-Метки

16 век 17 век 18 век 19 век 1900-е 1910-е 20 век 20-е 21 век 30-е 40-е 50-е 60-е npg автопортрет акварель актер актриса альбом америка англия архитектура библиотека конгресса сша введенский александр иванович великобритания венеция видео германия голландия города россии гравюра грм дети детские книжки женщина живопись животные зилов лев николаевич знаменитости иисус христос икона иллюстрации император императрица интерьер испания история история любви италия картины кино книга конашевич владимир михайлович кошки крым литография лувр маршак самуил яковлевич метрополитен музей мода монастырь москва музей музей орсе натюрморт одежда офорт париж пейзаж персоны петр первый писатель портрет посуда поэт праздник проза прокудин-горский пушкин александр сергеевич религия рисунок романовы россия санкт-петербург сказка скульптура ссср стихи театр третьяковка фотограф фотография фотоподборка фотопортрет франция храм художник черно-белые фотографии эмиграция эрмитаж

 -Цитатник

Михаил Булгаков «Псалом» - (0)

        Первоначально кажется, что это крыса царапае...

Инсульт. Совет китайского профессора - (1)

  ...

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Bo4kaMeda

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.03.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 131090


Сокровища Эрмитажа. Робер, Гюбер (1733 – 1808) – «живописец руин»

Понедельник, 15 Октября 2018 г. 05:31 + в цитатник
Bo4kaMeda

«Было модно и великолепно убрать
свой салон живописью Робера»

Элизабет Виже-Лебрен



Робер, Гюбер. 1733-1808
Античный храм, так называемый четырехугольный дом в Ниме
Франция, 1783
холст, масло
102 x 143 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Крыльцо дворца с портиком и кариатидами
Франция, 1800
холст, масло
45 х 55 см




РОБЕР, ГЮБЕР (ЮБЕР) (Robert, Hubert) (1733–1808), французский художник, мастер классицистического пейзажа руин.

Родился в Париже 22 мая 1733 в семье слуг дворянского дома. Первоначально получал духовное образование, предполагая стать священником. Однако влечение к искусству привело его в мастерские Академии художеств, где он занимался у Ш. Ж. Натуара. В качестве пенсионера академии жил в 1754 – 1765 в Италии, преимущественно в Риме, путешествовал во стране вместе с Ж. О. Фрагонаром. Познакомился с Дж. Пиранези; испытал влияние последнего, а также Дж. П. Паннини. Поэтика руин, исторической бренности формируется уже в его рисунках сангиной, сделанных на вилле д`Эсте под Римом (Лувр). Вернувшись на родину, жил преимущественно в Париже, в 1785–1787 зарисовывал древности Прованса; наезжал для работы также и в Нормандию.

Его картины, выставляемые в Салонах, быстро завоевали популярность. Д. Дидро хвалил его за «прекрасные и величественные руины». Активно разрабатывал модную тему, создавая как штучные произведения, так и циклы, рассчитанные на оформление больших интерьеров. С годами стал одним из лучших мастеров «пейзажа-события» – с изображением значительного публичного происшествия типа стройки или катастрофы. Принял участие в реконструкции парка в Версале (1775). С 1784 был хранителем луврской картинной галереи.

Запечатлел ряд эпизодов Французской революции (разрушение Бастилии, королевских надгробий в Сен-Дени и т.п.). Заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и заключен в тюрьму. Однако продолжал работать и во время заключения (1793 –1794), оставив ряд живописных образов тюремного быта. Вскоре был восстановлен в должности куратора Лувра, который в ту пору преобразовывался из королевского дворца в музей.

Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.



Робер, Гюбер. 1733-1808
Архитектурный пейзаж с каналом
Франция, 1783
холст, масло
129 x 182,5 см


Запечатлел ряд эпизодов Французской революции (разрушение Бастилии, королевских надгробий в Сен-Дени и т.п.). Заподозренный в нелояльности к новому режиму, был арестован и заключен в тюрьму. Однако продолжал работать и во время заключения (1793–1794), оставив ряд живописных образов тюремного быта. Вскоре был восстановлен в должности куратора Лувра, который в ту пору преобразовывался из королевского дворца в музей.

Позднее варьировал прежние мотивы, в новых же вещах все чаще сочетал достоверные виды с придуманными деталями (Разрушение моста Нотр-Дам, 1786–1788, Музей Карнавале, Париж; и др.); иногда склонялся к романтической фантастике, представляя в виде руин вполне сохранные здания (в том числе Лувр). В 1790-е годы написал серию видов Большой галереи Лувра. Его картины украсили многие дворцы, а затем музеи Европы, в том числе и в России, где его вещи охотно приобретали, начиная с эпохи Екатерины II. В старости был практически забыт, однако его образы с их тонким ощущением контрастного взаимодействия разных исторических эпох оказали большое влияние на развитие романтизма.

Умер Робер в Париже 15 апреля 1808.



Элизабет Виже Лебрен. Гюбер Робер
1788 Лувр, Париж



Граф Строганов и художник Гюбер Робер

(фрагменты статьи Екатерины Дерябиной, Наше наследие № 61 2002)


На протяжении почти полутора столетий любители искусства, посещавшие Петербург, не упускали возможности побывать в одном из самых известных собраний живописи — картинной галерее Строгановского дворца на Невском проспекте.

Прекрасный знаток искусства, граф А. С. Строганов был знаком с Жан Батистом Грезом, которому заказал портрет своего сына Павла, и со ставшей впоследствии знаменитой портретисткой Элизабет Виже-Лебрен, которая по ее собственным словам написала тогда же его портрет, а впоследствии — и других представителей семьи Строгановых. В годы пребывания Виже-Лебрен в Петербурге Александр Сергеевич поддерживал с нею тесные дружеские отношения, помогал ей заказами. А 16 июня 1800 года Строганов, только что получивший пост президента Петербургской Академии художеств, лично вручал художнице от имени императора Александра I диплом о принятии ее в почетные члены Академии.

Но наиболее близкое и продолжительное знакомство связывало Александра Сергеевича с известным французским пейзажистом и мастером декоративных ансамблей Гюбером Робером (1733—1808).



Портрет графа Александра Сергеевича Строганова
Россия, 1802
Автор: Клаубер, Игнатий Себастьян. 1753/54-1817
Художник: Лампи, Иоганн-Баптист Старший. 1751-1838
бумага, гравюра резцом
38 х 28,9 см
Государственный Эрмитаж


Большинство произведений Гюбера Робера пришло в Россию в период наибольшего увлечения античностью, идеями Руссо и теориями Дидро — в 1780—1830-х годах. Каждое более или менее значительное русское художественное собрание включало в себя морские пейзажи Клода Жозефа Верне и фантастические руины Гюбера Робера. Лучшие его произведения происходят из известнейших коллекций конца XVIII — начала XIX века — князей Юсуповых и Голицыных, графов Строгановых, Шуваловых, Ростопчиных, Бобринских, Милорадовичей, а также — из собраний Нарышкиных, Мятлевых, Ферзенов и Репниных. Таким образом, к началу двадцатого столетия в России оказалось не менее полутора сотен живописных произведений мастера, большинство из которых — более ста полотен — поныне украшают русские музеи и художественные галереи республик бывшего Союза.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Бассейн, окруженный колоннадой (Вилла Джулия …)
Франция, Конец 1760-х - начало 1770-х
холст, масло
116,5 х 141 см


Граф Александр Сергееевич Строганов был едва ли не первым, кто оценил талант Робера как замечательного мастера декоративных ансамблей, и уж во всяком случае одним из первых русских, кто понял поэтичность искусства Робера и его близость душе русского человека. Прекрасный знаток искусства, граф А. С. Строганов подарил картины «Пантеон и площадь собора св. Петра в Риме» и «Вилла Боргезе в Риме» Екатерине II и по-видимому они были первыми картинами, познакомившими российскую столицу с искусством французского мастера. В начале XIX века они украшали столовую Александра I в Зимнем дворце, в начале ХХ столетия находились в квартире министра двора в Царскосельском дворце, после революции 1917 года попали в Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Предыстория их была забыта. В 1960 году первую передали в Картинную галерею Новосибирска, вторая оказалась в Государственном музее Белоруссии в Минске.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Пейзаж с аркой и куполом собора св. Петра в Риме Франция, 1773
холст, масло
300 x 195 см


В последней трети XVIII века вошли в моду сюиты больших панно, называемых tableaux de place, которые часто замысливались одновременно с архитектурным убранством интерьера. «Было модно и великолепно убрать свой салон живописью Робера»,— вспоминала друг художника Элизабет Виже-Лебрен. И именно благодаря Александру Сергеевичу Строганову это новшество пришло в Россию.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Декоративный пейзаж с обелиском Франция, 1773
холст, масло
298 x 191 см

Уловив веяния времени, он заказал Роберу декоративный ансамбль для украшения одного из залов своего незадолго до того отделанного петербургского дворца (в настоящее время — в Эрмитаже, в Белом зале Зимнего дворца). Серию составляют шесть полотен, из коих четыре рассчитаны на большие стены, а два узких — на простенки между окнами (Размер больших полотен 300 х 193 (195) см, узких — 300 х 75 см.) Подпись художника и дата «1773» стоят на «Пейзаже с куполом собора св. Петра в Риме». Пару к нему образует «Декоративный пейзаж с обелиском». Другую пару составляют композиции с изображением «чистой природы». На одной из них представлен большой водопад, на другой — поросшие деревьями скалы. На узких панно — кипарисы и триумфальная колонна. Эта тематическая программа будет многократно повторена на протяжении трех десятилетий в целом ряде декоративных ансамблей: сопоставление творения рук человека и создания природы.



Робер, Гюбер. 1733-1808
Пейзаж с водопадом
Франция, 1773
холст, масло
298 x 191 см




Робер, Гюбер. 1733-1808
Пейзаж со скалами
Франция, 1773
холст, масло
300 x 193 см


Трудно удержаться, чтобы не привести комментарий к декоративной сюите, данный Строгановым в каталогах его собрания:

«Они написаны с удивительной легкостью; свобода, уверенность, с которыми положены все оттенки цветов, придают им самый большой эффект. Не вдаваясь в детали, ограничусь тем, что скажу, что умелый художник, проведя часть своей жизни в Италии, выбрал местности, которыми наполняли свое воображение итальянские пейзажисты и которые являются смешением величественных видов, предоставленных их страной, и интересных строений, украшающих их или украшавших прежде. Горы, спешащие потоки, нагромождения руин среди красивых уголков делают более трогательными прелести сельской жизни и нравятся прежде всего меланхоличным душам, любящим сравнивать вечно юную, всегда возрождающуюся природу с более прочными созданиями рук человеческих, которые стареют и оканчивают зрелищем руин»



01. Робер, Гюбер 1733-1808. Кипарисы. Франция, 1773 холст, масло 300 x 75 см
02. Робер, Гюбер 1733-1808. Пейзаж с триумфальной колонной. Франция, 1773 холст, масло 300 x 74 см


Выполнение заказа столь влиятельного в аристократических и культурных кругах Франции лица, каким был А. С. Строганов, имело большое значение для карьеры Робера. Но не только деловые отношения связывали графа и художника. Принадлежность их к двум масонским ложам, в которые они входили одновременно и, скорее всего, по инициативе Александра Сергеевича, говорит о глубоком духовном родстве этих людей, тем более что Строганов не мог не оценить обширные знания Робера и классическое воспитание, полученное им в привилегированном Наваррском колледже, где его наставником был известный литератор и философ Шарль Батте. Строганов и Робер были членами ложи Les Neuf Soeurs (Девять Сестер), основанной в 1776 году астрономом Ж. Ж. Ф. де Ла Ландом, которого в руководстве этой ложей затем сменил Бенджамен Франклин. Вплоть до начала Французской революции «Девять сестер» была самой знаменитой во Франции масонской организацией и объединяла преимущественно людей искусства и литературы.



Робер, Гюбер 1733-1808
Гробница Цецилии Метеллы
Франция, Около 1765
холст, масло
64 х 111,8 см


Прибывшие вместе со всей коллекцией в Петербург в 1780 году голландским кораблем «Л’Экспедисьон» («L’Expedition») картины Гюбера Робера — в подарок императрице и для украшения собственного дворца,— немало способствовали знакомству русской общественности с творчеством французского мастера. Не исключено, что они и побудили цесаревича Павла Петровича и его супругу Марию Федоровну во время путешествия по Европе в 1782 году под именем графа и графини Северных посетить мастерскую художника в Лувре. После этого Роберу был сделан заказ от имени Павла через князя Н. Б. Юсупова на серию картин для Каменноостровского дворца (сейчас — во дворце в Павловске).



Робер, Гюбер. 1733-1808
Вилла Мадама под Римом
Франция, 1767
холст, масло
53 х 70 см




Робер, Гюбер. 1733-1808
Вилла Мадама под Римом
Франция, Между 1760-1762
холст, масло
96,5 x 134,5 см


Екатерина II дважды приглашала мастера в Россию: в 1782 и 1791 годах. Последняя поездка не состоялась.

Не исключено, что в связи с первым приглашением Роберу был сделан заказ, переданный через А. С. Строганова. Так возник необычный пейзаж «Башня-руина в Царском Селе» (Музей-заповедник «Царское Село»). Граф послал художнику для образца собственноручную зарисовку парковой постройки с подписью по-русски, которую тот тщательно воспроизвел на картине: «П.[писал] Жив.[живописец] Робертъ въ Париже 1783». Башню-руину, возведенную архитектором Ю. М. Фельтеном в 1771—1773 годах, фантазия Робера дополнила причудливым еловым лесом в «китайском» духе, горным хребтом на горизонте и персонажами в русских национальных костюмах. По неизвестным причинам отправка картины в Россию задержалась, затем вмешались события Французской революции, и Екатерина получила «Башню-руину» только в 1791 году.



Робер, Гюбер. 1733-1808
Башня-руина в Царском Селе. 1783 (?)
Холст, масло
Музей-заповедник «Царское Село».
Башня расписана в 1783 году по заказу и по рисунку гр. А. С. Строганова для Екатерины II


В послании от 6 июня 1791 года царица просила расплатиться с художником, выражала свое удовлетворение полученным пейзажем: «Я имею наилучшее мнение о картине Робера» и писала далее: «Если бы Робер не был... ни демагогом, ни безумным, и если бы он приехал сюда, он нашел бы достойные изображения виды, так как все Царское Село — огромное собрание красивейших пейзажей, какое только можно увидеть[...] Поскольку этот художник больше всего любит писать руины и поскольку теперь он имеет их такое количество перед глазами, он вполне прав, оставаясь в стране развалин». Как знать, не пожалел ли он о своем отказе, когда в октябре 1793 года был арестован, но избежав трагической участи других приверженцев старого режима, был освобожден через неделю после переворота 9 термидора.


Робер, Гюбер. 1733-1808
Павильон с каскадом
Франция, Около 1767
холст, масло
53 x 61 см


После смерти Екатерины II Робер не потерял связи с могущественными российскими заказчиками. Возможно, для Павла I, большого любителя живописи Робера, заказывались прекрасные парные картины, поныне находящиеся в собрании Эрмитажа: «Арка на мосту над ручьем» (Холст, масло. 135,5 х 212,5 см) и «Древнее здание, служащее общественной купальней» (Холст, масло. 133 х 194 см. На картине имеется подпись и дата «1798»). Они были выставлены в Салоне 1798 года, где Робер в последний раз принимал участие. В рукописном каталоге Эрмитажа, начатом в 1797 году значится: «Сии две картины писаны в 1798 году для президента Академии художеств графа Строганова, а куплены в 1802 году Государем Импер[атором] Алекс[андром] I»



Робер, Гюбер. 1733-1808
Античные развалины, служащие общественной купальней
Франция, 1798
холст, масло
133 x 194 см


В 1802 году Гюбеа Робер был принят в Петербургскую Академию художеств, чему несомненно способствовал ее президент А. С. Строганов. 11 декабря 1802 года Академия приняла решение: «По общему собрания согласию, член бывшей королевской Парижской Академии художеств г-н Роберт избран в почетные вольные общники»17. Это высокое звание, которым художник гордился, запечатлено в надписи на его надгробии на кладбище в Отейле под Парижем: «Hubert Robert, peintre, conseiller de l’Academie Royal de peinture, associe¢ libre des Academies de Petersbourg» («Гюбер Робер, живописец, советник Королевской Академии живописи, вольный общник Петербургских Академий»).


Робер, Гюбер 1733-1808
Колизей
Франция, После 1761
холст, масло 98 х 135 см


Александр Сергеевич Строганов никогда не забывал своего французского друга и, понимая, что с наступлением новых времен стареющий художник, утративший большую часть прежней клиентуры, нуждается в моральной и материальной поддержке, оказывал ему всяческое содействие. Пользуясь таким же расположением молодого императора, какое он видел со стороны Екатерины и Павла, граф Строганов употребил свое влияние при дворе для приобретения картин Робера. В 1803 году Александр I купил восемь картин, присланных художником Строганову с просьбой предложить их императору.

Щедрость монарха надолго запомнилась Роберу. Спустя три года он напишет своему другу архитектору и графику Пьеру Адриену Парису: «Император России, для кого я сделал несколько картин, которые он мне оплатил совсем иначе, чем платят здесь, добавил сверх того от своей щедрости и удовлетворения моей посылкой прекрасный драгоценный алмаз и диплом почетного приема в его Академию в Санкт-Петербурге. Вот что называют за границей великодушным и благородным вознаграждением, какого не знают здесь»



Робер, Гюбер 1733-1808
Забытая статуя
Франция, 1790-е
холст, масло
40 х 31 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Крестьянское жилище
Франция, Первая половина 1770-х
холст, масло
40,5 х 28,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Бегство Галатеи
Франция, Середина 1780-х
холст, масло
50 х 42 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Конюшня в развалинах виллы Джулия
Франция, 1760-1761
холст, масло
38,5 x 47,6 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Лестница с колоннами
Франция, 1770-е гг.
холст, масло
46 x 37 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Обитаемая руина
Франция, 1790-е
холст, масло
20 x 30 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Осмотр старой церкви
Франция, Конец 1770-х
дерево. масло
26,5 x 21,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с каменным мостом
Франция, Середина 1780-х
холст, масло
38,5 х 55,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с лестницей и колонной
Франция, 1770-1780
холст, масло
212 х 208 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с развалинами Круглого храма, со статуей Венеры и памятником Марку Аврелию
Франция, 1789
холст, масло
165 х 268 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с руиной
Франция, 1802
холст, масло
311 x 147 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж со скалами
Франция, 1773
холст, масло
300 x 193 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пирамида Цестия
Франция, 1765
холст, масло
67,5 х 131 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пожар
Франция, 1787
холст, масло
81 х 65 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Прачки в руинах
Франция, 1760
холст, масло
72 х 88 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Развалины античной триумфальной арки
Франция, Около 1758
холст, масло
97 х 64 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Развалины дорического храма
Франция, 1783
холст, масло
129 x 182,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Разорители гнезд
Франция, Середина 1780-х
холст, масло
50 x 42 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Руины террасы в парке Марли
Франция, Начало 1780-х
холст, масло
59 x 87 см




Робер, Гюбер 1733-1808
У отшельника
Франция, Между 1770 - 1773
холст, масло
64 х 48 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Хижина в лесу
Франция, Между 1796-1797
холст, масло
23,5 x 32 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с аркой в скале
Франция, 1780-е
холст, масло
240 х 123 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Художники
Франция, 1790-е
холст, масло
24 x 32 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Зеленая стена
Франция, Начало 1790-х
холст, масло
192 х 87 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с акведуком в горах
Франция, 1780-е
холст, масло
240 х 124,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с водопадом
Франция, 1802
холст, масло
312,5 х 145,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с обелиском
Франция, 1802
холст, масло
311 x 146 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с террасой и каскадом




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзажное панно
Франция
бумага, перо тушью, карандаш
36,5 х 14 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Руины Франция, 1758
бумага сильно выгоревшая, перо и кисть тушью, акварель по подготовке карандашом
34 х 65,6 см



Робер, Гюбер 1733-1808
Художница среди античных развалин
Франция, 1796
бумага, перо и кисть тушью, акварель по подготовке карандашом
26,3 x 37,6 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Вилла Мадама
Франция, Около 1760
бумага, перо и кисть тушью, акварель
30,5 х 41,9 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж с Колизеем и памятником Марку Аврелию
Франция, 1758
бумага сильно выгоревшая, перо и кисть тушью, акварель по подготовке карандашом
34 х 65,4 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Пейзаж со статуей Изиды
Франция, 1762
бумага, сангина
44,8 x 33,5 см




Робер, Гюбер 1733-1808
Уголок парка
Франция, 1763
бумага, сангина
43,1 х 33,7 см




Вилла Саккетти
Франция, 1778
Автор: Жанине, Жан-Франсуа 1752-1814
Инвентор: Робер, Гюбер 1733-1808
бумага, цветная гравюра в смешанной технике (отпечаток с нескольких досок)
47,5 х 64,5 см



hermitagemuseum.org
krugosvet.ru
nasledie-rus.ru

.
Рубрики:  ЖИВОПИСЬ, РИСУНОК
МУЗЕИ МИРА
Метки:  

Процитировано 7 раз
Понравилось: 14 пользователям

Sveta_Savyhska   обратиться по имени Понедельник, 15 Октября 2018 г. 10:47 (ссылка)
Благодарю за этот пост!!
Ответить С цитатой В цитатник
masha29   обратиться по имени Вторник, 23 Октября 2018 г. 01:22 (ссылка)
БЛАГОДАРЮ!!!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку