Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Почему мы верим Брахме

Бхаг., 2.6.34
на бхарати ме 'нга мришопалакшйате
на ваи квачин ме манасо мриша гатих
на ме хришикани патантй асат-патхе
йан ме хридауткантхйавата дхрито харих
на - никогда; бхарати - утверждения; ме - мои; анга - о Нарада; мриша - ложные; упалакшйате - доказано; на - никогда; ваи - несомненно; квачит - в любое время; ме - моего; манасах - ума; мриша - неистинные; гатих - ход, течение; на - не; ме - мои; хришикани - чувства; патанти - приходят в упадок; асат-патхе - во временном; йат - потому; ме - мое; хрида - сердце; ауткантхйавата - с усердием; дхритах - держусь за; харих - Верховной Личности Бога.
О Нарада, я крепко держусь за лотосные стопы Верховной Личности Бога, Хари, и потому все, что я говорю, еще никогда не оказывалось ложью. Ничто и никогда не было препятствием для моего ума, а чувства мои не оскверняла преходящая привязанность к материальным вещам.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Господь Брахма открыл ведическое знание Нараде, который распространяет его по всему миру с помощью своих многочисленных учеников - Вьясадевы и других. Последователи Вед считают слова Брахмаджи непреложной истиной, и так с незапамятных времен, с самого начала творения, трансцендентное знание передается по цепи ученической преемственности. Господь Брахма - совершенное освобожденное живое существо в материальном мире, и тот, кто искренне хочет постичь трансцендентную науку, должен считать слова Брахмаджи непогрешимыми. Ведическое знание непогрешимо, поскольку исходит от Самого Верховного Господа, вложившего его в сердце Брахмы, который, являясь самым совершенным живым существом, никогда не ошибается. Причина этого в том, что Господь Брахма - великий преданный Господа, безоговорочно принявший лотосные стопы Господа за высшую истину. В «Брахма-самхите» Брахмаджи снова и снова повторяет слова: говиндам ади-пурушам там ахам бхаджами - «Я поклоняюсь изначальной Личности Бога, Говинде, предвечному Господу». Поэтому все, что он говорит, думает или делает, находясь в своем обычном состоянии, нужно считать истиной, ибо он непосредственно и очень тесно связан с Говиндой, предвечным Господом. Шри Говинда, милостиво принимающий трансцендентное любовное служение Своих преданных, надежно защищает их слова и поступки. Господь заявляет в «Бхагавад-гите» (9.31): каунтейа пратиджанихи - «О сын Кунти, смело провозглашай это». Почему Он просит об этом Арджуну? Потому что в словах Самого Говинды обыватели иногда усматривают противоречия, тогда как в словах Его преданных невозможно обнаружить никаких противоречий. Господь лично заботится о непогрешимости Своих преданных. Поэтому преданное служение должно начинаться со служения преданному, стоящему в цепи ученической преемственности. Преданные все время пребывают в освобожденном состоянии, однако это не значит, что они безличны. Господь всегда личность, и Его преданный тоже всегда остается личностью. Поскольку даже в освобожденном состоянии преданный обладает органами чувств, он всегда сохраняет свою индивидуальность. И поскольку Господь отвечает взаимностью на служение Своего преданного, Он тоже является личностью, воплощением полного духовного целого. Иллюзорные материальные наслаждения не могут соблазнить преданного, занятого служением Господу. Его замыслы всегда осуществляются, и все это благодаря тому, что он искренне привязан к преданному служению Господу. Это, по сути дела, и есть эталон совершенства и освобождения. Все, начиная с Брахмы и кончая обычными людьми, достигают освобождения, стоит им искренне привязаться к Верховному Господу Шри Кришне - предвечному Господу. Господь говорит об этом в «Бхагавад-гите» (14.26):
мам ча йо 'вйабхичарена
бхакти-йогена севате
са гунан саматитйаитан
брахма-бхуйайа калпате
Итак, слова и поступки того, кто искренне, всей душой стремится к непосредственному общению с Личностью Бога в процессе трансцендентного любовного служения Ему, всегда будут непогрешимы. Причина этого в том, что Верховный Господь является Абсолютной Истиной, и все, что связано с Абсолютной Истиной, обретает те же трансцендентные качества. С другой стороны, любые логические построения, опирающиеся на материальные знания и материальную науку и не связанные с Абсолютной Истиной, в конечном счете всегда оказываются ложными, вздорными и бессмысленными просто потому, что не связаны с Абсолютной Истиной. Таким безбожным, лукавым словам и поступкам никогда нельзя доверять, какими бы материальными достоинствами они ни обладали. В этом заключается смысл этого важного стиха: крупица преданности дороже тонн безверия.
КОММЕНТАРИЙ Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура: [Нарада говорит:] "В таких стихах, как амритам кшемам абхайам три-мурдхно 'дхайи мурдхасу (Бхаг., 2.6.19) ты говоришь, что духовный мир вечен, что он превыше трех гун. Ранее ты также утверждал, что 1/4 всего сущего, материальный мир, пронизанный тремя гунами - не ложный, хотя и временный - порожден внешней энергией майей - виладжджаманайа (Бхаг., 2.5.13). Кроме того, ты намекаешь, что объекты материального мира - реальны, ибо их можно задействовать в садхане. Но другие знатоки писаний говорят, что все мироздание ложно, поскольку есть не что иное, как игра воображения, а бытие Господа временно, коль скоро ему присущи лишь вторичные качества бытия. Что уж говорить о Его обители - 3/4 всего сущего! Так кому же мне верить?"
[Брахмаджи отвечает:] "Я сказал тебе правду, ибо ум мой всецело сосредоточен на Господе, причине всего сущего. Где Господь - там и истина. Верь же моим словам. Прочие знатоки писаний не сосредоточены на Господе; стало быть, порождения их умов и слова их - ложны. Не разделяй мнения таких обманщиков!"
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху: Чувства Брахмы никогда не оскверняет преходящая привязанность к материальным вещам. За счет чего? Он крепко держится за лотосные стопы Господа. Это означает, что он медитирует на лотосные стопы Господа с духовной страстью, предаваясь этим лотосным стопам. Брахма говорит Нараде: "Не слушай этих лжецов, я говорю тебе правду. Верховный Господь - это истина, духовный мир - истина, и материальный мир тоже не является иллюзией, потому что его можно использовать для служения Господу".
Прославляя Бхактивиноду Тхакура, Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил, что даже если преданный цитирует не ту шлоку, все равно его слова правдивы, тогда как непреданный, даже если он цитирует шлоки правильно и употребляет правильные слова, все равно говорит неправду.
---(Из лекции по курсу "Бхакти-ваибхава", Днепропетровск, 2009г)---