Как фотографировать пейзаж. Продолжение. |
После затянувшегося "творческого отпуска" я возобновляю цикл статей о пейзажной фотографии. Как уже было упомянуто ранее, большинство фотолюбителей считает пейзаж намного более легким направлением фотографии, чем, скажем студийная съемка портрета. Пейзажи снимают практически все, фотосайты завалены изображениями с видами природных ландшафтов. иногда встречаются весьма неплохие работы, но настоящих шедевров — таких, чтобы распечатать большим форматом и повесить в рамке на стену, к сожалению, мало. В чем секрет успеха?
Сразу хочу предупредить, что все написанное ниже — это лишь мой личный взгляд на пейзажную фотосъемку. Возможно, вы со мной не согласитесь. В качестве примеров приведены мои фото и фото других авторов, которые я считаю удачными. Создавая эту статью, я лишь пытался выяснить — что делает пейзажную фотоработу красивой и запоминающейся.
С самого начала назову "трех китов", на которых стоит выразительность пейзажа.
1. Свет и тень. Чем ниже расположен источник света (солнце, луна) от линии горизонта, тем красивее получается игра света и тени.
2. Непрозрачность атмосферы. Чем плотнее дымка, туман, тем лучше передается объем. Чем дальше видимость, тем больше вероятность получения "плоской" картинки.
3. Композиция. Расположение объектов в кадре должно быть четко выверено и привязано к золотому сечению. По возможности в кадр нужно брать как можно меньше "второстепенных" объектов, они часто не дополняют композицию, а только портят ее (например, сухие ветки влезающие в кадр).
Если в фотоработе присутствует все перечисленное выше, она будет если не шедевром, то весьма запоминающейся.
Если присутствуют любые 2 пункта из трех — вполне вероятно, работа будет неплохая, но бури эмоций она не вызовет.
Если присутствует только 1 пункт из трех — самое обыкновенное изображение. Таких сотни тысяч на любом фотосайте.
Хочу заранее предупредить, что примеры фотографий, приведенные в статье я отбирал на основе своих вкусов и предпочтений. Вполне возможно, у вас сложится совершенно другое мнение.
Интерес для фотографа-пейзажиста представляет в первую очередь зимний лес после обильного снегопада. Самые красивые и выразительные фото получаются в солнечный день, а еще лучше — вечером, когда солнце низко над горизонтом и освещает снег золотистым светом. Если на ветках снега нет, от этого фото проигрывает, но благодаря игре света все же можно чего-то добиться.
![]() Автор фото: fuan |
![]() Фото автора |
Оправляясь на съемки зимой в солнечный день не забудьте захватить поляризационный фильтр — он придаст небу больше выразительности.
![]() Автор фото: U-boat |
![]() Фото автора |
В морозную погоду над незамерзшими водоемами поднимается пар. На рассете и закате, когда солнце светит сквозь его пелену можно получить очень красивые фотографии.
![]() Автор фото: Алексей Вайншенкер |
![]() Автор фото: Алексей Вайншенкер |
Отдельного упоминания достойны моменты когда погода портится — сквозь тяжелые снеговые тучи пробиваются лучи солнца. В этот момент наблюдается интересная игра света на заснеженных пространствах. Как правило этот момент быстротечен и надо постараться его не упустить.
![]() Автор фото: fuan |
Как мы видим, солнце вносит в зимние пейзажи игру света, что очень их оживляет. Если же солнца нет, фото получаются эмоционально более сдержанные. Иногда их называют "настроенческими". Но чтобы передать это "настроение" нужно очень постараться. Главным образом из-за того, что у нас уменьшилось количество доступных изобразительных средств — нет игры света и тени. Весь упор теперь нужно делать на "непрозрачность среды" и композицию.
![]() Автор фото: Борис Леваков |
![]() Фото автора |
В зимой пасмуную погоду хорошей видимости съемка пейзажа — неблагодарное занятие. Хороших результатов добиться практически невозможно — все монотонно хмурое и пасмурное и фотографии получаются соответствующие.
Преобладающие цвета — серый (земля), голубой (небо, вода), белый (облака, снег).
Чтобы избавится от "серости", отправимся на водоемы.
![]() |
![]() |
![]() |
Но опять вспоминаем "правило трех": композиция, непрозрачность, светотень.
По времени суток (в сочетании с погодными условиями) я бы расставил приоритет следующим образом (от лучшего к худшему):
Итак, утро
Ниже приведен пример двух снимков, сделанных в одном и том же месте, но в разное время суток. Снимки совершенно разные, но цель у меня была одна — оказавшись в лесу с фотоаппаратом сделать "оптимальный" кадр с точки зрения "правила трех" для данных условий съемки.
![]() |
![]() |
Из приведенного сравнения видно, насколько разным может получиться сюжет в зависимости от условий съемки. Первый снимок сделан днем, второй ранним утром. Как говорится, кто рано встает, тому бог подает! А если мысленно убрать туман со второго снимка, он потеряет всякий шарм. Вообще раннее туманное утро — практически беспроигрышное время для пейзажной съемки. Вы можете посмотреть все утренние фото на сайте, щелкнув ссылку ниже:
Смотреть все фото сайта artem-kashkanov.ru, сделанные утром
Как видно, на большинстве фотографий присутствует туман. Он и играет ключевую роль в восприятии снимков.
День, перемена погоды
При перемене погоды с небом могут твориться просто невообразимые вещи. Часто мы видим сочетание несочетаемого — на переднем плане яркий, освещенный солнцем луг или пляж, а на заднем — совершенно черная туча, обещающая в скором времени обернуться всеобъемлющим и всепоглощающим "армагеддоном". Как правило, этому "армагеддону" предшествует небывалое затишье — вода как зеркало, трава не шелохнется. А потом поднимается ветер и начинается представление...
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
После того, как гроза пройдет и выйдет солнце, уходящие тучи могут очень красиво освещаться, а также может появиться радуга.
![]() |
![]() |
![]() |
Ночь, туман, луна, фонари
Главная особенность вечрней и ночной фотосъемки — недостаточное освещение, вынуждающее снимать с длинными выдержками. Штатив является приспособлением для ночной фотосъемки. Чувствительность матрицы нужно установить минимально возможную (ISO 50...100), иначе шум матрицы может серьезно испортить картинку.
Вообще, пейзажная ночная съемка — задача не из легких. Лучший период для ночной съемки — начало лета, когда ночи светлые, так как в полной темноте снимать пейзаж бесполезно. Если при дневной съемке мы имеем прямолинейное однонаправленное освещение (солнечный свет), то при ночной съемке часто приходится иметь дело с точечными источниками — фонарями — не забываем, что пейзаж может быть и городским! Более того, ночью в городе можно намного больше интересного, чем на природе.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Как видно из приведенных примеров туман, как всегда, оказывает только положительное действие на формирование "атмосферы" снимка, делая более эффектным расхождение лучей света от точечных источников.
Вечер, закат
Закаты фотографируют особенно часто из-за того, что его проще всего застать — утром рано вставать не хочется, днем дела, а вечером сам бог велел прогуляться, захватив с собой фотоаппарат. Особенно если хорошая погода. Но в этом и вся беда — закаты фотографирует все и вся, фотосайты завалены сине-оранжево-красными фотографиями, ими никого не удивишь. Поэтому я посоветую при вечерней пейзажной съемке не зацикливаться на закате, а посмотреть в другую сторону. Как правило, низко стоящее над горизонтом солнце дает очень мягкий и красивый оранжевый свет. От деревьев по земле идут длинные тени, все окрашивается в теплые тона. В качестве примера приведу вечернюю съемку в лесу на берегу озера.
![]() |
![]() |
![]() |
Фото с незамысловатым сюжетом и простой композицией. Но они несут позитивное настроение благодаря теплоте оттенков.
А вот то, чем забиты фотосайты.
Ничего таких фото, конечно, плохого нет, но идея снимка уже 1000 раз как не нова.
День
Солнечный день с однородным небом (без облаков, или наоборот, затянутым облаками) — худшее время для пейзажной съемки. Из "правила трех" у нас в распоряжении только один инструмент — композиция. Ни о красивом свете, ни о тумане не может быть и речи. В одном случае освещение яркое с резкими тенями, в другом — до скукоты равномерное, без теней. Интересные снимки сделать можно, но назвать их шедеврами нельзя. Такие фотографии похожи на открытки — яркие, но без настроения.
![]() |
![]() |
![]() |
Облака способны неплохо украсить картинку.
![]() |
![]() |
![]() |
В пасмурную погоду неплохо смотрится водная гладь, при условии что на ней нет волнения. Предпочтительна композиция c верхним горизонтом, при которой большее внимание уделяется переднему плану, нежели заднему.
![]() |
![]() |
![]() |
Причина притягательности фото осенней природы — гармоничная цветовая гамма. Преобладающими цветом является желтый, который гармонирует практически со всеми темными цветами — синим, зеленым, серым, черным. Таким образом, освещенная солнцем желтая листва красиво смотрится и на фоне чистого синего неба, так и на фоне серых туч.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
В солнечный день с ясным небом особенно красивые фото получаются при использовании поляризационного фильтра.
Автор статьи — Артем Кашканов, дата последнего редактирования — 23.08.2013
Рубрики: | фотодело |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |