Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
О важности запоминания шлок
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами - о шлоках
----------------------------------------------------
Вопрос: Вы часто советуете заучивать шлоки. На какой мотив их лучше заучивать?
Ответ Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами: Мне придется сдерживать себя, чтобы не посвятить этому целую лекцию. На самом деле шлоки живые. Шлоки могут проявлять милость по отношению к нам. Любой, у кого есть вкус к изучению шлок, знает, что в какой-то момент, по мере того, как человек повторяет снова и снова одну и ту же шлоку, она вдруг раскрывается перед ним. По беспричинной милости вдруг раскрывается ее глубина.
Когда Шрила Прабхупада или ачарьи комментируют шлоки, диву даешься! Это их служение трансцендентному звуку. В шлоках заложена трансцендентная идея, трансцендентный образ Кришны, они поистине живые. Например, в "Книге о Кришне" приведены молитвы олицетворенных Вед и Упанишад. Они - живые. Шлока живая.
Мадана-Мохан Прабху рассказывал мне, как в однажды Кришна-Баларам Мандире он пришел на мангала-арати. Там поют «Нама-киртан» Бхактивиноды Тхакура: вибхавари шеша алока-правеша нидра чхари' утхо джива... Мадана-Мохан Прабху сказал: «Вдруг, в какой-то момент, на меня словно водопад обрушился: я вдруг стал видеть, слышать как все слова этой песни, все эти образы связаны друг с другом; передо мной предстала вся эта цепочка, раскрылся весь духовный мир..." И действительно, шлоки – это двери в духовный мир. Если человек осознанно повторяет их, проникается ими, знает смысл каждого слова, пытается медитировать - они, по сути дела, становятся опорами для него. Он начинает понимать: шлоки - та основа, на которой держится все его сознание Кришны. Они словно фундамент какого-нибудь здания, его сваи: есть несколько несущих свай, на которых держится все остальное. Поэтому ни в коем случае нельзя пренебрегать изучением шлок. Это подарок. Шрила Прабхупада поделился с нами этими ценностями.
На самом деле вкус к стихам приходит не сразу. Даже к стихам на русском языке. Погружаясь смысл стихов из шастр, в настроение, человек, в сущности, получает доступ в духовный мир. Некоторые шлоки живописуют очень яркую картину, которую можно увидеть, если помнить их. Самая прекрасная шлока из «Шримад-Бхагаватам» - это 5-й стих 21-й главы Десятой песни, из «Вену-гиты». В разлуке с Кришной гопи, сидя у себя дома, видят, как Кришна входит в лес со Своими друзьями:
бархапидам ната-вара-вапух карнайох карникарам
бибхрад васах канака-капишам вайджаянтим ча малам
рандхран венор адхара-судхайапурайан гопа-вриндаир
вриндаранйам сва-пада-раманам правишад гита-киртих
Чувствуете? Кришна входит в лес, наигрывая на флейте, наполняя ее отверстия сладчайшим нектаром Своих уст. На Нем павлинье перо, желтые одежды, в руке - лотос, за ухо заложен цветок карникара. Пастухи вокруг Него радуются, прыгают, поют Ему хвалу, а Он входит – вриндаранйам сва-пада-раманам – в лес Вриндавана, украшенный Его следами. Правишад гита-киртих – Он входит в лес под славословия в Свой адрес. Вот что открывают нам шлоки.
Что такое любовь? Это - взаимный интерес: мне интересно узнать больше о Кришне, узнать, что Он думает, что Он говорит. Все это можно найти в Его шлоках - в стихах, которые произнес Он Сам или которые повествуют о Нем. Мне становится интересно накапливать такие стихи; и по мере накопления мне становится все более интересен Сам Кришна и - хотите верьте, хотите нет – мы тоже становимся интересны Кришне: «Вот это да! В Кали-югу, в городе Ростове-на-Дону, живет Мой преданный! Он работает крановщиком! Чего только не бывает в этом мире!»
Бхактивинода Тхакур раскрывает секреты бхаджана (бхаджана-рахасйа значит секреты бхаджана), а Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур Прабхупада вспоминает, как повторял джапу сам Бхактивинода Тхакур: он читал какую-нибудь шлоку и повторял джапу в настроении этого стиха. Шлока, которая содержит в себе сгущенное настроение или картину, переносилась в Харе Кришна, потому что Харе Кришна мантра может быть наполнена любым смыслом. Мы берем этот смысл из какой-то шлоки и повторяем Харе Кришна вместе с этой шлокой. Поэтому шлоки – одно из самых могущественных орудий, помогающих нам наполниться мыслями о Кришне. Они – наши друзья, они иногда могут прийти к нам в какой-то неожиданный момент, в трудной ситуации, могут раскрыть перед нами какую-то картину, объяснить все. Так что учите шлоки. Это легко, для этого ничего не нужно. Достаточно просто каждый день один раз повторять шлоку. За сорок дней вы ее выучите. Не напрягайтесь, достаточно понимать значение слов. Наверняка люди, которые слушают мои лекции, знают: аджану-ламбита-бхуджау канакавадатау... Выучили? Сорок раз послушали – вот и всё, только и всего. Кто-то жалуется: «Я не могу запоминать». Не надо запоминать – просто повторяйте и все приложится, все произойдет само собой; шлоки войдут внутрь и останутся с вами навсегда. Тогда в смертный час вы тоже будете повторять какую-нибудь шлоку, например:
кришна твадийа пада-панкаджа-панджарантам
адйаива ме вишату манаса-раджа-хамсах...