Широко Шагал, далеко ушёл |
Марк Заха́рович Шага́л (фр. Marc Chagall, идиш מאַרק שאַגאַל; 6 июля 1887, Лиозно, Витебская губерния — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция) — белорусский, российский и французский график, живописец, сценограф и поэт (идиш) еврейского происхождения, один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
"Скрипач"
Аванга́рд (фр. Avant-garde, «передовой отряд») — обобщающее название течений в европейском искусстве, возникших на рубеже XIX и XX веков, выраженное в полемически-боевой форме (отсюда само имя, взятое из военно-политической лексики). Его временными рамками принято считать период с 1870 по 1938 год[источник?]. Авангард характеризуется экспериментальным подходом к художественному творчеству, выходящим за рамки классической эстетики, с использованием оригинальных, новаторских средств выражения, подчёркнутым символизмом художественных образов.
Понятие авангард в большой степени эклектично по своей сути. Этим термином обозначают целый ряд школ и направлений в искусстве, порой имеющих диаметрально противоположную идейную основу.
"Полёт над городом"
Основным направляющим элементом творчества Марка Шагала является его национальное еврейское самоощущение, неразрывно связанное для него с призванием. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», — сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
"Половина четвертого"
Пейзажи на его картинах кажутся очень странными — вокруг Эйфелевой башни — маленькие покосившиеся домики, напоминающие обычное еврейское местечко. Это — и Париж, и Витебск одновременно, увиденные как бы с птичьего, а вернее, с ангельского полета. Шагал уехал из Витебска, когда ему было 33 года. Но он писал его всю жизнь, видел его повсюду. А в годы войны, когда Витебск лежал в руинах, Марк Шагал написал признание в любви родному городу — своеобразные стихи в прозе.
"Вид из окна"
А еще Шагал любил изображать ангелов, небесных вестников любви. Они в изобилии населяют его картины. Вот ангел летит с большим букетом цветов, вот он венчает влюбленных, вот несет свиток Торы. А вот ангелы, как расшалившиеся дети, спускаются и поднимаются по лестнице, ведущей в небо, рискуя разбудить спящего праотца Иакова. Шагал обладал удивительным даром — видеть невидимое: он видел ангелов, видел в чреве коровы зародившегося в ней теленка (символ жизни), видел души людей, короче говоря, он видел мир в его райском состоянии, то есть в состоянии любви.
"Влюблённые. Прогулка"
Еще одна любовь Шагала — это любовь к Библии, с которой он познакомился еще в детстве. Впервые к теме Библии впрямую Шагал подошел в 30-х гг., когда известный парижский издатель Воллар предложил ему сделать иллюстрации к Библии. К этой работе Шагал отнесся очень серьезно и даже отправился в Палестину, на родину предков, чтобы самому пройти по местам, описанным в Книге книг. Так родилась серия гравюр и рисунков, получившая название «Библейское послание». Не будет преувеличением сказать, что все творчество Шагала — это библейское послание. Художник верил, что должен сказать людям о красоте мира, о смысле жизни, о любви и смерти, о Боге и Библии.
"Белое распятие"
Часто в своих картинах Шагал изображает себя с палитрой и мольбертом, как бы подчеркивая, что художник — лишь свидетель и летописец, запечатлевающий этот мир во всем его многообразии, красоте и радости.
"Автопортрет перед мольбертом"
У Шагала, также как и у Дали, были "навязчивые образы", проходящие лейтмотивом через все его картины. Самым ярким образом была белая коза, присутствие которой можно обнаружить на многих картинах 1905-1911 годов. Это животное для Шагала было символом единения цивилизации с природой.
"Я и деревня"
Шагал не боялся затрагивать и эротические темы в своем творчестве. На его картинах очень часто можно встретить весьма эротически ориентированных персонажей. Шагал не побоялся показать и однополую любовь.
"Одалистка"
"Розовые любовники"
"Голубые любовники"
Шагал не боялся показывать жизнь во всех ее проявлениях, будь то: смерть на деревне, алкоголизм, гомосексуальные связи, трепетные девственницы, матерые бойцы, беззаботные дети, трудовые будни рабочего класса и отдых буржуазии - отнюдь не пытаясь приукрасить или драматизировать какие-то события, он видит и рисует жизнь очень близкой и понятной каждому.
"Визит к родственникам"
И чтобы он не изображал — битву Иакова с Ангелом, кошку, сидящую на окне его парижской квартиры, царя Давида, пляшущего перед Богом, ангела, благословляющего влюбленных, — все пронизано духом любви и благодарности Богу за каждый миг жизни.
"Свадьба"
Именно это отличает Марка Шагала от многих художников ХХ века, которые изображали мир в его ужасах, катастрофах и падениях. Они не искали гармонии в жизни, а стремились познать ее, разложить на составляющие части. Одни бежали от реальности в умозрительные абстракции или сюрреалистические фантазии, другие создавали свою реальность, утверждая право художника на самовыражение и свободу творчества. Но Шагал не декларировал свободу, он жил и дышал ею, потому что любил Божий мир, и эта любовь свободно выливалась на его полотна.
"Шаббат"
Благо
Ты всегда немного другая
Всякий раз наслаждение ново
Наше счастье всегда в полете
Нет гнезда у него только крылья
Синева или туча в небесах моих сноведений
О будущем ты не знаешь
Ты его в себе воплощаешь
И жизнь твоя беспредельна.
"Влюблённые"
Я прожил жизнь в предощущенье чуда, и как говорят наши мудрецы: «Божественное не находится в месте печали, лишь в месте радости»
/Марк Шагал/
Рубрики: | [Cultural review] |
« Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |