-Метки

Вивальди Скрипка Шуберт акварель античная философия архитектура ахматова балет бах бетховен вальс верди весна видео гендель гитара дирижёры древняя греция духовная музыка женщины в искусстве женщины в истории живопись искусство история история музыки история россии италия итальянские композиторы камерная музыка классическая музыка композиторы концерт для фортепиано с оркестром лист литература любовь люди и судьбы мои видео мои публикации мои фото москва моцарт музеи музыка музыкальные инструменты музыканты мультфильм немецкие композиторы опера певцы пейзаж пианисты портрет поэзия поэты природа пушкин разное рахманинов романс русская усадьба русские композиторы сен-санс симфоническая музыка симфония скрипачи скрипичная музыка современное искусство стихи страны и города театр фильм фортепианная музыка франция художественный фильм художники чайковский швейцария шопен шуман ювелирное искусство

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Barucaba

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 25.05.2008
Записей:
Комментариев:
Написано: 53242


Почему смеётся Петрушка

Четверг, 19 Ноября 2009 г. 15:33 + в цитатник

 К нам во двор шарманщик нынче по весне,
 Притащил актеров труппы на спине:
 Развернул он ширму посреди двора;
 Дворники, лакеи, прачки, кучера
 Возле ширм столпились, чтобы поглазеть,
 Как Петрушка будет представлять комедь.


 (400x300, 50Kb)


Возле мест народных гуляний развертывалась бойкая торговля горячим сбитнем, чаем из дымящихся самоваров, сладостями, орехами, пирогами и блинами. Тут же устанавливались балаганы, где выступали акробаты и жонглеры, показывали дрессированных животных и китайские тени, ставили лубочные комедии, спектакли-феерии и живые картины. Публику веселили скоморохи и, конечно, любимый народный герой. ПЕТРУШКА, «кличка куклы балаганной, русского шута, потешника, остряка в красном кафтане и в красном колпаке; зовут Петрушкой также весь шутовской, кукольный вертеп» (В.Даль). В XIX веке театр Петрушки был самым популярным и распространенным видом кукольного театра в России. Главным персонажем был Петрушка, именем которого и назван театр. Этот герой именовался также Петр Иванович Уксусов, Петр Петрович Самоваров, Ванька Рататуй и т. п. Он возник под влиянием итальянского кукольного театра Пульчинелло, с которым итальянцы часто выступали в Санкт-Петербурге и других городах и стал главным героем русского народного кукольного театра. Прапрадедушку нашего Петрушки звали Маккус. Он родился в Древнем Риме. У него, как и у его младших родственников голова была неправильной формы, крючковатый нос, на спине горб и живой, пронзительно острый взгляд. Уж очень он походил на заносчивого, задиристого петушка, и поэтому итальянцы окрестили его Пульчино, Пульчинелла, что в переводе с итальянского и означало «петушок». Несколько столетий кочевал Пульчинелла с бродячими кукольниками по многим странам Европы и чуть ли не в каждой из них оставлял потомство. Во Франции родились куклы, которых звали Полишинель и Гиньоль, а в Англии — Панч. В Германии тоже был свой кукольный герой, которого звали по-разному: Касперле, Гансвурст, Пиккельхеринг. Родной брат Гиньоля и Касперле — чешский Кашпарек.


 (193x247, 10Kb)
Панч 

Когда же возник и что нес с собой этот герой, одетый в свободную красную рубаху и остроконечный колпак? Свободная красная рубаха — юпа, остроконечный колпак — турик. Одежда русских скоморохов.
  Кукла Петрушка появилась тогда, когда полностью закрепился и выявил себя набор черт, определяющий скомороха. Кукла надела на себя не только его платье, но и его маску, а надев ее, смогла сохранить исчезающие традиции русской национальной культуры, восходящие к языческим временам.
  Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году (Олеарий). Как внешний вид Петрушки — длинный нос и колпачок с кисточкой, — так и сценки, которые он разыгрывал, почти не подвергались изменениям на протяжении столетий.
  Петрушечная комедия была очень популярна и чрезвычайно широко распространена с конца XVIII века. Петрушечники выступали на ярмарках, гуляниях, показывая свою незамысловатую комедию по нескольку раз в день.  
  Сам по себе театр Петрушки был простым. Самым распространенным был «ходячий» Петрушка. «Театр» состоял из легкой складной ширмы, ящика с несколькими куклами (по количеству персонажей обычно от 7 до 20), из шарманки и мелкой бутафории (палки или дубинки-трещотки, скалочки и пр.). Ширма петрушечника состояла из трех рам, скрепленных скобами и затянутых ситцем. Она ставилась прямо на землю и скрывала кукольника. Декораций театр Петрушки не знал. Кукольник в сопровождении музыканта, обычно шарманщика, ходил от двора ко двору и давал традиционные представления о Петрушке. Шарманка собирала зрителей, а за ширмой актер через пищик (свисток) начинал общаться с публикой. Позже, со смехом и репризой, выбегал сам Петрушка, в красном колпаке и с длинным носом. Шарманщик иногда становился партнером Петрушки: из-за пищика речь была не всегда внятной, и он повторял фразы Петрушки, вел диалог. В петрушечное представление вовлекаются зрители всех возрастов от мала до велика, ведь одна из ключевых особенностей этого театра – его импровизационно-уличный характер. Несмотря на устойчивый сюжет, представления Петрушки всегда проходили при непосредственном разговоре с публикой, причем успех представления во многом зависел от умения артиста импровизировать. Прямой диалог с публикой в природе театра Петрушки. Но для уличной импровизации, кроме специальной подготовки артиста, необходим «кураж», а это свойство дается далеко не каждому.


 (383x698, 89Kb)
 

Его всегда можно было видеть во время народных гуляний, на ярмарках. В любом месте и в любое время, переходя из города в город, они выставляли на улице свой «театр» под открытым небом. И вот он, маленький живой человечек с длинным носом прыгает на край ширмы и начинает говорить резким, визгливым голосом. А для этого кукловод-комедиант должен был положить на язык маленькое устройство, состоящее из двух костяных пластинок, внутри которых была укреплена узкая полоска полотняной ленточки. Голос Петрушки, созданный с помощью специального устройства – пищика, такая же неотъемлемая его принадлежность, как и огромный нос, как и шутовской колпак, как и игрушечный горб. Все диалоги в спектакле построены на мгновенной смене пищика Петрушки и «живого» голоса иных персонажей, что естественно требует длительной профессиональной тренировки. У всех Петрушек мира голос искусственный, создаваемый пищиком. Нет пищика — нет Петрушки. Этот смех — и есть содержание спектакля. Существует целый ряд звуковых клише, которые иллюстрируют поведение куклы и безошибочно понимаются зрителем даже при отсутствии словесного диалога. Смех, рыдания, вздохи, восклицания — всё это инструменты речи куклы, которые усиливаются её искусственным голосом.

  Кроме того, пищик – древний синкретический инструмент, обладающий, как и особыми разговорными возможностями, так и специально музыкальными.
Пищик и дубинка Петрушки – традиционная для театра кукол пара духового и ударного – определяет и музыкальную палитру спектакля и его ритмический рисунок.

  Необычайная любовь народа к своему кукольному герою объяснялась по-разному: одни считали, что виной тому являлись злободневность и сатирическая направленность петрушечной комедии другие полагали, что простота, понятность и доступность театра любому возрасту и сословию делали его столь популярным. А.М. Горький отмечал, что «непобедимый кукольный герой побеждал всех и вся: попов, полицию, черта и смерть. Сам же оставался бессмертным».

  Существовали основные сюжеты: лечение Петрушки, обучение солдатской службе, сцена с невестой, покупка лошади и испытание ее, (иногда сцена с квартальным, барином) и финальная сцена. Сюжеты передавались от актера к актеру, из уст в уста.

  Сначала раздавался из-за ширмы хохот или песня и тут же появлялся на ширме Петрушка. Он кланялся и поздравлял публику с праздником. Так начиналось представление. Одет он был в красную рубаху, плисовые штаны, заправленные в щегольские сапожки, а на голове носил колпак. Часто Петрушку наделяли еще и горбом, а то и двумя.

  «Я Петрушка, Петрушка, веселый мальчуган! Без меры вино пью, всегда весел и пою», - так начинал Петрушка свою комедию. У хороших кукольников Петрушка вступал в переговоры и объяснения с публикой - это был один из самых живых эпизодов представления. Далее начинались приключения с самим Петрушкой.  
  Следовала сцена покупки лошади. Тут же являлся цыган и предлагал ему лошадь, которая «не конь, а диво, бежит - дрожит, а упадет, так и не встанет». Петрушка с цыганом торговался, потом уходил за деньгами, а когда возвращался, то ударами палки расплачивался с цыганом. Петрушка пытался сесть на лошадь, та сбрасывала его под хохот зрителей. Это могло продолжаться до тех пор, пока народ не отсмеется. Наконец лошадь убегала, оставляя Петрушку лежащим замертво.

  Петрушка начинал громко стонать от удара об землю, звал доктора. Доктор, появляясь, начинал свой монолог, в котором были и такие традиционные слова: «Я доктор, с Кузнецкого моста пекарь, лекарь и аптекарь. Ко мне людей ведут на ногах, а от меня везут на дрогах...» Далее следовала любимая зрителями сценка, когда Петрушка не мог объяснить доктору, где у него болит. «Какой же ты доктор, – кричал Петрушка, – коли спрашиваешь, где болит? Зачем ты учился? Сам должен знать, где болит!» Доктор сердился, а Петрушка ругал врача, не сумевшего определить, что же следует лечить. В конце концов Петрушка колотил и доктора. Появлялся квартальный. – «Ты зачем убил доктора?» Он отвечал: «Затем, что плохо свою науку знает». После допроса Петрушка бьет дубиной квартального по голове и убивает его.

  Далее могла следовать сценка обучения Петрушки «солдатскому артикулу» - он комически выполнял все команды, а его речь состояла из сплошных передразниваний. Петрушка и тут колотит обучающего его капрала. Иногда капрала заменял офицер или барин. Естественно, он и их всех поколачивал, этот непобедимый любимец зрителей.


 (300x400, 27Kb)
 

Но в финальном эпизоде Петрушка расплачивается за содеянное им: черт, а чаще собака или домовой уносит его за ширму, вниз. Петрушка безуспешно просил помощи у зрителей и музыканта, после чего заигрывал с собакой, обещая кормить ее кошачьим мясом. Собака хватала его за нос и уволакивала, а Петрушка кричал: – «Ой, пропала моя головушка с колпачком и кисточкой!» Такая символическая смерть Петрушки воспринималась как формальный конец спектакля, так как герой вновь оживал и снова оказывался на ширме. Музыка смолкала, что означало конец представления. Если зрителям нравилось, то они не отпускали актеров, аплодировали, бросали деньги, требуя продолжения. Тогда играли маленькую сценку Петрушкина свадьба. Петрушке приводили невесту, он осматривал ее так, как осматривают лошадиные стати. Невеста ему нравилась, ждать свадьбы он не хотел и начинал упрашивать ее «пожертвовать собой». Со сцены, где невеста «жертвует собой», женщины уходили и уводили с собой детей.  
  Все победы Петрушки объяснялись его характером - никогда не унывающим, задиристым, веселым. Финал комедии публика не воспринимала как трагический. Итак, Петрушка завершал свои приключения в лапах собаки. Это вносило дополнительный комизм и веру в невозможность «всамделишной смерти» любимца публики. Смешным и нелепым выглядел испуг Петрушки перед небольшой шавкой после внушительных побед над квартальным, барином и всеми прочими недругами. Исчезновение Петрушки воспринималось без сожаления. Ибо все знали, что вновь выскочит он с дубинкой и опять будет колотить всех направо и налево.

  Своеобразие театра Петрушки было в том, что зритель получал удовольствие не от знакомства с новым произведением, а от того, как играли всем давно известную комедию. Все внимание было сосредоточено на оттенках игры, на движениях Петрушки, на ловкости и мастерстве петрушечника.

  На ширме всегда было два героя: Петрушка и еще кто-либо. И причина тут простая: управлять петрушечник мог только двумя куклами одновременно, держа каждую из них в руке. А введение дополнительных персонажей в сценку, естественно, требовало большего количества кукловодов.

  В состав петрушечной комедии могли входить и пантомимические сценки, не связанные с действием комедии. Так, известен театр Петрушки, где показывалась пантомима с участием «кукол, представляющих разные национальности». Все они пели и танцевали, а Петрушка в это время сидел на краю ширмы и распевал песню «По улице мостовой...»


 (300x472, 67Kb)
 

В первые годы революции Петрушка участвовал в кукольных спектаклях чаще всего агитационного характера. История сохранила имена двух крупнейших русских актеров, последних представителей народных кукольников: Александра Павловича Седова и Ивана Афиногеновича Зайцева. Зайцев был первым советским кукольником, удостоенным звания заслуженного артиста РСФСР.
  Разрушаться Комедия о Петрушке начинает в начале 20 в. Петрушечники стали появляться на детских праздниках и новогодних елках, текст сцен менялся, теряя свою остроту. Петрушка перестал убивать. Он размахивал дубинкой и разгонял своих врагов. Разговаривал он вежливо, а «свадьба» видоизменялась, превратившись в танец с невестой. Исчезла грубая простонародная речь, а вместе с ней и индивидуальность хулигана-балагура, на которого сбегался и стар и млад.
  Так чем же особенно выделяется смех Петрушки. Он — знак куклы, ни с чем не сравним и не заменим, её неотъемлемая принадлежность, такая же, как огромный нос! Смех сопровождает практически каждое действие куклы, формирует характер, во многом объясняет её поведение. Отсутствие смеха даже непродолжительное время вызывает недоумение зрителя, как если бы вдруг выключили звук. Весь звуковой ряд спектакля — суть чередования смеха Петрушки с другими звуками. Важно не то, что говорит Петрушка, а как он это делает. Не в сатире дело. Главное — появляется персонаж, который очень заразительно смеётся. За века у Петрушки сложился свой набор инструментов. Пищик — это духовой инструмент. Знаменитая колотушка — ударный. Ударный и духовые — классический набор инструментов у кукольников всего мира. У других это могут быть барабан и флейта, у Петрушки — пищик и колотушка. И если спектакль сделан ритмически верно, то всё, что произносит Петрушка, будет смешно.

Всего горя не проплакать,
Всей тоски не пережить,
Видно, надо это горюшко
На радость положить,

— поется в старинной частушке. Эта жизнеутверждающая позиция пронизывает всю комедию Петрушки.




 

Метки:  



Аноним   обратиться по имени Вторник, 19 Апреля 2011 г. 03:52 (ссылка)
Огромное спасибо!!!
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
Barucaba   обратиться по имени Среда, 20 Апреля 2011 г. 18:02 (ссылка)

Ответ на комментарий

Аноним, пожалуйста! Рада, если пригодилось.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку