-ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Castle-builder

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 30.12.2006
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 85


ќчень хороша€ стать€ —.  ара-ћурзы о фильме "»рони€ судьбы, или с лЄгким паром"

ѕонедельник, 01 январ€ 2007 г. 16:37 + в цитатник
÷итата сообщени€ Castle-builder —.  ара-ћурза "»рони€ судьбы Ёльдара –€занова или ќбраз интеллигента без рефлексии"

»рони€ судьбы Ёльдара –€занова или ќбраз интеллигента без рефлексии
Ѕывший советский кинорежиссер –€занов стал при ≈льцине придворным де€телем кино, в новогодние праздники его фильмы идут сразу по нескольким каналам телевидени€. ќ нынешних конъюктурных фильмах говорить не будем - это, м€гко говор€, €вление упадка. Ќо старый фильм Ђирони€ судьбы, или — легким паромї люди смотр€т с удовольствием.
—ейчас, когда сюжет фильма знаком до мелочей, начинаешь видеть в нем второй план, возникающий при сравнении показанной в нем реальности 70-х годов с нынешней реальностью Ц и одновременно с траекторией самого –€занова. ¬ этом фильме стала видна не ирони€, а какое-то сатанинское издевательство судьбы над жизненными установками самого –€занова и, косвенно, его любимых героев.
 ак и вс€кое хорошее произведение искусства, этот фильм живет и развиваетс€ во времени вместе с нами. “от факт, что фильм этот Ц рождественска€ сказка, вовсе не снижает груз смыслов, который несет каждый образ. Ќапротив, в рождественских сказках ухватываетс€ нечто главное. ƒумаю, можно прин€ть, что главные герои фильма, в отличие от их антипода »пполита, по своему социальному, культурному и мировоззренческому складу близки и глубоко симпатичны –€занову. ќн Ц их певец.
 огда –€занов снимал фильм, он, скорее всего, мечтал, как и многие интеллигенты, о Ђсоциализме с лицом Ѕрыльской ї. Ќо это как раз и оказалось антисоветизмом Ц и потому без больших душевных потр€сений –€занов сдвинулс€ к прославлению Ђкапитализма с лицом ≈льцинаї. ј раньше он точно соблюдал на люд€х нормы ло€льности и был Ђвнутренним эмигрантомї, как и множество других таких же представителей элиты. –€занов и своих близких ему героев делал слегка ироничными по отношению к советской реальности, слегка такими же Ђэмигрантамиї. Ёто, кстати, и придавало его фильмам ту пикантность, котора€ высоко ценилась на рынке.
¬полне можно считать, что герои Ђ»ронии судьбыї по своему складу относ€тс€ к той части интеллигенции, котора€ с восторгом прин€ла перестройку √орбачева и аплодировала —ахарову. ј поскольку все эти герои Ц нест€жатели, люди бескорыстные, то они во врем€ приватизации ничем не поживились и в банды не вступили. ¬ чем же ирони€ судьбы? ¬ том, что –€занов и близкие ему художники, снедаемые антисоветским чувством, с любовью отразили и тем самым во многом создали определенный социальный и духовный мирок, а этот мирок оказалс€ возможен, только когда он был окружен и защищен грубыми структурами советского жизнеустройства.
–€занов строил ту матрицу, на которой формировались и сходили с экрана в жизнь его герои, в надежде, что эта матрица своей этикой и эстетикой подавит, разложит и уничтожит советский генотип. » вот это произошло Ц и что же? Ќе просто этот мирок стал невозможен после гибели советского организма, но и выросший на его матрице культурный тип оказалс€ грубо выброшен из жизни. –€занов стал соучастником убийства своего любимого творени€. Ёто как если бы ёрий ƒеточкин сегодн€ украл автомобиль у япончика, а потом попал в лапы к его охранникам!
ƒавайте подчеркнем этот момент: фильмы 70-х годов не просто отражали реальную интеллигенцию как социальную базу перестройки Ц они ее создавали, давали ее смутным еще импульсам форму и €зык. “ургеневских барышень не было, пока их не описал “ургенев!  ультурные типы леп€тс€ в идеологических лаборатори€х, поэтому надо изучать попул€рные фильмы и с этой стороны Ц какой тип они леп€т?
»деальным миром, к которому подсознательно стремитс€ человек, бывает мир близкий, ос€заемый Ц и в то же врем€ недос€гаемый.  акие черты придал –€занов обитател€м этого мира.  акого рода его недос€гаемость? — одной стороны, это наши типичные интеллигенты тех лет, с близкими этому кругу социальными чертами. Ќо в то же врем€ они обладают неброскими признаками элитарности, аристократичности.
 онечно, тогда не хотелось замечать, что нет, не можем мы войти в их мир, что это ложные образы, ман€щие приведени€. Ќачать с того, что обоим главным геро€м Ц далеко за тридцать, но у них нет семьи и нет детей. ѕохоже и друзь€ их бездетны. ” них поэтому есть врем€ и ходить в баню, и бродить по городу, навеща€ друг друга. ”же одно это делает их особой кастой и придает особые черты их мировоззрению. ¬спомните себ€, инженеры и врачи, которые воспитывали детей в 70-е годы. Ђћы разучились совершать сумасшедшие поступки!ї - говорит герой. јх, какой упрек плебе€м, как им должно быть стыдно!
” героев фильма Ц энергичные, здоровые мамы, сохранившие достаточно сил, чтобы заботитьс€ о быте своих великовозрастных детей, позвол€€ им к середине жизни сберечь прыть и юность духа. ¬ реальности же подавл€ющее большинство матерей того поколени€ Ц вдовы ќтечественной войны, измученные непосильным трудом 30-50-х годов.  ому-то, конечно, повезло, и мамы добавили им возможности Ђсовершать сумасшедшие поступкиї. Ќо и из этих тогда лишь немногие отщепились от общего ствола.
 аковы же Ђструктуры повседневностиї этих героев фильма? ћ€гкий интеллигентный уют.  вартира в хорошем доме, довольно дорога€ мебель, хрусталь и кофе, клетчатый плед. ѕолет в Ћенинград Ц дл€ них не бог весть какое приключение, такси тоже вещи привычна€. Ќабор вещей и поступков, вход€щих в Ђкультурную скорлупуї этих людей, говорит о материальном благополучии и усто€вшихс€ культурных потребност€х, ставших привычно удовлетвор€емыми. √ерои подтрунивают над тем, что дома в разных городах одинаковые, мебель одинакова€, даже ключи к двер€м подход€т. Ќу, мол, и страна!
√ерои фильма составл€ют братство, говор€т на одном €зыке, понимают жесты друг друга. ”словно говор€, Ђони ход€т в банюї, хот€ у них в доме есть ванна€ Ц это подчеркиваетс€ на прот€жении всего фильма. ќтношени€ между ними тонкие, построены на нюансах, так что неспособный на сумасшедшие поступки »пполит им не ровн€, брак с ним был бы мезаль€нсом дл€ героини. ќн лишь на короткое врем€ становитс€ почти своим, когда приходит пь€ный и лезет в пальто под душ. “огда он нравитс€ тонкому интеллигенту. Ќо, в общем, »пполиту с его суконным рылом конкурировать в этом р€ду было бы бесполезно. ј вполне разумные слова, которые он сказал Ђмосковскому гостюї, лишь усилили к нему отвращение в глазах кинозрител€.
Ётот уютный материальный и духовный мирок Ц их башн€ из слоновой кости, их экологическа€ ниша, в которой они отгораживаютс€ от мира. –ождественска€ сказка допускает чудо Ц в этой нише соедин€ет две родственные души, и из нее кубарем вылетает чужак »пполит. ѕри посторонних они споют про вагончик и про тетю, а душу выражают в стихах јхмадуллиной и ÷ветаевой. —вои профессии считают самыми важными (в шутку, конечно) и замет€т, что им за их работу недоплачивают. «амет€т без надрыва, с доброй иронией Ц они выше такой прозы.
Ќикаких особых мыслей в фильме пр€мо не высказываетс€, реплики отрывочны и не св€заны с сюжетом, но их контекст зрителю тогда был так близок, они легко укладывались в общую канву, так что искусственность рассуждений не замечалась (теперь, конечно, режет слух). ѕожалуй, наибольшую нагрузку несло ложное утверждение, что Ђмы разучились совершать сумасшедшие поступки!ї ¬о врем€ коллективизации и войны умели, а потом разучились? Ќаоборот! “олько получив наконец теплые квартиры и сытую жизнь, часть из нас стала этому учитьс€ Ц и других обучать. ј до этого у нас просто на такие поступки не было ни времени, ни денег, да и совесть не позвол€ла. Ќадо было детей кормить и матер€м помогать. Ѕыло у каждого врем€ покуролесить Ц студентами, но не в сорок же лет.
Ќо вот что удивительно Ц эта надуманна€ элитарность и инфантилизм, переход€щий в экзистенциальную безответственность, в 70-е годы были каким-то образом подхвачены и усвоены весьма значительной частью интеллигенции, причем даже людьми взрослыми, обремененными трудами и детьми. ќни так и законсервировались до глубокой старости в джинсах и кроссовках. Ёто факт, который мы как-то не замечали или считали признаком тонкой душевной организации. » так пошло это обучение, что поступки их стали сводитьс€ не к тому, чтобы сходить в баню и улететь спь€ну в Ћенинград, а чтобы подпилить сук, на котором сидели. ƒа не только под собой, но и под совершенно посторонними людьми.
Ѕлизко зна€ интеллигентов подобного типа, могу сказать, что им и в голову не приходило, что из-за их шалостей люди могут лишитьс€ не только пледа и хрустал€, но и теплых квартир. »м всерьез показалось, что все эти квартиры и отопление, поезда и самолеты Ц не плод т€желых посто€нных усилий и определенной социальной организации, а дано от природы и исчезнуть не может, как воздух. »з-за их (и нашей) безответственности мы, ид€ по этой дорожке, оказались, как страна и культура, под угрозой исчезновени€.
ќртега-и-√ассет писал: Ђвера в то, что бессмертие народа в какой-то мере гарантировано, - наивна€ иллюзи€. »стори€ Ц это арена, полна€ жестокостей, и многие расы, как независимые целостности, сошли с нееї. ƒл€ истории жить не значит позвол€ть себе жить как вздумаетс€, жить Ц значит очень серьезно, осознанно заниматьс€ жизнью, как если бы это было твоей профессией. ѕоэтому необходимо, чтобы наше поколение с полным сознанием, согласованно заботилось о будущем нацииї.
 огда мы смотрели Ђ»ронию судьбыї в сытые застойные времена, мы и не замечали, как многозначительно представление интеллигентных героев фильма о природе социальных благ. «ато сегодн€ их реплики выгл€д€т философскими утверждени€ми. ћы уже говорили, как оба геро€ соглашаютс€ в том, что зарплата у них меньше, чем того заслуживают их профессии. ѕри этом они только что получили бесплатно просторные квартиры в хороших домах. Ќе замечают они и того, что на ту их Ђмаленькую зарплатуї они могли без большого потр€сени€ дл€ своего кармана полететь на самолете, вз€ть такси и т.д. ќни, как дети. Ќе знают, что все это стоит больших невидимых денег, которые и даютс€ им в виде благ как часть платы за их труд дл€ общества.
ƒопустим, страна сегодн€ пока что лишь подвигаетс€ на грань катастрофы, не будем спорить с оптимистами. Ќо уютный мирок героев фильма уничтожен, причем жестоко, под корень, даже с глумлением Ц в том числе благодар€ усили€м –€занова, јхмадуллиной и прочих Ђпевцов за сценойї.  ультурный тип, воспетый –€зановым и соблазнивший немалую часть интеллигенции, стерт с лица земли. Ќет уже здесь места дл€ получени€ бесплатных квартир, дл€ тонкости и дл€ гордости, дл€ нюансов и недомолвок, дл€ Ђсумасшедших поступковї на зарплату учительницы. ≈сли честен Ц будешь вынужден вести жестокую борьбу за пропитание и жизнь твоих детей. ј значит, станешь Ђкак железные гвозди, простымї.
Ёти тонкие интеллигенты с их лирическими камерными песн€ми под гитару были одним из украшений нашей жизни, и мы их искренно любили. Ќо их создатели встроили в них, как в гомункулов, ген саморазрушени€. ј от него пошел вирус, заразивший и их коллег. ѕлебеи поднимутс€, а этих сломали.  огда еще мы сможем позволить себе роскошь снова вырастить такие нежные цветы?
»нтересно, понимает ли –€занов, что он участвовал в убийстве своего идеального создани€, - или, отр€хнув его прах с ног, он стал к таким мелочам нечувствительным?
январь 2003



 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку