Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Шила-шикша
Бхаг., 2.7.46
те ваи видантй атитаранти ча дева-майам
стри-шудра-хуна-шабара апи папа-дживах
йадй адбхута-крама-парайана-шила-шикшас
тирйаг-джана апи ким у шрута-дхарана йе
те - такие люди; ваи - несомненно; виданти - знают; атитаранти - превосходят; ча - также; дева-майам - покрывающую энергию Господа; стри - женщины; шудра - представители рабочего класса; хуна - горцы; шабарах - сибирские народности, или те, кто стоит ниже шудр; апи - хотя; папа-дживах - греховные живые существа; йади - при условии; адбхута-крама - того, чьи деяния удивительны; парайана - преданных; шила - поведению; шикшах - обученные; тирйак-джанах - даже те, кто не является людьми; апи - также; ким - что; у - не говоря уже; шрута-дхаранах - о тех, кто получил представление о Господе, слушая повествования о Нем; йе - те из них.
Души, предавшиеся Господу, даже если они принадлежат к тем, кто ведет греховную жизнь: женщинам, рабочим, горцам или коренным жителям Сибири, - и даже звери и птицы, тоже могут постичь науку о Боге и вырваться из оков иллюзорной энергии, если предадутся чистым преданным Господа и будут следовать по их стопам, встав на путь преданного служения.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Иногда люди спрашивают: как предаться Верховному Господу? В «Бхагавад-гите» (18.66) Господь просит Арджуну предаться Ему, и люди, не желающие следовать этому совету, спрашивают о том, где находится Бог и кому они должны предаться. В данном стихе содержится исчерпывающий ответ на все подобные вопросы. Нам вовсе не обязательно видеть Личность Бога своими глазами, однако если мы искренне хотим, чтобы Господь направлял нас, Он пошлет нам Своего истинного представителя, который приведет нас домой, обратно к Богу. Чтобы продвигаться по пути духовного самоосознания, не нужно обладать никакой материальной квалификацией. В материальном мире, для того чтобы заниматься какой-либо деятельностью, необходима соответствующая квалификация. Тот, кто не обладает подобной квалификацией, не годится для этой деятельности. Но, чтобы служить Господу, требуется только одно - предаться Ему. Предаться Господу может каждый - это целиком в нашей власти. Если человек хочет, он может незамедлительно предаться Господу, и с этого момента начнется его духовная жизнь. Истинный представитель Бога находится практически на одном уровне с Самим Богом. Иначе говоря, исполненный любви представитель Бога даже более милостив, чем Сам Бог, поскольку к нему проще приблизиться. Грешный человек не способен приблизиться к Самому Господу, но он легко может приблизиться к Его чистому преданному. И если он признает такого чистого преданного Господа своим наставником, то сможет постичь науку о Боге и в конце концов стать таким же, как этот трансцендентный чистый преданный Господа, получив таким образом освобождение и вернувшись домой, к Богу, туда, где царит вечное счастье.

Итак, тому, кто действительно хочет этого, совсем не трудно постичь науку о Боге и прекратить бессмысленную борьбу за существование. Однако тем, кто не желает предаться Господу, а предпочитает заниматься бесплодным философствованием, постичь Его чрезвычайно трудно.
-------------------
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху: В данном стихе нам говорят, что делать: шила-шикша - мы должны учиться (шикша) качествам (шила). Слово шила означает "характер" или "качества", "поведение". Шила-шикшас - то, что от нас ожидается. Суть в том, что все могут постичь науку о Кришне и вырваться из оков иллюзорной энергии.
Что значит предаться Господу? Служить под руководством, приблизиться, найти прибежище. Мы уже находим в чем-то прибежище, но оно не является настоящим. Нужно оторвать от него свой приросший, заиндевевший ум и отдать свое сердце стопам Господа: "Бхагаватам", служению преданным, повторению святых имен. Это труд. Это называется анартха-нивритти. Пока мы не сделаем этого, анартхи не дадут нам предаться. Только после анартха-нивритти мы становимся шаранагатами - теми, кто предался. Так что это наша работа, и попутно мы учимся качествам и поведению преданных (шила-шикшас), мы изучаем "Бхагаватам". Чьим качествам мы учимся в данном и предыдущем стихах? С кем мы здесь встречаемся? Кто произносит эти стихи? Их произносит Брахма. Он - ачарья, махаджана, директор нашей школы, хозяин вселенной. И что он говорит, например, в 41-м стихе? Брахма признается, что не понимает Кришну до конца. Какое это качество? Смирение, вручение себя Господу... Когда нас спрашивают о чем-то, чего мы не знаем, мы все равно пытаемся напрячься и выжать из себя какой-то ответ. Шрила Прабхупада приводит этот пример в "Ишопанишад", иллюстрируя один из четырех недостатков обусловленных душ, а именно - склонность обманывать. Люди любят рассуждать о том, чего не знают, пишут об этом книги... Но здесь мы видим: Брахма, хозяин вселенной, основатель сампрадаи, признанный бхакта Господа, которому Сам Господь в знак одобрения пожал руку, честно признается в том, что не знает Господа. Из этих стихов мы можем поучиться у Брахмы смирению и честности. У него есть возможность запудрить мозги кому угодно. Никто бы даже и не заподозрил подвоха. Но он честно говорит: прошу прощения, я не знаю. И объясняет, что такова природа Господа. Затем Брахмаджи объясняет, что в какой-то степени постичь Господа можно благодаря бхакти, шаранагати, если вручить себя Господу. Вот каким качествам мы можем поучиться у Брахмы.

Приступая к изучению Второй песни (и даже ранее), мы ставили перед собой задания по развитию качеств. "Бхагаватам" хочет, чтобы мы практически меняли что-то в своих привычках, характере, поведении (шила). Пожалуйста, подумайте над тем, что вы хотели бы практиковать, что для вас важно выработать в себе в первую очередь. В дальнейшем мы еще вернемся к этому заданию.
(Из лекции по курсу "Бхакти-ваибхава", Днепропетровск, 2010г)