Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Неделимая частица материи

Бхаг., 3.11.1
маитрейа увача
чарамах сад-вишешанам
анеко 'самйутах сада
параманух са вигйейо
нринам аикйа-бхрамо йатах
маитрейах увача - Шри Майтрея сказал; чарамах - последняя; сат - следствие; вишешанам - признаки; анеках - неисчислимые; асамйутах - несмешанные; сада - всегда; парама-анух - атомы; сах - то; вигйейах - необходимо уяснить; нринам - людей; аикйа - единство; бхрамах - заблуждаясь; йатах - из которого.
Атомом называют мельчайшую частицу материального космоса, которая неделима и не образует отдельного тела. Атом, невидимый для глаза, существует всегда, даже после уничтожения всех форм. Материальное тело - это не что иное, как определенная комбинация таких атомов, однако обыкновенный человек неправильно понимает его природу.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Описание атома, приведенное в "Шримад-Бхагаватам", почти полностью совпадает с положениями современной атомистической теории; более подробно эти вопросы разработаны в учении Канады - параману-ваде. Современные ученые также считают атомы мельчайшими неделимыми частицами, из которых построена вселенная. В "Шримад-Бхагаватам" содержатся сведения по многим отраслям знания, в том числе и атомистическая теория. Атом - это мельчайшая тонкая форма вечного времени.

***
КОММЕНТАРИЙ Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура: Одиннадцатая глава подробно описывает единицы измерения времени, откуда становится понятным продолжительность месяца, года и юги.
Находя природу тонкого времени трудной для описания, Майтрея в первую очередь описывает частицы материи. Мельчайшая частица (чарамах) из всех частей (вишешанам) материальных элементов (сат) называется параману. Почему же чарама названа в единственном числе, указывая на одну частицу, хотя таковых множество? Хотя частиц действительно множество, для того, чтобы понять тонкую природу времени, целесообразно изучать строение одной, отдельно взятой частицы. И все же частица по природе может быть делимой или неделимой. Поэтому в стихе сказано, что данная частица неделима. Эта неделимая частица и есть параману, что указывает на ее недоступность взору. Каковы же ее размеры? Когда эти частицы поднимаются вверх [в лучах света], можно ошибиться, принимая их за самостоятельные. Наблюдая их в лучах света, пробивающиеся сквозь щели в оконных ставнях, можно подумать, что каждая из них обособлена. Но на самом деле лишь 1/6 каждой такой частицы есть параману, и разглядеть ее уже не представляется возможным. В данном стихе упомянуты именно люди [с их способностями восприятия], поскольку некоторые мельчайшие насекомые размером с трасарену могут видеть эту частицу.
***
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху: Для создания, поддержания и уничтожения мира требуется время. Время - это форма Кришны. Мы приступаем к изучению одиннадцатой главы, и я бы попросил вас посвятить следующие 1,5-2 ч изучению "Бхагаватам" для удовлетворения Кришны. Мы будем читать главу, которая иногда кажется одной из самых скучных глав "Бхагаватам".
В свое время еще святой Августин сказал: "Пока меня не спрашивают, что такое время, - я вроде бы понимаю. Но как только меня спрашивают, просят объяснить, что такое время, - я оказываюсь в затруднении". Хотя по всем остальным темам он высказывался довольно решительно и пространно. Поскольку это столь сложная тема, Майтрея Муни начинает с атома, и затем на основании атома он будет объяснять время.
Шрила Прабхупада в своем комментарии делает утверждение, с которым мы, возможно, не согласились бы сейчас: "Описание атома, приведенное в "Шримад-Бхагаватам", почти полностью совпадает с положениями современной атомистической теории; более подробно эти вопросы разработаны в учении Канады - параману-ваде. Современные ученые также считают атомы мельчайшими неделимыми частицами, из которых построена вселенная. В "Шримад-Бхагаватам" содержатся сведения по многим отраслям знания, в том числе и атомистическая теория. Атом - это мельчайшая тонкая форма вечного времени". Перед нами возникает противоречие новейшим изысканиям современной науки.
Само слово "атом" означает "неделимый". Есть идея о неделимой частице, и она упоминается в "Бхагаватам". Параману на самом деле не означает "неделимый", это означает "мельчайший", т.е. это какая-то мельчайшая частица. В последнем предложении комментария Шрила Прабхупада пишет нечто очень интересное: "Атом - это мельчайшая тонкая форма вечного времени". Если бы время не привело в движение три гуны, то атомы не возникли бы.
Вопрос: Если мельчайшая частица материи - это форма времени, получается, что материя, которая нас окружает - это время?
Ответ: Да, хотя понять это сложно. Вчера мы читали, что время отделяет нас от Кришны, т.е. позволяет Кришне отразиться в материальном мире и при этом остаться незримым и неузнанным. Как вы помните, первый стих из чатуршлоки "Бхагаватам" гласит:
ахам эвасам эвагре
нанйад йат сад-асат парам
пашчад ахам йад этач ча
йо 'вашишйета со 'смй ахам
"О Брахма, это Я, Личность Бога, существовал до начала творения, когда не было ничего, кроме Меня. Не было тогда и материальной природы, причины возникновения мироздания. Все, что ты видишь сейчас, - тоже Я, Личность Бога, и то, что остается после уничтожения, - тоже Я, Личность Бога" (Бхаг., 2.9.33).
Вопрос: В атоме присутствует только Параматма, или еще и джива?
Ответ: В том-то и дело, что дживе там делать нечего. Атом - это мертвая материя. Джива, по определению, присутствует в живой материи. Если был бы какой-то живой атом, там бы присутствовала джива, но поскольку атомы по определению являются мертвой материей, дживы там нет. Там есть Параматма, которая является средоточием всего и потому присутствует во всем (и все присутствует в Параматме). Но джива - это то, что одухотворяет и пробуждает к жизни. Поэтому, коль скоро атом не растет, не стареет, не болеет и не умирает - дживы там нет. Есть существа, которые нам кажутся мертвыми, но в которых джива присутствует - например, горы или какой-нибудь лес (в каждом дереве, само собой, есть отдельная джива, но есть еще и божества отдельных местностей). Это могут быть кристаллы или особые камни. У кристалла тоже есть своего рода рост. Кристаллы могут расти, поэтому джива там может присутствовать.
Вопрос: В тринадцатой главе "Бхагавад-гиты", которая называется "Природа, наслаждающийся и сознание", описано, что джива является всепронизывающей. Если она всепронизывающая, то почему она не может присутствовать в атоме?
Ответ:
йатха сарва-гатам саукшмйад
акашам нопалипйате
сарватравастхито дехе
татхатма нопалипйате
"Тонкий по природе эфир ни с чем не смешивается, хотя и проникает всюду. Подобно этому, душа не связана с материальным телом, хотя и находится в нем. Те, кто постиг Брахман, способны видеть это" (Б.-г., 13.33).
сарватах пани-падам тат
сарвато 'кши-широ-мукхам
сарватах шрутимал локе
сарвам авритйа тиштхати
"Повсюду Его руки и ноги, Его глаза, головы, лица и уши. Так Господь в аспекте Сверхдуши пронизывает Своим бытием все сущее" (Б.-г., 13.14).
По поводу этой шлоки Адвайта Ачарья даже постился в свое время. Он был учителем "Бхагавад-гиты", и он задумался: как же так? Эта шлока описывает Брахман? Или дживу? Если это джива, то она здесь описана как существо, обладающее руками, ногами и глазами везде. Но джива ведь не равна Господу. Как это возможно? И он постился, пока Кришна не явился ему во сне и не сказал: "Адвайта Ачарья, бросай поститься, Я тебе все объясню".
В некоторых местах объясняется, что это вселенская форма Кришны, а во Второй песни "Шримад-Бхагаватам" Шрила Прабхупада объясняет этот же стих (Б.-г., 13.14) в том смысле, что Кришна присутствует во всех телах, и поэтому все руки, все уши, все глаза - это Его руки, Его уши, Его глаза и т.д.
Я не помню, чтобы в тринадцатой главе "Бхагавад-гиты" напрямую утверждалась вездесущность дживы. Это утверждается во второй главе: сарва-гата. Шрила Прабхупада дает этому очень простое объяснение. Он пишет, что сарвагата означает: дживы присутствуют повсюду. Сейчас находят живые существа в кипящих гейзерах, где температура достигает 300 градусов и выше. Находят живые существа во льдах, где тоже, по нашим представлениям, жизни быть не может. Находят даже на дне Марианской впадины - на глубине 10 или 11 км, где давление такое, что его даже трудно себе представить. Например, чемпион мира по нырянию в глубину ныряет, насколько я помню, на 180 м (без снаряжения). По правилам этих соревнований после выныривания спортсмены должны быть в состоянии сразу же правильно ответить на один вопрос. Например, называют цифру 3, и человек должен показать три на пальцах. Также ныряльщиков сопровождают аквалангисты, потому что несколько лет назад кто-то из ныряльщиков потерял сознание под водой и погиб. Есть несколько вариантов такого ныряния. Один из них - они ускоряют свое выныривание при помощи веревки. Второй вариант - без каких-либо вспомогательных средств. С веревкой у этой спортсменки-чемпиона получается 200 с чем-то метров, без веревки - чуть меньше, 180 или 170м. Это я к чему: легкие у пловца должны быть объемом примерно 4л. Упрощенно - представьте себе трехлитровую банку. Так вот, глубоководное давление таково, что сжимает эту банку до размеров грецкого ореха. А на дне Марианской впадины давление в тысячи раз выше, и все равно там плавают всякие рыбы. Если такую глубоководную рыбу вытащить наверх, она взрывается - настолько высокое давление у нее внутри.
Сарва-гата - жизнь присутствует везде (в разных формах). На Солнце тоже есть жизнь. Это одно из объяснений.
Второе объяснение: живое существо может отправиться куда угодно.
Третье объяснение: живое существо духовно, нематериально, поэтому оно вне пространства. Оно локализовано, это не означает, что мы присутствуем везде, просто сами по себе мы не являемся частью материального мира, так как дух сам по себе вне пространства.
А Вишванатха Чакраварти Тхакур дает очень поэтичное описание слова "сарва-гата". Он пишет, что "сарва" ("всё", "везде") - одно из имен Бога. А "гата" означает "пришедшая" или "предавшаяся". Сарва-гата - это "предавшаяся Богу", потому что по своей природе душа склонна вручать себя Господу.
Но Шрила Прабхупада объясняет просто: дживы присутствуют везде. Мы с вами, к сожалению (а может и к счастью), не вездесущи.
Вопрос: Следует ли понимать, что мертвой материи, по большому счету, не существует? В частной беседе с преданными я узнала, что неживая материя - это выпавшие из самсары дживы. Насколько это верное утверждение?
Ответ: Как это они выпали? Подскользнулись? В шастрах вы нигде не найдете такого описания. Мы всегда говорим, что есть три главных категории энергии. У Вишну есть три главных шакти - внутренняя, промежуточная и внешняя. То же самое говорит Кришна в "Бхагавад-гите". Есть бхинна-пракрити, отделенная материальная энергия, и апарейам итас тв анйам практирир видхи ме парам - высшая энергия. Это две различные энергии, Кришна не говорит, что эта энергия одна и та же. Далее, в тринадцатой главе, Кришна конкретно объясняет, что есть пракрити (материя) и есть пуруша (живое существо), и это две различные энергии.
йават санджайате кинчит
саттвам стхавара-джангамам
кшетра-кшетрагйа-самйогат
тад виддхи бхаратаршабха
"О предводитель Бхаратов, знай же, что все движущиеся и неподвижные существа во вселенной – не более чем соединение поля деятельности и знающего поле" (Б.-г., 13.27).
Если бы мертвая и живая материя были едины по своей природе, в чем тогда был бы смысл различать пракрити и дживу, материю и дух? Чем бы тогда материя отличалась от духа? Самоосознание заключается как раз в том, чтобы осознать: я - не материя. И наше главное отличие от материи в том, что у нас есть свобода выбора и какое-то развитие, какое-то движение в духовном смысле.
Вопрос: У нас [на собрании преданных] недавно была затронута тема об одухотворении всего - в том числе слов и предметов - посредством того, что мы занимаем их в служении Господу. Благодаря преданному служению все становится одухотворенным. Может быть, какой-нибудь стул, который использовали в служении Господу, в своем "новом воплощении" станет...
Реплика из аудитории: ...столом.
(Смех в зале.)
Ответ: Об этом можно было бы говорить, если бы в неодушевленном предмете была личность. "Одухотворенное" не означает, что косная материя становится духом.
Вопрос: В драгоценном камне есть душа, так ведь?
Ответ: Да.
Вопрос: А если взять какой-нибудь камень с изъяном - там уже однозначно нет души, или что-то может быть? Как, в конце концов, определить - есть в данном камне душа или нет?
Ответ: Признак души - рост. Признаки живого существа - это возникновение, развитие. Драгоценные камни, кристаллы растут, развиваются. Не любой камень. Не щебенка. Если никакого роста и развития нет - то души, соответственно, тоже нет.
Я, конечно, прошу прощения, но в этом стуле, насколько я понимаю, души нет. Мы можем его одухотворить, но что это означает? Это значит, что стул может служить для духовных целей и не будет нас приковывать к материальному миру. Т.е. его функция станет духовной, а не материальной. Но это не означает, что он вдруг оживет - начнет бегать или сам пододвигаться, когда нам надо, или размягчаться, когда нам жестко.
Вопрос: Он получит благо...
Ответ: Кто именно? Там некому благо получать. Это просто набор восьми элементов.
Вопрос: Почему восьми, а не пяти? Разве в нем присутствуют ум, разум и ложное эго?
Ответ: Сам стул состоит из пяти грубых элементов, но там есть отпечаток и трех тонких - ума, разума и ложного эго конструктора и нас самих - тех, кто им пользуется.
Вопрос: Когда человек достигает освобождения, он становится способен контролировать материальную энергию. Возможно ли для джива-шакти контролировать пракрити? По идее, пракрити - это служанка Господа. Хотелось бы понять: джива сильнее пракрити? Не получается ли так, что как только джива осознает свою духовную природу, она уже может контролировать пракрити - т.е. быть пурушей? Ведь если она контролирует пракрити, она - пуруша.
Ответ: Да, мы всегда пуруши. Мы всегда контролируем.
апарейам итас тв анйам
пракритим виддхи ме парам
джива-бхутам маха-бахо
йайедам дхарйате джагат
"Кроме этих восьми элементов, о сильнорукий Арджуна, существует другая, Моя высшая энергия, состоящая из живых существ, которые эксплуатируют ресурсы материальной, или низшей природы" (Б.-г., 7.5).
Кришна говорит, что пурушей (дживой) поддерживается вселенная. Однако даже Патанджали в "Йога-сутре" (и Вьясадева в "Веданта-сутре") пишет, что всемогущество освобожденного йога (который может создать планету или творить какие-то другие, выходящие за рамки законов материальной природы, чудеса) никогда не будет равным могуществу Господа. Даже такой йог не в состоянии творить вселенные, он не в состоянии делать _всего_. И всеведение даже освобожденного йога тоже ограничено. То же касается и полубогов. Скажем, Ямараджа знает все обо всех - кто что не так делает. Но он не знает, кто что не так делает, например, в соседней вселенной. Для нас он всеведущ. И йог тоже может быть всеведущим, но все равно он не знает _всего_ - в той же мере, как это знает Господь. Так что всемогущество и всевластие даже освобожденных душ никогда не равно всемогуществу и всевластию Господа.
Вопрос: Пракрити сама отдает себя во власть такой дживы? Мы пытаемся контролировать ее даже в обусловленном состоянии.
Ответ: По этому поводу, если не ошибаюсь, у нас есть цитата в "Бхагавад-гите" из Десятой песни, из главы "Молитвы олицетворенных Вед". Веды говорят интересную вещь: если бы дживы были равны Тебе, как они могли бы попасть под влияние материальной энергии и стать ее рабами? Сколько же иронии в том, что до тех пор, пока джива пытается контролировать материальную энергию, она будет оставаться ее рабой! Но как только джива избавляется от всех желаний контролировать материальную энергию, она становится ее госпожой. Т.е. вы можете контролировать материальную энергию только тогда, когда не хотите ее контролировать. Если вы хотите не хотеть контролировать материальную энергию с тем, чтобы ее контролировать, то именно это желание вам и помешает.
(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу "Бхакти-ваибхава", Днепропетровск, 2012г)