-–убрики

 -ћетки

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в COMTESSE_LOMIANI

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 31.03.2011
«аписей: 2426
 омментариев: 122
Ќаписано: 2601


ћолодЄжные инициации у слав€н

—уббота, 28 јпрел€ 2012 г. 10:49 + в цитатник
ƒревнеслав€нские молодежные союзы и обр€ды инициации






ƒревнеслав€нские молодежные союзы и обр€ды инициации










ѕроблема реконструкции древнеслав€нских юношеских инициации и св€занных с
ними половозрастных объединений очень сложна. —ложность определ€етс€
большой временной отдаленностью этих €влений от наших дней. ¬едь пр€мых
сведений о ритуалах и молодежных объединени€х, как и вообще о
соционормативной культуре и ритуальной жизни древних слав€н, мы
практически не имеем. »з глубины веков до нас дошли лишь их глухие
отзвуки. —обственные слав€нские летописи, хроники, извести€ античных,
византийских и восточных авторов отражают жизнь слав€н уже в поздний
период их догосударственной истории.   тому же полнота этого отражени€
далека от желаемой.

¬месте с тем лингвисты отмечают большую развитость уход€щей в глубь
тыс€челетий праслав€нской терминологии, касающейс€ культурных реалии и
социальной жизни1. ѕоэтому реконструировать эти, как и другие €влени€
древнеслав€нской архаической культуры, ученым приходитс€ на основании
непр€мых и вдобавок весьма основательно Ђзашифрованныхї временем данных,
которые распылены в различных сферах древнего культурного наследи€.

» все же, несмотр€ на все трудности, исследовател€м удаетс€ добитьс€
определенных успехов в дешифровке этих свидетельств глубокой древности.
“ему древнеслав€нских юношеских инициации и молодежных союзов посв€тил две
публикации и автор данной статьи2. “еперь задача состоит в том, чтобы по
возможности углубить и конкретизировать наши знани€ о древнеслав€нской
половозрастной организации и св€занных с ней ритуалах, в том числе об
инициаци€х и молодежных объединени€х, чему и посв€щена данна€ стать€.

¬ статье Ђ»нициации древних слав€н (попытка реконструкции)ї нами
схематично был нарисован начальный этап древнеслав€нской юношеской
инициации выделение инициируемых из общины и уход их в особый лагерь, где
должен был совершатьс€ обр€д.  ак же конкретно проходило это событие?

»сследовани€ этнографов свидетельствуют, что начало юношеской возрастной
инициации у народов первобытного общества3 св€зано с отнесением
мальчиков-подростков к особой группе ровесников (возраст членов группы
несколько колеблетс€). „асто при этом большую роль играют насмешки старших
нос€щие ритуальный характер. ƒл€ того чтобы противосто€ть насмешкам
главным образом со стороны уже прошедших инициацию юношей, а также
девушек, подростки приблизительно одного возраста постепенно образуют
тесно сплоченные группы. ¬ конце концов, через несколько лет,
подготовленные общественным мнением, в котором большую роль играет
длительное ритуальное подсмеивание, они оставл€ют селение и уход€т в
особый лагерь4.

Ќечто подобное, очевидно, имело место и у древних слав€н. ќб этом можно
судить по материалам, касающимс€ традиционных объединений молодежи у
украинцев, словаков, чехов, пол€ков, а также, в меньшей мере, у русских и
белорусов. ƒанные объединени€ €вл€ютс€ архаическими по происхождению и
содержат много черт древней половозрастной организации5. ¬ рамках
традиционной половозрастной градации украинцев, а также западных слав€н,
выделение мальчиков в особую подростковую группу начиналось с 6-8 лет.
ѕостепенно, взрослые мальчики составл€ли тесно сплоченную группу, в
которой пребывали до 14-16 летнего возраста. ƒальше, пройд€ обр€ды
посв€щени€, они становились членами объединени€ взрослых юношей. ќсобенно
четко оформленными такие группы подростков были на украинском ѕолесье, где
исследователи отмечают их большое сходство с подростковыми группами
архаических обществ6.Ѕольшую роль в сплочении подростковой группы играли,
как уже отмечалось, насмешки со стороны девушек и взрослых парней.
ѕоследние часто не ограничивались только словами, но и переходили Ђк
делуї: могли забросить шапку подростка на крышу, сн€ть с него штаны,
подвесить вниз головой и т. д. —тремление противосто€ть этим действи€м и
стать в итоге членами взрослой молодежной компании сплачивало подростков в
единую группу.

¬ фольклоре частично нашло отражение выделение в древности мальчиков в
группу подростков-прединициантов. Ќапример, из так называемых
инициационных сказок7 можно узнать об оставлении мальчиками дома в семь
лет (сказки о Ђсемилеткеї и др.). √ерой одной из самых архаичных былин
¬олх ¬сеславьевич ушел из дому Ђдес€ти годовї, собирал дружину (юношеский
союз древней эпохи) Ђдвенадцати годовї и обучал ее военным и охотничьим
Ђпремудрост€мї до Ђп€тнадцати годовї8. »вась  оновченко Ч семилетний
казак-богатырь, герой украинской думы9. ќна уходит своими истоками в
глубокую древность и генетически родственна былинам. ¬ ней отразились,
согласно мнению американской исследовательницы ќ. √рабович, обр€ды
инициаций.
Ћагерь инициации, как определил на материале сказок ¬. я. ѕропп, находилс€
в лесу. Ёто подтверждают и мифологические рассказы о волкодлаках, в
которых нашли отражение древние инициации10. ƒобавлю, что Ђчистое полеї, в
котором, как и в лесу, проживают превращенные в волков, в
восточнослав€нском фольклоре часто выступает одним из вариантов леса11.
∆енские инициации древние слав€не, как показала –. Ѕекер, тоже проводили в
лесу12. ѕроведение инициации в лесу подтверждаетс€ и данными родственных
слав€нам индоарийской, германской и других традиций13. Ћес же, согласно
веровани€м слав€н, традиционно приравнивалс€ к потустороннему миру и
противопоставл€лс€ как территори€ Ђчужа€ї и Ђнеосвоенна€ї Ђсвоемуї,
Ђосвоенномуї дому. ћатериалы сказок свидетельствуют, что отправл€ли
подростков в лагерь инициации отцы, реже Ч брать€, д€дь€14. ¬ женских
Ђинициационных сказкахї девушек из дома также отправл€ли отцы15. »сход€ из
фольклорно-этнографического материала, можно допустить, что определенна€
символическа€ роль в ходе инициации отводилась реке как границе между
Ђэтимї и Ђтемї светом. ¬ сказках река представл€ет собой рубеж, через
который герою необходимо переправитьс€, чтобы попасть в иное царство.
ѕоследнее выступает эквивалентом потустороннего мира, в котором проход€т
инициационные испытани€16. Ёто же подтверждают и лингвисты. ќни отмечают,
что в древнеслав€нских названи€х потустороннего мира и св€занных с ним
€влений река также служит границей между мирами17. ¬ качестве границы
между миром живых и миром мертвых река (вода, морс) выступает и в
свадебной, и в календарной поэзии слав€н.

ѕереход через воду в фольклоре есть символ не только перехода из одного
мира в другой, но и перемены социального статуса, в частности, перехода из
добрачного состо€ни€ в брачное.  ак показывают исследовани€, в древнюю
эпоху у слав€н в ходе брачных ритуалов совершались обр€довые действи€ у
реки. ќна служила символическим рубежом перехода молодых людей в другой
статус18. ќстатком этого обр€да, думаетс€, €вл€етс€ обр€довое Ђпереливание
путиї свадебной процессии, возвращающейс€ из церкви после венчани€. ќно и
поныне бытует среди украинцев на ¬олыни и в ѕодолии19.  ак показывают
исследовани€, брачный ритуал - стадиально более поздний, по сравнению с
инициационным ритуалом, включал в себ€ р€д элементов последнего20. ѕоэтому
можно предположить, что лагерь инициации действительно находилс€ за рекой,
котора€ служила символической границей между мирами.

¬ лесном лагере инициируемые переживали ритуальную смерть. Ёто главна€
черта лиминальной фазы инициации. ѕричем имела место не только ритуальна€
смерть, но и Ђпроглатываниеї инициируемых мифическим чудовищем.
—имволическое пожирание чудовищем с последующим их Ђотрыгиваниемї Ч часть
обр€дов посв€щени€ юношей у многих народов первобытного общества. “о же
самое было характерно и дл€ европейских народов в архаическую эпоху, в
частности, в ƒунайском регионе21. »менно пребывание во чреве чудовища
давало инициируемым магические знани€ и власть над окружающим миром,
приобретение которых €вл€етс€ одним из главных моментов инициации.
ћатериал сказок свидетельствует о Ђпожиранииї чудовищем посв€щаемых юношей
и у наших предков в древности22. ¬ большинстве случаев в сказке геро€
проглатывает «меи, иногда он заменен чудовищным волком (∆елезный ¬олк и т.
д.).

»звести€ об этом ритуальном действии донесли до нас не только сказки.
ћотив проглатывани€ героев «меем с их последующим Ђотрыгиваниемї
содержитс€ также в украинских легендах кузьмодемь€новского цикла23. ≈сть
сказки, в которых рассказываетс€ и о том, как герой, будучи проглоченным и
отрыгнутым «меем, получает необходимые знани€ и материальные блага24.
ћожно думать, что в действительности иницианта бросали в пасть чучела
«ме€-¬елеса Ч покровител€ инициации и хоз€ина тайных знаний25, как это
засвидетельствовано у народов первобытного общества в историческую эпоху.

ѕодтверждением этого может служить и обр€д посв€щени€ в объединение
косарей у пол€ков, которые устраивали особое сооружение из накрытых травой
кос и заставл€ли иницианта пролезать туда. ѕри этом парню мазали лицо
черной краской, (символ смерти), бросали под ноги полень€, через которые
он должен был перебиратьс€. ѕосле Ђпо€влени€ на светї юношу брили и
нарекали новым именем или прозвищем, как будто он действительно родилс€
вновь26. ќ Ђпожиранииї юноши чудовищем в ходе инициации свидетельствовали
кровавые раны, полученные им при влезании во чрево чучела чудовища, что
вы€вил на материалах сказок ¬. я. ѕропп27. „то касаетс€ чучела ¬елеса, то
инициант, освободившись, Ђрождалс€ї вновь, получа€ от него эзотерические
знани€. — этим перекликаетс€ мотив героического эпоса о рождении оборотней
колдунов ¬олха ¬сеславьевича и сербского кн€з€ ¬ука от «ме€, который
выступает их отцом28. ¬ сербских мифических песн€х говоритс€ о том, как
«мей, превратившись в доброго молодца, вступал в св€зь с девушками и в
итоге рождались змееныши-юнаки (богатыри)29.

ћожно предположить, что божество-покровитель инициации выступало в ходе
инициации и в ипостаси ∆елезного ¬олка, как у некоторых родственных
слав€нам народов, например, у иранцев30. ќ волчьей ипостаси
божества-покровител€ свидетельствуют и восточнослав€нские сказки, в
которых ¬олк замен€ет «ме€. ¬ св€зи с этим следует указать, что в
мифологии индоевропейских, в том числе слав€нских, народов образы «ме€ и
¬олка взаимозамен€емы31. ¬спомним также сербского «ме€ ќгненного ¬олка или
эпического геро€ - «ме€ ƒеспота ¬ука (т.е. ¬олка).

Ћиминальное состо€ние инициантов, когда они подвергались вс€ческим
унижени€м и испытани€м (голодание, побои, лишение сна и д.р.), отразилось
в €зыке. “ак, лингвисты отмечают происхождение некоторых слав€нских
терминов (*огbъ, *otrokъ, *хоlръ) от слов, которыми ранее называли
проходивших инициацию подростков. —лово *хоlръ представл€ет собой
суффиксальное производное от глагола *xoliti в значении Ђстричь очень
короткої, т. е. указывает на ритуальные постриги посв€щаемых32.

ќдним из важнейших моментов древнеслав€нской юношеской инициации было
ритуальное перерождение посв€щаемых в волков. ¬месте с тем, у некоторых
слав€нских племен или общин, очевидно, параллельно бытовало и ритуальное
перерождение в медведей, хот€ оно и было менее распространено. ј образ
волка, в которого Ђпревращалс€ї инициант, иногда смешивалс€ с Ђпсомї.
»звестно, что среди слав€н были распространены мифологические рассказы о
превращение людей не только в волков, но и в собак33. ¬ некоторых
рассказах человек превращаетс€ то в волка, то в пса. ¬ этой св€зи обращает
на себ€ внимание тот факт, что волков называют Ђсобакамиї ¬олчьего
пастуха, а св. ёри€ (√еорги€) считают покровителем волков34. —ходные
представлени€ бытовали и у соседей слав€н. “ак, древние германцы именовали
двух св€щенных волков спутников »отана-ќдина его Ђсобакамиї. –умыны
называли волков Ђпсамиї св. ѕетра, а эстонцы Ч Ђщенкамиї св. ёри€. ¬ообще
же смешивание Ђсобакиї и Ђволкаї характерно дл€ многих, в особенности дл€
индоевропейских, мифологических традиций35. ¬ древности у этих народов
иницианты Ђперерождалисьї не только в волков, но и в псов, что св€зано,
очевидно, со спецификой инициаций у разных народов. »мело место и
смешивание образов волка и пса, как это было, к примеру, у скифов, у
которых иницианты считались и Ђпсамиї, и Ђволкамиї одновременно36.

ѕревращение человека в собаку при инициации нашло отражение и в легендах о
собакоголовых (укр. песиголовцi). »сследователи часто объ€сн€ют
возникновение этих сюжетов вли€нием апокрифической литературы, куда они, в
свою очередь, попали из произведений античных писателей37. ”казанное
вли€ние апокрифической литературы на слав€нские, в частности на украинские
и русские, легенды о собакоголовых не вызывает сомнени€ и выражаетс€ в
определенном сходстве этих сюжетов с античными. ¬месте с заимствованными
элементами в слав€нских легендах о собакоголовых присутствует, на наш
взгл€д, и древний фольклорно-мифологический субстрат, принадлежащий
автохтонной этнической традиции. “ем более что здесь в основе и
заимствованных, и местных мотивов лежат типологически одинаковые €влени€.
¬едь в основу греко-римских рассказов о кинокефалах, которые,
контаминировав с сюжетами о циклонах, позже попали в христианскую
апокрифическую литературу, легли древние, св€занные с инициаци€ми,
представлени€ о люд€х-псах. ѕредставлени€ о собакоголовых, аналогичные
слав€нским, известны у кельтов, а также у германцев. ѕричем о них
свидетельствуют не только древние мифы и легенды, но и раннесредневековые
писатели. ¬ частности, ѕавел ƒиакон писал, что в войске союза племен
лангобардов, которые в 568 г. вторглись в »талию, были и Ђсобакоголовыеї
воины38.   этому следует добавить, что и у слав€н существовал культ пса39.
 роме того, у них получили распространение сказочные мотивы, в которых
герой часто €вл€етс€ Ђсыном собакиї Ч —учичем, —ученком, —укевичем и т.д.

ѕомимо Ђлюдей-волковї и Ђлюдей-псовї у некоторых индоевропейских народов
известны и Ђлюди-медведиї, образы которых обнаруживают св€зь с
архаическими ритуалами инициации. ќсобенно характерны эти представлени€
дл€ древних германцев, у которых иницианты Ђперерождалисьї не только в
волков, но и в медведей. Ёто так называемые Barenhanter(Ђнос€щие медвежьи
шкурыї) у немцев и Barserker (Ђодетые в медвежьи шкурыї) у скандинавов40.
“. ¬. √амкрелидзе и ¬. ¬. »ванов отмечают, что на лингвистическом
материале больша€ роль медвед€ в культовой практике и мифологии
прослеживаетс€ в основном в балто-слав€но-германском регионе и
сравнительно слабо представлена у других индоевропейцев41.

‘ольклорный материал подтверждает вывод указанных исследователей
относительно слав€н. “ак, культ медвед€ известен у белоруссов и у
болгар42. ” русских, особенно в северных районах, также бытовал культ
медвед€ как хоз€ина зверей. ” русских известно поверье о том, что медведь
раньше был человеком. ¬ некоторых местност€х, например в ¬ологодской
губернии, верили, что колдуны превращают людей не только в волков, но и в
медведей43. ” украинцев также зафиксированы легенды, хот€ и относительно
немногочисленные, о прекращении человека Ѕогом в медвед€, которого √осподь
хотел испугать, надев вывернутый шерстью наружу тулуп44 (аналог звериной
шкуры).

¬. ¬. »ванов и ¬. ». “опоров, объ€сн€€ происхождение слав€нских терминов,
употребл€ющихс€ дл€ обозначени€ Ђлюдей-волковї (старосл. влъкодлак, рус.
волкодлак, чеш. vilkodlak и др.), считают обычную их этимологию из
праслав€нских *volkъ (волк) и *dolka (шерсть) народной. ќни вывод€т второй
компонент из слав€нского *dlak-, родственного Ћалтийскому *tlak-, что
означает Ђмедведьї45. ¬се это позвол€ет предположить, что у некоторых
древнеслав€нских племен или общин иницианты ритуально перерождались не в
волков, а в медведей.

–итуал Ђпревращени€ї человека в звер€ включал надевание звериной шкуры,
особые танцы экстатического тина, а также употребление галлюциногена,
создававшего у инициируемых эффект такого перерождени€. »спользование
галлюциногенов во врем€ юношеских инициации, возможно, подтверждаетс€
применением алкогол€ в инициаци€х исторического времени. ¬ частности,
алкоголь примен€ли запорожские казаки при своих посв€щени€х46, а также
пол€ки, у которых иницианта спаивали до потери сознани€47.

 роме употреблени€ галлюциногенов происходило, веро€тно, и поедание
инициируемыми особой ритуальной пищи, как это вообще прин€то у многих
народов при проведении инициации. ” древних германцев иницианты, которые
Ђпревращалисьї в волков и медведей, ели их м€со и пили их кровь. Ёто, как
верили в древности, придавало посв€щаемым силу, €рость и другие качестве
данных хищников48. ћифологические рассказы о волкодлаках также повествуют,
о том, что в р€де случаев Ђпревращенные в волковї поедают печень и сердце
животных. Ёти органы, в соответствии с народными веровани€ми, Ч место
средоточи€ жизненных сил. ¬озможно, об употреблении инициантами крови и
м€са волка в древности свидетельствует и тот факт, что в описанном ѕ. ¬.
Ўейном обр€де превращении человека в волка на превращаемого капали волчью
кровь49. —реди польских охотников зафиксированы особые посв€щени€, в ходе
которых иницианты поедали волчью печень и им мазали лицо кровью первого
убитого ими звер€50.

ѕройд€ обр€ды превращени€ в волков, псов или медведей, юноши становились
членами Ђзвериныхї союзов, о которых подробно говорилось в нашей статье
Ђ»нициации древних слав€нї. Ёти объединени€, будучи типичными мужскими
молодежными союзами первобытной эпохи, свидетельствуют о существовании у
древних слав€н развитой половозрастной организации и дают представление об
одной из ее важных структурных частей. јвтор трактовал пребывание юношей в
составе таких союзов как один из этапов инициации. ћожет возникнуть вопрос
правомерно ли это? ”читыва€ многочисленные испытани€, которые проходили
юноши, их поведение, характеризуемое €рко выраженной лиминальностью, а
также наличие заключительных обр€дов, знаменовавших завершение пребывани€
молодых людей в статусе Ђзверейї за пределами социального мира и
возвращение их в мир людей, думаю, что така€ трактовка допустима.

√лавными зан€ти€ми членов Ђволчьихї и Ђмедвежьихї союзов были разбои и
война с врагами своего племени, а также охота. ¬одил молодых
воинов-Ђзверейї в бой вождь-колдун. –еминисценцией его образа в какой-то
мере €вл€ютс€ Ђродимыеї волкодлаки из мифологических рассказов об
оборотн€х. “акие волкодлаки дел€тс€ на колдунов, основным зан€тием которых
€вл€етс€ лишь превращение людей в волков (отражение жрецов-инициирующих, о
чем смотри в указанной выше статье), и на колдунов, главное зан€тие
которых - разбой. — целью разбо€ они сами превращаютс€ в волков и иногда
превращают в них других.

¬ древних мифах индоевропейских народов вожди также выступают в образах
волков, име€ способность к такому превращению51. японский фольклорист ».
»то, проанализировав фольклорный и €зыковой материал, пришел к выводу о
существовании у слав€н в прошлом подобных вождей-Ђкудесниковї52.
”казанными способност€ми владеет в одной из древнерусских летописей и в
Ђ—лове о полку »горевеї кн€зь ¬сеслав ѕолоцкий.  олдунами €вл€ютс€
былинные 6oгатыри-оборотни ¬олх ¬сеславьевич и ¬ольга. ¬ новгородском
книжном предании о ¬олке-чародее, которое содержит переклички между
мифологическими образами ¬олха и ¬олка, старший сын легендарного —ловена
¬олх был Ђбесоугодный чародейї53. ѕодобно ¬сеславу, ¬олху и ¬ольге в
сербской эпической традиции колдуном выступает вук √ругрович, а в юнатских
песн€х - «мей ƒеспот ¬ук54.

“акие же вожди-волки, псы, медведи, владеющие колдовскими способност€ми
известны и у других индоевропейских народов Ч кельтов, германцев,
иранцев55.  олдуном, умевшим превращатьс€ в пса и, возможно, в волка,
выступает в украинском фольклоре известный кошевой атаман запорожцев »ван
—ирко55. —амо прозвище Ђатаманї, полученное согласно запорожским обыча€м,
в —ечи, имеет €вную волчье-собачыо этимологию, поскольку €вл€етс€ одним из
наиболее распространенных в ”краине собачьих имен. ¬ообще Ђзвериныеї
имена, которые представл€ют собой отголосок древней традиции, были весьма
распространены в ≈вропе, в том числе в среде феодально-служилой знати, в
период раннего средневековь€ и даже позднее57. ј имена ¬олк, ¬олчко, «верь
еще в XIV XV вв. принадлежали к так называемым некалендарным именам,
употребл€вшимс€ параллельно с христианскими среди украинского и
белорусского бо€рства58.

1. “рубачев ќ. Ќ. Ётногинез и культура древнейших слав€н. Ћингвистические
исследовани€. ћ., 1991. —. 54 и др.
2. Ѕалушок ¬. √. »нициации древних слав€н (попытка реконструкции)//
Ётнографическое обозрение. 1993. є4, там же см. библиографию. »з работ,
по€вившихс€ позже, следует назвать: »то ». Ђволкодлакї и Ђволчий пастухї -
два общеслав€нских фольклорных мотива, св€занных с культом волка //
Comprative and contrastive studies in Slavic languages and literatures.
Japanese Contributions the XI-th International Congress of Slavists.
Bratislava. Aug. 31 Ц Sept. 7, 1993, Tokyo, 1993; «алiзн€к Ћ. Ќариси
стародавньоi iсторii ”краiни.  иiв, 1994; Ѕалушок ¬. –оль жiнки в
iнiцiацi€х давнiх словъ€н // –одовiд. 1994 є9.
3. ¬ авторском тексте был употреблен термин Ђнароды природыї. ѕоскольку
этот термин никогда не имел широкого хождени€ и к насто€щему времени
безнадежно устарел, редакци€ журнала нашла уместным заменить его на
общеприн€тый термин Ђнароды первобытного обществаї. Ц ѕримеч. ред.
4. ѕодробнее см.: Raum J. W. Die Junglingsweien der Sud-Sotho-Stamme. Der
Versuch eines Vergleichs // Wiener Volkerk undliche Mitteitungen. 1996 /
1970. Bd. XI Ц XII. S. 14.
5. ќ св€зи традиционных объединений молодежи слав€нских народов XIX Ц
начала XX в. с древней половозрастной организацией см.: «ибер Ќ. ». ≈ще о
братствах // —лово. 1881. є1; ¬овк ’в. —тудii з украiнскоi етнографii та
антропологii.  иiв, 1995. —. 228 Ц229; —еменов ё. ». ѕроисхождение брака и
семьи. ћ.,1974. —. 185.
6. «аглада Ќ. ѕобут сел€нськоi дитини. ћатерiали до монографii с.
—таросiлл€.  иiв, 1929. —. 30; см. также: Ѕалушок ¬. ѕарубочi iнiцiацii в
украiнському традицiйному селi // –одовiд. 1994 є7; о западных слав€нах
см.: ’орватова Ё. “радиционные юношеские союзы и инициационные обр€ды у
западных слав€н // —лав€нский и балканский фольклор. ћ,. 1989
7. “ермин немецкой исследовательницы –. Ѕекер, см.: Becker R. Die
Weibliche initiation in ostslawischen Zaubermarchen. Der Figur der
Baba-Jaga. B., 1990. S. 12f.
8. Ѕылины/—ост., автор предислови€ и вводн. текст. ¬. ».  алугин. ћ.,
1986. — 57 Ц 58.
9. √рабович ќ. ƒуми €к символiчний код перказу культурних цiнностей //
–одовiд 1993. є5; см. также:  ирдан Ѕ. ѕ. ”краинские народные думы (XV Ц
начало XVII в.). ћ., 1962. —. 244 Ц 252.
10. ќб отражении в мифологических рассказах об оборотн€х древнеслав€нских
инициаций и молдодедных союзов см. также »то ». ”каз. –аб.; Ridley R. A.
Wolf and Werewolf in Baltic and Slavic Tradition // The Journal of
Indo-European Studies. 1976/ V. 4.
11. »ванов ¬. ¬., “опоров ¬. Ќ. —лав€нские €зыковые моделирующие
симиотические системы. ћ., 1965. —. 173, 175.
12. Becker R. Op. Cit. S. 71 Ц 72.
13. ¬асильков я. ¬. древнеиндийский вариант сюжета о Ђбезобразной невестеї
и его ритуальные св€зи // јрхаический ритуал в фольклорных и
раннелитературных пам€тниках. ћ., 1988. —. 141; —авченко ‘. ѕарубоцькi та
дiвоцькi громади на ”краiнi // ѕервiсне громад€нство та його пережиткт на
”краiнi. 1926. ¬ип. 3. —. 89.
14. ѕропп ¬. я. »сторические корни волшебной сказки. Ћ., 1986. —. 82 Ц 85;
народные русские сказки ј. Ќ. јфанасьева: ¬ 3-х т. / »зд. ѕодг. Ћ. √.
Ѕараг, Ќ. ¬. Ќовиков. ћ., 1984 Ц 1985. є 162, 171,176,204,206;  улиш ѕ.
«аписки о ёжной –уси. —ѕб., 1857. “. 2. —. 49.
15. Becker R. Op. Cit. S. 101.
16. ѕропп ¬. я. ”каз. –аб. —. 219; Ќародные русские сказки ј. Ќ.
јфанасьева. є 134, 138, 159, 212.
17. “рубачов ќ. Ќ. ”каз. –аб. —. 173 Ц 174.
18. ¬иноградова Ћ. Ќ. ƒевичьи гадани€ о замужестве в цикле слав€нской
календарной обр€дности // —лав€нский и балканский фольклор. ћ., 1981. —.
23.
19. —трижевский ». —вадьба в деревне //  иевска€ старина. 1896. є 3. —.
305; “акже запись автора 1994 г. в Ѕарском р-не ¬инницкой обл.
20. —м.: »стори€ первобытного общества. Ёпоха первобытной родовой общины.
ћ., 1986. —. 380 Ц 381; ≈ремина ¬. ». –итуал и фольклор. Ћ., 1991. —. 7.
21. Becker R. Op. Cit. S. 132 - 133.
22. ѕропп ¬. я. ”каз. –аб. —. 219 Ц 242.
23. ѕетров ¬.  узьма-ƒемъ€н в украiнському фольклорi//≈тнографiчний
вiсник. 1930.  н. 9. C. 215
24. “ри золотi —лова. «акарпатськi  азки ¬.  ороловича/«апис текстiв та
впор€дкув. ѕ. ¬. Ћiнтура ”жгород, 1968. —. 142Ч143.
25. ќ ¬елесе, как покровителе инициаций и хоз€ине тайных знаний см.:
Ridley R. ј. ќр. Cit.; Ѕалушок ¬. √. »нициации древних слав€н.
26. —авченко ‘. ”каз. –аб. —. 83.
27. ѕропп ¬. я. ”каз. –аб. —. 61Ч81. 28. cm.: Ѕылины. —. 57; »ванов ¬. ¬.,
“опоров ¬. Ќ. «мей ќгненный ¬олк//ћифологический словарь. ћ.. 1991. —.
223; Jakobson R., Szeftel V. The Vseslav Epos//Russian Epic Studies.
Philadelphia. 1949.
29. —рпске народне пjесме, скупио их и на свиjеи издао ¬ук —теф. Kapauuh.
Ѕеоград, 1977.  н. 1 є 239.
30. »ванчик ј. ». ¬оины-псы. ћужские союзы и скифские вторжени€ в ѕереднюю
јзию//—ов. этнографи€. 1988. є5. —. 42Ч 43.
31. ѕотебн€ ј. ј. ќ мифическом значении некоторых обр€дов и поверий. ћ.,
1965. —. 278.
32. “рубачев ќ. Ќ. ”каз. –аб. —. 202Ч203.
33. √натюк ¬. ¬ибранi статтi ѕро народну творчiсть. Ќью-…орк, 1981. —.
195;Ќароднi оповiданн€ и казки (етнографiчнi матерiали), зiбранi ¬.
 равченком. ∆итомир, б. √. “. 11. —. 52Ч53: ящуржинский X. ѕ ќ
превращени€х в малорусских сказках//”краiнцi народнi вiруванн€, повiръ€,
демонологi€.  иiв, 1991 —. 556; ќвшан-«iлл€. Ћегенди та перекази
ѕодiлл€/3iбрав та впор€дкував ѕ. ћедведик. Ћьвiв, 1992 —. 74.
34. ƒрагоманов ћ. ѕ. ћалорусские народные предани€ и рассказы.  иев, 1876.
є 9. »то ». ”каз. раб. —. 127.
35. √амкрелидзе “. ¬., »ванов ¬. ¬. »ндоевропейский €зык и индоевропейцы.
“билиси, 1984.  н. II —. 599; »то ». ”каз. –аб. —. 127.
36. »ванчик ј. ». ”каз. –аб. —. 43Ч48.
37. Ѕулашев √. ”краiнський народ у cвoix легендах, релiгiних погл€дах та
вiруванн€х.  иiв, 1992, —. 171-179.
38.  ардини ‘. »стоки средневекового рыцарства. ћ., 1987. —. 119Ч120.
39. Tokarska J., Wasilewski J. S., Zmkystowska ћ. Smierc jako organizator
kultury//Etnografia polska 1982. T. XXVI. Z. 1. S. 100.
40. Worterbuch der deutschen Volkskunde/Bergrundet von O. A. Erich und R.
Beitl. Stuttgart, 1974 S. 60Ч61,79.
41. √амкрелидзе “. ¬., »ванов ¬. ¬. ”каз. –аб. —. 498.
42. Moszynski  . Kultura ludova Slowian. “. II. Kultura duchowa. Cz. 1.
W-wa, 1967. S. 573.
43. «абылин ћ. –усский народ, его обычаи, обр€ды, предани€, суевери€ и
поэзи€. ћ., 1880. —. 272 ћаксимов —. ¬. Ќечиста€, неведома€ и крестна€
сила. —пб., 1903. —. 106.
44. √натюк ¬. ”каз. –аб. —. 195; ƒрагоманов ћ. ѕ. ”каз. –аб. є 10;
Ѕессараба ». ¬. ћатериалы дл€ этнографии ’ерсонской губернии. ѕг., 1916.
—. 48.
45. »ванов ¬. ¬., “опоров ¬. Ќ. ¬олкодлак//ћифы народов мира. ћ., 1991. “.
1. —. 242Ч243.
46. Ѕалушок ¬. Iнiцiацii запорозьских козакiв//—лово i час. 1994. є 6;
√рабович ќ. ”каз. –аб.
47. Tokarska J, Wasilewski J. S., Zmуstowska ћ. ќр. Cit. S. 96.
48.  ардини ‘. ”каз. раб. —. 112.
49. Ўейн ѕ. ¬. ћатериалы дл€ изучени€ быта и €зыка русского населени€
—еверо-«ападного кра€ —ѕ6., 1902. “. III. —. 253.
50. Gloger Z. Encyklopedia staropolska ilusirowana. W-wa, 1972. T. U.S.
171.
51. Cm.: »ванов ¬. ¬. ¬олк//ћифы народов мира. ћ., 1991. “. 1. —. 242.
52. »то ». ”каз. –аб.
53. »ванов ¬. ¬., “опоров ¬. Ќ. ¬олх//ћифологический словарь. —. 129.
54. Jakobson R., Sieftel ћ. ќр. Cit.
55. »ванчик ј. ». ”каз. –аб. —. 41.
56. —авур-могила. Ћегенди та перекази Ќижньоi Ќадднiпр€нщини/”пор€дник i
автор примiток ¬. ј. „абаненко.  иiв, 1990. —. 113Ч117. «алiзн€к. ”каз.
–аб. —. 161Ч162.
57. Schindler ћ. Die Kuenringer in Sage und Legende. Wien, 1981. S. 32.
58. яковенко Ќ. ћ. ”краiнська шл€хта з кiнц€ XVI до середини XVII ст.
(¬олинь i ÷ентральна ”краина).  иiв, 1993. —. 156, 158.









автор :
Ѕалушок ¬.√.

—ери€ сообщений "слав€нское €зычество":
„асть 1 - —Ћј¬яЌ— јя ћ»‘ќЋќ√»я
„асть 2 - ’раним пам€ть былых времЄн?
„асть 3 -  расна€ горка (јнтипасха)
„асть 4 - ћолодЄжные инициации у слав€н
„асть 5 - —лав€нский обр€довый танец
„асть 6 - ”р€д свадебный от ¬елеслава
...
„асть 30 - >—орванные цветы...
„асть 31 - ќ писанках..
„асть 32 -  ак наши предки почитали деревь€




 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку