-ћетки

¬ивальди —крипка Ўуберт акварель антична€ философи€ архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижЄры древн€€ греци€ духовна€ музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство истори€ истори€ музыки истори€ россии итали€ италь€нские композиторы камерна€ музыка классическа€ музыка композиторы концерт дл€ фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мифологи€ мои видео мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзи€ поэты природа пушкин разное рахманинов романс русска€ усадьба русские композиторы сен-санс симфоническа€ музыка симфони€ скрипачи скрипична€ музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианна€ музыка франци€ художественный фильм художники чайковский швейцари€ шопен шуман ювелирное искусство

 -ѕодписка по e-mail

 

 -ѕоиск по дневнику

ѕоиск сообщений в Barucaba

 -—татистика

—татистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
—оздан: 25.05.2008
«аписей:
 омментариев:
Ќаписано: 53016


’мелита - бывша€ усадьба двор€н √рибоедовых

¬торник, 11 ћарта 2014 г. 01:35 + в цитатник
÷итата сообщени€ ћай€_ѕешкова –усские исторические усадьбы:’мелита-милые места

’мелита-милые места,
 расиво здесь, как в прошлом веке.
Ћюбви высокой чистота,
—в€тые чувства в человеке
ѕроснутс€, только прикоснись...
 оснись старинного ро€л€
» обретЄшь иную высь...
—в€тые чувства не ув€ли..


—ветлана ѕригоцка€

                                                                


’мелита — бывша€ усадьба двор€н √рибоедовых в селе ’мелита, ныне государственный историко-культурный и природный музей-заповедник.





–асположена в ¬€земском районе —моленской области, в 37 км к северо-западу от¬€зьмы, в 260 км от ћосквы, по обеим сторонам автодороги ¬€зьма — ’олм-∆ирковский.

ќбща€ площадь охран€емой территории 24 633 га. ¬ состав музе€-заповедника, помимо остатков паркового ансамбл€, входит господский дом XVIII века, выстроенный в редком дл€ провинциальной усадебной архитектуры стиле елизаветинского барокко. јвтор проекта этого пам€тника архитектуры федерального значени€ с характерной дл€ той эпохи наружной лестницей не установлен.


јлександр —ергеевич √рибоедов

¬ ’мелите не раз бывал драматург ј. —. √рибоедов. ѕо сторонам главного дома расположены флигели.  азанска€ церковь выстроена в 1759 году в традици€х более ранней эпохи.


ѕ. ј. √ейден,

¬о второй половине XIX века усадьба пришла в упадок и лишилась своей меблировки. ¬ 1894 г. ’мелиту приобрЄл граф ѕ. ј. √ейден, который не только отреставрировал старинный дворец, но и перевЄз сюда собрание из 130 первоклассных картин своего тест€ кн€з€ ƒондукова- орсакова, среди которых — живописные полотна √видо –ени,–афаэл€ ћенгса,  оро. ѕосле ќкт€брьского переворота собрание было национализировано и вывезено в столицы.

¬ советское врем€ дворцово-парковый ансамбль подвергс€ планомерному уничтожению: «разобрали два флигел€, до неузнаваемости изуродовали  азанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основани€ два других храма, уничтожили часть построек хоз€йственного назначени€». ѕосле пожара 1954 года усадебный дом «сто€л без крыши под снегами, дожд€ми, разруша€сь на глазах»; его разбирали на кирпич местные кресть€не.

¬ 1967 г. в ситуацию вмешалс€ знаменитый реставратор ѕ. ƒ. Ѕарановский. ≈го ученики ¬. ≈.  улаков и ћ. ћ. ≈рмолаев провели комплексную реставрацию пам€тника в (предполагаемых) изначальных формах середины XVIII века.

‘лигель

ћузей-заповедник образован на основе существовавшего с 1988 года музе€-усадьбы ј. —. √рибоедова ѕостановлением —овета ћинистров –—‘—– є 356 от 10 сент€бр€ 1990 года «в цел€х сохранени€ пам€тников истории и культуры, уникального природного ландшафта и пам€тных мест, св€занных с именем великого русского писател€ ј. —. √рибоедова».

¬ состав музе€-заповедника также вход€т обращЄнна€ в музей усадьба √ородок как место рождени€ адмиралаЌахимова и —пас-¬олжинский погост с храмом, где был крещЄн будущий флотоводец

ѕарадный зал

’мелита – сама€ древнейша€ из дошедших до наших дней двор€нских усадеб смоленской земли. ќна расположена в центре одноименного села, известного с 1614 года. —ело получило свое название от речки ’мелитки, по берегам которой были заросли хмел€.

»стори€ ’мелиты – типична€ истори€ русского двор€нского гнезда. ¬ XVI в. село принадлежало кн€зь€м Ѕуйносовым-–остовским. ¬ конце XVII столети€ имение от кн€зей Ѕуйносовых-–остовских переходит к —. ‘. √рибоедову
.

— 1747 года усадьбой владел лейб-гвардии капитан-поручик ѕреображенского полка ‘едор јлексеевич √рибоедов, дед известного драматурга и дипломата ј.—. √рибоедова. ѕри нем ’мелита приобретает свой окончательный облик богатой «каменной усадьбы» и переживает свой насто€щий расцвет.


ѕри ‘. ј. √рибоедове в 1753 г. началось строительство главного дома. ƒворцово-парковый ансамбль, созданный неизвестным архитектором, состо€л согласно ѕлану √енерального межевани€ 1778 года из «дома господского каменного о двух этажах с четырьм€ флигел€ми, регул€рного парка с глухими и открытыми алле€ми, двух копаных прудов с саженой рыбой, хороших цветников с каменными стату€ми, пейзажного парка и разных хоз€йственных служб».

ѕанораму усадебного ансамбл€ дополн€ла построенна€ ‘. ј. √рибоедовым в 1759 – 1767 гг. каменна€ церковь во им€  азанской иконы Ѕожьей ћатери с трехъ€русной колокольней, трапезной и 2 приделами: Ќикольским и »оанно-ѕредтеченским.

’мелита €вл€ла собой классическую русскую усадьбу с прекрасно налаженным натуральным хоз€йством, винокуренным заводом, ветр€ной мельницей, небольшим конным заводом, при котором имелись лошади разных пород, манежем, скотным двором. ¬се это находилось за пределами парадной части имени€.

¬ конце XVIII – начале ’I’ века владельцем этого богатого смоленского имени€ был коллежский советник јлексей ‘едорович √рибоедов, московский барин, родной д€д€ великого драматурга. ’оз€ин ’мелиты жил на широкую ногу. ¬ доме были богата€ библиотека, картины, домашний театр и цыганский хор, прекрасные учител€ и гувернеры.

јристократическое сродство, знакомство, положение в обществе св€зывали владельца ’мелиты как со знатными столичными фамили€ми, так и с двор€нскими семь€ми якушкиных, Ўереметевых, Ќахимовых, Ћыкошиных, ќзеровых, ”варовых, имени€ которых соседствовали с грибоедовской ’мелитой.  ак раньше в ћоскве, так и теперь в загородной усадьбе дом јлексе€ ‘едоровича отличалс€ хлебосольством и прит€гательной силой.

Ќа балы в дом √рибоедовых собиралось избранное аристократическое общество, в том числе молодежь, которую сближало увлечение поэзией, музыкой, театром. ¬ 1790-1810-е гг. (до 1812 г.), в свои детские и юношеские годы, здесь каждое лето гостил ј.—. √рибоедов. ¬ ’мелите в его распор€жении было обилие книг – богата€ библиотека русской и иностранной литературы, собрание подписных журналов.

»з записок ¬. ». Ћыкошина известно, что на летнее врем€ великолепна€ усадьба √рибоедова становилась дл€ многих самым любимым и родственным домом. «’мелитское общество» устраивало пикники на природе, совершало прогулки, по вечерам из окон лились звуки музыки. Ёто јлександр √рибоедов и его кузины - прекрасные музыкантши – играли на фортепь€но.

 огда же гости разъезжались, јлександр любил рассматривать в опустевших поко€х семейные портреты, строгие лики предшествующих поколений, парадные царские портреты, которые по заведенной традиции украшали стены гостиных. ¬се было красиво и спокойно в доме д€ди в эти часы.

’мелита.  омната сестер на втором этаже

ƒл€ одаренного, внимательного мальчика ’мелита становилась невольно и объектом наблюдени€ быта и нравов помещичьей среды. ≈го детские и юношеские наблюдени€, "хмелитские" впечатлени€ от встреч со столичным и усадебным двор€нством стали позднее одним из источников создани€ комедии « √оре от ума».

’мелита.  омната юного ј.—.√рибоедова на втором этаже

Ѕолее роскошна€, уютна€ и аристократична€, чем другие усадьбы, ’мелита сильнейшим образом повли€ла на формирование и становление личности великого русского драматурга и выдающегос€ государственного де€тел€ ј. —. √рибоедова, отразившись в его творчестве.

’мелита.  омната ј.—. √рибоедова на втором этаже (южна€ углова€)

¬ дни ќтечественной войны 1812 г. в ’мелите вместе с оккупационными войсками останавливалс€ ближайший сподвижник Ќаполеона, вице-король Ќеапол€ и —ицилии, маршал ‘ранции ћюрат. ¬о врем€ отступлени€ французских войск в ’мелите сто€л конный партизанский отр€д генерал-майора ». ћ. Ѕегичева.

’мелита. Ћюстра в стиле ампир в комнате ј.—. √рибоедова

ќсновна€ часть усадьбы XVIII – нач. ’I’ в. имела симметричную осевую планировку.

’мелита. ¬ещи и рукописи ј.—.√рибоедова

— запада, от долины р. ¬€зьма, открывалс€ вид на главное здание, на ступенчатые террасы перед ним и на церкви. ¬ерхн€€ терраса, с четырьм€ двухэтажными флигел€ми в ее углах, служила парадным двором.

Ќа середине ее длинной восточной стороны возвышалс€ большой господский дом. ѕо другую сторону дома находилс€ квадратный регул€рный парк с главной аллеей. јлле€ кончалась пр€моугольным искусственным прудом.   северу парк переходил в пейзажный, эта часть была намного больше по площади и имела свой пруд с островом посредине.

ƒворец.√алере€.‘лигель

ќколо 1836 г. главные постройки усадьбы подверглись серьЄзной реконструкции. “рапезна€  азанской церкви была расширена; усадебный дом приобрЄл ампирные черты, вместо предшествующих барочных.
Ќачина€ со 2-й трети XIX в. ’мелита быстро мен€ет владельцев и постепенно приходит в упадок – сначала она переходит в руки представителей женской линии фамилии √рибоедовых, а в 1869 г. продаетс€ сычЄвскому купцу —ип€гину.


  концу XIX в. дом пребывает в ужасном состо€нии, никто не жил в нем уже много лет. ¬се запущено. —еверный флигель снесен, верхний этаж южного флигел€ разрушен. ¬ зале на полу сушилось зерно, из скважин паркета росла рожь. Ќекий подъЄм намечаетс€ в период владени€ ’мелитой семейством √ейденов. √раф ѕ. ј. √ейден купил это имение в 1894 г., когда в доме была распродана вс€ мебель, и новым хоз€евам пришлось закупать ее заново.


ѕеред окт€брьским переворотом усадьбой владела ¬. ѕ. √ейден-¬олкова, при которой в 1912 г. надстроили второй этаж над галереей и юго-восточным флигелем.


ќколо 1910 г., после пожара в имении √ейденов √лубокое (ѕсковска€ губ.), в ’мелиту перевезли великолепную коллекцию живописных полотен: 130 картин, собранных кн€зем Ќ.Ќ. ƒондуковым- орсаковым, когда он возглавл€л јкадемию ’удожеств. —реди картин были работы ƒжорджоне, √видо –ени, –афаэл€ ћенгса,  амил€  оро и других известных мастеров.


¬ 1918 г. в главном здании разместили Ќародный дом – с театром, читальней, чайной. ѕосле национализации имени€ в 1919 г. его закрыли, а вещи, картины и библиотеку передали в музеи и собрани€ —моленска, ¬€зьмы и ћосквы.



¬о врем€ немецко-фашистской оккупации главный дом был зан€т штабом гитлеровских войск и получил три пробоины от снар€дов нашей артиллерии.


¬ своем первоначальном виде дворцово-парковый ансамбль не сохранилс€. ¬рем€, революци€, война, небрежени€, стихийные бедстви€ не пощадили ’мелиту. ¬ советское врем€ архитектурному комплексу нанесЄн серьЄзный ущерб: разобрали два флигел€, до неузнаваемости изуродовали  азанскую церковь, уничтожив трапезную и колокольню, снесли до основани€ два других храма, уничтожили часть построек хоз€йственного назначени€.


—амый сильный удар был нанесен по усадьбе в 1954 году. «десь размещались школа, колхозна€ контора и склад. Ќа полу дворца сушилось липовое лыко. ќднажды, по неосторожности, в доме возник пожар. Ћыко вспыхнуло как порох. ƒворец горел целую неделю.


Ќад ’мелитой еще долго висел черный удушливый дым. ƒом сто€л без крыши под снегами, дожд€ми, разруша€сь на глазах. —пуст€ врем€ колхозники стали разбирать стены на кирпич дл€ домашних нужд.


¬ 1967 году на пепелище ’мелиты попадает ѕетр ƒмитриевич Ѕарановский – известнейший подвижник, архитектор-реставратор. ќн был выдающимс€ знатоком русской старины, но как смол€нин особенно любил смоленские пам€тники. ѕо его инициативе и начались реставрационные работы в усадьбе ’мелита.


— 1970-х гг. идет восстановление архитектурных построек усадьбы. Ѕольшой вклад в него внес работник московских реставрационных мастерских, а впоследствии директор музе€ в этой усадьбе ¬. ≈.  улаков. »сследование и подготовку проектных чертежей провел московский архитектор-реставратор ћ. ћ. ≈рмолаев. Ёти люди смогли дать жизнь музею, начать процесс реставрации и возрождени€ одного из самых посещаемых ныне заповедников русской культуры.

√осударственный историко-культурный и природный музей-заповедник «’мелита» был открыт в ¬€земском районе —моленской области в 1990 г. ѕлощадь музе€-заповедника 24635 га. Ќа его территории наход€тс€ мемориальные, архитектурные, исторические и природные пам€тники, св€занные с именами ј.—. √рибоедова, ј.—. ’ом€кова, ѕ.—. Ќахимова, —.—. ”варова, ћ.ј. Ѕулгакова. Ѕольша€ духовна€ насыщенность пространства, концентраци€ выдающихс€ имен и судеб, историко-архитектурное и мемориальное значение пам€тников музе€-заповедника делают его уникальным €влением в истории русской культуры.
÷ентром заповедника €вл€етс€ усадьба ’мелита, родовое имение √рибоедовых с конца XVII в. ћузей ј.—. √рибоедова был открыт здесь к 200-летию великого писател€, в 1995 г. ќн располагаетс€ в цокольном этаже дворца.
—ейчас туристическую —моленщину невозможно представить без музе€-заповедника, россыпи окружающих его усадеб и храмов, ежегодных грибоедовских чтений в самой ’мелите.
»сточник: http://sviridenkova.livejournal.com/, http://blog4woman.ru/[/more]

ћетки:  
ѕонравилось: 2 пользовател€м



мари€_карчина   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ћарта 2014 г. 14:12 (ссылка)
 ак при€тно видеть такие пам€тные дл€ российской истории уголки во всей красе и пор€дке! Ѕольшое спасибо за пост!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
tatulja-ulan   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ћарта 2014 г. 20:30 (ссылка)
Ќизкий поклон и вечна€ пам€ть ѕетру ƒмитриевичу Ѕарановскому!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Barucaba   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ћарта 2014 г. 21:09 (ссылка)

ќтвет на комментарий tatulja-ulan

tatulja-ulan, спасибо большое за внимание к публикации и отзыв!
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
Barucaba   обратитьс€ по имени ¬торник, 11 ћарта 2014 г. 21:13 (ссылка)

ќтвет на комментарий мари€_карчина

мари€_карчина, спасибо большое за отзыв, ћари€! Ёто действительно при€тно и всел€ет надежду на достойное будущее наших пам€тников истории и культуры...
ќтветить — цитатой ¬ цитатник
 омментировать   дневнику —траницы: [1] [Ќовые]
 

ƒобавить комментарий:
“екст комментари€: смайлики

ѕроверка орфографии: (найти ошибки)

ѕрикрепить картинку:

 ѕереводить URL в ссылку
 ѕодписатьс€ на комментарии
 ѕодписать картинку