-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Boberchik

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.11.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 9





Гитара

Среда, 01 Февраля 2012 г. 18:29 + в цитатник
Гитара принадлежит к грифнощипкових танбуровидних инструментов. Слово "гитара" заимствовано от слова "кифара", что означало струнный музыкальный инструмент древних греков. Известно, что струнные щипковые инструменты имели гриф и составляли семейство февральских. Первым эволюционным шагом в усовершенствованные конструкции гитары было появление резонаторного корпуса, а именно нижней и верхней деки и двух обечаек, которые их соединяют (III - IV вв. Н.э., Китай). Самые ранние изображения гитары относят ко II в. н. э Существовало ее 2 разновидности: мавританская (играли с помощью пальцев и плектра, металлические струны, звук резкий) и латинское (играли пальцами, мягкое звучание, жильные струны). Последняя была более близкой предшественницей современной классической гитары . Использование гитары сводилось к роли акомпанирующей инструмента, а также встречаются упоминания о ее включении в ансамблевое музицирование (литературные тексты Аден ле Руа, Гийома де Машо). Первые упоминания о шестиструнная гитара с одинарными струнами, ее использование как в народном так и профессиональном музицировании и распространение в странах Европы относим к середине ХVIII века. Среди многих испанских мастеров, изготовлявших гитары в XIX веке наибольшую известность получил А. Торрес.

Метки:  

Баян

Среда, 01 Февраля 2012 г. 18:19 + в цитатник
Баян принадлежит к роду язычковых клавишно-пневматических инструментов. Он представляет собой один из видов гармоник, первые образцы которых были созданы в 1829 году австрийским мастером-конструктором фортепиано и органов Кириллом Демиан. Само понятие "гармоника" восходит к глубокой древности, а именно 5 тысяч лет тому назад в Древнем Китае был известен инструмент "Шен". Срок гармоника охватывает родовую разнообразие инструментов, а именно: концертино, бандонеон, аккордеон, баян, все виды диатонических и национальных инструментов. В эволюционном процессе непрерывного усовершенствования на протяжении XIX века от примитивных диатонических конструкций до появления первых хроматических ручных гармоник в 70-х годах этого же столетия. В 1891 году в Германии мастером Мирвальдом была сконструирована 3-х рядная хроматическая гармоника, правая рука которой в скором будущем стала основой современной конструкции готово-избирательного баяна.
Впервые баян как специфическая конструкция гармоники, представляла собой полный набор хроматического Басо-аккордового аккомпанемента в левой клавиатуре, а также наличием хроматического темперированного звукоряда в правой клавиатуре (трехрядные система клавиш, расположенных наискось к краю правой клавиатуры) появилась в Западной Европе в 90 -х годах XIX века. В Европе эта конструкция получила название аккордеон, так как при нажать одну из кнопок правой клавиатуры звучал аккорд из нескольких звуков. "Такая конструкция ... была впервые запатентована в марте 1897 года в Италии, как инструмент, изготовленны Паоло Сопрано и вскоре привилась во многих странах", - констатирует профессор РАМ им. Гнесиных М. Имханицький [14, 126]. Именно эта модель с расширенным диапазоном (52 х 100) и последующими нововведениями (появление избирательного системы, 4-х и 5-ти рядной правой клавиатуры) оставалась до 60-х годов ХХ века основной конструкцией баяна массового и профессионального использования. По мнению М. Имханицького термин "баян" "происходит вот древнеславянски слова" баять "- говорит, рассказывать" [14, 130]. Критерием здесь выступают певучесть тембра инструмента и строгость унисонного звучание одновременно взятых голосов одной высоты в правой клавиатуре. Хотя до недавнего времени во всей баянной литературе господствовало мнение о том, что название "баян" была предложена баянистом Я.Ф.Орланським-Титеренко в 1907 году в честь знаменитого певца Бояна.
В Украине гармоника становится популярной во второй половине XIX века, в частности в фольклоре фабрикантов. Налаживается отечественное производство английского концертино (80-е годы XIX века, Одесса) и венских двохрядок (конец XIX, Харьков). В 1905 году К. Мищенко сконструировал 3-х рядную хроматическую гармонику по системе Мирвальда. Дальнейшие эксперименты мастера были направлены на усовершенствование звуковых качеств широко популярного в то время инструмента благодаря его портативности, устойчивому строю, звинкоголосости, способности к многоголосной игры, распространением в городской среде нового типа песни с четкой гомофонно-гармонической основой. В 1910-1912 годах им была сконструирована концертная хроматическая гармоника "левая по правой" (первый образец избирательного баяна) и изобретена "ломаная дека", что в будущем стала основой применения багатотембровои регистровкы и 4-х голосов системы в правой клавиатуре баяна. Массового распространения эти инструменты в начале ХХ века не получили, так как были сложными по сравнению с другими предшественниками для первоначального обучения и малопригодными для выполнения бытового репертуара.
До 30-х годов ХХ века почти все баяны изготавливались в Петербурге. Позже появляются фабрики в Москве и Туле, изготовлявших баяны системы Мирвальда с готовой и избирательного клавиатурами. В 20-х годах мастером Самсоновым был изготовлен баян, в котором сочетались в левой клавиатуре избирательная и готова система аккомпанемента (9 рядов, 200 басов). А в 1929 году мастером Стерлигов был изготовлен баян с переключателем готовых аккордов на избирательный звукоряд. Харьковские конструкторы-мастера В. А. Комаренко и К.О. Мищенко протяжении периода 1922 - 1952 годы работали над созданием оркестровых инструментов: баян-бас, гармонику - флейта, баян-сопрано, баян-баритон. Именно такие инструменты внедрялись в домрово-балалаечные оркестры в качестве "духовой группы" вроде симфонического оркестра, уможливлювавло обогащения репертуарных и тембральных возможностей подобных коллективов.
В конце 20-х в начале 30-х годов ХХ века начинается серийное производство и открытие фабрик баянов на Украине: Киев, Харьков (1931), Кременное (1933), Житомир (1934), где изготавливали венские гармоники (диатоническая, 2-х рядная права клавиатура) и "хромкы" (неизменный звук при смене мешка, неполный хроматический звукоряд в правой клавиатуре, 2-х рядная). В 60-х годах эти фабрики начали производство хроматических видов гармоник, а именно баяны и клавишные аккордеоны. Во второй половине 30-х годов ХХ века в Житомире, Горловке и Кременном начали изготовление детских малогабаритных готово-выборного баяна. Большая популярность, организация всесоюзных конкурсов, открытие классов баяна в вузах, появление первых оригинальных композиций способствовали дальнейшему совершенствованию конструкции инструмента.
Новым этапом развития баяна стал 1951 год. Московскими мастерами Фигановим и Селезнева по заказу баяниста Ю. Казакова был изготовлен чотириголосий много тембровый готово-выборный баян. В последующие десятилетия все конструктивные изменения по усовершенствованию баяна были направлены на улучшение его звуковых качеств, увеличение диапазона и изменения формы инструмента. Так, были созданы новые конструкции баянов "Россия" (1960, мастер Колчин), "Аппассионата" (1970, Колчин), "Солист" и "Юпитер" (70-е годы, Волкович), "Рубин" (1965, Самоделкин) , "Русь" и "Мир" (1982, Проскурдин, Козлов) и многие другие. С 1978 года изготовления инструментов, подобных конструкции "Юпитера", под названием "Украина" было освоено Житомирской музыкальной фабрикой. Кроме серийного производства изготовлением баянов занимались народные умельцы: К. Мищенко (Харьков), сорокопут (Днепропетровск), Шефер (Никополь), Грабовский (Житомир), Брюхацький (Запорожье), Фурсов, Лукьяненко, Кузовков (Умань) и др..
Усовершенствование конструкции "немецкой гармоники", получившая известность и распространение в Украине на протяжении второй половины XIX - ХХ веков и получила национальной оригинальности звучания благодаря настойчивому труду мастеров-конструкторов и талантливых исполнителей, которые в свою очередь способствовали популяризации инструмента, "дает основание воспринимать ее как интернациональный музыкальный инструмент , особенно в усовершенствованном варианте - современном готово-избирательного баяне, много тембровый вариант которого начал украинский мастер из Харькова К. А. Мищенко, изобретя резонаторные так называемую "ломаную деку", - утверждает профессор НМАУ им.П.Чайковского М. А. Давыдов [15, 94]. Усовершенствование баяна дало толчок к внедрению его в учебный процесс на всех уровнях профессионального музыкального образования; создало предпосылки для его популярности и активизации создания ансамблевых коллективов, привлечение композиторов к созданию оригинального репертуара, появлению методической литературы и теории исполнительского мастерства. Вышеперечисленные аспекты стали основой академизации баяна, аккордеона и его признание на уровне "классического" инструментализма.

Метки:  

Дневник Boberchik

Пятница, 25 Ноября 2011 г. 17:03 + в цитатник
интересные факты о музыке и киноискустве


Поиск сообщений в Boberchik
Страницы: [1] Календарь