-ћетки

18 век 19 век 1900-е 1910-е 20 век 20-е 30-е 40-е 50-е 60-е 80-е fashion love story автопортрет акварель актер актеры советского кино актриса альбом америка англи€ архитектура балет библиотека конгресса сша великобритани€ видео война германи€ города россии гравюра дети детские книжки екатерина втора€ женщина живопись животные зилов лев николаевич знаменитости икона иллюстратор иллюстрации император императрица истори€ истори€ любви итали€ картины кино книга кн€зь конашевич владимир михайлович крым ленин владимир ильич литографи€ маршак самуил €ковлевич мода москва музей натюрморт открытки париж пейзаж персоны петр первый писатель портрет посуда поэзи€ поэт праздник проза пушкин александр сергеевич религи€ репин иль€ ефимович ретро ретро открытки рисунок романовы росси€ санкт-петербург сказка ссср сталин иосиф виссарионович стихи сша сытин иван дмитриевич театр толстой лев николаевич украина фотограф фотографи€ фотоподборка фотопортрет франци€ храм христианство художник черно-белые фотографии эмиграци€ эрмитаж

 -÷итатник

»ерусалим. «олотые ворота и √ефсиманский сад - (1)

»ерусалим. «олотые ворота и √ефсиманский сад. Ќесколько фото с...

»ерусалим. √робница Ѕогородицы - (0)

»ерусалим. √робница Ѕогородицы √робница Ѕогородицы — христианска€ св€тын€...

јлександровское подворье в »ерусалиме - (1)

јлександровское подворье в »ерусалиме јлександровское подворье - историческое здание, ...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Bo4kaMeda

 -—ообщества

„итатель сообществ (¬сего в списке: 4) Fashion_TIME_JM Live__ART ќ_—амом_»нтересном ѕоиск_ѕропавших_Ѕез_¬ести

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 128225



“айны живописи ѕохитонова

ѕ€тница, 16 ќкт€бр€ 2020 г. 05:41 + в цитатник
Bo4kaMeda
ЂЁто какой-то чародей-художник,
так мастерски, виртуозно сделано;
как он пишет Ц никак не поймешьЕ „ародей!ї

». ≈. –епин (1844-1930)




». ≈. –≈ѕ»Ќ. ѕортрет ». ѕ. ѕохитонова. 1889
ƒерево, масло
31,5 × 25,5
„астное собрание, ‘ранци€


Ќа всем прот€жении творческого пути ѕохитонова его живописные приемы казались непостижимыми не только неискушенным зрител€м, но и многим друзь€м-художникам. Ђ¬олшебствомї называл живопись ѕохитонова ¬. Ќ. Ѕакшеев. Ђ” большинства художников, Ч писал он, Ч видно, как написано, можно разгадать технику, а у ѕохитонова не поймешь: намазано, счищено и сверху оп€ть писано. ј все живет, дышит. Ёто действительно какой-то чародейї. ќ том же говорил –епин: Ђ...как он пишет Ч никак не поймешь: счищено, потом оп€ть написано сверху. „ародей!ї


ƒва пейзажа, о которых пойдет речь в данной статье, в какой-то мере приоткрывают завесу тайны над методами работы мастера и возникновением некоторых сюжетов его картин. ќдин из них Ч Ђ¬ид на Ѕуживальї. ƒо недавнего времени эта работа находилась у потомков младшей дочери художника «ои ѕохитоновой-ћаркевич (1888Ч1972), но затем была приобретена московским коллекционером “реть€ковым ѕ. ћ. на аукционе в ѕариже.



кликабельно
¬ид на Ѕуживаль.  онец 1870-х Ц начало 1880-х
ƒерево, масло
12,4 × 40,3
„астное собрание, ћосква


“ехнико-технологические исследовани€ показали сложную систему построени€ красочного сло€, в которой не было единообрази€, обычного дл€ работы художников над одной картиной. ¬се планы рассматриваемого пейзажа ѕохитонова имеют свои приемы построени€. ќни перерабатывались живописцем разновременно и каждый по-своему. ѕервоначальным наброском композиции служил рисунок, выполненный по грунту пером и тушью. ¬ дальнейшей работе он частично записывалс€ последующими сло€ми, прогл€дыва€ в отдельных местах: в изображении реки, крыш домов.  расочный слой первого плана был счищен почти до грунта, затем по новому слою, по сырому, применив инструмент типа гребенки, мастер сделал изображение изгороди, а при помощи инструментов с острыми наконечниками процарапал травинки. »ной характер построени€ красочного сло€ у дальнего плана картины. Ќа изображении акведука по верхнему красочному слою нанесен карандашный рисунок. ƒанна€ часть пейзажа переписывалась несколько раз, при этом примененные здесь приемы живописи не противоречат эталонным работам художника, а следовательно изображение переписывалось самим автором. »сследование структуры красочного сло€ показало, что небо также написано в несколько приемов: в нижних сло€х использованы темные, серо-голубые тона, в верхнем слое Ч светлые, нежно-бирюзовые оттенки.



¬ид на Ѕуживаль. ‘рагмент




¬ид на Ѕуживаль. ‘рагмен


¬ конечном счете стало €сно, что Ђ¬ид на Ѕуживальї представл€ет собой уникальный образец, раскрывающий живописную Ђкухнюї ѕохитонова, о которой и говорил Ѕакшеев. ќднако напрашиваетс€ вопрос: почему же другие картины художника, в том числе приобретенные ѕ. ћ. “реть€ковым, не могут служить такими же образцами? ѕочему техника живописи мастера оказалась тайной за семью печат€ми? ƒело в том, что Ђ¬ид на Ѕуживальї относитс€ к самому раннему периоду творчества ѕохитонова, когда он, приехав в 1877 году в ѕариж, начинает работать под руководством ј. ѕ. Ѕоголюбова дл€ приобретени€ профессиональных навыков в искусстве. ¬ это врем€ художник с увлечением изучает живопись барбизонцев, но и интенсивно ищет собственную творческую манеру. »менно поэтому в рассматриваемой картине все его живописные приемы наиболее €вственны в отличие от более поздних произведений, когда техника живописи скрыта дальнейшей сложной отделкой.



¬ид на Ѕуживаль. ‘рагмент


¬нук ѕохитонова ». Ѕ. ћаркевич писал о том, как работал его дед: ЂЋюбовь, с какой »ван ѕавлович выбирал дощечки лимонного или красного дерева, укрепл€л на обороте поперечные планки, чтобы они не коробились, а затем покрывал их густым слоем темной мастики и хранил в таком виде иной раз по нескольку лет, прежде чем написать на них картину, может служить примером благоговейного отношени€ к своему ремеслу. Ќаконец, когда краски подсыхали, »ван ѕавлович оп€ть-таки не жалел сил, чтобы усовершенствовать картину, Ч полировал ее рыбьей костью, без конца переворачива€ в своих прекрасных мускулистых руках, и ласкал, словно жела€ сообщить ей теплоту своего дыхани€. »менно этой заботе »вана ѕавловича о технической стороне искусства мы об€заны неизменной свежестью и стойкостью красок на его картинахї. » действительно, картины ѕохитонова, над которыми он работал подолгу и тщательно, оставл€ют впечатление необыкновенной легкости, из€щества живописи. Ђ ак из€щны, как поэтичны они, как легка и воздушна мастерска€ кисть славного художника!ї Ч восторгалс€ молодой журналист  орней „уковский, посетив в 1902 году выставку ёжно-русского союза художников, где были представлены произведени€ мастера.



ѕанорама ∆абовщизны. Ќачало 1900-х
ƒерево, масло
16 × 36
„астное собрание, Ўвейцари€


Ќеобычна основа, на которой выполнена картина Ђ¬ид на Ѕуживальї Ч мебельна€ доска толщиной 2 см, прокрашенна€ с оборота.  ак уже говорилось, художник писал свои работы в основном на тщательно подготовленных, отполированных дощечках красного или лимонного дерева, иногда на картоне золотистого цвета, нередко участвующем в колористической гамме того или иного произведени€. —уд€ по двум отверсти€м по обеим сторонам доски на обороте, исследуемый пейзаж мог служить украшением предмета интерьера мастерской или жилого помещени€, в духе росписей на мебели и стенах, сделанных в гостинице √анн в Ѕарбизоне, где останавливались приезжавшие туда дл€ работы художники. Ѕыва€ с конца 1870-х годов в Ѕарбизоне, ѕохитонов мог видеть их пейзажи, натюрморты, жанровые сцены на дверцах шкафов, буфетов, на двер€х комнат. —реди них Ч натюрморты јнтуана ¬оллона (1833Ч1900), написанные им на дверцах буфета в гостинице √анн (ћуниципальный музей Ѕарбизонской школы, Ѕарбизон).



Ќатюрморты јнтуана ¬оллона на дверцах буфета в гостинице √анн в Ѕарбизоне
ћуниципальный музей Ѕарбизонской школы, Ѕарбизон




ѕохитонов »ван ѕавлович
‘азаны. 1880
ƒерево, масло
46,5 × 73,5
—аратовский государственный художественный музей им. ј. Ќ. –адищева


ќни заставл€ют вспомнить о том, что создава€ свою живописную систему, барбизонцы опирались и на наследие голландских художников XVIII века. ¬печатлени€ми ѕохитонова от этих работ можно объ€снить по€вление у него неожиданного по исполнению и размерам натюрморта Ђ‘азаныї (1879, —аратовский государственный художественный музей им. ј. Ќ. –адищева), а также пейзажа Ђ¬ид на Ѕуживальї, написанного на мебельной доске. ¬еро€тно, в доме художника можно было видеть не один предмет интерьера, расписанный им в манере станковой живописи. Ёкспонировавшийс€ на выставке Ђ„ародей-художникї пейзаж Ђјлле€ї (1898, частное собрание, ћосква), написанный на крышке шкатулки, косвенно подтверждает это предположение.



ѕохитонов »ван ѕавлович
јлле€. 1898
»зображение на крышке шкатулки
ƒерево, масло
6,5 × 10
„астное собрание, ћосква


Ѕуживаль Ч живописный пригород ѕарижа на реке —ене Ч место весьма значимое дл€ ѕохитонова. ќн часто бывал здесь, посеща€ в конце 1870-х Ч начале 1880-х годов ».—. “ургенева в его усадьбе ясени, присутству€ на вечерах в доме ѕолины ¬иардо, где встречалс€ с видными представител€ми французской творческой интеллигенции. ¬ Ѕуживале художник много работал. ¬ дневнике “ургенева есть запись, относ€ща€с€ к концу 1882 года: Ђѕохитонов также пишет портрет Ч необыкновенно выходит удачно и похоже. Ёто Ч мастер! ќн привозил показывать мне и ¬иардо картины, которые он написал нынешним летом Ч прелестьї. ѕисатель имел в виду свой портрет, над которым ѕохитонов работал осенью 1882 года (√“√, не окончен), а среди упом€нутых “ургеневым картин вполне мог быть и пейзаж, запечатлевший вид на Ѕуживаль.



ѕортрет ». —. “ургенева. 1883
ƒерево, масло
16,2 х 13,1. √“√


≈ще одна картина ѕохитонова Ч Ђƒорога у берега мор€ї. Ќа ней сто€т два автографа: Ђ». ѕохитоновъї с росчерком и ЂI. Pokitonowї. “ак художник обычно подписывал свои работы, когда их экспонирование и продажа предполагались и на «ападе, и в –оссии. ¬ этой работе есть свойственное живописи художника перламутровое си€ние красок Ч нежно-голубых, лазурных с вкраплени€ми розовых тонов в изображении мор€, переход€щих на горизонте в сиренево-розовую и голубую дымку неба с жемчужно-белыми перистыми облаками, окрашивающую сиренево-розовыми бликами свежую зелень травы и золотисто-охристый обрыв дальнего берега, Ч которое позвол€ло говорить о нем, как о мастере Ђнежной, жемчужной безм€тежности колоритаї („уковский).



ƒорога у берега мор€. 1880-е
ƒерево, масло
22,5 × 15
„астное собрание, ћосква


 омпозици€ картины выстроена по-похитоновски просто и €сно. ƒальний берег уравновешен большим розовым кустом на первом плане, р€дом с ним на фоне мор€ Ч девушка в национальном нар€де с корзинкой в руке, идуща€ по дорожке вдоль берега. ƒанные сравнительного анализа позволили датировать картину 1880-ми Ч началом 1890-х годов. јвторство ѕохитонова было безусловным, и все-таки картина вызывала вопросы относительно происхождени€ ее замысла. ѕочему фигурка девушки представл€ет этнографически точно выраженный типаж, как будто почерпнутый из какого-нибудь увража с собранием народных типов, чуть ли не механически перенесенный в картину? —талкиватьс€ с таким €влением ранее при проведении исследований или просто при осмотре произведений ѕохитонова в частных коллекци€х и музе€х не приходилось.



ƒорога у берега мор€. ‘рагмент


ѕисьмо художника ѕ. ћ. “реть€кову от 20 €нвар€ 1896 года, хран€щеес€ в отделе рукописей “реть€ковской галереи, позволило внести €сность. ¬ этом письме, отправленном ѕохитоновым из Ћьежа, говоритс€: Ђ¬ы, может быть, слыхали, что покойный √осударь поручил мне написать виды наших старинных городов, монастырей и вообще исторических пам€тников, представл€€ полную свободу в выборе того, что мне покажетс€ подход€щим. ѕринима€ этот заказ, € рассчитывал исполнить свои работы так, чтобы они помимо чисто исторической стороны, удовлетвор€ли бы вместе с тем и в художественном отношении, т.е. были бы не только точные снимки, но и картины; затем € думал, став€ в них фигуры, выбирать характерные местные типы и местные же народные костюмы, Ч это сделало бы их до некоторой степени интересными и в этнографическом отношении. Ч Ќе знаю, насколько удачно мне пришлось бы справитьс€ с этой тройной задачей. «наю только, что € гор€чо мечтал о предсто€щей работе и готовилс€ с полным усердием отдатьс€ ейї.



Ilya Repin (1844Ц1930)
Portrait of painter Ivan Pavlovich Pokhitonov 1882
oil on canvas
64.5 х 53.5 cm
Tretyakov Gallery


÷арский заказ был сделан ѕохитонову в 1882 году и можно предположить, что картина Ђƒорога у берега мор€ї относитс€ к разр€ду тех работ художника, которые были созданы в рамках подготовки к выполнению поступившего заказа. ¬ том же письме “реть€кову ѕохитонов пишет: Ђ  сожалению, благодар€ вс€ким семейным невзгодам, € поставлен в невозможность воспользоватьс€ этим заказом, но мысль сделать что-нибудь в этом роде настолько въелась в мен€ и так привлекательна, что € не хочу отказатьс€ от нее, не попытав счасть€ в другом месте. ј где же не попытать его, как не у ¬ас, ѕавел ћихайловичї. “аким образом, работа может относитьс€ к тем произведени€м, которые были созданы в св€зи с желанием художника Ђсделать что-нибудь в этом родеї, стимулом к чему послужил царский заказ.  ак шли дальнейшие переговоры ѕохитонова и “реть€кова по поводу замысла художника о создании серии картин историко-этнографического характера, неизвестно. ¬ августе 1896 года ѕохитонов прислал в ћоскву п€ть €щиков, содержащих Ђдвадцать маленьких панної, среди которых лишь этюды ЂЅаскезки с границы ‘ранции и »спанииї (мастер назвал их набросками) напоминали о подготовке к будущим картинам. ¬се присланные работы были в том же году приобретены “реть€ковым и наход€тс€ в насто€щее врем€ в “реть€ковской галерее.  артина же Ђƒорога у берега мор€ї оказалась единственным, насколько мы знаем на сегодн€шний день, свидетельством неосуществленного замысла художника. ѕоскольку в 1880-е годы ѕохитонов жил в основном во ‘ранции, а с 1893 года Ч в Ѕельгии, Ђхарактерный местный типї, интересный Ђв этнографическом отношенииї, был св€зан дл€ него с народными костюмами этих стран.



Nikolai Dmitriyevich Kuznetsov (1850Ц1929)
Portrait of Artist Ivan Pokhitonov 1882
oil on canvas
30.2 × 32.7 cm
Tretyakov Gallery




Ivan Pokhitonov (1850-1923)


Ћиди€ √ладкова, Ёлеонора ѕастон

tg-m.ru

.
–убрики:   ”Ћ№“”–ј, »— ”——“¬ќ
ѕ≈–—ќЌџ
∆»¬ќѕ»—№, –»—”Ќќ 
ћетки:  

ѕроцитировано 3 раз
ѕонравилось: 13 пользовател€м



¬алентина-л-1   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 16 ќкт€бр€ 2020 г. 06:02 (ссылка)
— благодарностью.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
masha29   обратитьс€ по имени —уббота, 17 ќкт€бр€ 2020 г. 04:42 (ссылка)
ЅЋј√ќƒј–ё!!!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку