35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Часть 4.
Статья 27. Государственное регулирование в условиях ограничения
или отсутствия конкуренции.
1. К сферам купли-продажи электрической энергии, в которых ограничена
или отсутствует конкуренция и может применяться государственное
регулирование, помимо сфер деятельности субъектов естественных монополий
относятся:
сферы временного совокупного дефицита электрической энергии в
отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом;
сферы, функционирование которых происходит в постоянных условиях
отсутствия конкуренции в силу технологических причин.
Государственное регулирование вводится также в случаях выявления
злоупотреблений производителями и поставщиками электрической энергии своим
монопольным положением и в чрезвычайных случаях, критерии и порядок
установления которых определяются Правительством Российской Федерации.
2. Наличие временного совокупного дефицита электрической энергии в
отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом
характеризуется превышением уровня потребления электрической энергии (с
учетом нормативной потребности в резерве энергетических мощностей) над
уровнем установленной мощности в течение определенного периода или в
отдельных зонах суточного графика нагрузки. В этих условиях федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской
Федерации, в соответствии с настоящим Федеральным законом может вводить
предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни цен (тарифов) на
электрическую энергию в порядке, установленном Правительством Российской
Федерации.
При прекращении временного совокупного дефицита электрической энергии
в отдельных ценовых зонах оптового рынка и (или) на оптовом рынке в целом
федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством
Российской Федерации, обязан принять решение о прекращении действия ранее
введенных предельных цен (тарифов).
3. В отношении отдельных сфер электроэнергетики, функционирование
которых происходит в постоянных условиях отсутствия конкуренции в силу
технологических причин (территориальной замкнутости, наличия одного или
нескольких неконкурирующих источников энергии), в соответствии с
законодательством о естественных монополиях применяется государственное
регулирование.
К таким сферам относятся технологически изолированные территориальные
электроэнергетические системы, перечень которых утверждается
Правительством Российской Федерации.
Регулирование сфер деятельности технологически изолированных
территориальных электроэнергетических систем осуществляется федеральными
органами исполнительной власти, которые определяются Правительством
Российской Федерации и которые в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, вправе передавать осуществление части своих
полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации,
на территориях которых расположены соответствующие технологически
изолированные территориальные электроэнергетические системы.
В случае выхода территориальных энергетических систем из
технологически изолированного состояния либо строительства объектов по
производству или передаче электрической энергии, создающих условия для
возникновения конкуренции, федеральные органы исполнительной власти
обязаны принять решение о прекращении государственного регулирования
соответствующих сфер деятельности, осуществляемого в соответствии с
настоящей статьей.
В технологически изолированных территориальных электроэнергетических
системах, в которых невозможно развитие конкуренции по технологическим
причинам, допускается осуществление одним юридическим лицом всех видов
деятельности в электроэнергетике.
Статья 28. Техническое регулирование и контроль (надзор) в
электроэнергетике.
1. Техническое регулирование в электроэнергетике осуществляется в
соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом
регулировании и настоящим Федеральным законом.
Целями технического регулирования и контроля (надзора) за соблюдением
требований технических регламентов в электроэнергетике являются
обеспечение ее надежного и безопасного функционирования и предотвращение
возникновения аварийных ситуаций, связанных с эксплуатацией объектов
электроэнергетики и энергетических установок потребителей электрической
энергии.
2. В состав мер технического регулирования и контроля (надзора) в
электроэнергетике входит принятие технических регламентов, а также
осуществление органами государственной власти и подведомственными им
учреждениями в соответствии с законодательством Российской Федерации о
техническом регулировании контроля (надзора) за их соблюдением.
Технические регламенты принимаются по вопросам:
технической и технологической безопасности в электроэнергетике;
качества электрической и тепловой энергии;
установления нормативов резерва энергетических мощностей;
устройства электрических и тепловых установок;
деятельности субъектов электроэнергетики, связанной с эксплуатацией
электрического и теплового оборудования, в том числе с соблюдением техники
безопасности при его эксплуатации;
обеспечения ядерной и радиационной безопасности в сфере атомной
энергетики.
Статья 29. Инвестиционная политика государства в
электроэнергетике.
1. Инвестиционная политика государства в электроэнергетике направлена
на обеспечение ее устойчивого развития, на развитие энергосбережения, а
также предусматривает привлечение инвестиций во все сферы
электроэнергетики и усиление государственного контроля за эффективностью
инвестиций в сфере деятельности субъектов естественных монополий.
2. Основой инвестиционной политики государства в электроэнергетике
является содействие привлечению в электроэнергетику инвестиций посредством
формирования благоприятного инвестиционного климата, создания стабильных
условий для осуществления предпринимательской деятельности, обеспечения
неприкосновенности частной собственности, свободы перемещения товаров и
услуг, обеспечения экономически обоснованного уровня доходности
инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов
электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен
(тарифов), обеспечения защиты и поддержки развития российских
производителей, использования инновационных инструментов привлечения
инвестиций, обеспечения экономического стимулирования внедрения новых
высокоэффективных технологий в электроэнергетике, в том числе в целях
развития малой и нетрадиционной энергетики.
3. Целями инвестиционной политики государства в сфере развития единой
национальной (общероссийской) электрической сети являются повышение
эффективности электроэнергетики, устранение технологических ограничений
перетока электрической энергии и увеличение пропускной способности
электрических сетей для обеспечения выдачи мощностей электростанциями. В
указанных целях государство осуществляет регулирование инвестиционной
деятельности организации по управлению единой национальной
(общероссийской) электрической сетью в порядке, установленном статьей 10
настоящего Федерального закона.
4. Правительство Российской Федерации или уполномоченный им
федеральный орган исполнительной власти осуществляет прогнозирование
возможного дефицита электрической мощности в отдельных ценовых зонах
оптового рынка и формирование благоприятных условий для капиталовложений
или при необходимости для государственных инвестиций в строительство
объектов электроэнергетики в целях предотвращения возникновения дефицита
электрической мощности.
5. Целью инвестиционной политики государства в атомной энергетике
является развитие атомных электростанций путем создания экономических
условий и условий государственного регулирования цен (тарифов),
благоприятных для формирования собственных и привлеченных инвестиционных
средств, в соответствии с государственными программами развития атомной
энергетики.
Глава 6. Оптовый рынок.
Статья 30. Правовые основы функционирования оптового рынка.
1. Правовые основы функционирования оптового рынка устанавливаются
настоящим Федеральным законом, основными положениями функционирования
оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской Федерации,
правилами оптового рынка, утверждаемыми Правительством Российской
Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов
исполнительной власти, предусмотренных основными положениями
функционирования оптового рынка и правилами оптового рынка.
Основными положениями функционирования оптового рынка регулируются
отношения, связанные с оборотом электрической энергии на оптовом рынке, в
части, в которой это предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Режим экспорта и импорта электрической энергии устанавливается в
соответствии с законодательством о государственном регулировании
внешнеторговой деятельности.
2. Основными принципами организации оптового рынка являются:
свободный недискриминационный доступ к участию в оптовом рынке для
всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих
установленные Правительством Российской Федерации правила оптового рынка и
удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка,
установленным статьей 35 настоящего Федерального закона;
свободное взаимодействие субъектов оптового рынка, действующих по
правилам оптового рынка, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
свобода выбора субъектами оптового рынка порядка купли-продажи
электрической энергии посредством формирования рыночных цен и отбора
ценовых заявок покупателей и ценовых заявок продавцов по фактору
минимальных цен на электрическую энергию, складывающихся в отдельных
ценовых зонах оптового рынка, в соответствии с правилами оптового рынка
или посредством заключения двусторонних договоров купли-продажи
электрической энергии;
учет особенностей участия в оптовом рынке отдельных субъектов,
оказывающих услуги по обеспечению системной надежности и (или)
производящих электрическую энергию на тепловых, атомных или гидравлических
электростанциях;
взаимодействие субъектов оптового рынка на основе безусловного
соблюдения договорных обязательств и финансовой дисциплины;
отсутствие дискриминации в правилах оптового рынка в отношении
субъектов оптового рынка, владеющих существующими или новыми объектами
электроэнергетики.
Статья 31. Субъекты оптового рынка и его организация.
1. В состав субъектов оптового рынка входят участники обращения
электрической энергии - поставщики электрической энергии (генерирующие
компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации,
крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики),
получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном
настоящим Федеральным законом, а также администратор торговой системы
оптового рынка, организации, обеспечивающие функционирование
технологической инфраструктуры оптового рынка, в том числе организация по
управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и
системный оператор.
2. Организация оптового рынка основана на саморегулировании
деятельности его участников, в том числе посредством участия
администратора торговой системы оптового рынка в разработке правил
оптового рынка и формировании постоянно действующей системы контроля за
соблюдением указанных правил.
Деятельность субъектов оптового рынка в целях обеспечения им равных
условий регулируется правилами оптового рынка.
Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений
между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке.
1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между
субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности
соответствующих субъектов на оптовом рынке и условия продажи электрической
энергии и оказания услуг. Перечень, система и порядок заключения
обязательных для участников оптового рынка договоров определяются
основными положениями функционирования оптового рынка и правилами оптового
рынка.
Помимо указанной системы договоров поставщики и покупатели
электрической энергии - субъекты оптового рынка вправе заключать в
порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры
купли-продажи электрической энергии. Субъекты оптового рынка свободны в
выборе контрагентов по таким договорам.
Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии подлежат
регистрации администратором торговой системы оптового рынка в порядке,
установленном правилами оптового рынка.
При заключении субъектами оптового рынка таких договоров стороны при
необходимости заключают также договор оказания им услуг по
оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным
оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с
сетевой организацией. Доступ к услугам по передаче электрической энергии
предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего
Федерального закона.
Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по
поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном
порядке по равновесной цене оптового рынка в соответствии с правилами
оптового рынка.
Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации энергии,
в том числе через систему подачи ценовых заявок и купли-продажи энергии по
равновесной цене оптового рынка, через систему двусторонних договоров
купли-продажи электрической энергии или иным определенным правилами
оптового рынка способом.
2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы
определения рыночной цены:
производимое с учетом технологических и сетевых ограничений
определение равновесной цены оптового рынка, складывающейся под
воздействием спроса и предложения по результатам сопоставления ценовых
заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей
электрической энергии, которые свободны в определении цены, указываемой в
этих ценовых заявках;
самостоятельное определение цены на электрическую энергию сторонами
двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии.
В целях обеспечения процесса планирования производства и поставки
электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на
всю рабочую генерирующую мощность, за исключением мощности:
выведенной в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44
настоящего Федерального закона;
используемой для внутреннего потребления субъектом оптового рынка,
владеющим генерирующими мощностями.
Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по
двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не
подавать заявки.
Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по
двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) и внутреннего
потребления электрической энергии субъектом оптового рынка участники
указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе
электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем
потреблении.
При заключении отдельными поставщиками и покупателями электрической
энергии в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонних
договоров купли-продажи электрической энергии цена электрической энергии и
иные условия таких договоров определяются его участниками самостоятельно.
Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии
должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли
системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом. Порядок
подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения
равновесной цены оптового рынка устанавливаются основными положениями
функционирования оптового рынка. Отбор ценовых заявок, расчет и объявление
равновесной цены оптового рынка осуществляются администратором торговой
системы оптового рынка. Механизмом определения указанной цены должна
предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок
электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной
в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.
По результатам отбора ценовых заявок администратор торговой системы
оптового рынка в порядке, предусмотренном основными положениями
функционирования оптового рынка, формирует критерии оптимизации режима
оперативно-диспетчерского управления для системного оператора.
Правилами оптового рынка может быть предусмотрено формирование как
цен на электрическую энергию, так и цен (тарифов) на максимально доступную
генерирующую мощность и услуги по формированию технологического резерва
мощности. Цены (тарифы) на максимально доступную генерирующую мощность и
услуги по формированию технологического резерва мощности формируются в
порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае
установления регулируемых цен (тарифов) на максимально доступную
генерирующую мощность должны выполняться требования, указанные в статье 23
настоящего Федерального закона.
В первую очередь на оптовом рынке принимается объем производства
электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих
мощностей в отношении:
генерирующих мощностей, обеспечивающих системную надежность;
атомных электростанций в части обеспечения требований проекта,
технологического регламента эксплуатации атомных электростанций и иных
нормативных правовых актов Российской Федерации об использовании атомной
энергии, а также соответствующих международных норм и правил.
Во вторую очередь на оптовом рынке принимается объем производства
электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих
мощностей в отношении:
тепловых электростанций в объеме производства электрической энергии,
соответствующем их работе в теплофикационном режиме;
гидроэлектростанций в объеме производства электрической энергии,
который необходимо произвести по технологическим причинам и в целях
обеспечения экологической безопасности.
В третью очередь на оптовом рынке принимается объем производства
электрической энергии, заявленный организациями - владельцами генерирующих
мощностей в отношении генерирующих мощностей, обеспечивающих исполнение
обязательств по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии
в случаях, установленных правилами оптового рынка, и при наличии
долгосрочного уведомления об отборе электрической энергии.
Указанный объем производства электрической энергии принимается на
оптовом рынке в процессе планирования в установленном настоящей статьей
порядке в случае подачи указанными организациями ценопринимающих заявок
(заявок без указания цены, по которой они готовы продать указанный в
заявке объем электрической энергии) или долгосрочных уведомлений об отборе
электрической энергии, которые заменяют заявку. При необходимости
указанные лица могут уточнять объем электрической энергии посредством
подачи в соответствии с правилами оптового рынка заявок, что исключает их
из третьей очереди в части уточненного объема.
Объем производства электрической энергии, указанный в долгосрочных
уведомлениях об отборе электрической энергии и принятый на оптовом рынке,
в том числе в первую и во вторую очереди, направляется на обеспечение
исполнения обязательств, указанных в данных долгосрочных уведомлениях.
В случае, если на оптовом рынке не может быть принят совокупный объем
электрической энергии (первой, второй и третьей очереди), в отношении
непринятого объема электрической энергии действует механизм
ценообразования, не влекущий за собой возникновение убытков у сторон
договоров, включенных в третью очередь. Такой механизм устанавливается
правилами оптового рынка.
В случае, если исполнение обязательств, установленных по результатам
торгов на оптовом рынке, в том числе вследствие подачи или неподачи
субъектами оптового рынка ценопринимающих заявок, влечет за собой угрозу
надежности функционирования Единой энергетической системы России,
невозможность обеспечения теплофикационных режимов или нарушение иных
технологических параметров функционирования Единой энергетической системы
России, системный оператор осуществляет оперативно-диспетчерское
управление режимами работы без учета результатов таких торгов.
Равновесная цена для ценовой зоны оптового рынка определяется на
основе ценовых заявок поставщиков и ценовых заявок покупателей
электрической энергии соответствующей ценовой зоны с учетом необходимости
обеспечения перетоков электрической энергии,
В случае, если темп изменения цен на электрическую энергию на оптовом
рынке превышает ограничения, установленные правилами оптового рынка, на
оптовом рынке вводится особый режим расчета цен на электрическую энергию.
Порядок организации оптового рынка при введении особого режима
расчета цен устанавливается правилами оптового рынка.
3. Величина потерь электрической энергии, не учтенная в ценах на
электрическую энергию, оплачивается сетевыми организациями, в сетях
которых они возникли, в установленном правилами оптового рынка порядке.
При этом сетевые организации обязаны заключить в соответствии с
правилами оптового рынка договоры купли-продажи электрической энергии в
целях компенсации потерь в пределах не учтенной в ценах на электрическую
энергию величины.
4. Особенности режима экспорта и импорта электрической энергии
определяются основными положениями функционирования оптового рынка с
учетом положений статьи 30 настоящего Федерального закона.
Статья 33. Особенности правового статуса и полномочия
администратора торговой системы оптового рынка.
1. Администратор торговой системы оптового рынка - некоммерческая
организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства,
основана на членстве субъектов оптового рынка и целью создания которой
является организация купли-продажи электрической энергии на оптовом рынке.
2. Деятельность администратора торговой системы оптового рынка
осуществляется в соответствии с законодательством о некоммерческих
организациях с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным
законом.
3. Администратор торговой системы оптового рынка осуществляет
следующие функции:
предоставляет услуги по организации оптовой торговли электрической
энергией;
предоставляет услуги по проведению сверки и зачета взаимных встречных
обязательств участников торговли;
организует систему гарантий и расчетов на оптовом рынке, заключение
договоров и осуществление расчетов за электрическую энергию и оказываемые
услуги;
осуществляет регистрацию двусторонних договоров купли-продажи
электрической энергии;
организует систему измерений и сбора информации о фактическом
производстве и потреблении электрической энергии на оптовом рынке;
взаимодействует с системным оператором в целях прогнозирования объема
производства и потребления электрической энергии, поддержания
установленных техническими регламентами параметров качества электрической
энергии, устойчивости и надежности энергоснабжения, выполнения иных
функций в соответствии с правилами оптового рынка, утверждаемыми
Правительством Российской Федерации;
осуществляет контроль за действиями системного оператора в
соответствии с правилами оптового рынка;
ведет реестр субъектов оптового рынка;
участвует в подготовке проекта правил оптового рынка и предложений о
внесении в них изменений и дополнений;
осуществляет контроль за соблюдением правил оптового рынка.
4. В целях обеспечения баланса интересов продавцов и покупателей
электрической энергии и предотвращения злоупотребления монопольным
положением в учредительных документах администратора торговой системы
оптового рынка предусматриваются:
запрет распоряжаться более чем 20 процентами голосов при принятии
решений общим собранием или наблюдательным советом администратора торговой
системы оптового рынка для любого субъекта оптового рынка (аффилированных
лиц, группы лиц);
равное представительство поставщиков и покупателей электрической
энергии, в том числе крупных потребителей электрической энергии, в
наблюдательном совете администратора торговой системы оптового рынка;
порядок учета интересов всех субъектов оптового рынка при принятии
решений администратором торговой системы оптового рынка.
5. Администратор торговой системы оптового рынка обязан раскрыть
любому обратившемуся к нему заинтересованному лицу:
правила допуска субъектов оптового рынка к торгам на оптовом рынке;
правила заключения и исполнения договоров на оптовом рынке;
правила проведения сверки и зачета взаимных встречных обязательств
субъектов оптового рынка;
правила проведения расчетов на оптовом рынке;
регламент внесения изменений и дополнений в указанные правила.
Плата, взимаемая за предоставление указанной информации, не должна
превышать сумму расходов, фактически понесенных администратором торговой
системы оптового рынка при предоставлении информации.
6. Контроль за организацией торговли на оптовом рынке осуществляется
посредством создания координационного совета администратора торговой
системы оптового рынка по функционированию оптового рынка (далее -
координационный совет администратора торговой системы оптового рынка).
В состав координационного совета администратора торговой системы
оптового рынка входят:
уполномоченные представители Федерального Собрания;
уполномоченные представители Правительства Российской Федерации;
представители продавцов электрической энергии, входящие в состав
наблюдательного совета администратора торговой системы оптового рынка;
представители потребителей электрической энергии, входящие в состав
наблюдательного совета администратора торговой системы оптового рынка.
Количество представителей Федерального Собрания, Правительства
Российской Федерации, продавцов и потребителей электрической энергии в
координационном совете администратора торговой системы оптового рынка
должно быть равным.
<$>
//Источник информации: Российская газета //Дата источника: 01.04.2003
Татуаж родинки, татуаж мушкиСТРОИТЕЛЬНЫЕ ФУНДАМЕНТЫПринцесса Лилифи. Огромное количество мультиков для бесплатного скачивания