Написание «Цикла оборванных лоскутов» отнюдь не было беспочвенным. По ходу текста, я попытался вложить теорию разрушения, которая пришла ко мне достаточно давно и продолжительное время созревала в моём сознании, на протяжении времени, всё более обрастая новыми деталями. Тем не менее, я считаю эту теорию лишь ещё одним вариантом трактования происходящих вокруг событий, и не призываю читателей относиться к ней с полной серьёзностью. Единственное, на что я надеюсь, это чтобы данный текст стал пищей для ума читателей и, возможно, не прошёл для них бесследно.
1 положение.
Насилие – органичная деятельность человека. Насилие – ярчайшая форма разрушения, несомненно, ещё более свойственная человеку, чем созидание. Кроме того, созидание так же несёт в себе функцию разрушения, ибо не возможно создать что-либо, при этом ничего не разрушив. Люди уничтожают то, что у них было в прошедшем, чтобы получить то, что мы имеем в настоящем или что получим в будущем. Почти любое изменение подходит под определение разрушения. Обмен так же является формой разрушения(потеря и последующее изменение). Разрушение без сомнений существует и на физическом, и на моральном уровне. Не стоит забывать, что в любом разрушении присутствует правило действия\противодействия. Упрощённый смысл первого положения: приобретая что-либо, мы одновременно что-то теряем в настоящем или будущем.
2 положение,
чья основа был сформулирована Максимом Горьким: «Ничего не надо сдерживать, пусть всё разрушается. Может быть, истинный смысл жизни именно в разрушении чего-то, чего мы не знаем – или – всего, что придумано и сделано нами». Всё разрушается, всё разрушаемо. Если разрушение уже нельзя приостановить или отсрочить, его надо ускорить (впрочем из этого правила существуют исключения, которые обычно попирают прагматизм и логику под напором эмоций или других факторов). Принцип горения и тления: лучше гореть, чем угасать. Пример – высказывание Жуля Ренара о человеческом существовании: «Изматывайте себя, чтобы жить быстро и умереть молодыми»(фраза уже стала христаматийной, хотя мало кто знает её происхождение). Мы не можем остановить разрушение, пока существуем. Люди только вновь и вновь провоцируют разрушение, иногда инстинктивно пытаясь его отсрочить. Велика вероятность уничтожения всего человечества, всей планеты или даже всей вселенной. Тем не менее, нельзя пренебрегать возможностью разрушать, но и злоупотреблять привилегией сознательного разрушения не стоит, в основном из-за правила действия\противодействия. Разрушить можно абсолютно всё материальное. Духовную среду разрушить решительно невозможно, потому что при обмене мыслями меняющиеся стороны ничего не теряют.
Теория представлена в слегка отредактированном варианте и, тем не менее, не является теорией в полной мере этого слова, ибо над ней ещё можно долго работать, ища новые подпункты и разрабатывая старые. Никакого желания это делать, у меня пока нет.
Теперь конкретно о рассказах
1.Летящие воспоминания и детские сны – вводная часть, призванная передать читателю тревожное настроение, эмоцию, щепотку сумасшествия, в которое предстоит окунуться. Также, именно здесь происходит знакомство с невидимым далее расказщиком, и в первом рассказе он впервые показывает своё лицо и проявляет какие-либо ощущения.
2.Предчувствие гражданской войны – целью было показать насилие в повседневности, простату и притягательность самого действа. Разрушение в рассказе скоротечно и молниеносно, без сомнений, неожиданно, хотя люди чувствуют свою приближающуюся смерть. Ещё одна особенность – безразличие природы и нечеловеческого мира к насилию, как к привычной деятельности. Ещё одно доказательство того, что человек разрушает лучше и эффективнее любого другого живого существа.
3.И слово обернулось огнём – люди вдруг осознали своё предназначение. Природа дала людям талант уничтожать, а любой человек немного знающий биологию, подтвердит, что в живой природе ничего не делается просто так. Уничтожение – это функция, заложенная в нас от рождения. Почему, с какой целью? Все рассуждения в 4 рассказе, а пока – пейзажи уничтожаемого людьми мира, которые по прошествии определённого срока, заданного природой или неким высшим существом , вдруг понимают свою функцию и цель и предаются тотальному уничтожению.
4.И вот, цель достигнута. Какая цель? Есть несколько вариантов, большинство из которых сводятся к тому, что человечество существовало как бомба с часовым механизмом, созданная для полного очищения планеты. Помните теорию? Нельзя ничего создать предварительно не разрушив. Ещё один вариант цели существования человечества – эксперимент, возможно, забава для некого высшего существа, в общем понимании называемого «богом». Отсюда и аналогии с пауками в банке. Так же, вполне возможно, что человечество – последний виток эволюции, вид, приспособленный к уничтожению лучше других, и обративший разрушение против себя(хотя этот вариант мне нравится меньше всего). Как бы то ни было, механизм сработал. Читатель наблюдает выжженную и разорённую планету, на которой уже не будет людей. Очевидно, в силе правило действия\противодействия.
5.Потерянные – рассказ задумывался немного по другому, от первоначальной версии остался только рассказчик и место действия. Лидирующая тема – возвращение домой. Но из-за лирической части, читатель должен был задаться вопросом – счастлив ли рассказчик, возвращаясь домой, или нет? Также рассматривается иная форма разрушения – уже на моральном уровне(отсюда и «потерянные воспоминания» из первого текста, и обрывочные переживания героя). Я впервые использовал минималистический стиль и резал текст на короткие предложения для придания атмосферы усталости, ностальгии. Хорошо или плохо получилось, решать вам. Хотя именно об этом рассказе и особенностях его стилизации я бы хотел от вас услышать в первую очередь. На самом деле, подобные тексты надо читать самому автору, так как имеет место и элемент постановки. Не могу понять, в таком виде рассказ достоин публикации или всё таки выглядит графоманством.
На этом всё. Надеюсь это трактование что-либо для вас прояснило или, хотя бы, заставило задуматься.