Люди, зацените то, над чем я работала целую субботу!!!!!
А.Н. Островский – крупнейший драматург второй половины 19 века. В его пьесах отражены практически все стороны русской жизни. Он один из первых дал широкое описание купечества в России. Свою драму «Гроза» Александр Николаевич писал под впечатлением от путешествия по Волге. Эту пьесу можно смело назвать жемчужиной русской литературы. В январе 1860 года впервые выходит в свет грандиозное произведение А.Н. Островского» Гроза». Оно поражает читателей своим сюжетом и трагическим концом, но наиболее обширным предметом для обсуждения становится Катерина – «русский сильный характер», для которого правда и глубокое чувство долга превыше всего.
Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт молодой девушки с «темным царством», царством самодуров деспотов и невежд. Узнав, почему возник этот конфликт, и почему конец такой трагический, можно заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни.
Существует версия, что Островский писал «Грозу», будучи влюбленным, в актрису Малого театра Любу Косицкую. Именно для нее он писал свою Катерину, именно она ее и сыграла. Однако актриса не ответила на пламенную любовь писателя – она любила другого, который позже довел ее до нищеты и ранней смерти. Но тогда, в 1859 году, Любовь Павловна играла, словно свою судьбу, жила привычными для нее чувствами, создав образ юной трогательной Катерины, покорившей даже самого императора.
Чтобы глубже понять характер Катерины нужно сначала обратиться к детским годам главной героини, о которых мы узнаем из ее монологов. В это беззаботное время Катерину, прежде всего, окружала красота и гармония, она "жила, точно птичка на воле" среди, материнской любви и благоухающей природы.
Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней "души не чаяла", не принуждала работать по хозяйству. Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, собирала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега!
Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Именно поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой.
После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана и жестокости. Попав в новую семью, где все находится под властью суровой, грубой, деспотичной Кабанихи, Катерина не находит участливого отношения к себе. Мечтательная, искренняя, чистая, доброжелательная к людям, Катерина особенно тяжело воспринимает гнетущую атмосферу этого дома. В совершенно иные условия попала Катерина в доме мужа, за которого вышла против своей воли. На каждом шагу Катерина чувствовала зависимость от свекрови, терпела унижения и оскорбления. « Какая я была резвая, а у вас я завяла совсем. Такая ли я была?» - сокрушается Катерина. У девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала специально для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными для нее делами. Грустные и тревожные мысли ей не дают спокойно любоваться природой.
Катя уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: "Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю". Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: "Что на шею-то виснешь, бесстыдница? Не с любовником прощаешься".
В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет.
И когда он, уезжая на время, покидает Катерину, то она становится совсем одинокой.
Катерина предельно честный человек, она искренне боится совершить грех, даже в мыслях изменить мужу. Вот эта-то борьба между долгом своим и новым чувством и ломает ее судьбу. В своей борьбе Катерина не находит союзников. Варвара, вместо того, чтобы утешить ее, поддержать, толкает к измене. Кабаниха ее изводит, а муж только и думает, как бы несколько дней пожить без матери. Если он знает, что две недели мать над ним стоять не будет, то до жены ли ему. Так объясняется с Катей Тихон перед расставанием. Катерина надеется хоть в одном человеке обрести опору. Напрасно.… И роковое свершается. Катерина уже не может обманывать сама себя. « Перед кем я претворяюсь – то!» - восклицает она. И решается на свидание с Борисом.
Почему Катерина полюбила Бориса? Ведь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя. Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: "Ты меня загубил". Борис - причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния. Она признается во всем мужу и Кабанихе.
"Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу" - такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себя? Будучи очень религиозной. Катя боится Бога. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести. Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: "Нет, мне что домой, что в могилу - все равно...В могиле лучше...Опять жить? Нет, нет, не надо... нехорошо". Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Тем самым она доказывает правоту, нравственную победу над «темным царством». Добролюбов определял характер Катерины как "решительный, цельный, русский". Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть, ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этом самим собой, свободным, не рабом.
Немаловажно значение образа Катерины и в наши дни. Да, может, многие считают Катерину безнравственной, бесстыжей изменщицей, но разве она виновата в этом?! Виноват скорее всего Тихон, который не уделял должного внимания и ласки жене, а лишь следовал советам его "маменьки". Катерина же виновата лишь в том, что вышла замуж за такого безвольного человека. Ее жизнь была разрушена, но она пыталась из останков "построить" новую. Катерина смело шла вперед до тех пор, пока не поняла, что идти больше некуда. Но и тогда она сделала отважный шаг, последний шаг над пропастью, ведущей в другой мир, возможно, и лучший, а, возможно, и худший.
И этот мужество, жажда правды и свободы заставляют преклониться перед Катериной. Да, вероятно, она не столь идеальна, у нее есть свои недостатки, но смелость делает героиню предметом для подражания, достойным похвалы.