-ћетки

¬ивальди —крипка акварель алиса в стране чудес английский €зык англи€ архитектура аудио аудиозаписи аудиокниги балет барды бах беларусь венеци€ видео вокал вышивка гендель германи€ города графика дворцы дворцы замки дети джаз дл€ дневника документальные европейские династии живопись животные животные птицы замки изо израиль иконы иллюстрации империи королевства интересное интерьер искусство истори€ клавесин компьютер обучение котоматрица коты кулинари€ литература мода модерн монастыри мосты моцарт музыка музыка классическа€ музыка попул€рна€ мульты обои опера орган оркестр осень полезное портреты православие праздники природа притчи программы птицы путешестви€ радиоспектакль разное рахманинов религи€ романовы росси€ рукоделие саксофон смешное соборы спектакли спектакль ссылки стихи струнные танец театр фильмы флешки фортепиано фото фото ч/б фотошоп франци€ храмы цветы церкви шл€пы эрмитаж

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в cdefg

 -ѕодписка по e-mail

 

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 22.04.2008
«аписей: 4780
 омментариев: 961
Ќаписано: 12534


¬≈–ћ≈≈– » ¬јЌ ћ≈≈√≈–≈Ќ. ¬≈Ћ»„ј…Ўјя ‘јЋ№—»‘» ј÷»я ’’ ¬≈ ј. √≈Ќ»… »Ћ» «Ћќƒ≈…?

ѕ€тница, 02 ќкт€бр€ 2009 г. 09:20 + в цитатник
÷итата сообщени€ ѕарашутов ∆«Ћ (¬≈–ћ≈≈– » ¬јЌ ћ≈≈√≈–≈Ќ. ¬≈Ћ»„ј…Ўјя ‘јЋ№—»‘» ј÷»я ’’ ¬≈ ј. √≈Ќ»… »Ћ» «Ћќƒ≈…?)



“ема истории этих двух художников уже давно не €вл€етс€ новостью или сенсацией, о "великой афере ’’ века" написаны книги, сн€ты документальные фильмы, да и в »нтернете есть много статей об этом (ссылки на них € укажу в конце материала). ћой пост - попытка собрать вместе материалы о двух художниках и еще раз рассказать эту историю, процитировав статью ¬иктории ѕешковой "¬≈–ћ≈≈–. ѕ≈–≈«ј√–”« ј" из журнала "STORY".
¬ ней наиболее полный, детальный и интересный рассказ о ¬ермеере и его "реинкарнированном двойнике" - ван ћеегерене. ƒл€ начала биографические справки о художниках из ¬икипедии.

ян ¬ермеер ƒелфский
Jan Vermeer van Delft


крещен 31 окт€бр€ 1632, ƒелфт Ч похоронен 15 декабр€ 1675, ƒелфт



¬ермеер јвтопортрет. ƒеталь картины "—ваха" 1656 г.  артинна€ галере€, ƒрезден

√олландский живописец, мастер бытовой живописи и жанрового портрета. –одилс€ в семье предпринимател€, производившего шелк дл€ портьер и обивки мебели, а также торговавшего картинами.
∆ив€ в кальвинистской, но относительно веротерпимой стране, был, веро€тно, католиком, прин€в исповедание своей жены  . Ѕольнес. ¬ 1662-71 состо€л деканом гильдии делфтских художников. –аботал медленно (от него дошло немногим более 30 картин), дл€ поддержани€ огромной семьи из 11 детей вынужден был к концу жизни по примеру отца зан€тьс€ антикварной торговлей.ћногие из его жанровых сцен, по сути, обобщенные жанровые портреты.
»спытал вли€ние  . ‘абрициуса.
ѕримен€€, как и многие его современники, камеру-обскура, ¬ермер достиг в своих городских видах (их всего два Ч Ђ”лочкаї и Ђ¬ид ƒельфтаї) удивительной, почти фотографической объективности, соединив ее с привычной своей м€гкой поэзией.

’ан ван ћеегерен
Han van Meegeren


10 окт€бр€ 1889, ƒевентер Ч 30 декабр€ 1947, јмстердам



јвтор неизвестен ѕортрет ’ана ван ћеегерена

√олландский живописец, портретист, один из известнейших фальсификаторов XX века, прославившийс€ подделкой картин ¬ермеера ƒельфтского и ѕитера де ’оха. Ќа своих подделках он заработал свыше 8 миллионов гульденов.
ћегерен родилс€ в 1899 году в ƒевентере, был третьим ребЄнком в семье. ≈го родители были католиками. ¬ детстве ¬ан ћеегерен увлекалс€ живописью, и сам мечтал стать художником.
ќтец хот€ и не раздел€л любовь сына к искусству, тем не менее отправил ’ана в ƒелфтский технический университет дл€ обучени€ на архитектора. ¬скоре ван ћегерен про€вил любовь к изобразительным искусствам и так увлечЄнно набирал знани€, что вскоре стал помощником преподавател€ на отделении искусства и архитектуры. «а великолепный акварельный рисунок интерьера церкви, стилизованный под технику XVII столети€, он получил высшую награду Ч «олотую медаль.
ќн регул€рно писал статьи дл€ журнала De Kemphaan, основанного в 1928 году.
ѕосле женитьбы на јнне де ¬огт, котора€ скоро родила ему двоих детей, ∆ака и ѕаулину, ћеегерен стал выставл€ть свои произведени€ на художественных выставках. ¬скоре у художника начались семейные проблемы, он начал пить. ¬ 1921 году он провЄл три мес€ца, путешеству€ по »талии и изуча€ италь€нских мастеров. ¬ 1922 году он провЄл выставку картин на библейские темы, все были проданы. ¬ 1923 г. он официально развЄлс€ с јнной.
Ѕудучи убеждЄнным художником-реалистом, ћеегерен не принимал всего нового в живописи. „тобы отсто€ть себе место в мире искусство и иметь заработок на жизнь, он не нашЄл другого выхода, кроме как зан€тьс€ подделкой картин столь любимых им старых мастеров.
¬ сент€бре 1937 года Ђ’ристос в Ёммаусеї был опознан искусствоведом ЅрЄдиусом, как произведение ¬ермеера ƒельфтского, и притом одно из лучших.
ѕервоначально ¬ан ћеегерен сам желал раскрыть своЄ ловкое мошенничество, но после того, как продал это полотно за сумму, эквивалентную нескольким миллионам долларов (по нынешнему курсу), желание переубеждать покупател€ у него пропало.
¬ 1938 году ¬ан ћеегерен удалилс€ в Ќиццу, где написал еще две подделки Ч Ђ»гроки в картыї и Ђѕирушкаї в стиле ѕитера ’оха.
»з-за угрозы войны он вернулс€ в √олландию, оставив картины в Ќицце. ¬ 1941Ч1943 гг. после развода со второй женой, ¬ан ћеегерен написал ещЄ серию картин Ђпод ¬ермеераї.
¬ 1943 году ¬ан ћеегерен продал неравнодушному к искусству фашистскому лидеру √ерману √ерингу свою новую работу Ђ’ристос и судьиї, выдава€ еЄ за ¬ермера. «а эту картину он запросил 1600 тыс. гульденов.
¬ 1945 году американский капитан √арри јндерсон обнаружил Ђ’риста и судейї в коллекции √еринга. јмериканцам не составл€ло труда установить, что продавцом картины выступил ван ћеегерен. √олландские власти предъ€вили ему обвинение в распродаже национального культурного досто€ни€. «а коллаборационизм ему грозил солидный тюремный срок, так как его подделки всЄ ещЄ считались подлинниками ¬ермеера.
29 ма€ 1945 г. ван ћегерен был вз€т под стражу. ѕосле двух недель тюремного заключени€ он за€вил, что на самом деле проданные им картины €вл€ютс€ подделками. ƒл€ проверки подлинности его за€влений голландское правительство на 6 недель поместило ћеегерена под арест в специально арендованном доме, где тот должен был под наблюдением написать подделку. “ак по€вилась его последн€€ картина Ч Ђћолодой ’ристос, проповедующий в храмеї.
¬ но€бре 1947 года ¬ан ћеегерен был осуждЄн за подделку произведений искусства и был приговорЄн к одному году тюремного заключени€. ћес€ц спуст€, в возрасте 58 лет, он скончалс€ от сердечного приступа, чему способствовало многолетнее употребление алкогол€ и наркотиков. ¬ 1950 году его личные вещи были распроданы на аукционе, состо€вшемс€ в его собственном доме в јмстердаме.

ј теперь сама истори€ ¬иктории ѕешковой. журнал "STORY".




ѕри жизни у него не было ни славы, ни денег. ƒа и после смерти его картины, как и он сам, растворились во мраке забвени€ на два столети€. »звлек их оттуда случай, одарив мастера лаврами гени€.
„то же (или кого) использовала судьба, восстанавлива€ справедливость?

ћало найдетс€ художников, чей жизненный путь был бы окутан столь же беспросветным мраком. …оанниса (яном, на европейский манер, его станут называть только в XIX веке) –ейнерсзона ¬ермеера крестили в Ќовой церкви ƒелфта, 31 окт€бр€ 1632 года. «апись об этом найдена в городском архиве. »з того же источника были добыты сведени€ о ближайших родственниках будущего гени€.
–епутаци€ у них, надо сказать, была весьма и весьма сомнительной. ƒедушка по материнской линии был фальшивомонетчиком, бабушка по отцу - торговкой-мошенницей, д€дюшка, военный инженер, сидел в тюрьме за растрату средств городской казны. ѕравда, батюшка был вроде бы человеком приличным. –ейнер ¬ермеер занималс€ шелкоткачеством, держал посто€лый двор, да еще и торговал предметами искусства. ѕосле смерти отца …оаннис унаследовал его антикварную, как мы теперь бы сказали, лавку, но сам считал себ€ в первую очередь художником и в этом качестве в 21 год вступил в √ильдию св. Ћуки, покровител€ живописцев.
ƒл€ √олландии XVII столети€ это было делом обычным: живописью художники занимались по воскресень€м, а в будни зарабатывали себе на хлеб насущный зан€ти€ми более доходными. –ембрандт, к примеру, хоть и не жаловалс€ на безвестность и отсутствие заказчиков, одной лишь живописью тоже прокормитьс€ не мог и занималс€ разведением тюльпанов.

 ак текла жизнь ¬ермеера в течение первых двадцати лет, никто не знает.
 то учил его рисованию? ѕокидал ли он пределы родного ƒелфта?  ак открылись у него фантастические способности к живописи? —овершенно непон€тно. Ќикакой архив на эти вопросы не ответит.
«ато услужливо подскажет даты обручени€ и бракосочетани€ молодого художника с некой  атариной Ѕолнес. ¬последствии у них родилось п€тнадцать детей, четверо из которых умерли еще малышами.  ак отдали девушку из почтенной и довольно состо€тельной семьи за сына трактирщика, не имевшего за душой и ломаного гроша? “ем не менее, мать невесты даже пустила молодоженов в свой дом и помогала им деньгами до самой смерти своего голодранца-з€т€. «а тридцать лет он создал всего около п€тидес€ти картин. ѕри такой Ђпроизводительности трудаї сводить концы с концами было нелегко, тем более что покупатели отнюдь не выстраивались в очередь у дверей его мастерской.



ян ¬ермеер —ваха 1656 г. ƒрезденска€ картинна€ галере€
(—читаетс€, что на этой картине с бокалом в руке ¬ермеер изобразил себ€)



Vermeer A Lady Drinking and a Gentleman 1658 г. Staatliche Museen, Ѕерлин



Vermeer Girl Interrupted at Her Music 1660-61 г.г. Frick Collection, New York

”мер ¬ермеер в возрасте 43 лет. ѕо легенде - от апоплексического удара. ∆ене и дет€м он оставил кучу долгов, полсотни малоценных картин разных авторов и несколько собственных, так и не проданных полотен. » если бы не великодушие тещи, похоронившей его 15 декабр€ 1675 года в фамильном склепе своего семейства в старой церкви ƒелфта, лежать бы ему в €ме дл€ бедн€ков, как несчастному ћоцарту.

ƒушеприказчиком художника был назначен друг семьи јнтони ван Ћевенгук, выдающийс€ ученый-натуралист, изобретатель микроскопа. ќн продал с аукциона 26 картин ¬ермеера в счет погашени€ его долгов, но списка полотен не составил, не вид€ в том необходимости: известностью его друг не пользовалс€, особой ценности его творени€ тогда не имели, и купили их за сущие гроши.
»х и потом сложно было продавать как работы ¬ермеера. ƒвести лет им€ делфтского мастера особым авторитетом у коллекционеров не пользовалось, и антиквары нередко продавали его картины как работы более известных мастеров, его современников, таких как ѕитер де ’ох или √ерард “ерборх. » далеко не всегда впоследствии удавалось восстановить истину. “ак что часть полотен хоть физически где-то и существует, но как работы ¬ермеера утрачены навсегда.
» даже когда таинственного голландца заново открыли миру на ѕарижском салоне 1866 года, полотна его не стали предметом ажиотажа. »звестную сегодн€ любому мало-мальски разбирающемус€ в живописи дилетанту Ђƒевушку с жемчужной сережкойї продали на аукционе 1882 года за... 2 гульдена.



Vermeer Girl with a Pearl Earring 1665-67 г.г. Mauritshuis, √аага



Vermeer Study of a Young Woman 1665-67 г.г. ћузей Metropolitan, Ќью-…орк
Vermeer Girl with a Red Hat 1665-67 г.г. Ќациональна€ галере€, ¬ашингтон
Vermeer Young Girl with a Flute 1666-67 г.г. Ќациональна€ галере€, ¬ашингтон
Vermeer A Maid Asleep 1656-57 г.г. ћузей Metropolitan, Ќью-…орк
Vermeer Lady with Her Maidservant Holding a Letter 1667 г. Frick Collection, Ќью-…орк

«ато сегодн€ кажда€ из тридцати четырех картин, о которых с большей или меньшей долей уверенности можно сказать, что они принадлежат кисти ¬ермеера, стоит дес€тки миллионов долларов. ƒаже те п€ть или шесть, как, например, Ђ—в€та€ ѕракседаї, пару лет назад выставл€вша€с€ в ћоскве перед аукционом Christies, в отношении которых у специалистов имеютс€ весьма серьезные сомнени€.



Vermeer Saint Praxidis 1655 г. частна€ коллекци€

¬ермеера считают одним из самых значительных художественных открытий XIX века. Ќо насто€ща€ слава пришла к нему только в 30-е годы следующего столети€. Ќе в последнюю очередь благодар€ ћарселю ѕрусту.
Ђ¬ид ƒелфтаї, который он считал самой прекрасной картиной на свете, буквально стал одним из действующих лиц его знаменитого романа Ђ¬ поисках утраченного времениї.



Vermeer View of Delft 1659-60 г.г. Mauritshuis, √аага

Ќо подлинный фурор вокруг Ђмалогої голландца, внезапно ставшего великим и непревзойденным, произвел ’ан ван ћеегерен, человек, к которому тоже в определенном смысле подход€т эти эпитеты.

Ќевольный неудачник

≈сть люди, которые на свою беду совершенно не перенос€т критики. ѕризнание на выбранном поприще необходимо им как воздух. » отсутствие его может толкнуть их на отча€нные поступки. ¬от таким и уродилс€ на свет ’ан ван ћеегерен, сын школьного учител€ из маленького голландского городка ƒевентера.



’ан ван ћеегерен (фото)

Ёто случилось в конце XIX века. ћеегерен-старший был истым тираном, рисунки сына рвал в клочь€ и слышать не хотел о том, чтобы тот посв€тил себ€ такому глупому зан€тию, как живопись. ћало того, он даже чтение книг считал пустой тратой времени, а сын его, к несчастью, был еще и за€длым книгочеем.  ак складывались отношени€ отца и сына - догадатьс€ не трудно. Ќо ’ану повезло - в утешение судьба послала ему преподавател€ рисовани€ в школе, где он училс€, педагога от Ѕога. ”ченик тоже способност€ми обделен не был, неудивительно, что через несколько мес€цев упорных зан€тий юный ’ан стал побеждать на всех городских конкурсах дл€ школьников.
ќтец хотел, чтобы сын стал инженером или получил какую-нибудь другую достойную профессию. ѕосле череды скандалов был найден компромисс - ћеегерен-младший станет архитектором. ¬ 19 лет он отправилс€ в ƒелфт изучать архитектуру в технологическом институте, но живописью ’ан занималс€ гораздо прилежнее, чем черчением. ¬ 24 года бедный студент женитс€ на јнне де ¬огт, восхитительной красавице, голландке по отцу и индонезийке по матери.  ак и в случае в ¬ермеером, молодых супругов приютили в доме невесты. Ѕабушка јнны жила в –ейсвейке, расположенном мил€х в 15 от ƒелфта, так что ’ану, чтобы продолжать учебу, приходилось дважды в день покрывать это рассто€ние на велосипеде. —колько миль он так намотал, пожалуй, и сам бы не мог сосчитать.

 арьера архитектора его совершенно не устраивала. ќн продолжал мечтать о славе непревзойденного художника, а посему решил прин€ть участие в ежегодном конкурсе студенческих работ.
Ђ—обор —в€того Ћавренти€ї, выполненный в традици€х классической голландской живописи, принес ему первое место и награду в 1000 гульденов - сумму дл€ никому не известного молодого художника просто неслыханную. ∆юри было восхищено не только его мастерством, но и тем обсто€тельством, что ’ан единственный из участников конкурса не был учащимс€ художественной школы. ќднако работа над картиной и по€вление на свет первенца, крошки ∆ака, поспособствовали тому, что выпускные экзамены молодое дарование с треском провалило. ќтец был в €рости, но дал сыну денег в долг, чтобы оплатить еще один год учебы. ќднако увеличившеес€ семейство надо было кормить. ’ан решает бросить учебу и целиком отдатьс€ живописи.
ќн сдал экстерном экзамены в гаагской  оролевской академии искусств.



¬ан ћеегерен A Student's Nightmare 1911 г.



¬ан ћеегерен ќлененок 1917 г.

≈му даже предложили место преподавател€, что давало и положение в обществе, и обеспеченное будущее. ќн отказалс€; трат€ врем€ на воспитание новых талантов, не успевал бы творить собственную славу. ¬полне пон€тный максимализм: ’ану было всего 25, будущее казалось ему блистательным. ќднако разочаровани€ не заставили себ€ долго ждать.
¬скорости у јнны и ’ана родилась дочь. Ќужда в деньгах стала еще острее, и ’ан решил сделать копию с Ђ—обора —в€того Ћавренти€ї.



¬ан ћеегерен St. Laurens Kerk (втора€ верси€)

ќн собиралс€ продать ее иностранцу-коллекционеру, выдав за оригинал. ѕокупатель восторгалс€ картиной и готов был выложить запрашиваемые 1000 гульденов, но честна€ јнна убедила мужа сказать правду.  артина ушла за цену, раз в 20 меньше первоначальной.
Ёто был первый удар по самолюбию молодого художника. ¬ копию он вложил не меньше души и таланта, чем в оригинал, заказчику картина нравилась, почему же она должна была стоить меньше? ƒл€ ван ћеегерена мастерство исполнени€ и эстетическое удовольствие от картины были единственными критери€ми ее ценности. Ќо критики и искусствоведы испокон веку считали иначе: им€ автора всегда было решающим аргументом. —миритьс€ с этим ван ћеегерен так никогда и не смог.

ѕостепенно он стал известным художником: по€вились ученики, картины его продавались неплохо, выполнены они были в Ђстаринном стилеї, что придавало покупателю солидности в собственных глазах.



¬ан ћеегерен Bethlehem 1922 г.



¬ан ћеегерен Ѕез названи€

«авелись деньжата, а с ними и страсть к веселой жизни: пирушки с актрисами, каждый день новыми, ночные заведени€, наркотики, алкоголь. ∆ена с ним развелась и забрала детей, но ’ан не особо огорчалс€ по этому поводу. «лило его совсем другое.

20-е годы прошлого века стали эпохой рождени€ нового искусства: отринувшие классику революционеры холста и кисти будоражили умы, задавали тон, диктовали стиль и моду. Ќо новаторства ван ћеегерен не признавал категорически: он был слишком предан идеалам традиционной живописи ’VII-’VIII веков, чтобы отдавать должное таланту того же ѕикассо.



¬ан ћеегерен On the Lake



¬ан ћеегерен Herbergje

Ќа ново€вленных гениев он нападал при каждом удобном случае, строча обличительные статьи и затева€ скандалы в в публичных местах. ј критиков, хваливших их работы, обвин€л в продажности, бездарности и отсутствии вкуса к насто€щей, то есть классической живописи. Ќа этом основании он сам никогда не платил им за благожелательные рецензии, хот€ деньги у него были.



¬ан ћеегерен Nude in Black Stockings



¬ан ћеегерен Nude in Black Stockings II

ќдин в поле не воин. Ѕорьбу с критиками ван ћеегерен проиграл: они сплотили р€ды и уничтожили его как художника, объ€вив ретроградом, реакционером, а заодно и бездарью, способной лишь подражать старым мастерам, но ни в малейшей степени не обладающей собственным стилем. » в груди ’ана, унаследовавшего мрачный и обидчивый характер отца, помноженный на его собственную манию величи€ (он-то мечтал видеть свои работы р€дом с полотнами –ембрандта, ’альса, ван ƒейка и –ейсдал€!), зрел план мести, да такой, чтобы весь художественный мир содрогнулс€ к пон€л, какого гениального художника он затравил.



¬ан ћеегерен Jeune Napolitaine
¬ан ћеегерен Christ in Tempel
¬ан ћеегерен Zilverreiger - Heron

¬еликий замысел

»де€ была проста, как все гениальное.
’ан ван ћеегерен задумал создать Ђнеизвестныйї шедевр столь чтимого им ¬ермеера, добитьс€ признани€ столь ненавидимых им искусствоведов, а затем признатьс€ в авторстве полотна.
ѕочему именно ¬ермеера?
ќн был одним из его любимых художников, но дело не только в этом. ¬ биографии художника слишком много белых п€тен, атрибуци€ многих его полотен в достаточной мере спорна, так что доказать или опровергнуть подлинность Ђвынырнувшего из небыти€ї шедевра было в равной степени затруднительно.
¬от только осуществить задуманное было практически невозможно.

¬ XVII веке синтетических красителей не знали, значит, надо где-то раздобыть минералы, из которых тогда изготовл€лись краски, что в XX веке затруднительно. ј потом экспериментировать с самими красками, чтобы получить точно те же оттенки, что и на полотнах ¬Єрмеера, что уже практически за гранью возможного, ведь у каждого великого художника - сво€, только ему одному присуща€ палитра, а никаких Ђрецептовї мастер потомкам, разумеетс€, не оставил. «атем надо приобрести картину той эпохи, причем такую, котора€ никогда не реставрировалась, да еще и в оригинальном подрамнике - глупо писать Ђ¬ермеераї на современном холсте, прикрепленном к подрамнику, сделанному в соседней багетной мастерской. –азумеетс€, первоначальную живопись с полотна надо удалить, да так, чтобы не повредить и без того уже достаточно ветхий холст.
√отовую же картину, написанную свеженькими, только что изготовленными красками, нужно состарить, то есть высушить так, чтобы на поверхности красочного сло€ образовались тонкие трещинки - так называемые кракелюры. —ложность в том, что на подлинных картинах кракелюры возникают постепенно - в старинных красках не использовались спирты, ускор€ющие процесс высыхани€, так что они могли сохнуть и п€тьдес€т, и даже сто лет. » вот этот эффект предсто€ло получить за несколько часов сушки в электропечи.   тому же в старину картины под стеклом никто не хранил, в трещинки забивалась пыль, гр€зь, копоть от свечей или масл€ных светильников. —ловом, опытный глаз мог отличить подделку от подлинника даже по внешним признакам, без помощи химического и прочих анализов. Ќо это все трудности, так сказать, технического пор€дка. ј картину еще предсто€ло написать - и так, чтобы все ахнули от восхищени€.

  тому времени, как план мести окончательно созрел в голове ван ћеегерена, он со своей второй женой, бывшей актрисой …оханной ќрлеманс, обосновалс€ на Ћазурном Ѕерегу в очаровательной вилле под названием Ђ¬еснаї. ќфициально он зарабатывал на жизнь тем, что рисовал портреты местной знати, стилизованные под старинную голландскую живопись. »зображени€ льстили оригиналам, да и выполнены были с надлежащим мастерством, так что ’ан не бедствовал. Ќо в свободное от зарабатывани€ денег врем€ творил по-насто€щему. „етыре долгих года он скрупулезно изучал технику делфтского мастера, экспериментировал с растворител€ми и лаками, растирал и смешивал краски. „ерную, к примеру, добывал из угл€, полученного при сжигании молодых побегов винограда. ¬ подвале дома он по собственным чертежам соорудил электропечь дл€ сушки холстов. » все ради того, чтобы прославитьс€. Ќе как фальсификатор, но как живописец, способный соперничать с самим ¬ермеером.

ќбманыватьс€ рад

ƒаже в те времена, когда ¬ермеер был всего лишь одним из так называемых Ђмалых голландцевї, манера письма решительно выдел€ла его среди современников. ≈го полотна наполнены почти ос€заемым воздухом и излучают свой собственный таинственный и умиротвор€ющий свет. —оперничать с ним в передаче фактуры и формы предметов с помощью тончайших оттенков цвета не дано никому.  ажетс€ странным, что все свои таланты он употребил не на изображение богов и героев, а беспечно Ђрастратилї на служанок, наливающих молоко, музицирующих барышень и мастериц, плетущих кружева. –енуар, между прочим, считал Ђ ружевницуї самой прелестной картиной на свете.



Vermeer The Lacemaker 1669-70 г.г. Ћувр



Vermeer The Kitchen Maid 1658 г. Rijksmuseum, јмстердам



Vermeer The Guitar Player 1672 г. Iveagh Bequest, Kenwood House, Ћондон
Vermeer Young Woman with a Water Jug 1660-62 г.г. ћузей ћетрополитен, Ќью-…орк
Vermeer Woman Holding a Balance 1662-63 г.г. Ќациональна€ галере€, ¬ашингтон
Vermeer Lady Seated at a Virginal 1673 г. Ќациональна€ галере€, Ћондон

ћужчин среди его персонажей совсем немного.



Vermeer The Astronomer 1668 г. Ћувр
Vermeer The Geographer 1668 г. »нститут искусств, ‘ранкфурт

¬ермеер предпочитал писать обычных женщин, зан€тых обычными делами в ничем не примечательных интерьерах своих скромных жилищ.
√олландский ученый —вилленс доказал, что на его полотнах изображено всего п€ть различных интерьеров, написанных с разных точек и при различном освещении. —корее всего это были комнаты его собственного дома.



Vermeer The Art of Painting 1665-66 г.г. Kunsthistorisches Museum, ¬ена



Vermeer A Lady at the Virginals with a Gentleman 1662-65 г.г.  оролевска€ коллекци€, Ѕукингемский дворец, Ћондон
Vermeer The Concert 1665-66г.г. Isabella Stewart Gardner Museum, Ѕостон, —Ўј
Vermeer The Love Letter 1667-68 г.г. Rijksmuseum, јмстердам
Vermeer Lady Writing a Letter with Her Maid 1670 г. Ќациональна€ галере€ »рландии, ƒублин
Vermeer Lady Standing at a Virginal 1670 г. Ќациональна€ галере€, Ћондон

ƒаже пейзажей сохранилось всего два - тот самый Ђ¬ид ƒелфтаї и очаровательна€ безым€нна€ Ђ”лочкаї.



Vermeer View of Houses in Delft, известна€ как The Little Street 1658 г. Rijksmuseum, јмстердам

Ќикаких грандиозных или просто важных Ђсобытийї, просто остановленные мгновени€ быти€, жизнь вне времени и вне пространства. ¬оинственных бюргеров, победивших в начале XVII столети€ в войне за независимость родных Ќидерландов, сменили их более мирно настроенные потомки, предпочитавшие тратить силы только на наживание капиталов и тихие семейные радости.

ЂЌеканоническихї сюжетов у ¬Єрмеера всего три: Ђ—в€та€ ѕракседаї, Ђƒиана и нимфыї и Ђ’ристос в доме ћарфы и ћарииї. »скусствоведы относ€т их к раннему периоду его творчества.



Vermeer Diana and Her Companions 1653-54 г.г. Mauritshuis, √аага



Vermeer Christ in the House of Mary and Martha 1655 г. Ќациональна€ галере€ Ўотландии, Ёдинбург

Ќекоторые предполагают, что в юности …оханнес побывал в »талии (непон€тно только на какие средства), где мог видеть творени€ Ћеонардо или –афаэл€. —торонников у этой теории на рубеже прошлого и позапрошлого веков было немало, поскольку она позвол€ла объ€снить странную дл€ туманной √олландии солнечную живопись ¬Єрмеера италь€нским вли€нием. »х не смущало даже то, что картин на мифологические и евангельские сюжеты, на которых, собственно, и стоит все искусство эпохи ¬озрождени€, в наследии ¬Єрмеера так мало, и никаких достоверных доказательств, что они принадлежат кисти ¬ермеера, нет.



¬ан ћеегерен Woman Playing Music 1935-36 г.г. Rijksmuseum
Vermeer Woman with a Lute near a Window 1663 г. Metropolitan Museum of Art, Manhattan



¬ан ћеегерен Woman Reading Music 1935-36 г.г. Rijksmuseum
Vermeer Woman in Blue Reading a Letter 1663-64 Rijksmuseum, Amsterdam, Holland

¬се остальное создано в совсем иной манере. Ќо охота, как известно, пуще неволи. ќдним из самых €рых защитников версии о существовании Ђиталь€нского ¬ермеераї был злейший враг ’ана ван ћеегерена - директор одного из самых солидных голландских музеев - ћаурицхейса - јбрахам Ѕредиус, искусствовед, погубивший его репутацию как самоценного художника, мнение которого было в Ќидерландах неоспоримым.



H.J. Haverman Abraham Bredius 1899 г.

ќн всю жизнь мечтал найти полотно, которое подтверждало бы его италь€нскую теорию. ћстительный ’ан решил не лишать его такого удовольстви€.
–искни он вз€тьс€ за типичный дл€ этого мастера сюжет, веро€тность разоблачени€ была бы куда выше. —омневатьс€ же в подлинности Ђнеканоническогої ¬ермеера никому бы и в голову не пришло: слишком хотели, чтобы он Ђнашелс€ї. ѕодлинность произведени€ искусства всегда нелегко установить, если нет свидетельств, по которым можно проследить его историю. ¬ этом случае все зависит от вкуса и личных пристрастий эксперта, первым высказавшим свое суждение о полотне. ќн волен признать его шедевром или жалкой мазней, приписать гению или бездарности, и если не найдетс€ документов, опровергающих его точку зрени€, то другой, не менее уважаемый и авторитетный эксперт, не раздел€ющий мнени€ коллеги, все равно изменить атрибуцию картины и ее ценность практически не сможет. »сключени€ из этого неписаного правила только подтверждают его. ќдним словом, если эксперт захочет, то картина станет ¬ермеером, даже если им и не €вл€етс€.

¬ качестве сюжета ван ћеегерен выбрал €вление воскресшего ’риста двум своим ученикам в Ёммаусе. » Ѕредиус попалс€ в расставленные дл€ него сети. ќн слишком хотел обманутьс€.  ак каторжный, работал ван ћеегерен четыре года, наконец в 1932 году работа была завершена Ч на свет по€вилс€ Ђ’ристос в Ёммаусеї.



¬ан ћеегерен ’ристос в Ёммаусе 1937 г. ћузей Ѕойманс ван Ѕоннинген, –оттердам.

’ан обратилс€ за помощью к известному адвокату и любителю живописи доктору Ѕону. ќн рассказал ему занимательную историю о некой ћавреке, последней представительнице старинного голландского рода, желавшей продать часть картин из фамильной коллекции. —реди этих картин ’ан €кобы и обнаружил Ђ’риста в Ёммаусеї и счел, что это, возможно, полотно ¬ермеера. Ќо поскольку сам он в силу давней вражды обратитьс€ к Ѕредиусу за экспертизой не может, то просит Ѕона о содействии. «а приличное вознаграждение, разумеетс€. ќт такого заманчивого предложени€ трудно было отказатьс€, и доктор Ѕон представил картину на суд 83-летнего почти ослепшего суперискусствоведа.



Ќа фото директор и главный реставратор ћузе€ Boymans в –оттердаме восхищаетс€ недавно обнаруженным полотном ¬ермеера, которое восемь лет спуст€ окажетс€ фальшивкой.

ƒвое суток зан€ло у него детальное изучение картины. ѕридирчивый эксперт осмотрел все: холст, подрамник, даже гвозди, которыми холст был прибит к подрамнику, и кожаные прокладки под ними. „то уж говорить о тщательности, с которой он изучал само полотно. ¬ердикт, удостоверенный соответствующим сертификатом, был однозначен: это ¬ермеер, да такой, каких свет еще не видывал. ¬скоре картину выставили в музее Ѕойманса. Ђ’ристос в Ёммаусеї произвел насто€щую сенсацию еще и потому, что дл€ голландской живописи XVII века религиозные сюжеты больша€ редкость, и лишь немногие из имеющихс€ действительно €вл€ютс€ образцами высокого искусства.

¬ан ћеегерен пришел на выставку, встал напротив им же сотворенной картины и во всеуслышание за€вил, что это... подделка! ќкружавша€ картину толпа тут же объ€вила его сумасшедшим. ј через пару мес€цев уже все специалисты по ¬ермееру были св€то уверены, что перед ними шедевр, способный затмить даже –ембрандта. Ђ’риста в Ёммаусеї назвали открытием века.

ќтложенное торжество

 азалось бы - заветна€ цель достигнута. Ќастало врем€ сн€ть маску и €вить миру свое лицо.
Ќо ’ан ван ћеегерен этого не сделал.
ѕервое, что приходит в голову: из-за жадности и укоренившейс€ привычки к роскоши. ≈му надоела бедность - он полжизни перебивалс€ случайными заработками.   тому же супруга любила роскошь не меньше его. ј кроме того, ’ану приходилось содержать свою первую жену и двоих детей. ѕродажа картины солидному музею, каковым и €вл€лс€ музей Ѕойманса, давала ему круглую сумму - две трети от 520 тыс€ч гульденов. », придумав дл€ друзей и знакомых байку о том, что он €кобы выиграл главный приз в национальной лотерее, ’ан ван ћеегерен прин€лс€ наверстывать упущенное.
¬илла Ђ¬еснаї была съемным жилищем, ’ану же хотелось собственного, и он купил виллу ЂЋетої, обставив ее с неверо€тной роскошью, в чем ему с удовольствием помогала утонченна€ и изысканна€ …оханна. ¬селившись в новое Ђгнездышкої, ’ан пон€л, что содержать все это великолепие он сможет не дольше года, и решил, что пора возвращатьс€ к кист€м и краскам.

ƒл€ разминки он создал Ђ»нтерьер с пьющимиї, выдав его за работу ѕитера де ’оха.



¬ан ћеегерен »гроки в карты подделка под де ’оха, проданна€ музею Ѕойманса-ван ЅЄнингена

«атем прин€лс€ за нового Ђ¬ермеераї. —начала написал небольшую Ђ√олову ’ристаї, выдав за эскиз к еще не найденному полотну, а затем и само полотно - Ђ“айную вечерюї. «а три картины, проданные по той же легенде о наследнице знатного рода, он выручил пор€дка 1 800 000 гульденов.



¬ан ћеегерен Head of Christ 1940-41 г.г. Museum Boymans



¬ан ћеегерен The Last Supper

 азалось бы, можно уж и на покой удалитьс€ и сибаритствовать до конца своих дней. ’ан ван ћеегерен и так ни в чем себе не отказывал - шумные вечеринки на вилле и в любимых ресторанах дл€ толпы друзей и знакомых, драгоценности и меха дл€ несравненной …о, картины старых мастеров (подлинники, естественно), недвижимость - отели, ночные клубы, жилые дома. ќн пр€тал деньги в трубы центрального отоплени€, под плиты пола, закапывал в саду и беспечно забывал, куда именно.
 ак художник, он не мог не понимать, что с каждой новой картиной веро€тность разоблачени€ возрастает, но и остановитьс€ уже не мог, хот€ к концу 1941 года, когда он начал работать над Ђ»сааком, благословл€ющим »аковаї и Ђ’ристом и блудницейї, вдохновение, осен€вшее во врем€ работы над первым шедевром, уже покинуло его. ќн все меньше был ¬ермеером и все больше становилс€ самим собой, ’аном ван ћеегереном, хот€ и не хотел этого признавать.



¬ан ћеегерен Issac Blessing Jacob 1941 г.

ќднако это было естественно, поскольку критики приучили публику определ€ть ценность картины именем автора, так сказать, Ђторговой маркойї, а не художественными достоинствами.
«ачем тогда надрыватьс€, вывер€€ каждый мазок, положение каждой трещинки, величину каждой крупинки в краске, если того же восхищени€ можно добитьс€ ценой гораздо более скромных усилий?
—тоит ли удивл€тьс€, что, сбыв с рук две очередные подделки, ’ан прин€лс€ за следующую.
Ђќмовение ногї, сама€ неудачна€ как в техническом, так и в эстетическом отношении, стала последней в его карьере фальсификатора.



¬ан ћеегерен Washing of Christ Feet 1941 г. Rijksmuseum

¬ан ћеегерен исс€к. ∆елание объ€вить миру о своем гении тоже мало-помалу угасло. “олько ли потому, что жадность оказалась сильнее?
ј может, он просто испугалс€, что своей, только ему принадлежащей славы он этим разоблачением не добьетс€? ¬едь работал-то он в манере ¬ермеера, а не в собственной. “ак что главное обвинение, которое некогда возвели на него критики во главе с Ѕредиусом - творческа€ несамосто€тельность, - возможно, так и не было бы с него сн€то.

ќднако существует и еще одно объ€снение, более тонкого свойства. «а четыре года напр€женнейшей работы, когда одно неловкое движение кистью, ошибка в один градус при сушке, неверно смешанна€ краска или не до конца про€вившийс€ кракелюр могли погубить дело всей его жизни, несчастный ’ан и вправду решил, что он сам и есть ян ¬ермеер ƒелфтский.
„то в него вошла его душа, он руководил его работой, чтобы вернуть себе, незаслуженно забытому живописцу XVII века, отобранную людьми и временем славу. ќсновани€ дл€ такого рода Ђпомешательстваї у ван ћеегерена были, ибо от его картин публика получала то же наслаждение, что и от полотен самого ¬ермеера.
¬ыходит, он только умножал его славу.
 акое из этих объ€снений ближе к истине, мы, веро€тнее всего, так никогда и не узнаем. “рудно узреть истину в потемках чужой души.

“риумф, оплаченный смертью

¬ конце ма€ 1945 года двое сотрудников голландской службы госбезопасности нанесли визит почтенному коллекционеру и экс-художнику ’ану ван ћеегерену в его роскошном особн€ке в центре јмстердама на канале  айзерсграхт. ¬изит этот был, по их мнению, пустой формальностью.
ѕовод - вы€снить, каким образом картина ¬ермеера Ђ’ристос и блудницаї попала к рейхсмаршалу √ерману √ерингу.



√ерман √еринг фото 1932 г.

ѕодозревать самого ван ћеегерена в сотрудничестве с врагом никто не собиралс€. Ѕыло известно, что в продаже картины участвовали несколько посредников. Ќадо было только вы€снить, кто уполномочил ван ћеегерена ее продать, чтобы вернуть законным владельцам. “от ответил, что купил ее еще до войны у одного знатного италь€нского семейства, пообещав хранить его им€ в тайне. јнтикваров така€ отговорка вполне бы устроила. Ќо не сотрудников госбезопасности. ќни вз€лись за ’ана всерьез, а растер€вшийс€ коллекционер не смог на ходу придумать более убедительную историю.

¬ан ћеегерен Ђпрокололс€ї там, где меньше всего ожидал.
ќн насто€тельно просил своего посредника, чтобы картина не попала к немцам, поскольку знал, что после войны происхождение каждого шедевра начнут устанавливать весьма тщательно. Ќо тот соблазнилс€ высокими процентами и продал картину одному из доверенных лиц рейхсмаршала, который был просто помешан на собирании предметов искусства.
Ђ’ристос и блудницаї были обнаружены вместе с другими работами старых мастеров в одной из сол€ных шахт јльт-јусзее в јвстрии, где √еринг спр€тал свои сокровища, когда запахло жареным.



¬ан ћеегерен Christ and The Adultress 1943 г.

¬ермеер, как уже известно читателю, плодовитым художником не был, так что каждое его новое полотно сразу же привлекало к себе повышенное внимание. ј тут еще незадолго до этого в резиденции јдольфа √итлера Ѕергхоф нашли Ђјллегорию живописиї, вывезенную из венского ћузе€ истории искусств.
—ловом, находка была слишком значимой, чтобы не наделать шуму.

¬ том, что это ¬ермеер, как раз никто не сомневалс€, важно было найти владельца, чтобы вернуть полотно, и изменника, вступившего в сделку с нацистами.
“ак что 29 ма€ 1945 года ’ан ван ћеегерен был арестован по обвинению в сотрудничестве с оккупантами.
ѕосле почти полутора мес€цев следстви€ он, наконец, сделал сенсационное признание: никакой это не ¬ермеер, а он сам. ¬ернее, ян ¬ермеер ƒелфтский, воплотившийс€ в него. “ака€ вот реинкарнаци€. »ли, если хотите, перезагрузка.

Ўок был таким, что кое-кто вполне серьезно задалс€ вопросом, а не €вл€етс€ ли тот автором всех существующих полотен, приписываемых загадочному голландцу?
≈сли в это готовы были поверить профессионалы от искусствоведени€, то что говорить о самом ван ћеегерене, упивавшемс€ своею славой.

Ќаконец искусствоведы опомнились и с удивлением обнаружили, что все шесть Ђ¬ермееровї очень похожи между собой и очень мало на Ђ’риста у ћарфы и ћарииї, полотна и без того спорного.
ѕоследний ход сделал сам ’ан: не верите, так € вам нарисую еще одного Ђ¬ермеераї, и тогда вы убедитесь!
≈му разрешили работать дома, выставив вокруг особн€ка охрану. ƒвое полицейских неотлучно присутствовали в мастерской. —южет - Ђ»исус среди учителейї.



’ан ¬ан ћеегерен пишет картину Ђћолодой ’ристос, проповедующий в храмеї.



’ан ван ћеегерен Young Christ 1945 г. Trial Painting Johannesburg South Africa

 артина была далека от совершенства, учитыва€ ситуацию и состо€ние самого художника, но все равно производила сильное впечатление. “ем не менее самые отъ€вленные скептики признали правоту ван ћеегерена только после того, как на вилле Ђ¬еснаї был найден обрезок подрамника, обрамл€вшего холст, на котором впоследствии был нарисован Ђ’ристос в Ёммаусеї. —овпали не только годовые кольца дерева, но и ходы, проделанные жучком-древоточцем.

ќбвинение в сотрудничестве с нацистами с выдающегос€ мистификатора было сн€то, поскольку продал он собственную работу, а не шедевр национального гени€ Ќидерландов.
«ато возникла необходимость возбудить уголовное дело по другой статье - подлог. Ќо тогда придетс€ публично признать некомпетентность очень уважаемых людей, в том числе директоров солидных музеев, и они вынуждены будут давать унизительные объ€снени€.
»ли признать, что ван ћеегерен - тоже гений, хоть и в ином роде.

ѕроцесс, много раз откладывавшийс€, началс€ 29 окт€бр€ 1947 года. ’ану ван ћеегерену исполнилось 58.



’ан ван ћеегерен на суде.

—мертельно больной, но бодрый и подт€нутый, в отлично сидевшем синем костюме, он шел из особн€ка на ѕринсенграхт в суд пешком в окружении зевак и репортеров. ќн расточал улыбки и охотно шутил со своей Ђсвитойї. «ал суда напоминал картинную галерею.
ѕерсональна€ выставка! ќб этом он мечтал тридцать лет.
ѕрокурор в своей речи за€вил, что не в компетенции суда вы€вл€ть степень таланта подсудимого, но на путь подлога он вступил от корысти, а не от жажды признани€, иначе он сам разоблачил бы себ€, а не стал дожидатьс€, когда это произойдет по воле случа€.
“ак что его следует признать виновным.
ћаксимальный срок - до четырех лет, но, учитыва€ состо€ние здоровь€ подсудимого, можно сократить его вдвое. јдвокат, называ€ своего подзащитного чуть ли не гением, оправдывал его тем, что человек он тонкий, ранимый и совершенно неспособен переносить критику. — юридической точки зрени€ никакого мошенничества при продаже не было, ибо решение о принадлежности картины ¬ермееру выносили эксперты, а сам его подзащитный ничего такого не утверждал и к покупке никого не подбивал. » эксперты, и покупатели действовали исключительно по доброй воле.

ѕоследнее слово обвин€емого было более чем странным. √оворил он не о себе, а о... картине ¬ермеера.
Ўарль —ван, герой романа ѕруста Ђ¬ поисках утраченного времениї, был убежден, что Ђƒиана и нимфыї, которую музей ћаурицхейс приобрел как картину Ќиколаса ћаса, на самом деле принадлежит кисти ¬ермеера, тогда как он уверен, что это подделка. » ни слова в собственную защиту.

 огда судь€ закрыл заседание, ’ан ван ћее покинул зал под овации публики. ѕриговор был оглашен 12 но€бр€. ќн был признан виновным и приговаривалс€ всего к году тюремного заключени€. јдвокат не стал обжаловать приговор, а подал королеве прошение о помиловании. Ќаверн€ка сей выдающийс€ фальсификатор его получил, но судьба освободила его иным способом: он умер в клинике от апоплексического удара, так же, как умер в своем доме его кумир.



ћогила ван ћеегерена

ѕодделки уничтожать не стали, иногда они даже экспонируютс€. ј Ђ’ристос и блудницаї из коллекции √еринга висит в музее Ѕойманса в одном зале с ѕикассо и прочими новаторами, которых ван ћеегерен так искренне презирал. ѕодделать картину еще здравствующего или недавно ушедшего мастера не так уж и трудно, но сфальсифицировать полотна XVII века так, чтобы обмануть всех на свете, этого никому не удавалось.
’ан ван ћеегерен осталс€ единственным великим фальсификатором в истории живописи. Ќо стоило ли тратить жизнь на такую славу...

¬место послеслови€

Ќа сегодн€шний день в –оссии ни одного ¬ермеера нет. ј могло бы и быть.
Ђјллегори€ ¬ерыї, правда, как картина кисти гораздо менее известного художника, в конце XIX века была приобретена ƒмитрием »вановичем ўукиным.
Ќо по совету ».—. ќстроухова, чей авторитет дл€ русских коллекционеров был так же непререкаем, как совет Ѕредиуса дл€ коллекционеров голландских, довольно быстро избавилс€ от нее, продав... јбрахаму Ѕредиусу.
“от поспешил приписать ее ¬ермееру, но почему-то не оставил ни в личной коллекции, ни в собрании возглавл€емого им музе€. “ак что, вместо того, чтобы оказатьс€ в »сторическом музее, куда после революции попала щукинска€ коллекци€, картина оказалась за океаном.

¬прочем, среди российских искусствоведов есть такие, кто нимало этим обсто€тельством не огорчен, ибо они считают, что слава яна ƒелфтского намного превосходит отпущенное ему Ѕогом дарование.



Vermeer The Allegory of the Faith 1671-74 г.г. ћузей Metropolitan



Vermeer Officer And Laughing Girl 1657 Frick Collection, Ќью-…орк
Vermeer A Lady and Two Gentlemen 1659 г. Museum Herzog Anton Ulrich, Ѕрауншвейг
Vermeer Woman with a Pearl Necklace 1662-64 г.г. Staatliche Museen, Ѕерлин
Vermeer Girl Reading a Letter at an Open Window 1657 г.  артинна€ галере€, ƒрезден
Vermeer A Lady Writing a Letter 1665-66 г.г. Ќациональна€ галере€, ¬ашингтон

ћол, к персонажам своим он никакой симпатии не испытывает, а просто останавливает мгновение, как фотограф, работающий на заказ, и апеллируют к авторитету ¬инсента ¬ан √ога, считавшего, что у ¬ермеера Ђнет воображени€ї. Ќо более всего пен€ют ему на отсутствие глубокой философии и истинной любви к этому миру.

—огласитесь ли вы с ними или, подобно ѕрусту, будете считать Ђ¬ид ƒелфтаї прекраснейшей картиной на свете, вопрос личного выбора.

≈сли ¬ы хотите еще узнать какие-то подробности или другие точки зрени€, читайте еще:

—тать€ »гор€ ћуромова 100 великих авантюристов
—тать€ на городском портале “омска ”мельцы или –ассказы о фальшивках.
—тать€ на сайте dljavseh.ru «наменитые мошенники
—тать€ ёри€ —ерпера (Ѕеркли,  алифорни€) —южет дл€ кинодрамы
‘рагмент книги Ћуиджи √уарньери ƒвойна€ жизнь ¬ермеера на сайте журнала "»ностранна€ литература"
—тать€ "¬ан ћеегерен против ¬ермеера" на сайте thirdplanet.ru
—тать€ на сайте art.gtn.ru
–убрики:  изо
ћетки:  



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку