"... В ее глазах, как в двух блестящих капельках прозрачной воды, он увидел
свое отражение, темное и крохотное, но до мельчайших подробностей точное -
даже складки у рта,- как будто ее глаза были двумя волшебными кусочками
лилового янтаря, навеки заключившими в себе его образ. Ее лицо, обращенное
теперь к нему, казалось хрупким, матово-белым кристаллом, светящимся изнутри
ровным, немеркнущим светом. То был не электрический свет, пронзительный и
резкий, а странно успокаивающее, мягкое мерцание свечи. Как-то раз, когда он
был ребенком, погасло электричество, и его мать отыскала и зажгла последнюю
свечу. Этот короткий час, пока горела свеча, был часом чудесных открытий:
мир изменился, пространство перестало быть огромным и уютно сомкнулось
вокруг них. Мать и сын сидели вдвоем, странно преображенные, искренне желая,
чтобы электричество не включалось как можно дольше..." * * *
"...Он снова взглянул на стену. Как похоже ее лицо на зеркало. Просто
невероятно! Многих ли ты еще знаешь, кто мог бы так отражать твой
собственный свет? Люди больше похожи на... он помедлил в поисках сравнения,
потом нашел его, вспомнив о своем ремесле,- на факелы, которые полыхают во
всю мочь, пока их не потушат. Но как редко на лице другого человека можно
увидеть отражение твоего собственного лица, твоих сокровенных трепетных
мыслей!
Какой невероятной способностью перевоплощения обладала эта девушка! Она
смотрела на него, Монтэга, как зачарованный зритель в театре марионеток,
предвосхищала каждый взмах его ресниц, каждый жест руки, каждое движение
пальцев.
Сколько времени они шли рядом? Три минуты? Пять? И вместе с тем как
долго! Каким огромным казалось ему теперь ее отражение на стене, какую тень
отбрасывала ее тоненькая фигурка! Он чувствовал, что если у него зачешется
глаз, она моргнет, если чуть напрягутся мускулы лица, она зевнет еще раньше,
чем он сам это сделает..."
* * *
"... Один, два, три, четыре, пять, шесть, семь дней. И каждый день, выходя
из дому, он знал, что Кларисса где-то здесь, рядом. Один раз он видел, как
она трясла ореховое дерево, в другой раз он видел ее сидящей на лужайке -
она вязала синий свитер, три или четыре раза он находил на крыльце своего
дома букетик осенних цветов, горсть каштанов в маленьком кулечке, пучок
осенних листьев, аккуратно приколотый к листу белой бумаги и прикрепленный
кнопкой к входной двери. И каждый вечер Кларисса провожала его до угла. Один
день был дождливый, другой ясный, потом очень ветреный, а потом опять тихий
и теплый, а после был день жаркий и душный, как будто вернулось лето, и лицо
Клариссы покрылось легким загаром.
- Почему мне кажется,- сказал он, когда они дошли до входа в метро,-
будто я уже очень давно вас знаю?
- Потому что вы мне нравитесь,- ответила она,- и мне ничего от вас не
надо. А еще потому, что мы понимаем друг друга..."
* * *
"...
Когда-то в древности жила на свете глупая птица Феникс. Каждые
несколько сот лет она сжигала себя на костре. Должно быть, она была близкой
родней человеку. Но, сгорев, она всякий раз снова возрождалась из пепла. Мы,
люди, похожи на эту птицу. Однако у нас есть преимущество перед ней. Мы
знаем, какую глупость совершили..."