Давно были мысли написать по этому поводу, а тут как раз обмен комментами с ГУВХом случился.
Тема первая: суверенная демократия.
Тут ведь даже почти нечего и говорить. Гора родила мышь. Мне кажется, что сказанные Чубайсом слова о либеральной империи, наполнены большим смыслом нежели вот это. Беда чиновников сурковского типа в том, что они существуют в параллельном мире, слабо чувствуя окружающую их действительность. Вообще, это типичное питерское мироощущение, когда химеры кажутся чем-то обыденным.
Ведь суть не в том, бывает ли демократия суверенной, или нет; что такое демократия etc.
Проблема в том, что 90% народа, слушая эти умствования, говорит примерно следующее:
- А ебись оно все электротоком! Какого рожна вся эта поебень? Чем я буду завтра семью кормить?
Власть, порождая такие вот motto, лишний раз демонстрирует свою нелигитимность. Единственный источник легитимности (а проще говоря, устойчивости) нынешней власти - усталость людей от социальных потрясений. И никакой Путин не поможет, когда люди немного отдохнут. Ведь этого человека народ не отождествляет с властью.
Тема вторая: социальный пессимизм
Тема естественно связана с первой.
Наш народ - раб. Раб озлобленный, раздраженный, недовольный своим положением. С момента введения крепостного права до сего дня, многие сотни лет, наш народ пребывает в рабском состоянии.
Недольство положением вещей не означает, что народ понимает, чего он хочет. Цели, к которой хотелось бы стремиться - нет. Она не спущена сверху мудрой властью, она не родилась в недрах народного самосознания.
Надо быть откровенным. Нет ни элементарных моральных устоев, нет даже элементарной любви к своему делу, кормящему тебя и твою семью. Те немногие, что живут, например, "не по лжи", или трудятся в поте лица своего - не уважаемы, это изгои, как в прямом, так и в переносном смысле.
Бурный конец прошлого века вытолкнул наверх людей активных, с горящими глазами, крепкими зубами и ясными мозгами. Понуканиями этих людей вереница рабов числом 147 миллионов куда-то хмуро двинулась. Те, кто возглавляет колонну, иногда начинают спорить о направлении движения, дубасить друг друга, подчас даже убивать. Колонна в этот момент останавливается, и рабы раздраженно, но безропотно, ждут окончания драки.
В этой дилемме я был и всегда буду на стороне тех, кто дерется во главе колонны. Потому что у этих людей, несмотря на все их недостатки и преступления, как минимум, нет рабской апатии и покорности судьбе.
Беда лишь в том, что согласие рабов на status quo носит временный характер.
Я уверен, что основным источником социального пессимизма в нашей стране является отсутствие диалога в обществе. Рабы и предводители колонны должны начать общаться.