифтом
Large List - список кистей с большим шрифтом
Stroke Thumbnail - отображение стандартных штрихов кисти без учета дополнительных настроек
5 - менеджер установки/удаления/переименования/сохранения кистей
6 - сбрасывает все настройки и наборы кистей к начальным, предустановленным в программе
7 - загрузка кистей
8 - сохранение кистей
9 - перемещение кистей из одного набора в другой
10 - имеющиеся установленные наборы кистей. как вы понимаете, помимо заложенных изначально в программе, сюда можно закачивать готовые наборы или создавать свои. для того, что бы сменить один набор на другой, достаточно выбрать набор, кликнуть по нему, ответить на пару вопросов))) и - вауля! набор сменен! что бы вернуть все на свои места - кнопка 6. ВНИМАНИЕ! эта кнопка скинет ВСЕ несохраненные настройки кисти.

рис. 2
разобравшись со всем этим великолепием и выбрав нужную нам кисть, перейдем непосредственно к ее настройкам. вопрос нумеро уно - а где они есть, эти настройки? кликаем по вкладке, обведенной овалом (рис. 3). если такой вкладки вы по какой-то причине не нашли, ызываем ее путем windov - brushes или жмем F5. как известно, на вкус и на цвет все фломастеры разные)* кстати, если нажать на кнопку, помеченную на рисунке стрелочкой, то поятся все те же настройки, что на рис. 2

рис. 3
и он сказал "поехали!"..)

рис. 4
Brush Tip Shape - определяет параметры формы кисти.
1 - Diameter - уже знакомая нам опция выбора диаметра кисти
2 - Angle - поворот/наклон кисти

рис. 4а
3 - Roundless - закругленность кисти определяет соответствие формы кисти кругу (при 100% roundnes) или приближение формы к плоскому эллипсу, штриху, (при 1% roundnes). Больший диаметр эллипса равен рабочему диаметру кисти, а меньший - выбранному % от рабочего даметра.
4 - Hardless - тоже знакомая опция, определяет жесткость краев кисти
5 - Spacing - устанавливает интервалы между соседними штрихами в мазке

рис. 4в
Shape Dinamics (рис. 5) - обеспечивает динамическое изменение формы штриха и призвана имитировать поведение реальных кисти или карандаша.
работает для следующих инструментов:
Historu Brush
Art History Brush
Spongle
Pencil
Brush (ну еще бы!)))
Clone Stamp
Eraser
Smudge
Sharpen
Blur
Dodge
Burn
кажись, ничего не забыл))))
имеет следующие настройки (смю рис. 5)

рис. 5
1 - Size Jitter - определяет диапазон колебаний размера кисти. минимальный диаметр задается ползунком 3

5a
работает в следующих режимах (3):
Control off - нет контроля вариабельности
Fade - постепенное исчезновение, "затухание" кисти
Pen Pressure -размер зависит от нажатия пера (для мышки этот параметр всегда равен 100%)
Pen Tilt - размер зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%), шкала Tilt scale (4) модифицирует (увеличивает) диаметр кисти в интервале от 1 до 200% от рабочего диаметра.
Stylus Wheel - размер зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))
5 - Angle Jitter - определяет диапазон изменения угла наклона штрихов кисти.

5b
управление (6) у нас такое:
Сontrol off - нет управления
Fade - постепенное исчезновение дрожания угла (сведение угла к исходному), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным angle jitter, а если angle jitter больше 0, то "дрожание" угла поворота кисти (angle jitter) накладывается на всю линию.

5c
Pen Pressure - изменчивость угла зависит от силы нажатия пера (для мышки этот параметр соответствует максимальному нажатию пера, т.е. 100%)
Pen Tilt - изменчивость угла зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
Stylus Wheel - угол зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))
Initial Direction - угол поворота кисти зависит от начального направления движения кисти и при последующем рисовании сохраняется при измененнии направления линии
Direction - угол наклона кисти определяется направлением движения кисти в каждый момент времени, ось кисти (вернее, ось формы, отпечатка кисти) постоянно перпендикулярна рисуемой линии
7 - Roundless Jitter - определяет диапазон изменения "округлости" кисти. минимальное значение задается ползунком Minimum Roundless (8)

5d
управление (9):
Сontrol off - нет
Fade - затухание изображения (сведение величины "закругленности" до 1% или до величины, установленной на шкале "минимальная закругленность" (minimum roundness)), рядом есть окно ввода количества шагов, в течение которых это произойдет. Параметр может работать с отключенным roundness jitter, а если roundness jitter больше 0, то "дрожание" величины "закругленности" кисти (roundness jitter) накладывается на всю линию.
Pen Pressure - "закругленность" зависит от нажатия пера (для мышки этот параметр всегда равен 100%)
Pen Tilt - "закругленность" зависит от наклона пера (для мышки соответствует максимальному наклону, т.е. 100%)
Stylus Wheel - "закругленность" зависит от координат (положения) специального переключателя (для планшетов, имеющих манипулятор (Thumbwheel))
Scatterling - определяет параметры разброса элементов штриха вдоль его направляющей (траектории) (рис. 6)

рис. 6
1 - Scatter - определяет область отклонения деталей штриха от его траектории. измеряется в процентах, от 1 до 1000.

6a
2 - если поставить галочку, элементы будут отклоняться не только перпендикулярно оси траектории, но и параллельно. такие пироги
управление (3) работает по тому же принципу, что описано в предыдущих разделах.
4 - Сount - определяет количество элементов на каждый интервал штриха, а
5 - Сount Jitter - диапазон изменения их количества.
Texture - регулирует опции декоративной заливки штриха кисти (рис. 7)

рис. 7
1 - окошко выбора текстуры
2 - Invert - возможность инвертировать (полцучить негативное отображение) текстуру
3 - Scale - масштабирование рисунка текстуры в диапазоне от 1 до 1000%
4 - Texture Each Tip - флажок отвечает за то, как текстурируются элементы штриха - независимо друг от друга или образуют единую текстуру
5 - Mode - несколько урезанный список вариантов наложения пикселов.
7 - Depth - опеределяет различие светлых и темных состовляющих (контрастность, выраженность текстуры) регулируется ползунками
8 - Minimum Depth - минимальная глубина и
9 - Depth Jitter - колебания глубины
контроль 10 схож с предыдущими настройками других опций.
Dual Brush - jбеспечивает эффект одновременной работы двух кистей. Параметры первой кисти определяются всеми предыдущими настройками, параметры второй кисти выставляются в этом окне (рис. 8)

рис. 8
видим:
1 - Mode - список режимов наложения пикселов (тоже покоцаный))
2 - Diameter - толщина (диаметр) кисти
3 - Spacing - интервал штриха кисти
4 - Scatter - разброс элементов штриха
5 - Both Axes - флажок, отвечающий за направление разброса - только перпендикулярно или и перпендикулярно и параллельно
6 - Count - определяет, сколько разбрасываемых частиц образуется из каждой частицы на линии
Color Dinamics - определяет параметры изменения цвета кисти (рис. 9)

рис. 9
1 - Foreground/Background Jitter - определяет динамику перехода между основным и фоновым цветом. если значение равно нулю, переход отключен.
2 - управление (см. выше)
3, 4, 5, 6 - определяют колебания составляющих цвета - тона (Hue Jiyyer), насыщенности (Saturation Jitter), яркости (Brightness Jitter) и чистоты (Purity). тыкаем и пробуем.
В разделе
Other Dinamics представлены дополнительные параметры изменения (колебания) кисти:
Opacity Jitter - изменения непрозрачности штриха и
Flow Jitter - изменение колебания потока штриха
В двух словах, разница между "потоком" и "прозрачностью": при увеличении прозрачности, ширина следа кисти остается одинаковой, но меняется его прозрачность равномерно в каждой точке следа. При уменьшении потока прозрачность в центре следа остается неизменной, а по краям увеличивается. Таким образом имитируется изменение силы потока из распылителя. На рисунке внизу представлены следы кисти при 100%, 50% и 10% прозрачности (Opacity) и потока (Flow), соответственно:

рис. 10
дополнительные параметры палитры (рис. 11)

рис. 11
1 - Noise - вносит в штрих кисти случайные вариации

11a
2 - Wet Edges - призвана имитировать по краям кисти акварельный эффект

11b
3 - Airbrush - штрихи кисти, характерные для аэрографа - распылителя краски. В предыдущих версиях был вынесен в качестве отдельного инструмента. Опция продублирована на панели параметров.
4 - Smoothing - смягчает контур штриха. Весьма полезна, если юзаете планшет.
5 - Protect Texture - дает общую текстурную заливку и ее масштаб для всех кистей, которым присвоены текстурные параметры. нужна, дабы сохранить одинаковый вид текстуры во всем изображении. тоже весьма пользительная опция.
ну вот, собственно, и все. как обычно, все нужно попробывать и потыкать самостоятельно до полного понимания каждой опции.
главное - не охренеть при прочтении))))) некоторые свойства кистей, возможно, никогда не пригодяться, а другими, возможно, вы будете часто пользоваться - хозяин-барин. но знать их необходимо хотя бы затем, что бы не тратить мегабайты трафика на поиски нужной кисти, а научиться при помощи настроек добиваться результата имеющимися в запасе. да и создание собственной кисти немыслимо без понимания этих опций... удачи!))))