В колонках играет - Elliot SmithОчень не люблю, когда какое-либо понятие, приобретая массовый характер, затаскивается до неузнаваемости. В своё время подобные процессы уже прошли с «постмодернизмом», «альтернативой» и эмо движением. Эти понятия, войдя в массовую культуру, приобрели статус ярлыков, которые, не вдумываясь в смысл и мифологию слова, клеят куда ни попадя, что со временем начинает отталкивать людей, часто вызывая предвзятое отношение к некоторым событиям и явлениям. Люди говорят, говорят, говорят, изнашивают слово, используют его при каждом удобном случае, и то, что раньше казалось интересным и новым представляется привычным и скучным. Подобные процессы сейчас творятся со словом «indie»(инди), и это, конечно, огорчает.
Долгое время слово indie ассоциировалось у меня с определённым, конкретным музыкальным кантри-рок направлением, ярчайшими представителями которого являются такие коллективы и исполнители, как Bright Eyes, Super Ferry Animals, Elliot Smith, Modest Mouse, Blonde Redhead, и теперь я представляю, как был неправ. Разумеется, в основе indie движения стояла независимая гитарная музыка (само понятие indie произошло от англ. слова independent, «независимый»), независимая в том плане, что альбомы музыкантов выходили на небольших рекордлейблах, часто ими же самими и созданными. Отказ от крупных тиражей и гонораров позволял молодым группам и исполнителям создавать действительно интересную, красивую, искреннюю музыку. Инди – рок нашёл отклик у слушателей. Музыканты общались с аудиторией на одном языке, потому что в своём большинстве были теме же рефлексирующими подростками, и темы их песен были знакомы и привычны слушателям. проблемы с родителями и самореализацией, алкоголь, одиночество, девушки – в самом indie движении не было пафоса или эпохальности, не было понтов или показухи, не было черезмерной агрессии, не было крайностей, что и привлекало таких же проблемных подростков к подобной музыке. Принципы творчества ради творчества, ради желания быть услышанными породили музыкальный феномен, который сначала начал распространяться на другие музыкальные стили, а потом и на другие направления искусства. Так появились indie электроника, indie рэп, indie построк. Действительно, из причудливого смешения кантри, рока и американы вышло целое явление, затронувшее весь музыкальный мир в целом.
И всё вроде бы прекрасно, появляются новые интересные группы, проводятся концерты, перфомансы, культурные мероприятия, появляются indie игры, indie книги, фильмы, но само слово уже начинают использовать не по назначению, в качестве ярлыка, усреднённого понятия. Вместо стиля музыки в афише клуба пишут indie, когда группа на самом деле играет построк. На концерты приходят люди, одетые в indie. Теперь любое малобюджетное творчество, если, это, конечно, не какой-то разухабистый треш, принято называть indie, не вдаваясь в подробности. Кругом слишком много людей, которые хотят быть indie. Явление indie стало модой, как в своё время мейнстримом стали гранж, эмо, постмодернизм, «русская альтернатива», и список этот можно продолжать до бесконечности. Что ж, по-видимому, процесс это необратимый и абсолютно закономерный, но ни к чему же так нещадно занашивать явление, пока его естество ещё испускает последние вздохи новизны. Итогом популизации indie стало изменение отношения к самому феномену. Слишком многие скептически относятся к устоявшимся массовым ярлыкам, которые часто используются неправильно, и это тоже логично, по-другому и не могло быть, но, честное слово, я так наделся что indie подольше останется штучным и действительно новым направлением!