Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Краткий обзор чатуршлоки
Бхаг., 2.9.31
шри-бхагаван увача
гйанам парама-гухйам ме
йад вигйана-саманвитам
сарахасйам тад-ангам ча
грихана гадитам майа
шри-бхагаван увача - Верховный Господь сказал; гйанам - знание, приобретаемое; парама - в высшей степени; гухйам - сокровенное; ме - обо Мне; йат - которое; вигйана - осознание; саманвитам - связанное; са-рахасйам - с преданным служением; тат - этого; ангам ча - необходимые атрибуты; грихана - постарайся принять; гадитам - объясненные; майа - Мной.
Верховный Господь сказал: Знание обо Мне, содержащееся в священных писаниях, - это самое сокровенное знание, и постичь его можно только в процессе преданного служения. Я расскажу тебе о составных частях этого процесса, а ты постарайся неукоснительно следовать всему, что услышишь от Меня.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Брахма - величайший преданный Господа в этой вселенной, и на четыре основных вопроса, которые задал Брахма, Господь ответил четырьмя стихами, составляющими изначальный «Бхагаватам». Брахма задал следующие вопросы: 1) Какие формы проявляет Господь в материальном и трансцендентном мире? 2) Как действуют различные энергии Господа? 3) Как Господь играет со Своими разнообразными энергиями? 4) Каким образом Брахма может научиться исполнять возложенные на него обязанности? Данный стих является вступлением к ответу на эти вопросы. Господь сообщает Брахме, что изложенная в богооткровенных писаниях наука о Нем, Высшей Абсолютной Истине, очень сложна, и постичь ее может только тот, кто по милости Господа осознал себя. Господь говорит, что Сам даст ответы на вопросы Брахмы. Это означает, что трансцендентное знание об абсолютном Верховном Существе способен постичь только тот, кому откроет его Сам Господь. Абсолютную Истину невозможно постичь посредством размышлений о Ней. Она остается недоступной даже для величайших мыслителей и философов этого мира. Спекулятивные мыслители в лучшем случае осознают безличный Брахман, но полное знание о трансцендентном выходит за пределы знания о безличном Брахмане, и потому его называют самой сокровенной мудростью. Среди многих освобожденных душ с трудом можно найти одну, которая действительно постигла Личность Бога. Сам Господь говорит об этом в «Бхагавад-гите»: из многих сотен тысяч людей едва ли один стремится к совершенству, а среди многих освобожденных душ, может быть, одна действительно знает Господа. Итак, постичь Личность Бога можно только с помощью преданного служения. Рахасйам значит «преданное служение». Господь Кришна поведал Арджуне «Бхагавад-гиту», поскольку знал, что Арджуна - Его преданный и друг. Тот, кто не обладает этими качествами, не способен проникнуть в тайну «Бхагавад-гиты». Таким образом, пока человек не станет преданным и не начнет заниматься преданным служением, он не сможет постичь Личность Бога. Секрет успеха заключается в любви к Богу. Любовь к Богу - тот единственный ключ, с помощью которого можно проникнуть в тайну Личности Бога. А чтобы достичь стадии трансцендентной любви к Богу, необходимо следовать регулирующим принципам преданного служения. Регулирующие принципы называют видхи-бхакти - практикой преданного служения Господу, и неофит может заниматься таким преданным служением, используя те чувства, которыми обладает сейчас. В основе регулирующих принципов преданного служения лежит слушание повествований о Господе и прославление Его, а слушать повествования о Господе и воспевать Его можно только в обществе преданных. Поэтому тем, кто стремится достичь совершенства в преданном служении Господу, Господь Чаитанья рекомендовал следовать пяти основным принципам. Первый принцип - общаться с преданными (слушание); второй - воспевать Господа; третий - слушать «Шримад-Бхагаватам» в изложении чистого преданного; четвертый - жить в святом месте, которое связано с играми Господа, и пятый принцип - с преданностью поклоняться мурти Господа. Эти правила и предписания являются составными частями преданного служения. Итак, по просьбе Господа Брахмы, Верховный Господь даст исчерпывающие ответы на четыре вопроса, заданные им, а также на другие вопросы, которые непосредственно связаны с этими четырьмя.
-----------------
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху:
Кришна говорит: грихана гадитам майа - "прими то, что Я тебе поведаю". В этих словах уже есть приказ: пойми, возьми, услышь. "Я даю тебе это знание, но ты прими". В этом приказе уже есть милость. С другой стороны, эти слова дают понять, что принять или не принять, взять или не взять - зависит от нас.
Кришна начинает излагать чатуршлоку с ее краткого обзора. Прежде всего Он говорит: гйанам парама-гухйам ме. В данном стихе Он раскрывает несколько элементов знания, которым собирается наделить Брахму. Джива Госвами и Вишванатха Чакраварти Тхакур объясняют, что слово гйанам здесь указывает на знание о форме Господа, а парама-гухйам - на то, что это знание редко понимают и что оно превосходит осознание имперсонального аспекта Господа. Соответственно, эти слова относятся к первым двум вопросам Брахмы и к первым двум стихам чатуршлоки.
Затем Кришна говорит: вигйана саманвитам - "прими от Меня также понимание, "реализацию" (частая калька с английского). Это относится к энергиям Господа. Неофит может понять, что у Господа есть форма. Вигьяна же - это осознание, что помимо формы у Господа есть еще и энергии, есть преданные, есть деятельность, связанная с Господом, и все это достойно уважения. Можно сказать, что гьяна в данном случае есть самбандха для каништхи, а вигьяна - самбандха для мадхьямы.
Далее Кришна говорит: са-рахасйам. Слово рахасйа значит "сокровенное", и ачарьи объясняют, что это - према, тайна, относящаяся к лиле. Кришна собирается посвятить Брахму в тайну.
Тад-ангам же значит "составные части". Данное словосочетание трудно перевести с английского адекватно. Можно сказать, что это семя или часть процесса, т.е. - садхана (метод), который Господь описывает в четвертом стихе чатуршлоки, отвечая на четвертый вопрос Брахмы.
Кришна говорит: "Все это Я тебе поведаю, и ты, пожалуйста, прими". Он называет прему са-рахасьей (тайной). Вишванатха Чакраварти комментирует: "Господь заверяет Брахму: "Я объясню это так, что материалисты не поймут. Но тебе Я даю наставление и милость: прими, возьми это". Это останется тайной. Парама-гухйам тоже означает тайна. Это великая тайна, потому что даже услышав об этом, мы зачастую не понимаем, что это такое и как это применить в жизни.
В комментарии Шрила Прабхупада перечисляет четыре вопроса Брахмы и описывает секрет успеха - любовь к Богу, т.е. раскрывает то же, что и предшествующие ачарьи в своих комментариях.
Итак, вкратце повторим содержание чатуршлоки. Кришна говорит: гйанам (знание) - вигйанам (конкретное или осознанное знание) - са-рахасйам (тайна) - тад-ангам (составная часть тайны). Это буквальное значение данных слов. В том же порядке они напрямую соотносятся с четырьмя вопросами Брахмы и с чатуршлокой - ответами Господа, которые являются семенем "Шримад-Бхагаватам".
Если расшифровать, то гьяна здесь - это знание о форме Господа, о Его Личности.

Вигьяна, или "осознанное понимание" - это знание об энергиях Господа, когда мы понимаем, что у Господа есть еще и энергии, что у Него есть преданные, которые действуют. Вигьяна - это умение правильно действовать и понимание, что есть майя и есть йогамайя, способность не путать их, полагая, что "всё есть майя, все - демоны" или, наоборот, "всё есть йогамайя".

Са-рахасьям, "тайна" - это лилы (игры) Господа. Участвовать в них означает развить любовь к Нему. Т.е. самая сокровенная тайна - это любовь к Богу.
Тад-анга - это путь к развитию премы: садхана, или метод. Это маленький, первый росток премы. Обе - и садхана, и према (а также весь путь от садханы до премы) находится в юрисдикции крипа-шакти Господа, энергии Его милости, как явствует из следующего стиха.
(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу "Бхакти-ваибхава", Днепропетровск, 2010г)