-Фотоальбом

Посмотреть все фотографии серии Города
Города
07:28 22.05.2024
Фотографий: 13
Посмотреть все фотографии серии Личные фото
Личные фото
01:53 16.01.2023
Фотографий: 3
Посмотреть все фотографии серии мои рисунки
мои рисунки
18:50 05.09.2021
Фотографий: 16

 -Я - фотограф

Природа


2 фотографий

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в BABUSHKA-STARUSHKA

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2011
Записей: 658
Комментариев: 2834
Написано: 8680





Комментарии (0)

Корзухин А.И.

Воскресенье, 11 Августа 2024 г. 15:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Нина-Ник [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Выдающийся русский художник Алексей Иванович Корзухин

Художник Алексей Иванович Корзухин – выдающийся русский живописец второй половины девятнадцатого века, один из основателей петербургской Артели художников и Товарищества передвижных художественных выставок, академик императорской Академии художеств.Родился Алексей Иванович в марте 1835 года в семье крепостного промывальщика золота, в селе Уктус Пермской губернии. С самого раннего детства мальчик начал рисовать, брал уроки у местных иконописцев, рисовал портреты родственников.
image01 (700x524, 139Kb)

Талантливого юношу заметил управляющий горного завода С.Ф. Глинка и отправил его в горное училище. Почему в горное? Юноше нужно было получить какое-то образование вообще и профессию, которая бы ему позволила учиться живописи в последующем.
В 1857 году молодой Корзухин приехал в Санкт-Петербург и только в 1857 году поступил в Академию художеств. Алексей Иванович отмечался педагогами как способный молодой художник, получил Малую золотую медаль за картину «Пьяный отец семейства», был освобожден от обязательной горной службы, и планировал получить высокий классный чин. Однако, примкнул к «бунту четырнадцати» и был выпущен из академии со званием художника второй степени.Участвовал в создании Петербургской Артели художников, а впоследствии и Товарищества передвижных выставок. Нужно сказать, что у Алексея Ивановича был свой взгляд на передвижничество и его взаимоотношения с академическим искусством. Корзухин считал, что новые течения в живописи должны дополнять академическую живопись, а не заменять и тем более не отменять то, что уже создано в искусстве. А потому своей связи с Академией не порывал и регулярно участвовал в проводимых академией выставках.

Читать далее...


Понравилось: 2 пользователям
Комментарии (0)

Семья художников «Г.А.В. Траугот»

Среда, 24 Апреля 2024 г. 22:20 + в цитатник
Это цитата сообщения Александр_Ш_Крылов [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Семья художников «Г.А.В. Траугот»

13_rostan74_1 (419x537, 76Kb)
Траугот Георгий Николаевич (1903-1961) — художник -«круговец». Окончил ВХУТЕМАС.
Траугот Александр Георгиевич (р.1931) — живописец, книжный график,скульптор
Траугот Валерий Георгиевич (23 июня 1936, Ленинград — 5 октября 2009, Санкт-Петербург)

Псевдоним «Г.А.В. Траугот» подчеркивает единство творческого духа художников Георгия, Александра и Валерия Трауготов. Александр Георгиевич Траугот по-прежнему подписывает таким образом свои работы в память о брате и отце, своем главном учителе. В 2012 году в Мраморном дворце Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге состоялась выставка «Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Траугот», экспозицию которой составили произведения графики и живописи, фарфора и скульптуры, созданные двумя поколениями семьи петербургских художников.

В произведениях Г.А.В. Траугот: в станковых листах, в работах на фарфоре, в книжной иллюстрации — очень важна ритмическая составляющая. В работах значимы «не только линии и цветовые области, но и свободное пространство между ними — некая недосказанность, открывающая пути зрительской фантазии». (Цит. по: Альманах «Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Трауготы». Науч. рук.: Е.Петрова, Авт. ст.: Н. Звенигородская, Т. Кукла, Т. Купервассер, А. Траугот, СПб: Palace Editions, 2012)

С 1950-х годов братья вместе с отцом начинают заниматься книжной иллюстрацией, и впоследствии именно с ней связаны более всего слава и общественное признание творчества Г.А.В. Траугот, награды, дипломы, почетные звания. Рисунки братьев необычайно пластичны, их отличает абсолютное чувство формы. Художники проиллюстрировали произведения Х.-К. Андерсена, братьев Гримм, А.С. Пушкина,
Н.В. Гоголя, Ш. Перро, В. Гауфа, И.В. Гёте, М.А. Булгагова, Л. Апулея и др.
Всего оформлено около 400 изданий, общий тираж которых — более 80 млн экземпляров.

Еще при жизни отца братья начали заниматься керамикой. «Работа в росписи — родственна книжной иллюстрации. Хотя приходится решать дополнительную формальную задачу — организовывать рисунок так, чтобы он вписывался в округлую скульптурную форму керамической чашки, тарелки, блюда и вазы [...] Синтез искусств в этих произведениях открыл перед художниками новые возможности. Рисунки, идущие по объемной форме, бесконечной и единой, как лента Мебиуса, в своем вращающемся пространстве становятся почти временным видом искусства, как театр и музыка». (Цит. по: Альманах «Семья Траугот. Георгий Траугот, Вера Янова, Александр и Валерий Трауготы». Науч. рук.: Е.Петрова, Авт. ст.: Н. Звенигородская, Т. Кукла, Т. Купервассер, А. Траугот, СПб: Palace Editions, 2012)

69 (700x700, 159Kb)

Декоративная тарелка "69"

theatre (700x700, 114Kb)
Декоративная тарелка "Театр"
Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Пианистка Вера Лотар-Шевченко

Понедельник, 15 Апреля 2024 г. 09:05 + в цитатник
Это цитата сообщения ГалКон [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Родилась француженкой, а умерла Русской! Пианистка Вера Лотар-Шевченко

2021-09-15_01-21-11 (672x676, 611Kb)
Вера Августовна Лотар

Она родилась в Париже. Отец — француз, известный математик, профессор Сорбонны. Мать — испанка, филолог.

Ее воспитанием занимались мать и четыре гувернантки. Англичанка, которую она не любила за высокие требования по гимнастике. Немка учила немецкому языку, и потом Вера любила читать по-немецки. Француженка преподавала хорошие манеры, светские привычки. И еще была гувернантка, ответственная за ее наряды.

Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Сергей Юдин -Лучший хирург СССР

Пятница, 08 Марта 2024 г. 13:52 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Сергей Юдин -Лучший хирург СССР

 

 

В 1950-е о Сергее Юдине не говорил только ленивый. Самый перспективный на тот момент советский хирург, академик, дважды лауреат сталинской премии, член выдающихся ассоциаций врачей США и Европы арестован за шпионаж и сослан на 10 лет в Сибирь. Сразу после смерти Иосифа Виссарионовича Юдина реабилитировали, вернули в Москву на должность главного хирурга Института Скорой Помощи им. Н.В. Склифосовского. Но ни виртуозные операции, ни чудом выздоравливающие больные не избавили Юдина от интриг и доносов. В 1954-м после фееричного выступления на конгрессе хирургов его убил инфаркт.


Талантливый мальчик

Юдин-гимназист. /Фото: gazeta-licey.ru

Юдин-гимназист. /Фото: gazeta-licey.ru

 

Сергей Юдин родился и рос в Москве, в семье богатого купца-промышленника. Отец держал приносящую высокий доход канительную фабрику со столетней историей, а мать, тоже из богачей, занималась воспитанием семерых детей. Детям Юдиных с малых лет прививались всевозможные навыки. Мальчики столярничали, выжигали, украшали мебель, рисовали. Сергей справлялся лучше всех: прекрасно вышивал, освоил скрипку и гитару, свободно владел французским и немецким, любил пройтись по музеям и хорошо знал теорию живописи. Уже тогда бросалась в глаза необычайная подвижность пальцев. Учась в гимназии, Юдин оборудовал в домашнем чулане химлабораторию, где проводил опыты и изучал рецептуру. Собирал коллекцию редких насекомых, самостоятельно разводил фазанов, обустроил на даче домашний зоопарк, досконально изучал правила охоты, соорудил лодку для рыбалки. С 16 лет репетиторствовал у богачей Морозовых, приобретя на заработанное микроскоп.

Студент-медик. /Фото: gazeta-licey.ru

Студент-медик. /Фото: gazeta-licey.ru


В 1911-м Юдин решает стать врачом и поступает на медфакультет Московского университета. Он сразу обратил на себя внимание, демонстрируя редкую увлеченность, работоспособность и хваткий ум. Уже в первые годы обучения появились его первые научные статьи о холере и дизентерии. Но сдать выпускные экзамены не позволила начавшаяся Первая мировая. В 1914-м его призвали в действующую армию, где он без отдыха оперировал раненых, участвуя параллельно в боевых операциях. Награжден Георгиевским Крестом, трижды ранен, контужен. Только в 1919-м Юдину удалось доучиться и получить диплом. Последующие 35 лет Сергей посвятил хирургии.

Первое время набирался опыта в небольшом санатории "Захарьино", где справился с первой операцией по резекции желудка. Проявил Юдин в тот период и организаторские способности. Заводил нужные знакомства, доставал инструменты, оборудование для кабинетов и лабораторий. Не забросил и научную работу, которая вскоре вызвала овации лучших медиков страны.

В 1922-м переехал в Серпухов, где стал работать хирургом захудалой фабричной больницы. Начал оперировал под набирающей популярность спинномозговой анестезией, а понаблюдать за его работой приезжали корифеи хирургии. Юдин неустанно что-то внедрял, реализовал новаторские идеи, выделялся из коллектива энтузиазмом, смелостью и независимостью.

7 лет Юдин успешно лечил серпуховских больных. За монографию, посвященную спинномозговой анестезии, был удостоен премии им. Ф.А. Рейна. Эту научную книгу признали лучшей медицинской работой в СССР. Денежную премию Юдин использовал для поездки в Соединенные Штаты, где хирургу удалось почерпнуть опыт коллег в лучших клиниках.

Сумасшедший возвращенец

Юдин часто оперировал высокопоставленных лиц. /Фото: smitanka.ru

Юдин часто оперировал высокопоставленных лиц. /Фото: smitanka.ru


В Америке Юдину предлагали самую престижную работу, но он твердо знал, что хочет работать в СССР. В 1927-м удивил таможенников своим внешним видом и багажом. Одетый по последней заграничной моде, Юдин ввозил в родную страну дорогущее медоборудование, купленное в США на собственные средства. На этот раз гениальный хирург проявился и как убежденный патриот.

После возвращения Юдина назначили главным хирургом Института им Н. В. Склифосовского. Тогда это была убогая больница на 90 коек с печным отоплением. За пару лет Сергей Сергеевич превратил ее в одну из лучших клиник России, конкурирующую еще и со многими зарубежными. Институт превратился в «хирургическую Мекку», где черпали идеи хирурги. О Юдине писали отечественные светила и заморские коллеги. Об операциях советского врача ходили легенды: он делал то, что стояло за пределами человеческих возможностей. К примеру, выполнял резекцию желудка максимум за полчаса, что не удалось повторить любому другому хирургу мира.

Деятельность Юдина приобрела особый размах, когда в 30-е он предложил переливать трупную кровь. Консервация крови тогда еще не выполнялась, поэтому открытие Сергея Сергеевича накануне войны спасло миллионы жизней. С началом боевых действий Юдин с командой коллег выезжал на самые горячие участки фронта, оперируя одновременно на 5 столах и обучая такие необходимые кадры. Уже после Победы и награждения второй Сталинской премией хирурга арестовали по обвинению в шпионаже.

Тюрьма и ссылка

Понаблюдать за работой Юдина ехали со всего мира. /Фото: песочьня.рф

Понаблюдать за работой Юдина ехали со всего мира. /Фото: песочьня.рф


Академика задержали 23 декабря 1948-го и обвинили по статьям 58-1 "б" и 58-10, часть 2 УК РСФСР как врага Советского государства, снабжавшего британскую разведку шпионскими сведениями. Его имя исчезло из учебников, монографий, перестали перепечатываться публикации в тематических журналах. Чуть более 3 лет провел Юдин в московских тюрьмах, прежде чем отправился в десятилетнюю ссылку. Застенки подорвали здоровье ученого, но волю не сломили. Используя клочки бумаги, выдаваемой для туалета, он писал и писал. Благодаря блестящей памяти, за решеткой удалось сделать много полезного для медицины. Хирургу сохранили академическое звание и все награды.

Еще до освобождения он работал в Бердске под Новосибирском, упоенно оперируя. Из заключения вернулся в 1953-м - сразу после смерти товарища Сталина. После множества переговоров и согласований с высшими партийцами Юдину вернули и кресло главного хирурга Института им. Склифосовского. Ежедневно он выполнял по 5 серьезных операций, отдав всего себя хирургической работе. Но подорванное здоровье дало о себе знать, и спустя 11 месяцев после освобождения Юдина не стало. Великий хирург не пережил инфаркт.

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/060324/59295/

 


Комментарии (0)

«Пенаты» Часть 3.

Вторник, 27 Февраля 2024 г. 22:07 + в цитатник
Это цитата сообщения Лариотик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! «Пенаты» Часть 3.



i-127722 (300x199, 23Kb)

Мне, конечно, больше всего понравилось устройство мастерских - с невероятными панорамными окнами, из которых, наверное, приятно наблюдать, как зимой идет снег, осенью опадают желтые листья, весной - постепенно оживает природа, ну а летом везде хорошо.

DSCN2348 (700x525, 109Kb)

DSCN2349 (700x525, 99Kb)

DSCN2350 (700x525, 97Kb)

DSCN2354 (700x525, 90Kb)

ДАЛЕЕ...

i-111259 (205x160, 139Kb)


E-Ledi

Метки:  
Комментарии (0)

«Пенаты» Часть 2

Вторник, 27 Февраля 2024 г. 00:35 + в цитатник
Это цитата сообщения Лариотик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! «Пенаты» Часть 2


Но несмотря на насмешки друзей, Репин не мог не восхищаться Нордман.
scale_1200 (1) (573x700, 81Kb)
ДАЛЕЕ...

Продолжение следует.


E-Ledi

Метки:  
Комментарии (0)

Репинская Усадьба

Вторник, 27 Февраля 2024 г. 00:23 + в цитатник
Это цитата сообщения Лариотик [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! «Пенаты» Часть 1.


Примерно в 500 метрах от побережья Финского залива находится одна из самых красивых деревянных усадеб Курортного района Петербурга, которую знаменитый художник Илья Репин создавал для себя сам. За это время в этом месте был построен не только деревянный дом художника, но и появились разнообразные объекты с мифологическими названиями. Давайте вместе прогуляемся по территории имения в Куоккале - именно так назывался поселок Репино до 1948 года.

Как же мне понравилась эта Репинская Усадьба! Сказочно! Сказочный дом, похожий на терем и не поддающийся никаким правилам архитектуры.
DSCN2332 (700x525, 113Kb)

ДАЛЕЕ...

Продолжение во второй части.


E-Ledi

Метки:  
Комментарии (0)

Мифология Булгакова

Четверг, 22 Февраля 2024 г. 09:45 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Мифология Булгакова: что - правда, а что - нет?

Проверка на прочность легенд о завещании, самоубийстве, надгробии Булгакова, а также о Сталине и котиках.

 

Булгаков и котики


Михаил Булгаков. 1920-е годы С дарственной надписью от Булгакова жене Любови Белозерской: «Маме Любе, нежно любимой, и ее Муке и Флюшке. 1928 г. 19 ноября Москва». Музей М. А. Булгакова

Часто думают, что Булгаков был кошатником, и, на первый взгляд, этому множество подтверждений. Самый знаменитый персонаж свиты Воланда — кот Бегемот — одновременно и автор самых известных афоризмов («Не шалю, ни­кого не трогаю», «Кот — древнее и неприкосновенное животное», «Разве я поз­волил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт!»). Вторая жена Булгакова Любовь Белозерская вспоминала, что прототипом Бегемота стал серый котенок Флюшка, украденный с их форточки неизвестным злодеем. В квартире Булга­кова на Большой Пироговской кроме Флюшки жили еще кошки — Булгаков иногда сочинял за них записки жене. Например, когда ее долго не было дома:

«Токуйю маму
Выбрассит вяму
Уважающийся Кот

P. S. Паппа Лег
спат его
Ря»

В действительности отношения Булгакова с домашними животными были сложнее. В детстве и юности у него дома в Киеве не держали ни кошек, ни со­бак. Они появились только в середине 1920-х, когда писатель женился на Бело­зерской. Она вспоминала позднее:

«Кошку Муку Михаил Афанасьевич на руки никогда не брал — был слишком брезглив, но на свой письменный стол допускал, подкладывая под нее бумажку».

Гораздо дружелюбнее Булгаков был со щенком Бутоном, принесенным как-то с улицы и ставшим всеобщим любимцем. На двери квартиры Булгаковых одно время даже висела карточка «Бутон Булгаков. Звонить два раза», но она вызва­ла недоумение у фининспектора, и ее сняли.

Щенок Бутон Музей М. А. Булгакова

И в прозе Булгакова самые пронзительные моменты связаны именно с соба­ками. Сразу вспоминаются, конечно, «милейший пес» Шарик из «Собачьего сердца», превращенный в «такую мразь, что волосы дыбом встают», то есть в человека с навсегда врезающимся в память «вчера котов душили, душили», и преданная остроухая собака Понтия Пилата Банга, разделившая с хозяином двенадцать тысяч лун одиночества в горах («кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»).

Менее известен пес Жак из фантастической пьесы Булгакова «Адам и Ева» — его хозяин изобрел средство против смертоносного газа, но не успел спасти верную собаку, когда весь Ленинград погиб от внезапной атаки:

«Е ф р о с и м о в. <…> Жак освещает мою жизнь… (Пауза.) Жак — это моя собака. Вижу, идут четверо, несут щенка и смеются. Оказывается — вешать. И я им заплатил двенадцать рублей, чтобы они не вешали его. Теперь он взрослый, и я никогда не расстаюсь с ним».

Настоящим другом в художественном мире Булгакова оказывается именно собака.

Булгаков и морфий


Один из наиболее мощных мифов о Булгакове — это миф о писателе-морфини­сте, сочинившем свои самые сильные вещи в измененном состоянии сознания. Часто поклонники писателя именно этим объясняют дьявольскую силу булга­ковского романа и его мистическое визионерство. Этот миф, как и многие дру­гие, имеет реальную основу, но причудливым образом искаженную и заново рассказанную.

Впервые эта тема зазвучала в 1927 году с публикацией повести «Морфий» в журнале «Медицинский работник». Повесть примыкает к циклу во многом автобиографических рассказов «Записки юного врача» — в них Булгаков опи­сывает свою работу врачом в селе Никольском Сычевского уезда (Смоленская губерния) в 1916–1917 годах. Именно там он случайно инфицировался дифте­ритом, был вынужден ввести себе антидифтеритную сыворотку — и потом морфий, чтобы избавиться от мучительных болей.

Привыкание произошло быстро и незаметно. Булгаков безуспешно пытался справиться с зависимостью и, видимо, тайно от родных ездил в московскую клинику для лечения или консультации, но безрезультатно. Самым тяжелым временем для него стала ранняя весна 1918 года, когда писатель вернулся до­мой в Киев. Потрясение от революции и болезни совпало с Гражданской вой­ной и ее ужасами, насильственной мобилизацией, — все эти впечатления тща­тельно описаны и проанализированы в повести «Морфий».

Однако почти чудом Булгакову удалось вылечиться от морфинизма — осенью 1921 года он приехал в Москву уже здоровым человеком. Так что здесь можно сказать точно: Булгаков под кайфом ничего не писал. Это самый настоящий миф.

РЕКЛАМА

Булгаков и самоубийство


Еще один миф о Булгакове связан со смертоносным оружием. В своих мемуарах литературовед Владимир Лакшин приводит рассказ третьей жены Булгакова Елены Сергеевны о том, как Булгаков в самое тяжелое время, когда он практи­чески был объявлен вне закона, собирался стреляться, а потом передумал и в знак судьбоносных перемен выбросил револьвер в пруд:

«В 1929 году, „лишенный огня и воды“, Булгаков готов был наняться рабочим, дворником — его никуда не брали. После разговора по теле­фону со Сталиным, когда ему была обещана работа в Художественном театре, он бросил револьвер в пруд. Кажется, в пруд у Новодевичьего монастыря».

У нас нет других прямых свидетельств об этом случае. Достоверно известно лишь одно: револьвер (или браунинг) был важным мотивом в жизни Булгакова и постоянно повторяющейся деталью в его произведениях.

У самого Булгакова был, по-видимому, браунинг еще со времен Гражданской войны: его упоминает его первая жена Татьяна Лаппа, описывая их киевскую жизнь в 1918 году. Именно браунинг фигурирует в рассказе «Вьюга», главный герой которого, молодой врач, заблудившись в метель, отстреливается от стаи волков. В другом произведении, «Я убил», врач Яшвин рассказывает, как он из браунинга застрелил жестокого полковника, истязавшего людей.

Оружие у Булгакова тесно связано и с темой самоубийства. Из браунинга застрелился доктор Поляков в повести «Морфий»; о самоубийстве размышляет (и крадет браунинг у друга) главный герой и альтер эго автора писатель Максу­дов в романе «Записки покойника»; Воланд в одной из редакций романа «Ма­стер и Маргарита» дает поэту револьвер.

Михаил Булгаков (лежит в центре) с матерью Варварой Михайловной, братьями и сестрами и другом Борисом Богдановым (крайний справа) на даче в Буче. 1900-е годы Музей М. А. Булгакова

Сам Булгаков в юности стал единственным свидетелем самоубийства школь­ного товарища, с которым он сидел за одной партой. Эта смерть потрясла Булгакова-врача. Татьяна Лаппа вспоминала позднее:

«Когда Михаил вошел, тот лежал в постели — видимо, раздетый. Миха­ил хотел закурить. Борис сказал:
— Ну, папиросы можешь взять у меня в шинели.
Михаил полез в карманы шинели, стал искать и со словами „Только тепейка (так называли они на гимназическом, видимо, еще жаргоне копейку) одна осталась“ повернулся к Борису. В этот момент раздался выстрел».

В феврале 1940 года смертельно больной писатель спрашивал жену Елену Сергеевну: «Ты мо­жешь достать у Евгения 

револьвер?»

Мысль о самоубийстве впервые появилась у Булгакова в 1930 году: доведенный до отчаяния, фактически погибающий («мой корабль тонет») писатель написал знаменитое письмо правительству СССР. В очень откровенном и подробном письме Булгаков объяснял полную свою невозможность быть писателем в СССР, пророчил собственную скорую гибель и просил отпустить его за грани­цу. Письмо было адресовано в том числе Сталину, Молотову, Кагановичу, Ка­линину и Ягоде. В дни, когда писатель напряженно ждал ответа и решения своей участи, пришло известие о самоубийстве Владимира Маяковского. 18 апреля в квартире Булгакова раздался телефонный звонок, и уже на следую­щий день Булгакова приняли на работу во МХАТ ассистентом-режиссером.

Возможно, в действительности Булгаков не выбрасывал револьвер в пруд после решающего звонка. Мы даже не знаем точно, приехал ли он в Москву с брау­нингом, или оружие кануло в Лету вместе с окончившейся Гражданской вой­ной и приключениями Булгакова на Кавказе.

Несомненно одно: весной 1930 года Булгаков был готов к смерти, и самоубий­ство виделось ему почти единственным выходом из невыносимого положения.

Булгаков и Сталин


Михаил Булгаков с труппой Московского Художественного академического театра. 1926 год Российский государственный архив литературы и искусства

Сцена из спектакля «Дни Турбиных» в постановке Московского Художественного академического театра. 1926 год Российский государственный архив литературы и искусства
РЕКЛАМА

Когда заходит речь о взаимоотношениях Булгакова и Сталина, первое, что при­ходит в голову, о чем говорят или спрашивают, — это «общеизвестный факт», что Сталин очень любил «Дни Турбиных» и смотрел спектакль во МХАТе 15 раз. Иногда появляются формулировки «более 15 раз», «более 16» и даже «более 20 раз»! Об этом (почти всегда вскользь и в скобках) упоминают булга­коведы, специалисты по театру и литературные критики. Автор книги о Булга­кове и театре Анатолий Смелянский замечает: «Один из самых внима­тельных зрителей „Турбиных“ (он смотрел спектакль не менее пятнадцати раз), Сталин…»

Об этом же как о само собой разумеющейся и всем известной вещи пишет Вла­димир Лакшин, предваряя небольшой заметкой сборник воспоминаний о Бул­гакове: «Известно, что Сталин, судя по протоколам спектаклей МХАТа, смотрел „Дни Турбиных“ не менее 15 раз». Это, кажется, единственный раз, когда вме­сте с упоминанием этих цифр появилась туманная ссылка на загадочные про­токолы МХАТа.

По-видимому, этот миф уходит корнями в 1969 год, когда появилась статья Виктора Петелина о Булгакове «М. А. Булгаков и „Дни Турбиных“» («Огонек», 1969, том XI), в которой сообщались именно эти сведения о 15 посещениях Сталиным спектакля «Дни Турбиных».

В коллекции Музея Булгакова хранится статья о Булгакове, в которой рядом со ссылкой на статью Петелина ясным почерком второй жены Булгакова Любови Евгеньевны Белозерской твердо выведено: «Это липа!»

Возможно, когда-нибудь таинственные протоколы спектаклей МХАТ отыщутся в архиве театра, но пока мы можем лишь повторить вслед за Любовью Белозер­ской: «Это липа».

Примечания к статье о Михаиле Булгакове с комментарием Любови Белозерской Музей М. А. Булгакова

Булгаков и Гоголь


Булгаков любил Гоголя и был знатоком его произведений. Гоголевские инто­нации слышны в рассказах и повестях Булгакова, в его письмах друзьям и до­машних семейных шутках. В 1922 году Булгаков напечатал фельетон «Похо­ждения Чичикова» о том, как оборотистый помещик объявился и широко раз­вернулся в нэповской Москве. Писатель любил читать этот рассказ на своих литературных вечерах. В начале 1930-х годов Булгаков написал для МХАТа инсценировку «Мертвых душ», сочинял киносценарий по «Мертвым душам». Третья жена Булгакова Елена Сергеевна уже в 1930-е годы дала ему прозвище Капитан Копейкин, а друг Булгакова, художник Петр Вильямс, уверял писа­теля, что тот пишет, как Гоголь.

На могиле писателя на Новодевичьем кладбище стоит надгробный камень — «Голгофа». По распространенному преданию, эта гранитная глыба стояла рань­ше на могиле Гоголя. С разными вариациями эта история повторяется в воспо­минаниях критика Владимира Лакшина и актера Григория Конского. Сейчас этот миф о мистической посмертной связи Гоголя и Булгакова стал широко известным фактом и практически общим местом.

Истоки этого мифа объясняются в письме Елены Cергеевны Булгаковой брату писателя Николаю:

«Я никак не могла найти того, что бы я хотела видеть на могиле Ми­ши — достойного его. И вот однажды, когда я по обыкновению зашла в мастерскую при кладбище Новодевичьем, — я увидела глубоко запря­тавшуюся в яме какую-то глыбу гранитную. Директор мастерской на мой вопрос объяснил, что это Голгофа с могилы Гоголя, снятая с мо­гилы Гоголя, когда ему поставили новый памятник. По моей просьбе, при помощи экскаватора, подняли эту глыбу, подвезли к могиле Миши и водрузили. <…> Вы сами понимаете, как это подходит к Мишиной могиле — Голгофа с могилы его любимого писателя Гоголя».

Однако правда ли это, неизвестно. Рассказ директора мастерской — един­ственное свидетельство происхождения камня, да и то ненадежное, никаких подтверждений этой легенде до сих пор не найдено. Возможно, на могиле Булгакова действительно стоит камень с могилы Гоголя — а возможно, это обычный гранит, превратившийся со временем в мощный культурный символ.

Трамвайные пути на Сретенке. Москва, 1932 год ТАСС

Как известно, действие «Мастера и Маргариты» начинается на Патриарших прудах. Сцена с трамваем, головой Берлиоза и Аннушкиным маслом едва ли не самая известная в романе — ее знают даже те, кто никогда не читал «Масте­ра и Маргариту». Ходил ли на Патриках трамвай? Конечно, ходил, уверенно отвечают читатели.

В действительности все обстоит, как обычно, немного сложнее. Булгаков почти всегда точен в городских деталях (исключение составляют лишь несколько адресов) — в романе с легкостью узнается Москва 1930-х годов. Тем удивитель­нее, что о трамвае на Малой Бронной не известно почти ничего. То есть изве­стно, что трамвайных путей сейчас там нет, а дальше начинаются версии и до­гадки. С одной стороны, на московских картах тех лет трамвайные пути на Пат­риарших не обозначены. Первая жена Булгакова, жившая с ним на Большой Са­довой, утверждает, что никаких трамваев на Малой Бронной отродясь не быва­ло. Значит, Булгаков придумал этот трамвай?

С другой стороны, булгаковед Борис Мягков разыскал газетную заметку 1929 года, в которой сообщалось о скором появлении трамвайной линии на Ма­лой Бронной и Спиридоновке. Значит, не придумал? Но была ли построена эта линия — неизвестно.

И тогда появилась третья версия: трамвай ходил, Булгаков все правильно напи­сал, но это была грузовая линия, поэтому на картах ее не обозначали. В пользу этой версии, как кажется, говорит фотография с раскопок на Малой Бронной, на которой отчетливо видны старые рельсы, но достоверность этой фотогра­фии тоже вызывает вопросы.

Тем не менее трамвай стал одним из устойчивых московских мифов — на Чи­стых прудах трамвай маршрута «А» начали называть «Аннушка», и это еще больше запутало дело. Если Берлиоза убили на Патриарших, почему «Аннуш­ка» на Чистых? Или это были Чистые пруды? А где тогда сами пруды?

Простая, казалось бы, история в действительности оказывается загадочной и неясной. Сейчас можно сказать лишь одно: никаких достоверных свидетель­ств существования трамвайных линий, описанных Булгаковым, пока не обнару­жено. Скорее всего, трамвайные пути были придуманы для чрезвычайно эф­фектной сцены на любимых писателем Патриарших.


Булгаков: человек и пароход


Все перечисленные мифы объединяет одно обстоятельство — так или иначе они имеют под собой хотя и зыбкое, но все же реальное основание. Одновре­менно с такими мифами существуют истории, появление которых совершенно не поддается никакому логическому объяснению. Точнее их было бы называть уже даже не мифами, а полноценными мистификациями.

Один из таких невероятно популярных сюжетов называется «Тайное завещание Мастера» (иногда «Неизвестное завещание Булгакова»). Якобы Булгаков заве­щал половину своих гонораров за роман «Мастера и Маргарита» (когда его напечатают) тому, кто первым после публикации романа придет на его могилу и возложит цветы. Журналист Владимир Невельский первым пришел на моги­лу Булгакова и повстречал одиноко стоящую у могилы женщину — вдову писа­теля Елену Сергеевну. Она настойчиво попросила у него адрес и телефон, а спу­стя несколько дней прислала большой денежный перевод. (Никто из поклонни­ков этой истории не задался вопросом, что делала на кладбище Елена Сергеев­на и сколько месяцев ей пришлось стоять неподалеку от могилы, ожидая пер­вого почитателя с цветами.) На полученные таким удивительным образом деньги Владимир Невельский купил катер и назвал его «Михаил Булгаков» 

. Катер, к удовольствию петербургских зевак, ежедневно доставлял журналиста из Лисьего Носа 

на работу — редакцию на набережной реки Фонтанки.

Как часто бывает в таких случаях, детали трогательного повествования варьи­руются: годом встречи с Еленой Сергеевной на кладбище называется то 1969-й, то 1968-й (роман печатался в журнале «Москва» в ноябре 1966-го и январе 1967-го); вдова писателя то звонит в Ленинград по телефону, чтобы рассказать Невельскому о завещании, то присылает письмо; часто в истории фигурируют три белые хризантемы и даже букетик мимозы из романа.

Как и положено легенде, часть ее посвящена обстоятельному рассказу о том, как было утрачено главное сокровище и почему не сохранились доказатель­ства. Катер Булгакова якобы со временем износился — «обветшалый корпус» сожгли мальчишки, а бережно сохраненный журналистом фрагмент борта с буквами в итоге потерялся. В архиве Елены Сергеевны не сохранилась по­сланная ей фотография легендарного катера, как, впрочем, не найдены и следы переписки героев этой истории. Стоит ли говорить, что сама вдова Булгакова нигде и никогда не упоминала этот мелодраматический сюжет.

Совсем недавно дочь уже покойного Владимира Невельского рассказала, что это действительно была мистификация — всю историю от начала и до конца придумали и пустили в народ ее отец с приятелем. Тем не менее легенда пере­жила своих создателей и до сих пор согревает сердца многих поклонников Михаила Булгакова.

Составила Мария Котова
Источник: arzamas.academy

 


Метки:  
Комментарии (0)

Без заголовка

Понедельник, 19 Февраля 2024 г. 10:09 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

А напоследоk я скажу


        В 1960 году Белла Ахмадулина написала стихотворение, которое потом  превратилось в романс, но не все знают его историю.

        В 1955 году Белле было 18 лет. Это был год ее знакомства с Евгением
        Евтушенко. Увидев в журнале «Октябрь» строчку

        «Голову уронив на рычаг,
        Крепко спит телефонная трубка»,

        Евтушенко вздрогнул — как сильно написано! Ну, а когда он прочел другие стихи неизвестной ему поэтессы, ощутил себя безнадежно влюбленным в них. Евгений Винокуров, работавший в «Октябре», без труда ответил на его вопрос об Ахмадулиной: «Да, есть такая, десятиклашка, ходит к нам на занятия литературной студии при ЗИЛе».
        И Евтушенко отправился посмотреть на чудо, способное писать такие
        строки в десятом классе.

        От того, как Белла читала стихи, Евгения Евтушенко«пробрало». Её голос
        звенел натянутой струной, едва не обрываясь от напряжения, она — чуть
        полноватая, с круглым обворожительным, безумно красивым  лицом,
        подавалась чуть вперед и, казалось, летела вслед за улетавшимик
        слушателям строчками.

        Евтушенко резюмировал: «Она не была похожа ни на одно земное
        существо…» Поэта поразило в ней всё: и красота лица с  «инопланетными»
        глазами, и голос, который не терял магии даже во время обычного
        разговора. Она была волшебной — маленькая юная волшебница, способная
        придавать необычный смысл всему, чего касались ее руки, ее чувства, ее
        голос с неподражаемыми интонациями. «В ее поведении даже
        искусственность становилась естественной», — напишет он. И подытожит
        то острое впечатление: «Белла звенела».

        Спустя три года они поженятся. Белла повзрослела, но не растратила
        своего волшебства. Она не поступила на журфак, год спустя стала
        студенткой Литинститута, начала печатать свои стихи в газете
        «Метростроевец». Евтушенко «любил ее больше, чем любовь» — по его
        стихотворному признанию. Они были неразлучны: всюду — рука об руку,
        только вместе. Даже вино, льющееся рекой в богемном обществе того
        времени, они пьют вместе — передавая его из уст в уста. Представить их
        порознь было невозможно, они казались проросшими друг в друга.

        А потом… Это проклятое слово «потом»… Белла ждала ребенка. Она хотела
        его, понимая, что появление малыша изменит их яркую, беззаботную
        жизнь. Евгений Евтушенко признавался потом: да, он был виной трагедии.
        Он не ощущал в себе готовности к отцовству. И Белла сделала так, как
        хотел он. И позже он напишет с той обезоруживающей искренностью,
        которой вообще наполнены его воспоминания и которая так подкупала в
        нем во время известных фильмов-бесед с Соломоном Волковым:
        — Я не понимал тогда, что если мужчина заставляет любимую женщину
        убивать их общее дитя в ее чреве, то он убивает ее любовь к себе.

        Да, он был логичен и доказателен. И они не поссорились даже, но...
        — Наша любовь не умерла, она перестала быть, — подытожитон.

        Он съедет от Беллы, но потом попытается вернуться и вернуть ее.
        Наткнется на закрытую дверь. Почувствует себя полубезумным. Отчается.
        Оживет вновь. Но Белла исчезнет из его жизни. Она лишь напишет
        «Прощание».
        Из которого в известный всем романс не войдет один куплет — может
        быть, самый важный для нее в тот момент...

        Спустя много лет, когда оба поэта пройдут испытания не одной любовью и
        обретут надежных спутников жизни, Евгений Евтушенко, в отличие от
        многих, публично признававшийся в грехах и ошибках, скажет:
        — До сих пор, когда вижу ее или просто слышу ее голос, мне хочется плакать.

        Полный текст стихотворения «Прощание» Беллы Ахмадулиной:

        А напоследок я скажу:
        прощай, любить не обязуйся.
        С ума схожу. Иль восхожу
        к высокой степени безумства.
        Как ты любил? — ты пригубил
        погибели. Не в этом дело.
        Как ты любил? — ты погубил,
        но погубил так неумело.
        Жестокость промаха... О, нет
        тебе прощенья. Живо тело
        и бродит, видит белый свет,
        но тело мое опустело.
        Работу малую висок
        еще вершит. Но пали руки,
        и стайкою, наискосок,
        уходят запахи и звуки.
        1960


Метки:  

Понравилось: 1 пользователю
Комментарии (0)

Без заголовка

Суббота, 10 Февраля 2024 г. 00:51 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Без заголовка


Анекдоты про Питер от Юрия Нежинского - лучшего экскурсовода и историка города.



В Библии написано, что дождь шел 40 дней и 40 ночей, они назвали это Великим потопом. В Питере это называется лето.



Если на Петропавловке виден ангел - значит скоро пойдет дождь. Если ангел не виден – значит дождь уже идет.



Вчера петербуржцы видели НЛО. На следующий день гости города растолковали им, что это было солнце.



- Сможешь вспомнить полсотни улиц за минуту?

- Хватит полминуты: 27 линий Васильевского острова, 10 Советских улиц и 13 Красноармейских.

 

Бродит иногородний интеллигент около метро "Василеостровская" и повторяет: "Александра Островского знаю, Николая Островского знаю, Василия Островского - не знаю!"

 

- Как отличить туриста от петербуржца?

- При виде того, как разводятся мосты, турист восклицает: "Вау!" , а петербуржец: "Не успел..."

 

— Мальчик, а у вас в Питере бывают дни без дождя?

— Откуда я знаю! Мне всего шесть лет!

 

После задумчивого шипения динамик в вагоне метро возвестил: "...адская. Следующая станция - Чёрная..."

 

- Есть ли разница между жителями Петроградской стороны и Васильевского острова?

- Конечно, есть. Жители Петроградской стороны ходят только по Большому и по Малому, а жители Васильевского острова - ещё и по Среднему проспекту

 

Знаете ли вы, что из Санкт-Петербурга высылают тех, кто пьёт экспрессо на экскалаторе?

 

- Скажи что-нибудь по-петербургски

-Ты поместишься в три пакета

 

- Говорят, в Санкт-Петербурге очень большой процент разводов среди семейных пар.

- А что Вы хотели, там даже мосты разводятся.

 

ВЦИОМ провёл опрос, какой город России считается вторым по значимости.

Жители Новосибирска ответили - Новосибирск.

Жители Казани ответили - Казань.

Жители Нижнего Новгорода ответили - Нижний Новгород.

Жители Петербурга ответили - Москва.

 

- Кто там воет на болотах, Бэрримор?

- Это петербуржцы, сэр

 

Надеюсь, подборка анекдотов от Петербургского историка заставила Вас улыбнуться. Как говаривал в известном фильме барон Мюнхгаузен: "Все глупости мира делаются с серьёзным лицом. Улыбайтесь, господа!"



Понравилось: 2 пользователям
Комментарии (0)

Без заголовка

Суббота, 10 Февраля 2024 г. 00:49 + в цитатник
Это цитата сообщения Харитоныч [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Наталья Крандиевская. Первый поэт ленинградской блокады

 
Сегодня в Питере опять не читают Крандиевскую. Ту, которая Наталья Васильевна. Ту, которая великий русский поэт. И – это уже отдельной строкой! – великий поэт самой страшной в человеческой истории военной блокады.
Современникам нужна поэзия. Поэзия попроще, построже, подеревянней. Чтоб не стыдно было и при начальстве огласить, и по ящику продекламировать, и школьнице на бантик повязать.
В этом смысле мы пока все – современники блокады, младшие современники того поколения ленинградцев, которое 900 дней вместо хлеба жрало мякинный суррогат агитпропа.
А тот хлеб, который мог спасти тысячи жизней – вот он, перед нами, в тоненьком томике ее стихов.
АЧ


Наталья КРАНДИЕВСКАЯ

В ОСАДЕ

Сыну моему Мите посвящаю

(1941–1943)


*       *       *

А беженцы на самолётах
Взлетают в небо, как грачи.
Актеры в тысячных енотах,
Лауреаты и врачи.

Директор фабрики ударной,
Зав-треста, мудрый плановик,
Орденоносец легендарный
И просто мелкий большевик.

Все, как один, стремятся в небо,
В уют заоблачных кают.
Из Вологды писали: — Хлеба,
Представьте, куры не клюют! —

Писатель чемодан каракуль
В багаж заботливо сдает.
А на жене такой каракуль,
Что прокормить их может с год.

Летят. Куда? В какие дали?
И остановятся на чём?
Из Куйбышева нам писали —
Жизнь бьет по-прежнему ключом.

Ну, что ж, товарищи, летите!
А град Петра и в этот раз,
Хотите ль вы, иль не хотите,
Он обойдется и без вас!

Лишь промотавшиеся тресты
В забитых наглухо домах
Грустят о завах, как невесты
О вероломных женихах.

1941


*       *       * 

Рембрандта полумрак
У тлеющей печурки.
Голодных крыс гопак, —
Взлетающие шкурки.

Узорец ледяной
На стёклах уцелевших,
И силуэт сквозной
Людей, давно не евших.

У печки разговор,
Возвышенный, конечно,
О том, что время — вор,
И всё недолговечно.

О том, что неспроста
Разгневали судьбу мы,
Что родина свята,
А все мы — вольнодумы.

Что трудно хоронить,
А умереть — не трудно…
Прервав беседы нить
Сирена стала выть
Истошно так и нудно.

Тогда брусничный чай
Разлили по стаканам,
И стала горяча
Кишечная нирвана.

Затихнул разговор.
Сирена выла глуше.
А время, старый вор,
Глядя на нас в упор,
Обкрадывало души.

<1941 или 1942>


*       *       *

В кухне крыса пляшет с голоду,
В темноте гремит кастрюлями.
Не спугнуть её ни холодом,
Ни холерою, ни пулями.

Что беснуешься ты, старая?
Здесь и корки не доищешься,
Здесь давно уж злою карою,
Сновиденьем стала пища вся.

Иль со мною подружилась ты
И в промерзшем этом здании
Ждёшь спасения, как милости,
Там, где теплится дыхание?

Поздно, друг мой, догадалась я!
И верна и невиновна ты.
Только двое нас осталося —
Сторожить пустые комнаты.

<1941>


*       *       *

На стене объявление: «Срочно!
На продукты меняю фасонный гроб
Размер ходовой. Об условиях точно —
Гулярная, девять». Наморщил лоб
Гражданин в ушанке оленьей,
Протер на морозе пенсне,
Вынул блокнот, списал объявленье.
Отметил: «справиться о цене».
А баба, сама страшнее смерти,
На ходу разворчалась: «Ишь, горе великое!
Фасо-о-нный ещё им, сытые черти.
На фанере ужо сволокут, погоди-ка».

1942


*       *       *

Шаркнул выстрел. И дрожь по коже,
Точно кнут обжёг.
И смеётся в лицо прохожий:
«Получай паек!»
За девицей с тугим портфелем
Старичок по панели
Еле-еле бредет.
«Мы на прошлой неделе
Мурку съели,
А теперь — этот вот...»
Шевелится в портфеле
И зловеще мяукает кот.
Под ногами хрустят
На снегу оконные стекла.
Бабы мрачно, в ряд
У пустого ларька стоят.
«Что дают?» — «Говорят,
Иждивенцам и детям — свекла».

Зима 1941–1942


*       *       *

На салазках кокон пряменький
Спеленав, везет
Мать заплаканная, в валенках,
А метель метет.
Старушонка лезет в очередь,
Охает, крестясь:
«У моей вот тоже дочери
Схоронен вчерась.
Бог прибрал, и, слава Господу,
Легше им и нам.
Я сама-то скоро с ног спаду
С этих сό ста грамм».
Труден путь, далек до кладбища.
Как с могилой быть?
Довести сама смогла б ещё,
Сможет ли зарыть?
А не сможет — сложат в братскую,
Сложат как дрова
В трудовую, ленинградскую,
Закопав едва.
И спешат по снегу валенки, —
Стало уж темнеть.
Схоронить трудней, мой маленький,
Легче — умереть.

Зима 1941–1942


*       *       *

Как привиденья беззаконные,
Дома зияют безоконные
На снежных площадях.
И, запевая смертной птичкою,
Сирена с ветром перекличкою
Братаются впотьмах.
Вдали над крепостью Петровою
Прожектор молнию лиловую
То гасит, то зажжёт.
А выше — звёздочка булавкою
Над Зимней светится канавкою
И город стережёт.

Зима 1941–1942


*       *       *

Смерти злой бубенец
Зазвенел у двери.
Неужели конец?
Не хочу, не верю!

Сложат, пятки вперёд,
К санкам привяжут.
— Всем придет свой черёд, —
Прохожие скажут.

Не легко проволочь
По льду, по ухабам.
Рыть совсем уж невмочь
От холода слабым.

Отдохни, мой сынок,
Сядь на холмик с лопатой.
Съешь мой смертный паек,
За два дня вперед взятый.

Февраль 1942


*       *       *

За спиной свистит шрапнель.
Каждый кончик нерва взвинчен.
Бабий голос сквозь метель:
«А у Льва Толстого нынче
Выдавали мервишель!»

Мервишель? У Льва Толстого?
Снится, что ли, этот бред?
Заметает вьюга след.
Ни фонарика живого,
Ни звезды на небе нет.

Зима 1941–1942


*       *       *

С детства трусихой была,
С детства поднять не могла
Веки бессонные Вию.
В сказках накопленный хлам
Страх сторожил по углам,
Шорохи слушал ночные.

Крался ко мне вурдалак,
Сердце сжимала в кулак
Лапка выжиги сухая.
И, как тарантул, впотьмах
Хиздрик вбегал на руках,
Хилые ноги вздымая.

А домовой? А кащей?
Мало ль на свете вещей,
Кровь леденящих до дрожи?
Мало ль загробных гонцов,
Духов, чертей, мертвецов
С окаменевшею кожей?

Мало ль бессонных ночей
В бреднях, смолы горячей,
Попусту перегорало?
Нынче пришли времена, —
Жизнь по-простому страшна,
Я же бесстрашною стала.

И не во сне — наяву
С крысою в кухне живу,
В обледенелой пустыне.
Смерти проносится вой,
Рвётся снаряд за стеной, —
Сердце не дрогнет, не стынет.

Если о труп у дверей
Лестницы чёрной моей
Я в темноте спотыкаюсь, —
Где тут страх, посуди?
Руки сложить на груди
К мёртвому я наклоняюсь.

Спросишь: откуда такой
Каменно-твёрдый покой?
Что же нас так закалило?
Знаю. Об этом молчу.
Встали плечом мы к плечу, —
Вот он покой наш и сила.

1942


*       *       *

Идут по улице дружинницы
В противогазах, и у хобота
У каждой, как у именинницы,
Сирени веточка приколота.

Весна. Война. Всё согласовано.
И нет ни в чём противоречия.
А я стою, гляжу взволнованно
На облики нечеловечии.

1942


*       *       *

Вдоль проспекта — по сухой канавке
Ни к селу, ни к городу цветы.
Рядом с богородицыной травкой
Огоньки куриной слепоты.

Понимаю, что июль в разгаре
И что полдень жатвы недалёк,
Если даже здесь, на тротуаре,
Каблуком раздавлен василёк.

Понимаю, что в блокаде лето,
И как чудо здесь, на мостовой,
Каменноостровского букета
Я вдыхаю запах полевой.

Лето 1942


*       *       *

На крыше пост. Гашу фонарь.
О, эти розовые ночи!
Я белые любила встарь, —
Страшнее эти и короче.

В кольце пожаров расцвела
Их угрожающая алость.
В ней всё сгорит, сгорит дотла
Всё, что от прошлого осталось.

Но ты, бессонница моя,
Без содрогания и риска
Глядишь в огонь небытия,
Подстерегающий так близко,

Заворожённая глядишь,
На запад, в зарево Кронштадта,
На тени куполов и крыш…
Какая глушь! Какая тишь!
Да был ли город здесь когда-то?


НОЧЬЮ НА КРЫШЕ

В небе авиаигрушки,
Ни покоя им, ни сна.
Ночь в прожекторах ясна.
Поэтической старушкой
Бродит по небу луна.

И кого она смущает?
Кто вздыхает ей вослед?
Тесно в небе. Каждый знает,
Что покоя в небе нет.
Истребитель пролетает,
Проклиная лунный свет.

До луны ли в самом деле,
Если летчику глаза
И внимание в обстреле
От живой отводит цели
Лунной влаги бирюза?

Что же бродишь, как бывало,
И качаешь опахало
Старых бредней над землёй?
Чаровница, ты устала,
Ты помехой в небе стала, —
Не пора ли на покой?

1942


*       *       *

Майский жук прямо в книгу с разлёта упал
На страницу раскрытую — «Домби и сын».
Пожужжал и по-мёртвому лапки поджал.
О каком одиночестве Диккенс писал?
Человек никогда не бывает один.

1942


*       *       *

Свидание наедине
Назначил и мне командор.
Он в полночь стучится ко мне,
И входит, и смотрит в упор.
Но странный на сердце покой.
Три пальца сложила я в горсть.
Разжать их железной рукой
Попробуй, мой Каменный Гость.

<1943>


*       *       *

Лето ленинградское в неволе.
Всё брожу по новым пустырям,
И сухой репейник на подоле
Приношу я в сумерках к дверям.

Белой ночью всё зудит комарик,
На обиды жалуется мне.
За окном шаги на тротуаре —
Кто-то возвращается к жене.

И всю ночь далекий запах гари
Не дает забыть мне о войне.

Лето 1943


*       *       *

Если птица залетит в окно,
Это к смерти, люди говорят.
Не пугай приметой. Всё равно
Раньше птиц к нам пули залетят.

Но сегодня, — солнце ли, весна ль —
Прямо с неба в комнату нырнул
Красногрудый, стукнулся в рояль,
Заметался и на шкаф порхнул.

Снегирёк, наверно, молодой!
Еле жив от страха сам, небось,
Ты ко мне со смертью иль с бедой
Залетел, непрошенный мой гость?

За диван забился в уголок.
Всё равно! — к добру ли, не к добру,
Трепетанья птичьего комок,
Жизни дрожь в ладони я беру, —

Подношу к раскрытому окну,
Разжимаю руки. Не летишь?
Всё ещё не веришь в глубину?
Вот она! Лети, лети, глупыш!

Смерти вестник, мой недолгий гость,
Ты нисколько не похож на ту,
Что влетает в комнаты, как злость,
Со змеиным свистом на лету.

1943


*       *       *

По радио дали тревоги отбой.
Пропел о покое знакомый гобой.
Окно раскрываю и ветер влетает,
И музыка с ветром. И я узнаю
Тебя, многострунную бурю твою,
Чайковского стон лебединый, — шестая,
По-русски простая, по-русски святая,
Как родины голос, не смолкший в бою.

1943


* * *

А муза не шагает в ногу, —
Как в сказке, своевольной дурочкой
Идёт на похороны с дудочкой,
На свадьбе — плачет у порога.

Она на выдумки искусница,
Поёт под грохот артобстрела
О том, что бабочка-капустница
В окно трамвая залетела,

О том, что заросли картошками
На поле Марсовом зенитки
И под дождями и бомбёжками
И те и эти не в убытке.

О том, что в амбразурах Зимнего
Дворца пустого — свиты гнезда,
И только ласточкам одним в него
Влетать не страшно и не поздно,

И что легендами и травами
Зарос, как брошенная лира,
Мой город, осиянный славами,
Непобеждённая Пальмира!

1943

Сайт ее здесь:
http://krandievskaya.narod.ru/Index.htm

 


Комментарии (0)

"Участковый"

Понедельник, 02 Октября 2023 г. 01:12 + в цитатник
Это цитата сообщения Капочка_Капа [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

мелодрама - "Участковый" (Япония) 1-2 сезон

Экранизация одноименного произведения Сакамото Рехэя

Энами Ацуси трудился в качестве офицера полиции одного убойного отдела в столице и выполнял свой профессиональный долг на все 100%. Правда, вся его жизнь в скором времени кардинальным образом поменяется, когда его понизят в должности и отправят работать в качестве полицейского в небольшой город Окутама.

Энами не знает, как к этому относиться, так же как и не знает, что его ждет в должности участкового. Он предполагает, что его работа теперь станет скучной и размеренной — но так ли это на самом деле? Как к работе в участке Мидзунэ отнесется главный герой, как местные жители примут нового сотрудника полиции? Жители этого города изначально будут странно настроены по отношению к нему, но в скором времени все изменится..

Участковый (Япония) 1-2 сезон смотреть онлайн


Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Татьяна Пилецкая

Воскресенье, 02 Июля 2023 г. 18:03 + в цитатник
Это цитата сообщения L7753191 [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Потрясающей Татьяне Пилецкой 95!

 

0_1a30b6_abacdaaa_orig



https://vk.com/video-211027539_456240651

Потрясающей Татьяне Пилецкой 95!

Сегодня Она одна из самых красивых актрис советского кино и одна из старейших действующих актрис в российской киноиндустрии. Блистательной Татьяне Пилецкой 95 лет!

Татьяна Пилецкая.Фото Яндекс.Картинки

Семья

Читать далее...


Понравилось: 2 пользователям

Шкарубо Валерий Фёдорович

Пятница, 24 Февраля 2023 г. 09:24 + в цитатник
Это цитата сообщения ovenca [Прочитать целиком + В свой цитатник или сообщество!]

Как много в жизни нам отведено. Художник Шкарубо Валерий Фёдорович (Беларусь, 1957-2020)

 

Слышишь - какая тишина?
Это просто на небе придумывают
новую порцию наших судеб.

Аля Кудряшова


Воспоминание

Е. Дога - Чёрная вуаль


Как много в жизни нам отведено!
Увидеть свет. Босым земли коснуться.
Познать любовь. И пригубить вино.
Испить тоски и к радости вернуться.

Зерно судьбы очистить от плевел.
Дитя дать миру. Ощутить предел.
И на пороге жадно оглянуться —
ах, сколько же ещё я не успел...

Татьяна Славская


Расставание

Читать далее...


Понравилось: 1 пользователю

Поиск сообщений в BABUSHKA-STARUSHKA
Страницы: [6] 5 4 3 2 1 Календарь