Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Духовное искусство смиренного слушания
Бхаг., 1.1.13
тан нах шушрушамананам
архасй ангануварнитум
йасйаватаро бхутанам
кшемайа ча бхавайа ча
тат - те; нах - нам; шушрушамананам - те, ради которых прилагают усилия; архаси - следует сделать; анга - о Сута Госвами; ануварнитум - объяснить, следуя по стопам предыдущих ачарьев; йасйа - чьи; аватарах - воплощения; бхутанам - живых существ; кшемайа - ради блага; ча - и; бхавайа - возвышается; ча - и.
О Сута Госвами, мы жаждем узнать о Личности Бога и Его воплощениях. Разъясни нам поучения предыдущих учителей (ачарьев), ибо и излагая, и слушая эти поучения человек возвышается.
Здесь перечислены условия, необходимые для того, чтобы слушать трансцендентное послание Абсолютной Истины. Первое условие состоит в том, что слушатели должны быть очень искренними и гореть желанием слушать его. Говорящий же должен принадлежать к цепи ученической преемственности, идущей от признанного ачарьи. Трансцендентное послание Абсолюта не поймут те, кто поглощен материальной деятельностью. Под руководством истинного духовного учителя человек постепенно очищается. Таким образом, необходимо принадлежать к цепи ученической преемственности и научиться духовному искусству смиренного слушания. В случае с Сутой Госвами и мудрецами Наимишараньи все эти условия соблюдены, так
как Шрила Сута Госвами принадлежит к цепи преемственности, идущей от Шрилы Вьясадевы, а мудрецы Наимишараньи - искренние души, горящие желанием узнать истину. Таким образом, все требования выполнены, и поэтому трансцендентное повествование о сверхъестественных деяниях Господа Шри Кришны, Его явлении и уходе, Его рождении, Его нисхождении, формах, именах и прочем легко понять. Такие беседы помогают всем людям следовать по пути духовного познания.
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху:
Шрила Прабхупада пишет: "Первое условие состоит в том, что слушатели должны быть очень искренними и гореть желанием слушать". Что означает быть искренним? Да, быть честным, да, следовать тому, что услышал - потому что иногда мы спрашиваем совета, а следовать ему не хотим... Сарвабхаума Прабху из Вриндавана (очень хороший проповедник, индиец по рождению, в полном соответствии со своим именем - огромного телосложения, большой-большой преданный: кто видел его хоть раз, наверняка его запомнил) говорит, что когда кто-то спрашивает: "Можешь показать мне Бога?", нужно отвечать: "А ты готов будешь пойти за Ним сразу?" Можно увидеть Бога, Господь готов явиться, но готов ли ты выполнять Его указания? Потому что Он придет и что-то скажет. Значит, ты должен будешь предаться.
Далее Шрила Прабхупада пишет: "Говорящий же должен принадлежать к цепи ученической преемственности, идущей от признанного ачарьи. Трансцендентное послание Абсолюта не поймут те, кто поглощен материальной деятельностью. Под руководством истинного духовного учителя человек постепенно очищается. Таким образом, необходимо принадлежать к цепи ученической преемственности и научиться духовному искусству смиренного слушания". Это искусство, и не просто искусство - это искусство духовное. Это духовное искусство слушания, и не просто слушания, а слушания смиренного. В чем же разница между обычным и смиренным слушанием? Несмиренно - значит не слушаться, не соглашаться, спорить, протестовать, не считать услышанное чем-то важным... последнее зачастую можно отнести и к нашей джапе. Зачастую мы думаем, что нам уже всё с этим понятно: Харе Кришна Харе Кришна, все те же шестнадцать слов... мы не владеем духовным искусством смиренного слушания. Нужно слушать, как впервые в жизни.
Вопрос: В первых вопросах мудрецы просят Суту Госвами рассказать о высшем благе, о сути писаний, и тут же сами указывают на суть писаний: дескать, о Боге расскажи, мы знаем, что это суть... дальше - больше: "расскажи о Кришне..." Т.е. вначале они будто бы не понимают, о чем речь, а потом заявляют, что понимают.
Ответ: Они же не говорят, что понимают. Это первый вопрос: расскажи нам о том, что является наивысшим благом. Второй вопрос: в чем суть писаний? Третий вопрос: зачем Кришна пришел? Мудрецы догадываются, что это связано, но не ставят рассказчика в рамки. Они вопрошают искренне.
Вопрос: Но дальше, в стихе 14-м, они сами говорят, что живые существа освобождаются, просто произнеся имя Кришны, которого боится сам страх. Т.е. чуть ли ни с первых же слов сами же раскрывают суть писаний.
Ответ: Т.е., по-вашему, Суте Госвами нужно было сказать: "Ну, ребята, вы и сами все знаете!.." Однажды люди, не владеющие духовным искусством смиренного слушания, пригласили Ходжу Насреддина. Ему не хотелось им ничего говорить, но отказаться он тоже не мог. Поэтому он пришел и спросил: "Вы знаете, о чем я буду говорить?" "Да, уважаемый Ходжа, конечно! Вы будете говорить об Аллахе". "Ну, раз вы знаете, говорить мне вам нечего. До свиданья". Тогда его пригласили еще раз и решили: на этот раз скажем, что не знаем. Когда он повторил свой вопрос, они ответили: "О Ходжа Насреддин, откуда нам знать, что ты будешь нам говорить? Понятия не имеем". "Как?! Ну, если вы даже не понимаете, о чем я буду говорить, - как я могу говорить вам об этом? До свиданья". И он ушел. Тогда они задумали: давайте снова пригласим, и половина скажет, что знает, а половина - что не знает. На том и порешили. Когда Ходжа услышал, что половина знает, а половина не знает, он сказал: "Хорошо, тогда пусть те, кто знают, объяснят тем, кто не знает. До свиданья".