-ћетки

10-е 18 век 19 век 1900-е 20-е 30-е 40-е 50-е 60-е 70-е fashion life magazine love story metropolitan museum акварель актер актеры советского кино актриса альбом америка англи€ архитектура балет библиотека конгресса сша булгаков михаил афанасьевич видео вов война втора€ мирова€ война германи€ города россии дети детские книжки женщина живопись животные знаменитости иллюстратор иллюстрации император императрица инфографика истори€ истори€ любви итали€ кино кнебель иосиф николаевич книга кн€зь кошки крым литература литографи€ лошади метрополитен музей мода мода ретро монастырь москва музей натюрморт николай второй ню открытки париж пейзаж писатель портрет поэзи€ поэт пушкин александр сергеевич религи€ репин иль€ ефимович ретро ретро открытки романовы росси€ санкт-петербург сказка ссср сталин иосиф виссарионович стихи театр толстой лев николаевич треть€ковка украина фотограф фотографи€ фотоподборка фотопортрет франци€ храм христианство художник цветы церковь черно-белые фотографии шл€пки эмиграци€ эрмитаж

 -÷итатник

ќскар –абин - художник, прославивший Ћианозово - (0)

”мер ќскар –абин - художник, прославивший Ћианозово   ”мер ќскар –абин - художник, пр...

ќ Ѕульдозерной выставке 1974 - (0)

"“еперь об этом можно рассказать..." ќ Ѕульдозерной выставке (1974)     “еп...

Ќемного солнца в холодной воде... - (0)

Ќемного солнца в холодной воде... ¬от такие подсолнухи у мен€ получились :) ћои "ѕодс...

√рафство ƒевон (јнгли€) начала ’’ века - (0)

√рафство ƒе́вон (јнгли€) начала ’’ века »сточник ƒе́вон, исторически также ...

¬оскресение ’ристово видевшие: текст молитвы - (1)

¬оскресение ’ристово видевшие: текст молитвы https://pravgolos.ru/voskresenie-hristovo-videvs...

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Bo4kaMeda

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 03.03.2011
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 122100


ѕр€лка.  ака€ она? »стори€. “радиции. ќбр€ды.

—уббота, 15 ќкт€бр€ 2011 г. 04:11 + в цитатник





ѕр€ха

¬ низенькой светелке
ќгонек горит,
ћолода€ пр€ха
ѕод окном сидит.

ћолода, красива,
 арие глаза,
ѕо плечам развита
–уса€ коса.

–уса€ головка,
ƒумы без конца...
“ы о чем мечтаешь,
ƒевица-краса?..



¬.ј.“ропинин ѕр€ха 1820e г.

ѕожалуй, ни одно орудие кресть€нского труда не украшалось так многообразно, любовно, как пр€лка. ƒух захватывает от силы народной фантазии и искусства, когда видишь резные, инкрустированные (даже зеркальцами!) расписные (даже по торцам!), гребневые, теремковые, светлые и темные, детские и взрослые пр€лки, пр€лицы, пресницы всех уголков –оссии!



 онечно, такой затейливый предмет не только украшал кресть€нскую избу, но и согревал душу неутомимой пр€хе, в полном смысле скрашивал бесконечный монотонный труд.



ћногие пр€лки в добавление к роспис€м содержали дарственные надписи типа
Ђ ого люблю того дарюї,
советы, поучени€:
Ђѕр€ди, пр€лку береги, за отца бога молиї.
»ли вот такое: Ђѕр€ди, мо€ пр€ха, пр€ди неленисаї или тут же можно было прочесть лукавый ответ: Ђя бы рада пр€ла, мен€ в гости звалиї (орфографи€ сохранена).



ѕр€лка была ценным подарком: отец дарил ее дочери, жених Ц невесте, муж Ц жене. ¬ некоторых местах, по обычаю, жених должен был изготовить пр€лку собственноручно, а старую родительскую сломать в знак помолвки.



ѕочти все русские народные росписи по дереву пришли к нам с пр€лок.
Ќадо сказать, что пр€лочные поверхности не так уж и простые: и Ђбашенкиї сверху, и Ђсерьги внизу, и бока резные, и сто€к с Ђ€блокомї.



»менно эта обманчивость подводит многих начинающих художников. ќсобенно, если стараютс€ повторить какой -нибудь образец росписи, вз€той из книжной иллюстрации Ц фрагмента. Ёта Ђточна€ копи€ї, перенесенна€ на доску, часто становитс€ чуть ли не пародией.



» все потому, что горе-художник не видел всего образца. ѕоэтому очень важно посещать музеи и выставки, осматривать предметы со всех сторон.



Ёто, кстати, поможет и тем, кто судит народное искусство как в некотором роде примитивное, неаккуратное, небрежное и тем самым прощает эти огрехи себе.  огда видишь большую поверхность пр€лки в натуре, во всех ракурсах, то мыслей о неточност€х и небрежност€х уже не возникает, а восхищенно думаешь:їƒорасти бы до такой простоты!ї



ј сейчас познакомимс€ с устройством пр€лок.

ќни были двух типов: с гребнем и с лопастью.

√ребневые бытовали в центральных, южнорусских губерни€х и в ѕоволжье. ј с лопаст€ми Ц на —евере, а также в центральных губерни€х, на ”рале, в —ибири, на јлтае.

ЂЌа осине сижу, сквозь клену гл€жу, березу тр€суї Ц эта старинна€ русска€ загадка о пр€лке полностью описывает, из чего она была сделана.



ƒонца вырезали из осины или липы, гребень делали из твердых пород, чаще всего из клена, ну а веретено было березовым.


ѕр€лки 19 века. ¬ологодска€ область

ѕр€лки-гребни были разборные и состо€ли из двух деталей, самого гребн€ и донца (гузно, подгузок, дно) куда он вставл€лс€.



Ќа нижней ¬ычегде существовала ина€ роспись. Ќа лопасти пр€лок по киноварному, или €рко-синему фону наносилс€ сложный растительный орнамент в виде букетов роз с пышными распустившимис€ цветами и зеленой листвой. –астительные мотивы наносились красным, голубым, желтым цветом с тонировкой более светлых тонов и контурной черной обводкой некоторых деталей.



 ак раз такими и были городецкие пр€лки со знаменитыми расписными донцами.
 ажетс€, зачем же было так старатьс€ над росписью, котора€ никому не будет видна под сид€щей пр€хой? јн нет, представьте только, до чего же было красиво такое украшение (картина!) на бревенчатых стенах избы, куда его вешали, пока пр€ха бездействовала!



ѕр€лки с лопастью Ц лопаской, личиной, головкой, пером Ц по-разному называли верхнюю часть таких пр€лок Ц были разборными или, что встречаетс€ чаще, сделанными из цельного куска сосны или ели с корневищем так, чтобы сразу получалс€ и подгузок, и лопаска. ѕоэтому такие пр€лки назывались Ђкопылкамиї, Ђкорневухимиї.



ѕр€дение и ткачество были самыми трудоемкими из всех видов работ, падавших на плечи кресть€нки. ѕочти п€ть мес€цев в году, с но€бр€ по март, проводила она за пр€лкой.





Ђ¬ избушке, распева€, дева
ѕр€дет, и, зимних друг ночей,
“рещит лучинка перед нейї -

јлександр —ергеевич ѕушкин.





Ђ–учное пр€дение было очень медленным. ќбработанное льн€ное волокно Ц кудель Ц прив€зывалось к верхней части пр€лки Ц лопасти, а на сиденье пр€лки Ц донце, установленное на лавке, садилась пр€ха и левой рукой осторожно выт€гивала из кудели нить, скручива€ ее при помощи веретена.



—колько нужно было ловкости и терпени€, чтобы нить получилась тонкой, ровной и прочной: чуть пот€нешь, сильнее Ц она оборветс€, а чуть слабее Ц будет слишком толстой или неровной. ¬ыт€нув нить достаточной длины, пр€ха сматывала ее на веретено, и повтор€ла всю операцию сначала. —ама€ искусна€ пр€ха, работа€ от зари до зари, могла напр€сть в день не более трехсот метров пр€жи. ј чтобы получилось хот€ бы 15 метров ткани, нужно было изготовить не менее 20 тыс. метров пр€жи!



ѕр€сть и готовить себе приданое девушка начинала уже с 6 Ц 8 лет.
¬еретена с напр€денными нитками Ц мочками пр€хи складывали в специальную коробку Ц мочесник. —тенки его были расписаны также нар€дно, как и сама пр€лка. — мочесниками и пр€лками девушки ходили на посиделки, или супр€дки, Ц веселые вечеринки. “ам девушки усаживались на лавки, начинали пр€сть, зат€гивали песни. ¬скоре в избу приходили и парни. »зба быстро заполн€лась народом, работа чередовалась пением, играми и пл€сками (см. рис.).  расива€ пр€лка была гордостью владелицы. ќна несла ее на вечеринку, держа за ножку, так, чтобы все видели резной или расписной нар€д пр€лки.



»нтересно, что из многих сотен пр€лок, хран€щихс€ нынче в наших музе€х, ни одна не повтор€ет другую. “ак и кажетс€, что кажда€ пр€лка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.
“ипы пр€лок сложились в далекие времена. Ќа каждой сравнительно небольшой территории была сво€ форма пр€лки, свои приемы украшени€.
ѕр€лки –усского —евера (¬ологодска€, јрхангельска€ области) славились своей резьбой и росписью. ¬ узорах повтор€лись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии Ц круги, квадраты, ромбы, зубчатые и пр€мые линии.








ѕр€ла лен, пр€ла лен,
ƒа льн€ное волокно.
ѕриходи ко мне, миленочек,
— таль€нкой под окної.
„астушка, ’олмолгорский район.


–осписи —еверной ƒвины и ћезени.

Ќародные росписи, рожденные на берегах рек —еверной ƒвины и ћезени, Ц €ркое и самобытное искусство. Ёти школы народного мастерства возникли в ’1’ в. —еверодвинска€ роспись объедин€ет несколько крупных центров. —реди них особенно выдел€ютс€ росписи пермогорска€, ракульска€, борецка€. ≈ще одна очень интересна€ роспись архангельского кра€ Ц мезенска€.



Cеверодвинска€ пр€лка



 руг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скобкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи, короба, сундуки, люльки, санки и многое другое. ќсобенно славились богатством и разнообразием росписи пр€лки. ƒекор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. ќбычные предметы кресть€нского быта роспись превращала в подлинные произведени€ искусства.



ќснову пермогорской, ракульской и борецкой росписи составл€ют растительные мотивы, а дл€ мезенской росписи кроме растительных элементов характерны геометрические орнаменты, удивительные птицы и тонконогие кони красного цвета. ¬о всех этих роспис€х основными выразительными средствами €вл€ютс€ лини€, контур и силуэт, а цвет дополн€ет изображени€.



ќчевидно, что все виды северодвинской росписи уход€т своими корн€ми в древнерусское искусство: монументальную живопись, иконопись, миниатюру и орнаментику книг. Ќародные мастера многие приемы и мотивы книжной миниатюры перенесли в роспись.



ќчень близки миниатюрам манера изображени€ одежды персонажей, колорит, простота и лаконичность рисунка. ћногие композиционные приемы тоже вз€ты из книжной миниатюры и иконописи: повествовательность, соединение в одной композиции разновременных сцен и др.



¬ологодска€ область

¬едуща€ тема вологодской росписи Ц это поэтизированна€ жизнь народа и родной природы.


Ќожка пр€лки. 1890 г. ¬ологодска€ область







ѕрибалтика-пр€лки перекликаютс€ с русскими




√ородецка€ пр€лка-донце






јрхангельска€ область






√ородецка€ пр€лка







"–аскрашена розовым пр€лка,
дощечка суха€ темна.
—тучит дерев€нна€ пр€лка.
—таруха сидит у окна.

Ѕегут, утонча€сь от бега,
в руке осторожно гуд€,
за белою ниткою снега
весенн€€ нитка дожд€.

— неженскою гордой любовью
она не устала сучить
и нитку, намокшую кровью,
и красного знамени нить.

ƒекабрь смен€етс€ маем,
цветы окружают жилье,
идут наши дни, не смолка€,
сквозь темные пальцы ее.

—уровы глаза голубые,
си€ние молний в избе.
» ветры огромной –оссии
скорб€т и ликуют в трубе."

я.—мел€ков


√ерард “ерборх "∆енщина с пр€жей"



√ородецка€ пр€лка



Bологда


ѕермогорска€ пр€лка-Ђрассказї



јрхангельска€ область


ярославль. “еремкова€ пр€лка


√ребень-чесало




ќбразы богинь судьбы часто св€зываютс€ с образом нити, пр€лки, веретена.



¬ народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также надел€ютс€ пониманием тайной природы вещей и умело используют свое знание. ѕри помощи нити воздействуют на все сферы жизни: Ђкакова нить, такова и жизньї. —удьба человека воспринимаетс€ как нить, выпр€денна€ на пр€лке божеством, и затем оформленна€ (уже человеческими руками) в виде символического шить€, магического в€зани€, ткачества и т.п. Ц с целью предначертани€ будущего новорожденному или же с целью корректировки уже предопределенной судьбы. Ѕожества могут изменить судьбу человека в моменты ритуальной смерти, т.е. при инициации, замужестве, отказе от рода и пр.



 олесо пр€лки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось там просто объ€снить посредством вращающегос€ колеса) Ц рождени€, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Ѕога и мира как точки отсчета.  олесо символично и цифре 0 Ц замкнутый круг, беспредельное, начало и конец, символ абсолюта.



”зоры на пр€лке св€зывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздани€. ¬ восточно-слав€нской культуре центральна€ часть пр€лки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота.  олесо крутитс€ Ц жизнь-нить пр€детс€, солнышко по небу катитс€.



¬рем€ в мифологии осмысл€лось как конкретна€ предметна€ стихи€ Ц кудель на пр€лке, челнок или ткань на станке богов (пример, к сожалению, Ђне русскийї, но показательный: ѕенелопа, наученна€ јфиной, распускает натканное за день, тем самым отсрочива€ врем€ выбора, т.е. приостанавливает врем€, замедл€ет течение человеческой жизни). ¬ некоторых традици€х определенный отрезок времени так и называлс€ Ђпр€жейї (Ђбабий счет по пр€жеї).



≈сли на нити (читай Ц на пр€мом течение силы/жизни/энергии) зав€зывалс€ узелок, это измен€ло заданное течение. ¬ одних случа€х узелки на нит€х могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других Ц наоборот, свидетельствовать о наведении порчи (например, при родах). —путыва€ или перекручива€ нить Ц по аналогии переносили действие на жизнь человека, спутыва€, сбива€, либо наоборот Ц выпр€мл€€. —оздава€ изделие, вместе в нитью вплетали свои желани€, посулы, мечты. ”мельцы в€зани€ узелков на нити с целью изменени€ жизни/сеобыти€ назывались наузниками, а сами колдовские узелковые нити - наузами.



 олдовска€ нить пр€лась ради изменени€ (коррекции) судьбы, т.е. изменени€ чего-то в насто€щем и будущем. ќднако иногда чтобы изменить будущее, надо вернутьс€ назад, в прошлое Ц в обр€довом ткачестве это выполн€етс€ кручением нити против часовой стрелки (т.е. открываютс€ запирающие барьеры, пр€ха оказываетс€ в потоке времени). ¬ этот момент она создает новый посыл/желание, и вплетает его в ткань овеществленной реальности.



¬ христианизированной традиции по€вл€ютс€ народные сказани€ о том, что Ѕог сам создал ткачество и научил женщин (вернее, прародительницу ≈ву) пр€сть.
¬ажность пр€дени€ в человеческой жизни нашло выражение и в делении изб на на Ђпр€хуї и Ђнепр€ху (если печь располагалась при входе справа от двери ее устье было обращено к свету Ц изба Ђпр€хаї; если печь помещалась слева от входа Ц изба Ђнепр€хаї).




ƒухи пр€дущие, ткущие, вышивающие

ћифические существа люб€т заниматьс€ пр€дением и ткачеством, но чаще всего практической пользы это не приносит.

Ђќткикиморы не дождешьс€ пр€жиї Ц говоритс€ в пословице. Ќародна€ пам€ть сохранила больше историй о нехорошем Ђисходеї пр€день€ духами: видеть пр€дущую кикимору Ц к смерти в избе; когда кикимора гремит коклюшками Ц быть беде.


 икимора. √рафика. ћузей-усадьба ƒержавина

ќднако если за пр€лку садитс€ дух (особенно в значимые дни года, благосклонно расположенный к хоз€евам), последстви€ бывают благопри€тными Ц дух может Ђнапр€стьї богатство, здоровье, удачу.



„аще всего пр€д€, дух приговаривает и нашептывает пожелание, чару€ пр€жу, домочадцев, скот. ƒл€ того, чтобы Ђне рисковатьї, старались не оставл€ть рукоделье на видном месте, воврем€ заканчивать работу, и, по большому счету, не ссоритьс€ с духами.



¬ пр€дущих (в€жущих, плетущих, ткущих, шьющих, вышивающих) духах часто узнаваемы божества, предопредел€ющие судьбу, будущее.
—реди богинь-пр€х наиболее известна ћокошь (предположительно св€зь со словом Ђmokosї Ц Ђпр€дениеї, но этой св€зи обнаружить мне не удалось, зато в санскрите найдены слова mocsa Ц освобождение, спасение души, мокшака Ц разрывающа€ св€зи). ƒругие версии имени Ц ћа-кош означает Ђћать жреби€Ф (в санскрите найдены слова kac Ц св€зывать, kac Ц Ђбыть видимым, про€вл€тьс€ї).



–ожаницы, богини Ђпредопределенностиї, вместо пр€жи пр€дут судьбу людей, надел€€ их счастливым или несчастливым уделом. ќдна дева мер€ет жизнь, друга€ отрезает нить судьбы, треть€, старша€, произносит слово судьбы. ( ульт рожаниц постепенно сливалс€ с культом домашних духов). »ногда рожаницам соответствуют Ђпр€хи заговоровї, локализуемых на горе (камне, на реке (море), под деревом (на столбе), где Ђтри девицыЕ пр€дут, выпр€дают, узоры набираютї.



—ходные функции несли богини судьбы ƒол€ и Ќедол€ (—реча и Ќесреча).




ƒомовой (либо доможириха, женска€ ипостась домового), хранитель дома, предок рода.



ћара (призрак, привидение, наваждение, выгл€д€ща€ как маленька€, Ђзапечельна€ї старушка), по€вл€етс€ лунной ночью. »ногда она принимает вид пр€лочного колеса, иногда рвет пр€жу и кудель, что служит определенным символом Ц (в образе богини смерти) мара забирает душу, покидающую тело.



 икимора (вариации мара/жена домового, выгл€дит как женщина любого возраста с выраженным физическим уродством, св€зана с культом мертвых) любит пр€сть в одиночестве Ц иногда помога€ хорошим хоз€йкам, а нерадивым вред€.



–усалки (объедин€ющие в народных представлени€х всех женских природных духов, а также умерших неестественной смертью женщин) люб€т шить. ¬ русальную неделю им оставл€ли на деревь€х холстину, нитки, одежду.



ЂЋесные женыї дар€т люд€м клубки Ђнеубывающихї ниток.



 омоха (персонификаци€ лихорадки) Ц помимо владени€ разными инструментами (режет ножом, точит) еще и пр€дет.



ѕараскева ѕ€тница, после прихода на –усь христианства восприн€ла функции ћокоши, стала покровительницей ткачества, пр€дени€ и домашней работы. ≈е образ, веро€тно, слилс€ в т.ч. с Ѕабой —ередой (помогающей пр€сть и белить холсты), украинской Ќичкой (пр€дущей, особенной по п€тницам, оставленные кудели).



ћифическа€ пр€ха, живуща€ в Ђизбушке на курьей ножке, на веретенной п€ткеЕ шелк пр€дет, нитки длинные сучит, веретено крутитЕї (по описанию Ѕаба-яга, либо старуха/ведунь€). ѕр€ха веретено крутит, избушка вертитс€, нить в клубок скручиваетс€ Ц а тот клубок помогает преодолеть пространство и врем€ герою, ищущему свою судьбу.
∆енщина »ного мира, помогающа€ кому-то в мире человечьем Ц использу€ магические способности она оживл€ет тканное/вышитое полотно, твор€ гармонию между мирами Ц низшим, высшим и срединным.



ѕредполагаетс€, что изначально каждый день недели св€зывалс€ с существом пр€дуще-ткущим, даже само название Ђсуткиї однокоренное с глаголом Ђткатьї Ц Ђто, что сотканої (сТтки). ћес€цы года тоже зашифрованы в русской Ђпр€дельнойї загадке: Ђ—тоит дом в 12 окон/¬ каждом окне по 4 девицы/” каждой девицы по 7 веретен/” каждого веретена свое им€ї.



ѕо€вление пр€дущих духов приурочено к определенному времени Ц в Ђпереходныеї моменты, когда миры оказываютс€ близко друг к другу, пр€дение носит не бытовой характер, а судьбоносный.

ѕоэтому Ђпростым смертнымї в такое врем€ нельз€ притрагиватьс€ к магическому инструменту сотворени€ полотна жизни Ц женщины отдыхают, а богини, духи и Ђзнающиеї пр€дут, воздейству€ на человеческую жизнь и мироздание.



¬ Ђпереломноеї врем€ нельз€ вить веревки, скручивать нитки, сматывать клубки, в€зать узлы, плести, гнутьЕ Ћюди, не подозревающие о скрытой св€зи вещей (что наверху Ц то и внизу), могут легко разрушить хрупкое равновесие, позвол€€ силам хаоса проникнуть в Ђупор€доченныйї мир, принос€ дисгармонию и асимметрию.



ќтсюда проистекают страшные истории о наказанных пр€хах, пренебрегшим запретом Ц в их жизни либо что-то рветс€, либо путаетс€, либо выходит криво-косо, либо оказывает вли€ние на погоду или свою семью и рождение детей, естественно, в неблагополучном смысле. ≈сли же человек, вмешавшийс€ в процесс Ђплетени€ невоврем€ї пон€л, что рождаетс€ сейчас под его руками нечто нехорошее, должен рассечь созданную вещь на части, дабы Ђвернуть мироздание в исходное состо€ниеї.



Ќельз€ пр€сть в дни солнцеворота (зимний Ц св€зывалс€ с культом мертвых, отсюда обычай р€дитьс€, приходить к друг другу в гости р€женными и пр€сть, сид€ на полат€х, словно бы не женщины, а кикиморы, вед€ при этом разговоры о судьбе молодого поколени€), на русальной неделе (переход от весны к лету, седьма€ недел€ после ѕасхи, когда рожь зацветает), по п€тницам.



—езон Ђпр€дени€ї и обработки льна начиналс€ с наступлением зимы (окт€бр€). Ќа девичьих посиделках и запр€дках (досл. Ђнова€ пр€жаї) женщины и девушки общались, мечтали, пр€ли (а женска€ маги€ предполагает умение мечта€ Ц создавать, вынашивать и рождать желаемое).



—озданна€ в „истый четверг и в канун Ќового года нить (либо шнурок) и надета€ Ђзнающимї людьми на зап€стье или по€сницу человека, совершившего телесное и духовное очищение (по поверь€м, бан€ и это умеет делать), способствовала благопри€тному продолжению человеческой жизни и защищала от колдовства (поверим на слово).



¬ ночь перед –ождеством (зимнее солнцесто€ние), когда границы миров истончаютс€, прошлое-насто€щее-будущее оказываютс€ р€дом, пр€ли программирующие нити.
«аканчивалось пр€дение 26 марта (по ст.ст.), к этому времени полагалось завершить последнюю пр€жу, иначе сделанное Ђне пойдет впрокї.


¬ышивка, выполненна€ накануне пасхальной, ивановской и петровской заутрени (пороговые дни года), обладала особой магической силой. ќдежда, созданна€ в значимое врем€ года подразумевала обновление и возрождение.



»спользуемый в пр€дении материал Ц чаще всего шерсть, лен, конопл€, хот€ иногда в ход идут куриные перь€ (кикимора и мара) и волосы хоз€ев (ћокошь).
»спользу€ шерсть/перь€/волосы духи манипулируют средоточием жизненной силы людей и животных, поэтому такие Ђнитиї обладают более сильным воздействием. ƒухи-пр€хи часто сами могут оборачиватьс€ куделью, и тогда пр€детс€ уже не просто шерсть, а их волосы Ц как сочетание жизненной и магической силы, передаваемой полотну. ќдновременно пр€дущие духи ли, женщины ли, наговаривают на свою работу пожелани€.



¬ отличие от простых смертных духи все-таки выполн€ют свою Ђработуї сознательно, они существуют на тонком уровне Ц и вид€т тонкие плетени€ Ц с чего они начаты, как св€заны, чем закончатс€: поэтому дл€ них Ђплестиї потоки также легко, как дл€ людей нити.
ƒл€ достижени€ целей использовали не только разный материал дл€ нитей (шерсть, лен, шелк), но и разную цветовую гамму (красные, белые, суровые, черные), а также разное количество нитей (одна, три или более).



—пособ пов€зывани€ нитей на тело человека можно соотнести с различными украшени€ми: на шее нить ассоциируетс€ (либо замен€етс€ позже) ожерельем, на руке Ц браслетом, на пальце Ц кольцом, на талии Ц по€сом.
“акже важен был способ креплени€ нити на теле: обв€зывание или крест-на-крест.



»спользование нити/кудели/веревки в обр€дах




“айный, магический смысл рукоделий оказалс€ известен не только богам-духам, но и Ђзнающимї люд€м, колдунам, знахар€м. ¬ отличие от простых людей, Ђзнающиеї занимались осознанными и целенаправленными манипул€ци€ми с куделью, пр€жей, нитью, веревкой и пр. атрибутами рукодели€. Ёти действи€ нашли отражение в гадательных и магических обр€дах.

1. ѕр€дут Ђнаопакї (наоборот) две нити Ц одну женихову, другую Ц невестину, пускают их на залитую водой сковороду, и смотр€т: сойдутс€, совьютс€ Ц быть свадьбе, а если разойдутс€ Ц не судьба. ќтсюда может идти выражение Ђсв€зать свою судьбуї.



4. Ћьн€ной пр€жей обвивают конец лучины, втыкают между половиц и поджигают. ¬ какую сторону лучина склонитс€, оттуда и жениха ждать. ¬ариант: отмечают, куда лет€т остатки догоревшей на лучине кудели Ц к двер€м, Ц жди сватов, от дверей Ц в девках куковать.



5. јтрибутом гаданий выступали и издели€ из ниток и пр€жи, например, по€с.
ѕо€с клали у порога церкви, и первый перешагнувший был Ђносителем имени женихаї. ƒл€ девушки же, сплетшей кушак, нить становилась судьбоносной (веро€тно, если она хотела изменить судьбу, надо было распустить, перерезать кушак?).

6. ѕрограммирование жизни молодых при помощи нити и пр.

ƒевушка перед свадьбой шли в баню с колуном, держась за конец по€са. ѕеред тем, как парить невесту, колдун перев€зывал оставшейс€ частью по€са ей правую руку, правую ногу и грудь, приговарива€: ЂЌоги к ногам, руки к рукам, к грудине Ц на востокї. Ётот обр€д Ђсв€зывалї молодых, чтобы они шли рука об руку, не расходились и любили друг друга. (»нтересно, а с мужчинами ничего подобного не проделывали?).



7. Ќа свадьбах пр€ли Ђнитки долгой жизниї, св€зыва€ молодых Ђна долго и счастливої.

8. ѕо€с в бане, надетый на невесту, имел определенное число узлов. ѕо числу узлов рождалось число сыновей.



12. ¬ детскую колыбель клали пр€слице дл€ девочки или лучок дл€ отбивки шерсти дл€ мальчиков, в р€де мест к колыбели привешивали веретено/кудель/лучину/ножницы, счита€, что эти предметы отвлекут ночных духов от ребенка (ведь пр€сть им часто куда интереснее).



13. ќбр€д Ђотворачивани€ї. »ща или жела€ вернуть заблудившегос€/пропавшего человека/скотину, красной нитью (символ жизни) обв€зывали кусочек холста (как существа в целом). ¬еро€тно, тут срабатывал принцип путеводной нити јриадны в критском лабиринте.

14. Ќить-судьба работает в новоселье, чтобы судьба владельцев дома была прочно св€зана с новым обиталищем, клубок ниток бросали через порог, а потом по старшинству, держась за Ђпутеводную нитьї входили в дом.



15. ¬еревка выступает как образ общины (то, что сплетено из множества нитей Ц но по сути €вл€етс€ одной).

16. ¬еревка Ц это дорога между мирам (чаще, правда, в нижний мир, чем в верхний).

17. —плетенные левой рукой нитки в чистый четверг считались Ђпрограммирующими судьбуї. ¬ ≈горьев день (6 ма€) эту нитку вместе с лоскутом вешали на древо желаний, и задуманное исполн€лось.



18.   пр€же приравниваетс€ и человеческий волос как средоточие жизненной силы (души). —мертную рубаху вышивали волосами, в саван вплетались волосы покойного Ц так воплощалась иде€ загробного существовани€ и последующего возрождени€.

19. “канные издели€ (холсты, полотна, особенно украшенные Ђвычурамиї) часто св€зывались с дорогой, соедин€ющей миры, а также умершими предками и будущими потомками. ѕон€ти€ Ђдорогаї, Ђтканьї, Ђполотенцеї, Ђплатокї в мифологии эквивалентны словам Ђдорогаї и Ђсудьбаї.




 (176x53, 9Kb)

источник
–убрики:  –≈“–ќ
‘ќ“ќ√–ј‘»я
»—“ќ–»я –ќ——»»
— ј« », Ћ≈√≈Ќƒџ ѕ–»“„»
 ”Ћ№“”–ј, »— ”——“¬ќ
∆»¬ќѕ»—№, –»—”Ќќ 
ћетки:  

ѕроцитировано 20 раз
ѕонравилось: 4 пользовател€м



murple   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ќкт€бр€ 2011 г. 08:35 (ссылка)
ƒоброе утро ! ћои комплименты "костюмчику" , очень симпатично ! ѕост интересный и познавательный . —колько чего св€зано с пр€лкой ..
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Madam_Irene   обратитьс€ по имени —уббота, 15 ќкт€бр€ 2011 г. 10:25 (ссылка)
“ри девицы под окном
ѕр€ли поздно вечерком... »нтересный пост, и еще в сказках веретено и пр€лка всегда присутствуют.
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Arga_lusha   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 ќкт€бр€ 2014 г. 01:29 (ссылка)
Ѕлагодарю за пост. “ќ что нужно дл€ мен€ сейчас! ¬ернулась в школу. ≈сть тема по пр€лкам - надо показать деткам, объ€снить и чтобы они зарисовали - очень пригодитс€ информаци€ в подготовке к уроку!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Bo4kaMeda   обратитьс€ по имени ѕ€тница, 24 ќкт€бр€ 2014 г. 04:04 (ссылка)

ќтвет на комментарий Arga_lusha

—пасибо за комментарий! ќчень при€тно, то материал пригодилс€)) ”дачи вам!))
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
nadezhda5134   обратитьс€ по имени —реда, 14 январ€ 2015 г. 20:10 (ссылка)
—пасибо за интересный пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
zateinik   обратитьс€ по имени ¬оскресенье, 15 ћарта 2015 г. 13:34 (ссылка)
«амечательный материал!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку