Цитата сообщения Avadatta_devi_dasi
Дозволенное ослушание
Бхаг., 3.22.14
ахам твашринавам видван
вивахартхам самудйатам
атас твам упакурванах
праттам пратигрихана ме
ахам - я; тва - ты; ашринавам - слышал; видван - о мудрец; виваха-артхам - жениться; самудйатам - собираешься; атах - поскольку; твам - ты; упакурванах - не давал обет безбрачия на всю жизнь; праттам - предложенное; пратигрихана - прими, пожалуйста; ме - меня.
Сваямбхува Ману продолжал: О мудрец, до меня дошел слух,
что ты собираешься жениться. Так прими же руку моей дочери,
которую я предлагаю тебе, поскольку знаю, что ты не давал обет
безбрачия на всю жизнь.
КОММЕНТАРИЙ Его Божественной Милости А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады: Основным принципом брахмачарьи является половое воздержание. Есть два вида брахмачари. Одних называют найштхика-брахмачари - это те, кто дал обет безбрачия на всю жизнь, а другие, упакурвана-брахмачари, соблюдают обет безбрачия лишь до определенного возраста. Такой брахмачари может хранить целомудрие, например, до двадцати пяти лет, а затем с разрешения духовного учителя вступить в брак. Брахмачарья - это период ученичества, первый из духовных укладов жизни, и главным принципом брахмачарьи является целомудрие. Брахмачари, в отличие от семейного человека, не может позволить себе предаваться чувственным удовольствиям или вести половую жизнь. Сваямбхува Ману попросил Кардаму Муни взять в жены его дочь, поскольку Кардама не давал обета найштхика брахмачарьи. Он хотел жениться, и сейчас перед ним стояла достойная девушка, которая принадлежала к знатному царскому роду.
ПОЯСНЕНИЕ Е.М. Ади Пуруши Прабху: Ману говорит: "До меня дошел слух, что ты собираешься жениться". Не то что он нашел какого-то аскета и набросился на него: "Бери, что само в руки идет!!! Немедленно женись, иначе потом..."
Вопрос: Обязательно ли для брахмачари спрашивать у духовного учителя разрешения на женитьбу?
Ответ: Естественно, этот шаг нужно согласовывать с волей духовного учителя. Обычно духовный учитель понимает, что именно предпочтительнее для данного человека. Одним ученикам гуру советует жениться, другим - оставаться брахмачари.
"Жениться" - это одно из наставлений духовного учителя, которого дозволяется ослушаться. Говорится, что есть два наставления, которые можно не исполнять: 1) покинуть Вриндаван. Прабодхананда Сарасватипада пишет, что учитель, дающий подобное наставление - и не учитель вовсе (хотя мы не должны рисковать, и если нам велят уехать, то лучше уехать, поскольку мы нуждаемся в прибежище и не можем ни находиться, ни даже попасть в святую дхаму самовольно); 2) жениться. Я знаю преданных, которым духовный учитель говорил: "Ты ДОЛЖЕН жениться!", им объясняли, их убеждали, их заставляли... Один из таких преданных отвечал: "Я не женюсь не из фанатизма или догматического упорства, а потому что для меня это естественно". И он продолжает развиваться в духовной жизни вот уже много-много лет, оставаясь брахмачари, и не испытывает в этом никаких сложностей. Духовный учитель согласился с его выбором. Известный пример личности, отвергшей подобное наставление духовного учителя - Бхишмадева. Парашурама вообще грозил ему смертью за ослушание. Бхишмадева сказал: "Попробуй!" И они сразились. Результаты сражения убедили Парашураму в том, что решение Бхишмы было верным.
(Из лекции Е.М. Ади Пуруши Прабху по курсу "Бхакти-ваибхава". Днепропетровск, 2013 г)